нетрадиционное родительское собрание в I младшей группе «Карапузы» «Путешествие в страну игр»
материал (младшая группа) на тему

Припачкина Евгения Павловна

Форма проведения: игровой практикум.

Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего   дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №20»

Протокол: № 4 нетрадиционное родительское собрание в I младшей группе «Карапузы»

«Путешествие в страну игр»

Время проведения: от 12 мая 2015 года.

Председатель: Припачкина Е. П. – воспитатель

Секретарь:       Меркурьева С. В. – воспитатель

Присутствовало    человек

  1. Аверьянова Ю. С.
  2. Курилова А. О.
  3. Кочнева А. А.
  4. Курилова Д. А.
  5. Шелюжак К. М.
  6. Богданович Н. В.
  7. Харчина О. И.
  8. Адаськова И.В.
  9. Чичугина О. В.
  10. Бархатова О. И.
  11. Торошелидзе С. Г.
  12. Мартын М. В.
  13. Полонская Н. В.
  14. Суходимцева Н. С.
  15. Гладкова А. А.

Форма проведения: игровой практикум.

Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего   дошкольного возраста.

Повестка дня:

  1. ознакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей, направленных на последовательное развитие у детей восприятия    цвета,  формы, величины предметов.
  2. активизировать педагогический  опыт родителей по теме  собрания;
  3. укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.

Участники: родители, воспитатели, старший воспитатель.

Место проведения: музыкальный зал.

План проведения:

1.Вступительный этап:

·         введение в проблему;

·         создание проблемной ситуации.

2. Основная часть:

·         игротека в форме путешествия на поезде по станциям.

3.Подведение итогов собрания:

·         обратная связь;

·         решение родительского собрания;

·         рефлексия.

Вступительный этап

           

Добрый день, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

        Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

           Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. И, конечно, своими открытиями очень хочется поделиться, особенно с теми, кого любишь больше всех. Но, к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что совсем  не остается времени на свое чадо. И все же мы уверены, что необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребенком, поиграть с ним и чему – то научить. Сегодня мы хотим поделиться своим опытом работы с детьми и поговорить о сенсорных дидактических играх, в которые мы играем в детском  саду и  в которые мы советуем играть дома.  И проведём мы нашу встречу  не совсем обычно, в форме игры - путешествия в страну Сенсорику. Но сначала немного в памяти освежим, что же, это такое сенсорное развитие. 

               В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. На втором- третьем году жизни,  дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

       

       Основная задача сенсорных дидактических игр для малышей – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения, занятиях ИЗОдеятельности, конструирования позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их  разнообразных ситуациях, повседневной жизни.

          -Какие дидактические сенсорные игры есть у вас дома?

          -Как в них вы играете со своим ребёнком?  

          -Чему могут научить ребёнка эти игры?  (ответы родителей)    

             Сегодня мы предлагаем вам пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию детей младшего возраста, познакомиться с дидактическими играми, пособиями, направленными на усвоение сенсорных эталонов. А так как вы родители маленьких детей, а все дети любят играть, то я вам предлагаю вспомнить детство и  понять, как через дидактическую игру дети должны усваивать сенсорные знания.

           Забудьте  на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. Тогда мы отправляемся с вами в путешествие в страну игр!!! 

                (Звучит сказочная  мелодия. Воспитатели надевают корону, накидку, берут  в руки  волшебную палочку)

Вот мы палочкой взмахнем -   (действия выполняются по содержанию текста)

Загадаем чудо!    

Всем родителям поможем  

Доброй феей будем!

Палочка-чудесница,

Волшебная кудесница!

Поскорей встали в круг,

За руки все взялись вдруг.

Будем рядом стоять,

Глазки закрывать!

А теперь начнём вращаться,

В ребятишек превращаться!

Подарим вам ленточки, ( раздает резинки, заколки)

Подарим вам бантики!

Быстро наряжаемся

В поездку собираемся!

Паровоз давно вас ждет,

В страну игр  повезёт!

(Звучит песенка из м/ф «Паровозик из Ромашково», родители  становятся «паровозиком»)

Солнышко светит, 
Облака плывут, 
Паровозик едет 
Тук тук тук тук тук. 
Тук тук тук колеса, 
Мчится паровоз, 
Он в страну Сенсорику
Всех детей привез!

1.-Внимание! Наш поезд прибывает на станцию. Как она называется, вы знаете? А кто же это нас встречает? Выходите из вагонов, садитесь по удобнее, будем выяснять.

