Плавание как средство психомоторного развития ребенка дошкольного возраста
статья по физкультуре (старшая группа) по теме

Кривенцева Надежда Николаевна

Статья о влиянии плавания на психомоторное развитие ребенка дошкольного возраста. Психомоторика соединяет воедино моторное и психическое развитие ребенка дошкольного возраста. Одно не отделимо от другого. Моторное развитие ведет за собой психическое развитие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Плавание как средство психомоторного развития детей

дошкольного возраста с нарушениями зрения

                                        Кривенцева Надежда Николаевна.  

Инструктор по физической культуре (плавание)

ГБОУ №1889  ЗОУО ДО г. Москвы

Проблема психомоторного развития ребенка принадлежит к числу наиболее значимых в современной общей и специальной дошкольной педагогике, общей и специальной детской психологии. Это закономерно, поскольку на первых этапах онтогенеза характерной чертой развития является его синкретичность, когда психика и моторика находятся в неразрывном единстве (Л.С.Выготский, A.B.Запорожец, М.М.Кольцова, А.Н.Леонтьев и др.). Оценка развития ребенка дошкольного возраста, в связи с этим, рассматривается именно по показателю психомоторного развития, а не отдельных процессов и функций. Одну из важнейших функций психики, обеспечивающую познавательную деятельность ребенка выполняет психомоторика. Она представляет собой целостный механизм развития психики ребенка, объединяющий эмоции, мышление и движения в единое целое, которые имеют сознательный и целенаправленный характер. Психомоторика включает взаимосвязанные процессы, определяющие деятельное состояние реализации способностей для удовлетворения своих потребностей, она является инструментом для реализации практической деятельности, обеспечивает восприятие и реагирование на внешнюю информацию, гармоническому развитию мышления, чувств и воображения. Развитие координированных движений требует от ребенка подчинения своей воле сложной биомеханики собственного тела, умения соответствующими движениями вести тело к цели. Поэтому степень психомоторного развития ребенка определяет уровень развития его мышления.

В процессе развития ребенка большую роль начинает играть сенсорная коррекция движений, а подвижность мышления ребенка обеспечивает ловкость и пластичность его движений, возможность владения движениями в экстремальной ситуации и решения новых двигательных задач. В процессе развития каждый ребенок проходит школу практического мышления, поэтому дети, ограниченные в двигательной активности, отстают от ровесников в умственном развитии, а недоразвитие психомоторики у ребенка ведет к недоразвитию мышления. Взаимодействие различных форм психомоторики представляет универсальный механизм, который обеспечивает гармоническое развитие ребенка. Высокая значимость психомоторики определяет необходимость ее подготовки у детей дошкольного возраста, так как именно она осуществляет психическую регуляцию учебно-познавательной деятельности ребенка и занимает центральное место в психологической картине трудностей  развития ( Мастюкова Е.М. и др.).

Одним из наиболее известных отечественных исследователей психомоторики Н.И. Озерецким для изучения двигательной активности человека было предложено понятие «моторная одаренность». Точное, быстрое и последовательное «приспособление» к новому движению, по его мнению, позволяет говорить о «моторной одаренности», или, если этого не происходит, о «психомоторной недостаточности» человека.

    Проблема психомоторики становится особенно актуальной для детей с нарушениями зрения, что связанно с необходимостью обеспечения процесса восстановления нарушенных психических функций, в том числе и двигательных функций. Исследования ученых (Л.И. Солнцева, А.Г. Литвак,  Л.И.Плаксина и др.) показали, что нарушения зрения у ребенка с раннего возраста создают трудности спонтанного накопления им сенсорного опыта, что задерживает формирование психических процессов. Риск возникновения стрессового состояния особенно велик при нарушении условий для нормального физического развития. Ощущение физического здоровья, своих физических возможностей и телесного благополучия способствует устойчивому чувству комфорта. Использование движения в качестве противовеса отрицательным эмоциям, дарит мышечную радость, создавая устойчивое настроение (Н.П. Бехтерева, И.П. Павлов).