Он в яйце есть и в цыпленке,                              
В масле, что лежит в масленке,
В каждом спелом колоске,
В солнце, в сыре и в песке. (желтый цвет) (выставляются  человечки соответствующего цвета)

Он с лягушкой может квакать,
Вместе с крокодилом плакать,
Из земли с травой расти,
Но не может он цвести  (зелёный цвет)

Всех быков он возмущает,
Ехать дальше запрещает,
Вместе с кровью в нас течет,
Щеки всем врунам печет (красный цвет)

Им треть флага занята,
Он в название кита,
И в букете васильковом,
И на ящике почтовом (синий цвет)

Догадались, как станция называется? Станция «Цветная». И жители этой станции цветные человечки предлагают вам научиться играть в «цветные» игры. Но чтобы правильно выполнить все задания необходимо размять наши пальчики и заставить их немного поработать

Пальцевая игра «Пальчики работают»

(Выполнять одновременно двумя руками) 

Палец толстый и большой в сад за сливами пошел.

(Поднять большой палец, пошевелить им.)

Указательный с порога указал ему дорогу.

Средний палец самый меткий: он сбивает сливы с ветки.

(Выполнять щелчки большим и средним пальцами.)

Безымянный поедает. (Поднести безымянный палец ко рту.)

А мизинчик-господинчик в землю косточки сажает. (Постучать мизинцем по столу.)

Игра 1. «Построим башню» 

Цель: учить различать цвета по принципу «такой - не такой».

      Высыпьте разноцветные кубики на пол и предложите малышам построить башню, например, красного цвета. Покажите детям красный кубик и поставьте его на пол: «давайте построим  башню такого цвета! Найдите такие же кубики». Помогите малышу прикладывать кубики к тому, что уже стоит в основании башни и сравнить их( «такой» «не такой»).Если кубик такой, поставьте его с верху. Если «не такой», предложите принести другой кубик. В конце игры назовите цвет башни:» Вот какая у нас получилась красивая красная башня!». (демонстрация игры с 1 родителем).

  В следующий раз можно предложить малышам самостоятельно построить башни. Дайте детям по одному кубику и попросите их найти в коробке кубики таких же цветов. Побеждает тот, кто первым построит башню. (играют все родители)

Игра 2. «Разноцветные флажки»

- веселая, подвижная игра-разминка для детей от двух лет, направленная на развитие внимания и реакции детей. Так же позволяет закрепить знание цвета.

Описание игры: 
Для игры нужно взять несколько разноцветных флажков. Когда ведущий поднимает красный флажок – дети должны, например, подпрыгнуть; зеленый – хлопнуть в ладоши; синий – шагать на месте, желтый – взяться за руки и т.п.

 

Игра 3. «Разложи по баночкам»

Цель: Учить находить предмет определенного цвета по образцу; закреплять знания цветов.

Материалы: Небольшие предметы разных цветов; маленькие баночки, коробка побольше.

Описание игры: Поставьте перед ребёнком несколько маленьких баночек и коробочку побольше,  в которой перемешаны предметы разных цветов. Предложите ребёнку разложить предметы по баночкам в соответствии с цветом. Начните выполнять задание, положив по одному предмету в каждую из маленьких баночек.  Сначала предлагайте детям предметы 2-4 цветов (по 4-8 шт. одного цвета). Со временем кол-во предметов и цветов увеличить.

- Спасибо,  цветные человечки, что показали интересные игры, которые знакомят с цветом. А нам пора в путь. Быстрее занимаем вагоны и едем дальше (Звучит музыка, паровоз едет дальше)

Солнышко светит, 
Облака плывут, 
Паровозик едет 
Тук, тук, тук, тук, тук. 
Тук, тук, тук колеса, 
Мчится паровоз, 
Наследующую станцию

Он  детей привез!

Игра 1. «Волшебный мешочек».

Обучающиеся по очереди опускают руку в мешочек с деревянными  геометрическими фигурами и пытаются определить форму попавшейся в руку фигуры, затем достают фигуру и называют ее цвет (например, «треугольник, красный»).

Игра 2. «Прятки». Те фигуры, которые обучающиеся достали из «чудесного мешочка» (5 штук) воспитатель ставит к себе на стол (или на наборное полотно) и просит обучающихся запомнить их расположение, затем накрывает их платком и незаметно убирает одну из фигур. После этого учащиеся должны определить, какая фигура «спряталась».

Динамическая пауза.

Мы ногами топ-топ

Мы руками хлоп-хлоп

Мы глазами миг-миг

Мы плечами чик-чик

Раз сюда, два сюда

Повернись вокруг себя.

Раз-присели, два-привстали

Ручки к верху мы подняли

Раз-два, раз-два

Вот и кончилась игра.

А веселый паровоз нас опять зовёт в дорогу. Занимаем скорее места (звучит музыка) Едем дальше!

Вагончики, вагончики,

По рельсам тарахтят,

Везут на станцию ИЗО

Компанию ребят.

Чох-чох, чу-чу

Паровоз летит

Чох-чох, чу-чу

Паровоз гудит»

3.- Ну, вот и приехали, кто нас встречает? (Веселый человечек-художник Карандаш). Не удивляйтесь, мы приехали на удивительную станцию. Карандаш нас научат необычно рисовать. (  Родители садятся за столы, на которых стоит оборудование для нетрадиционного рисования)

Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и  напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой. (В I младшей группе нетрадиционное рисование практикуют  пальчиками и ладошкой)

       -Вот наши волшебные краски вам предлагают нетрадиционно порисовать. Согласны?

                 Могут все детишки смело  рисовать.
                 И не только кистью, можно вытворять.
                 Пальцем ткнуть, и носом,
                 А печатать - ладошкой, а ещё в придачу - 
                 Маленькою ножкой.
                 Вот и разрисуем  мир мы, в яркий цвет,
                 Удивительный и радостный, этот свет. (Н..Биушкина) 

(Звучит мелодия, появляется незаконченная «картина» нарисованная на ватмане, которую  ладошками и пальчиками нарисовали дети)

       - Это наши юные художники старались для своих мам и пап в нетрадиционной технике нарисовать  красивую картину, но не успели.

-Вы узнали, в какой технике выполнена работа? (рисование ладошкой и пальчиками)

-Какие цвета использовались? (основные: зеленый, синий, красный)

-А какого цвета не хватает? (желтого).

-Давайте поможем нашим детям завершить этот шедевр. Чего так не хватает на картине? (солнышка)

-Вот вам задание, используя нетрадиционную технику рисования и вашу фантазию, нарисуйте все вместе солнышко.  Но как положено перед работой разомнём пальчики.

Физминутка

Нарисуем желтый круг, (вверху над головой  соединить большие и средние пальцы) 
После лучики вокруг – (руки вытянуть вперёд, соединить  запястья, расставить широко пальцы)
Пусть на белом свете
Ярче солнце светит!
На детей и на цветы, (сжимать и разжимать пальцы)
Смотрит солнце с высоты,
Чтоб росли скорее (трём ладошку об ладошку)
Их теплом согреет ( руки в «замок»)

(Звучит песенка про солнышко, родители выполняют задание, оставляют отпечатки своих ладоней в форме лучей солнца)

     -Какая красота! Вот чудо! Ладошки превратились в лучики солнца! Молодцы!

Время ручки отмывать:        (родители моют руки, вытирают,  звучит мелодия) 

                  А паровоз снова зовёт нас в путь.

Вагончики, вагончики,

По рельсам тарахтят,

Везут на станцию игрушек

Компанию ребят.

4.--Наш поезд прибыл на конечную станцию «Игрушечную». Посмотрите, сколько различных игр, развивающих сенсорный опыт детей, нас встречает. Здесь игры купленные в магазине и сделанные руками воспитателей и родителей. Наша задача, как говориться, дёшево и  сердито научиться делать игры из подручного и бросового материала, который имеется в каждом доме. Посмотрите, какое разнообразие! В группе дети в них с большим удовольствием играют. Сейчас  с некоторыми  из них мы познакомимся (знакомство с играми)

        Играя, ребёнок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения. У ребёнка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность.

 

5.-С вашего позволения мы опять станем феей, так как настало время вам превращаться во взрослых. (Звучит сказочная мелодия)

Вот я палочкой взмаху -   (действия выполняются по содержанию)

Загадаю чудо!    

Всем ребятам помогу

Доброй феей буду!

Палочка-чудесница,

Волшебная кудесница!

Поскорей встали в круг,

За руки все взялись вдруг.

Будем рядом стоять,

Глазки закрывать!

А теперь начнём вращаться,

И во взрослых превращаться.

-В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А  это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т.е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.

Подведение итогов собрания.

-Нам  хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии (воспитатель бросает мяч родителям  и задаёт вопросы)

Обратная связь:

 -Понравилась ли Вам сегодняшняя встреча?
- Чем полезна именно для Вас данная встреча?
- Какие конкретные игровые приёмы Вы будете использовать дома?

-Чему могут научить ребёнка сенсорные дидактические игры?
- Ваши пожелания

    Воспитатель: Я считаю, что цель игротеки достигнута. Мы обратили ваше внимание на то, что необходимо в детском саду и дома проводить с детьми дидактические сенсорные игры, задача которых – помочь ребенку накопить представление о цвете, форме величине предметов и т.д. Познакомили с разновидностями игр, научили, как методически правильно их проводить.

Решения родительского собрания

1.Учитывая важную роль родителей в развитии интереса детей к дидактическим играм, направить усилия на решение следующей задачи: каждой семье организовать вечера дидактической игры, направленные на накопление сенсорного опыта и обогащение чувственных впечатлений детей.