    Современная психология рассматривает психомоторику как шестой орган чувств, который характеризуется работой триады: энергией, мышлением и чувствами. Биологической особенностью двигательной системы является свойство накапливать в себе энергию, предназначенную для сохранения гомеостаза внутренней среды, при этом, чем больше она испытывает нагрузку, тем больше способна накапливать энергетической потенциал. Это необходимо для регуляции действий, поведения и деятельности ребенка. Развитие психомоторики определяется формированием общей моторики, навыков поведения, развитием тонкой моторики рук, зрительно-моторной координации и кинестезии, что в целом обеспечивает возможность выполнения произвольных движений и действий. Средством развития психомоторики в нашей работе были выбраны занятия  плаванием.

Создание положительных эмоций в занятиях: наличие хорошего контакта с педагогом, включение комплекса коррекционных и развивающих игр и упражнений, использование музыкального фона, соблюдение принципа компенсаторной направленности детей на основе сенсорного восприятия действительности, активное участие в процессе познавательной, игровой деятельности сохранных анализаторов (остаточного зрения, слуха, обоняния, осязания, температурной чувствительности и др. ощущений), является  активным средством психомоторного развития детей дошкольного возраста во всех возрастных группах.

  Навык сохранения правильной осанки и умения ориентироваться в пространстве переносится ребенком в повседневную самостоятельную деятельность без каких-либо скидок на недостаток зрения.

Основными показателями успешной работы по стимулированию развития психомоторики средствами плавания является позитивно - эмоциональное отношение ребенка к воде, адекватная (критичная) самооценка плавательных возможностей, общее позитивное самовосприятие, снижение психоэмоционального  напряжения.

Таким образом, возникает явное противоречие между объективно существующей общественной необходимостью улучшения показателей психомоторного  развития, повышения уровня  подготовленности данных детей, укрепления их здоровья, а значит и социализации в здоровое общество сверстников, и отсутствием научно-обоснованных методик непрерывных педагогических воздействий в рамках адаптивного физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения для устранения  негативных отклонений в психомоторном развитии  и состоянии здоровья.

Список литературы

1.Солнцева Л.И. Психология детей с нарушениями зрения. М.- 2006.

2.Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М.,1973.

 3.Плаксина Л.И. Психолого-педагогические вопросы обучения детей с нарушениями зрения. М.: ИКП РАО, 1995.

4. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека. Уч. для вузов 1-е изд. 2003

5. Корнилов К.Н. Естественнонаучные предпосылки психологии. М., 1999.

6. Кривенцева Н.Н. Материалы Третьей международной конференции дефектологов. 3-я часть. Проблемы раннего выявления нарушений развития и оказание коррекционной помощи детям в условиях образовательного учреждения. М.: 2008. стр. 29-33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Логоритмика как средство психомоторного развития детей дошкольного возраста"

Настоящий проект направлен на психомоторное и речевое развитие детей методами логоритмики. Рекомендовани для использования воспитателями и специалистами ДОУ, педагогами дополнительного образования, уч...

Плавание как основа разностороннего развития ребенка дошкольного возраста

Здоровье – драгоценный дар, который человек получает от природы. Недаром в народе говорят: “Здоровому – все здорово”. Об этой простой и мудрой истине следует помнить всегда....

"Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка дошкольного возраста"

Детская игра- исторически возникающий вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности.Основы се...

Презентация. Тема: «Работа с бумагой в технике оригами, как эффективное средство разностороннего развития ребенка дошкольного возраста.»

ИСТОРИЯ ОРИГАМИО таком виде искусства, как оригами, слышал, наверняка, каждый современный человек. Однако часто даже тот, кто любит проводить свое свободное время, складывая всевозможные фигурки из бу...

"Работа с иллюстрированными кубиками как средство психомоторного развития детей дошкольного возраста с ОВЗ"

Методическая разработка в форме презентации содержит слайды с рекомендациями и фото. С чего начать работу с иллюстрированными кубиками, как выбрать нужные, какие приёмы использовать? Материал предназн...