2.Принимать активное участие в жизни детского сада. 

Заключительное слово

Уважаемые родители!

Закончена игра! Она у нас

Рассчитана на один час,

Но, в сенсорную игру, народ,

Играйте дома круглый год!

Рефлексия

        Просим оценить нашу встречу. На входных дверях в приёмной расположен контур паровозика и цветные фишки: если вы полностью удовлетворены содержанием нашей встречи, то прикрепите красный кружок, если частично-синий квадрат, а если не удовлетворены - зелёный треугольник. Желающие могут написать отзывы, свои предложения.

Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания.

Воспитатели:

Припачкина Е. П.

Меркурьева С. В.

Представители родительского комитета:

Курилова А. О.

Кочнева А. А.

Бархатова О. И.

Кочнев Н. Л.

Сценарий родительского собрания в нетрадиционной форме «Учимся играть вместе» во 2 младшей группе

Цель: Обобщить и закрепить представления родителей об игре детей как о ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте. Формировать взаимоотношения родителей с детьми в процессе игры. Дать понять родителям, что они такие же активные участники педагогического процесса, как их дети и педагоги.

Оборудование и наглядность:

• оформлена группа (столы расставлены по кругу, в разных местах группы приготовлены игрушки, атрибуты для сюжетных игр «Доктор» и «Кормление»,

• выставка развивающих игр для ознакомления родителей, которые можно изготовить вместе с ребенком дома, а так же тех, которые рекомендуется приобрести.

• лозунг:

«Играть мы любим очень:

Вы знаете, друзья!

Без игр прожить ребенку

Никак, никак нельзя.

Мы взрослых понимаем -

Сегодня новый век.

Без знаний и учебы

Нет шансов на успех!

Нам тесты предлагают

И все хотят понять:

Чего нам не хватает,

Ну чем нас развлекать?

А мы хотим всего лишь

Спокойно поиграть

В семью, в солдаты, в шашки,

Вприпрыжку поскакать.

И куклы засиделись,

Все ждут и ждут детей,

А мы же ожидаем

Хороших новостей

Что снова поиграем

В компании друзей!

Вернитесь в свое детство,

Побудьте с нами в нем,

И лучшими друзьями

Мы взрослых назовем! »

• Фотовыставка «Играем в группе и на участке»

• методическая литература по обучению детей играм

Подготовительная работа:

• в течение предыдущего периода воспитатели предлагают родителям ознакомиться с консультациями «Игры малышей в семье», «Нужно ли учить детей играть? », проводят тест «Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку? », анкетирование «В какие игры любит играть ваш ребенок? », дают рекомендации, в какие игры можно играть с детьми дома, отвечают на вопросы родителей.

• подготовка показательных фрагментов игр с детьми;

• за неделю до встречи с родителями в группе вывешивается объявление - приглашение:

«Игра - вещь полезная,

игра со взрослыми - вещь очень полезная,

игра с родителями – вещь особо полезная! »

Уважаемые родители!

Приглашаем вас на встречу по теме «УЧИМСЯ ИГРАТЬ ВМЕСТЕ».

Вы не только почерпнете для себя что-то новое, но и увидите фрагменты проведения игр, а также сможете принять активное участие в игре своих детей.

Очень рады будем видеть вас!

Встреча состоится в группе. /. /. г. в 17.30.

Ход встречи:

I часть.

Воспитатель:

- Уважаемые родители!

Игра - что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество. Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Сюжетно-ролевые, подвижные, режиссерские, дидактические, игры-драматизации все это оказывает существенное влияние на развитие психики малыша, и ребенок постепенно осваивает разные виды игр.

В игре формируется произвольность поведения, активизируются познавательные процессы. В игре дошкольник воспроизводит быт и труд взрослых, разные события в жизни семьи, отношения между людьми. В игре он учится подчинять свои желания определенным требованиям - это важнейшая предпосылка воспитания воли. В игре значительно легче подчиниться правилу, связанному с выполнением взятой на себя роли. Игра - источник развития моральных качеств личности.

В. А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок.

Современные условия жизни таковы, что часто дети могут играть только в детском саду, дома на игру просто не остается времени - родители поставлены в довольно жесткие условия. Они стараются дать детям как можно больше знаний, помочь получить достойное образование.

И как сложно нашим малышам, ведь они - надежда и гордость родителей! Они должны получить очень хорошее образование, оправдать ожидания взрослых. Но нельзя изменить ребенка: он хочет играть с другими детьми и радоваться этому. Он не знает классификации игр, но ему важно, чтобы мы поиграли вместе с ним, дали возможность пообщаться с товарищами, помогли в игре приобрести новых друзей и испытать очень важное чувство - чувство локтя, чувство коллективизма.

Малышу хочется почувствовать себя сильным, умным, смелым, строить, действовать, творить, видеть во взрослом не покровителя, а товарища.

Часто взрослые сами не умеют играть, не знают, как организовать игры ребенка дома, какие игры лучше всего предложить ребенку в соответствии с его возрастом и психическими особенностями.

Понимая актуальность и важность данного вопроса, мы организовали эту встречу, чтобы помочь вам научиться играть вместе со своим ребенком, воспитывая через детскую игру качества, необходимые ему в дальнейшей жизни, в обучении, общении, творчестве.

II часть.

Воспитатель:

- Сейчас мы проведем небольшое соревнование.

(Родителям раздают круги и квадраты) .

- Первая команда - круги, вторая – квадраты. В качестве жюри мы пригласили опытного педагога из другой группы.

1 задание.

- Написать как можно больше детских игрушек и игр, которые вы знаете, любых – подвижных, развивающих, сюжетных и т. д.

2 задание.

Командам раздаются коробки с предметами-заместителями.

- Подумайте и расскажите, чем могут быть эти предметы в детской игре?

(шарик – пирожок, яичко, яблоко и др., кубик – кусочек хлеба, пирожное, домик и т. д.)

Оценивается фантазия и творческое мышление родителей.

3 задание.

- Назовите как можно больше игровых действий в игре

1 команда – «Мишка заболел», 2 команда – «Угостим куклу чаем».

(поставить градусник, потрогать, горячая ли голова, сделать укол; сервировать стол, приготовить угощения, заварить чай и т. д.)

4 задание.

- Придумать и рассказать игру ребенка дома с использованием сюжета сказки

1 команда – «Колобок», 2 команда – «Теремок».

III часть.

- А теперь мы предлагаем командам немного отдохнуть и посмотреть, как играют наши дети.

Показ игр, объединенных сюжетом стихотворения В. Степанова «Вечерняя сказка» :

Пальчиковая игра «Рисунок».

Развивающие игры «Домик из пазлов» и «Спрячь мышку».

Танец-игра «Мышки».

Игра «Кот и мыши».

- Понравилась ли вам игра? Интересно ли было играть вашему ребенку? Увидели ли вы сложности, которые испытал ваш ребенок? Какие?

5 задание.

- Поиграйте с детьми в развивающую игру

1 команда – «Собери бусы», 2 команда – «Закрой двери в домиках».

- Какие сложности вы испытывали при проведении игры?

IV часть.

Подведение итогов конкурса.

- Как вы думаете, что вы получили в качестве приза?

(Новые знания и умения) .

- Понравилась ли вам наша встреча? Что нового вы для себя узнали, чему интересному научились? Будете ли вы стараться учиться играть вместе с ребенком дома?

После встречи воспитатели:

• предлагают родителям познакомиться с выставками методической литературы и развивающих игр;

• предлагают ознакомиться с представленными на стенде фотографиями детей, сделанными во время проведения с ними развивающих, творческих и подвижных игр.

Родительское собрание в 1 младшей группе (ситуативный практикум) Тема: «Возраст упрямства и строптивости»

  

Конкурсанты:

Пуминова Галина Геннадьевна

Воспитатель 1 квалификационной категории

Климова Татьяна Николаевна

Воспитатель 2 квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №48»

г. Тобольск

Форма проведения: ситуативный практикум.

Цель: расширить представление родителей об особенностях возраста трех лет. Выработать совместно с родителями формы помощи и общения с ребенком в этот сложный период.

Задачи:

  • Привлечь родителей к обсуждению различных проблемных ситуаций.
  • Способствовать развитию педагогического и творческого потенциала родителей.
  • Наметить способы преодоления возникающих проблем в воспитании детей в период кризисного возраста.

Участники: родители, воспитатели, дети.

Место проведения: помещение группы.

План проведения

  1. Вступительный этап.
  2. Основная часть:

а) введение в проблему. «Что такое кризис 3 лет»

б) основные симптомы поведения ребенка. Кризис 3 лет. Упражнение «Семизвездие симптомов»

в) обсуждение проблемных ситуаций. Упражнение «Ладошки». Упражнение «Чаша».

          г) советы и рекомендации «Как надо вести себя родителям…».     Игротерапия. Упражнение «Копилка педагогических идей».

      3. Подведение итогов собрания

           а) рефлексия

            б) упражнение «Пожелание»

Ход мероприятия:

  1. Подготовительный этап
  2. Приглашение родителей на встречу:

«Уважаемые родители! Приглашаем вас на беседу о важнейших особенностях и противоречиях психического развития трехлетнего ребенка. Полученные знания помогут вам лучше понять и почувствовать своего малыша. Это позволит ему развиваться более полноценно».

  1. Подготовка оборудования и материалов:
  • название темы встречи
  • видеозапись детской деятельности
  • проблемные ситуации для обсуждения
  • изготовление цветка цветик-семицветик – «Семизвездие симптомов кризиса 3 лет»
  • оформление рекомендаций «Как надо и не надо вести себя родителям во время кризиса ребенка 3 лет» (приложение 1)
  • фотогазета «Остановись мгновение»
  • выставка педагогической литературы для родителей
  1. Организационный этап
  2. Установка видеоаппаратуры.
  3. На мольберте – тема собрания.
  4. Оформление цитат:
  • «Самое главное для ребенка – чтобы его любили таким, какой он есть»  (А. И. Баркан)
  • «Не пытайтесь любыми путями сгладить кризис» (А. И. Баркан)
  • «Чтобы кризис прошел благополучно, любите ребенка»                  (А. И. Баркан)

                                      

  1. Красные и зеленые сигнальные карточки по количеству родителей.
  1. Вступительный этап

(Приветствие родителей, сообщение темы и цели встречи)

       Ваш ребенок почти самостоятельный: ходит, бегает и разговаривает. Ему многое можно доверить самому. Ваши требования непроизвольно возрастают. Ребенок всем пытается помочь вам и вдруг… С вашим любимцем что-то происходит. Он меняется прямо на глазах. И самое главное – в худшую сторону. Вас волнует поведение ребенка. Сегодня мы вместе попытаемся найти  причины изменений в поведении детей  3 лет.

  1. Основная часть

       На новом витке развития (в период от 2 лет 6 месяцев до 3 лет 6 месяцев) вновь повторяется критическая ситуация, которая в научной литературе обозначается специальными терминами: «возраст упрямства, строптивости», «кризис самостоятельности», «кризис независимости», «кризис 3 лет».

       В 3 года дети ожидают от семьи уже признания независимости и самостоятельности. Ребенок хочет, чтобы его мнение спросили, чтобы посоветовались с ним.

       И он не может ждать, что это будет когда-нибудь в дальнейшем. Он просто еще не понимает будущего времени. Ему все надо сразу, немедленно, сейчас. И он пытается любой ценой завоевать самостоятельность и самоутвердить себя в победе, пусть даже приносящей неудобства из-за конфликта с близкими людьми.

       Возросшие потребности трехлетнего ребенка уже не могут быть удовлетворены и прежним стилем общения с ним, и прежним образом жизни. И в знак протеста, отстаивая свое «я», малыш ведет себя «вопреки родителям», испытывая противоречия между «хочу» и «надо».

       Но ведь мы говорим о развитии ребенка. А всякому процессу развития помимо медленных перемен, свойственны и скачкообразные переходы-кризисы. На смену постепенным накоплениям изменений в личности ребенка происходят бурные переломы – ведь невозможно повернуть развитие вспять.

        Представьте себе цыпленка, еще не вылупившегося из яйца. Как безопасно ему там. И все-таки хоть инстинктивно, но он разрушает скорлупу, чтоб выбраться наружу. Иначе он просто задохнулся бы под ней.

        Опека наша для ребенка – та же скорлупа. Ему тепло, ему уютно и безопасно быть под ней. В какой-то миг она ему необходима. Но наш малыш растет, меняясь изнутри, и вдруг приходит срок, когда он сознает, что скорлупа мешает росту. Пусть рост болезненный… и все-таки ребенок уже не инстинктивно, а соз-на-тель-но ломает «скорлупу», чтоб испытать превратности судьбы, познать непознанное, изведать неизведанное. И главное открытие – открытие себя. Он независим, он все может. Но… в силу возрастных возможностей малыш никак не может обойтись без матери. И он за это сердится на нее и «мстит» слезами, возражениями, капризами. Свой кризис он не может утаить, тот, словно иглы у ежа, торчит наружу и весь направлен только против взрослых, которые все время рядом с ним, ухаживают за ним, предупреждают все его желания, не замечая и не понимая, что он уже все может делать сам. С другими взрослыми, со сверстниками, братьями и сестрами ребенок даже и не собирается конфликтовать.

        По мнению психологов, малыш в 3 года переживает один из кризисов, окончание которого знаменует новый этап детства – дошкольное детство.

        Симптомы характерные для поведения ребенка в этот период, Л. Выготский назвал «семизвездием симптомов». Поэтому характеристику кризиса 3 лет мы для вас представили виде цветика – семицветика.

        Родители по желанию «отрывают» по лепестку и зачитывают симптомы, потом идет обсуждение.

http://tmndetsady.ru/upload/news/orig_1f89df9a81ac68e26f6744f712a656df.jpg

  1. Первая из них – негативизм. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек (ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия – сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказано). Но это не непослушание.
  2. Упрямство –это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Упрямство – не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок продолжает настаивать на том, чего ему уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось.
  3. Обесценивание – характеристика кризиса 3 лет, которая будет присуща всем последующим переходным периодам. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам)
  4. Строптивость близка к негативизму и упрямству, но направлена не против конкретного взрослого, а против принятых в семье норм поведения (порядков).
  5. Своеволие – ребенок хочет делать все сам; но это не кризис 1-го года, где ребенок стремиться к физической самостоятельности, а стремиться к самостоятельности намерения, замысла.
  6. Протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями, «ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними».
  7. Деспотизм – диктует свое поведение, проявляет деспотическую власть по отношению ко всему окружающему.

         Как нам, взрослым вести себя рядом с малышом, как объяснить частые капризы и не сорваться на крик от возмущения? Давайте поддержим друг друга советами и личными наблюдениями.

         (Зачитывается ситуация и на видном месте размещаются варианты ответов).

Выскажите свое отношение к данной ситуации. Поднимите зеленую карточку те, кто разделяет это мнение, красную – те, кто против.

http://tmndetsady.ru/upload/news/orig_894727ab8138553397887bec75958447.jpg

           1 ситуация: В магазине ребенок требует что-то купить. Как часто     ребенок капризничает по этому поводу? Как вы реагируете на поток слез и       криков.

2 ситуация: Ребенок не желает есть. Что вы предпримете?

3 ситуация: Ребенок замахивается на бабашку, грубит маме, дерется с отцом. Что же делать?

4 ситуация: Дочь пытается одеться самостоятельно. Делает с трудом. Мама старается помочь. Девочка начинает кричать. Почему? Каковы последствия поведения мамы. Ваши советы.

5 ситуация: Ребенок капризничает по малейшему поводу. Как успокоить ребенка, если он расстроен.

Варианты ответов:

  • Переключите внимание
  • Создадите игровую ситуацию
  • Не будете обращать внимание
  • Постараетесь убедить
  • Будете ругать, стыдить
  • Купите то, что требует
  • Ваш вариант ответа

        Судя по вашей реакции, можно сделать вывод, что каждому из вас  важно знать о психологических, возрастных и индивидуальных особенностях ваших детей. В ответ на агрессию мы подсознательно начинаем сопротивляться, то есть агрессия рождает агрессию.

        Давайте проведем упражнение «Ладошки». Я прошу соединить ладони рук на уроне груди, а затем надавить правой ладонью на левую. Левая рука бессознательно начинает оказывать сопротивление.

        Избавиться от страха, стресса, помогает игротерапия, которая оказывает мягкое психологическое воздействие. (Проводиться игра с детьми «Поймай воздушный шарик» или «Кто больше лопнет мыльных пузырей»). Кроме того есть еще сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия, трудотератия. Разные виды деятельности помогают преодолеть эмоциональное напряжение, вызывают положительные эмоции.

Упражнение «Чаша»

Душа ребенка – это полная чаша. Каким вы хотите видеть своего ребенка? Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить? У каждого из вас есть сердечко (сердечки вырезаны из яркой цветной бумаги или открыток), напишите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка, назовите его и поместите в чашу.

http://tmndetsady.ru/upload/news/orig_da9b53e05215e993c262b5b20befef39.jpg

  1. Подведение итогов собрания

В заключение нашей встречи хочется подвести итог. Мы обсуждали различные ситуации, делились опытом, пополнили свои знания. И так, что же мы положим в свою «Копилку педагогических идей»

  1. Понять, что это временно.
  2. Иметь в запасе множество способов переключения внимания.
  3. Учить ребёнка не кричать, а договариваться.
  4. Если ребенок проявляет деспотическую власть по отношению к окружающим проговорить свои чувства: я устала, я расстроилась, ты меня огорчил.
  5. Пересмотрите свою систему разрешений и запретов.
  6. Используйте игру «Наоборот» - в помощь возьмите игрушки.
  7. Дайте возможность вывести из тела накопленное напряжение – бегать, прыгать, бить подушки, выдувать мыльные пузыри.
  8. Предлагать право выбора. Не предлагать надеть кофту, а спросить: «Какую кофту ты наденешь красную или синюю».
  9. Спросить совета: «Какой творожок купить с курагой или без?»
  10. 10.  Поддерживайте стремление к самостоятельности.
  11. 11.  Быть всем членам семьи единодушным в вопросах воспитания.
  12. 12.  Большую роль играет положительный пример взрослых. Бывает родители требуют от ребенка одного, а сами поступают по-другому.
  13. 13.  Развивать таланты. Играть с детьми, активно включаться в игры, взяв себе какую – нибудь роль.
  14. 14.  А главное, чтобы кризис прошел благополучно, любите ребенка.

        Зачастую проблемы в  поведении детей, их трудности – в нас самих: в нашем диктате и попустительстве, в нашей лжи и двурушничестве, в нашем эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами ребенка, и тогда военные действия, которые вы ведете с ребенком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцариться мир.

         Наиболее правильный ответ на самый трудный вопрос всегда будет связан с сознанием родительской любви к ребенку. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребенку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, и мы все преодолеем».

           Мы приготовили для вас памятки с полезными советами, которые помогут вам в семейном воспитании. (В качестве решения собрания родителям раздаются памятки приложение 1)

Упражнение « Пожелание»

          Предлагаем участникам нашего собрания встать по кругу и, передавая друг другу символический предмет – зажженную свечу, закончить предложение: «Я желаю вам…»

http://tmndetsady.ru/upload/news/orig_fe3e076f4724a92b50d3c2be73b543d9.jpg

 

Приложение 1

Как надо вести себя родителям с маленьким упрямцем

       Обвиняя своего ребенка в упрямстве, задумайтесь, не упрямы ли Вы сами. Достаточно ли у Вас гибкости и воображения, чтобы переключить упрямство ребенка на что-то захватывающее и интересное для него, соответствующее тому полусказочному миру, в котором он живет? Умеете ли Вы отличать оттенки отношений, опираясь на темперамент ребенка, или Вам необходимо только беспрекословное послушание его? Проанализируйте свое поведение по отношению к малышу. Не унижаете ли Вы его?

         Обвиняя своего ребенка в упрямстве, задумайтесь на минутку: нет ли Вашей вины в этом? Не разряжаетесь ли Вы на нем, не скрывая своего раздражения, помня лишь об обязанностях его и забывая о правах? Вспомните, желанным ли он был? А если вдруг нет… Упрям ли он на самом деле или просто жертва конфликта, потому что, когда конфликты в семье постоянны и родители все свое время на поле боя друг с другом, ребенок невольно впитывает их дух.

            Когда как будто Вы ни в чем не виноваты, а послекризисный «дух противоречия» у Вашего ребенка все нарастает и нарастает, волнуя очень и беспокоя его самого, ни в коем случае не ругайте малыша.

           Задумайтесь, что мучает его. Такое поведение обычно сопровождает длительный, неразрешимый для ребенка эмоциональный стресс. Ищите – где источник стресса? Ведь если стресс не прекратится, - то это путь к неврозу.

            Помните, что упрямство может быть проявлением не только возрастных особенностей ребенка, но и свидетельствовать о заболевании малыша.

 Как не надо вести себя родителям с маленьким упрямцем

         Ни в коем случае не требуйте от ребенка невозможного и не пытайтесь унизить его чувство собственного достоинства.

         Не ведите борьбу с ребенком по разным поводам и пустякам.

         Не старайтесь одерживать сплошные победы в своих воспитательных мероприятиях, касающихся особенно неукоснительного выполнения основных режимных моментов (еда, сон и т.д.). Помните, что здоровый ребенок не может беспрекословно подчиняться Вам, а, невольно поддерживая упрямство, Вы создаете почву для неврозов.

         Если Ваш ребенок особенно упрям, прежде чем перевоспитывать его, убедитесь, что он не левша (при некотором доминировании правого полушария у детей очень часто развито упрямство).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НЕТРАДИЦИОННОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ИГРОТЕКА «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ СЕНСОРИКУ»

Ознакомление родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей 3-4 лет, направленных на последовательное развитие у детей восприятия    цвета,  формы, ве...

Сценарий нетрадиционного родительского собрания в игровой форме в I младшей группе «Карапузы» «Путешествие в страну игр»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №20»Республика Коми, г.Ухта  Сценарий нетрадиционного родительского собрания в игровой формев I младшей группе «Карапузы»«Пут...

Родительское собрание во 2 младшей группе. Игротека «Путешествие в страну Сенсорику».

Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего   дошкольного возраста.Задачи:  ознакомить родителей с дидактическими играми, способствующими с...

Нетрадиционное родительское собрание в I младшей группе Игротека «Путешествие в страну Сенсорику»

Нетрадиционное родительское собрание в I младшей группеИгротека «Путешествие в страну Сенсорику»...

Родительское собрание во II младшей группе Игротека «Путешествие в страну Сенсорику».

Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего   дошкольного возраста....

Родительское собрание в первой младшей группе "Игра-путешествие в страну "Сенсорики"

Показать родителям способы и возможности развития мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности....