"Гуманность в личностном подходе к детям в образовательном процессе"
статья по теме

        Возрождение России связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием человека, формированием у него духовно – нравственных качеств. Духовность  понимается,  как  ценностное  измерение  высших начал: добра, любви, истины, правды, красоты,  жизни, человечности, сочувствия,  как приоритет  таких  ценностей, как Родина, семья, долг, подвиг. Они  должны стать нормами нашей жизни, и жизни детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gumannost_v_lichnostnom_podhode_k_detyam_.docx16.92 КБ

Предварительный просмотр:

Гуманность в личностном подходе к детям

в образовательном процессе

Возрождение России связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием человека, формированием у него духовно – нравственных качеств. Духовность  понимается,  как  ценностное  измерение  высших начал: добра, любви, истины, правды, красоты,  жизни, человечности, сочувствия,  как приоритет  таких  ценностей, как Родина, семья, долг, подвиг. Они  должны стать нормами нашей жизни, и жизни детей.  В условиях кризиса  нравственных ценностей, переживаемого современной цивилизацией, жестокости и без духовности человеческих взаимоотношений огромное значение  приобретает возвращение к  моральным нормам и правилам, которые на протяжении многих поколений определяли поведение людей.  

              Основой нравственного воспитания должно являться гуманистическое мировоззрение, вбирающее в себя высшие ценности всего рода человеческого. Право на жизнь, на счастья, на свободу, на беспрепятственное развитие своих способностей получили широкое признание в мире, нашли отражение в международных документах, где подчёркивалось,  что гуманистическое воспитание подрастающего поколения - главная задача учебного заведения.

Актуальность гуманности в воспитании детей стала особенно остро в период глубокого кризиса, переживаемого обществом в последние десятилетия во всех областях жизни, когда вопрос воспитания будущего поколения стал одним из важнейших для дальнейшего развития и существования страны. Сегодня родители не знают, как воспитывать своих детей, а педагоги нередко оказываются в тупике, не понимая, чему и как можно учить детей, когда жизнь  успешно преподает свои уроки. Современное развитие цивилизации, как бы оно ни удивляло нас, не является гарантом одухотворения образовательного мира  в целом. Конечно, все  это не будет излишним. Но одухотворение его возможно лишь духом.

Всем  известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного, поэтому детей с младшего дошкольного возраста, должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Главное вызвать  эмоциональный отклик в душе ребенка, познакомить с традициями  семьи, формировать отношения к близким людям.                                

Система гуманно – личностного подхода должна вдохновлять педагога на создание такого образовательного процесса, в котором ребенок в самой жизни учится менять, улучшать, совершенствовать условия этой жизни, повышать ее качество, а не приспосабливаться к уже сложившимся условиям. Источником такого стремления должна стать высокая духовность.  Работая с детьми в детском саду, необходимо использовать различные формы педагогической деятельности: обучение на занятиях познавательного цикла, закрепление материала во всех видах продуктивной деятельности детей (лепка, аппликация, рисование), целевые прогулки, экскурсии и т. д. В современном мире, где беспрерывно меняющаяся технология, глубоко пронизывает все сферы жизни, гуманистическое  воспитание призвано утверждать такие моральные ценности, которые являются поистине вечными и вместе с тем способны обновляться и возрождаться  в каждую новую историческую эпоху.

Наиболее значимыми идеальными основаниями, к которым следует стремится:

- гуманизм, в основе которого заложено уважение и доброжелательность по отношению к другому человеку;

- ответственность за свои поступки и слова, соотносить их с возможными последствиями;

-долг как осознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед государством, обществом, людьми и самим собой;

- совестливость как регулятивная основа всей жизнедеятельности человека;

- чувство собственного достоинства как нравственное самоутверждение на основе установки на самоуважение и уважение к другому человеку;

- гражданственность как чувство Родины, неразрывной связи с Отечеством, причастности к его судьбе.

возрождаться в каждую новую историческую эпоху.

Понятие «Школа Жизни» является аналогом названия школы гуманно – личностной направленности  и вбирает  в себя именно это содержание. Отсюда и принцип, который является стержнем образовательного процесса в «Школе Жизни»: развивать и воспитывать в ребенке жизнь с помощью  самой жизни.

Знания действительно есть сила, но добрая или злая – это будет зависеть от качества сердца и духовности человека, которые несомненно  зависят от воспитания человека.  А для воспитания необходимо  духовное питание. Такими могут стать  образы  любви, красоты, преданности, целе устремленности, мужества, созидания, благоразумия, сочувствия,  сопереживания, творчества, мастерства, нравственности;  образы человеческого общения, словесности и речи, ответственности за свои мысли; образы материального и духовного плана; образы, рожденные мировоззрением и верой… А носителем этих ценностей является педагог;  общаясь с детьми, он постоянно излучает высшие духовно – нравственные и познавательные образы.

Процесс образования должен полностью быть пропитан возвышенными и  утонченными образами, которые питают душу и сердце ребенка и ведут его  к раскрытию и проявлению заключенного в  нем  самом  собственного духовного образа. Знакомство детей с историей и традициями своего народа – это и есть приобщение детей к важной части духовной культуры своего народа. И первые шаги в этом показали, насколько велик  к этому интерес детей.

Образование – это не лепка человека с определенными качествами без участия самого человека, идущего по пути развития,  взросления и свободы. Образование есть процесс питания души и сердца ребенка всеми лучшими, (высшими, возвышающими, одухотворяющими) плодами человеческой культуры. Таким образом, заложенный в ребенке духовный образ посредством духа людей – воспитателей растет и обретает свой индивидуальный облик. Образовательный процесс пропитан этими образами так же, как пропитано земное пространство воздухом, они так  же  необходимы для  становления благородной личности в ребенке, как необходим воздух для его жизнедеятельности.

Главная цель: к образованию и воспитанию какого человека мы стремимся? В качестве  основной цели личностно – гуманная педагогика стремится к воспитанию Благородного Человека,  Благородной Личности, Благородного Гражданина. Поэтому необходимо продолжать целенаправленное развитие у дошкольников проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни как непрерывное духовно – нравственное его совершенствование и принимать участие в этом должны все. Только все вместе – образовательное учреждение, семья, государство – путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в человеке семена любви и добра к людям, заложить основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро, а не только «брать от жизни все» и «действовать ради целей обогащения любым способом».

Школа Жизни  служит осуществлению этой основной цели. Смысл, сущность ее работы заключается  в том, чтобы всеми своими образовательными средствами способствовать становлению, развитию, воспитанию в ребенке Благородного Человека путем выявления его личных качеств.

Сегодня рождается педагогика, которая способна творчески и гуманно решать самые острые современные  проблемы  образования, найти новые пути к воспитанию духовности, нравственности, чести и достоинства. Необходимо создавать педагогику понимания, творчества, добросердечия, опираясь на богатейшие  традиции отечественной и мировой классики,  на богатство культурного наследия России.

Литература:

1.Бабинский, Ю.К. Педагогика: Курс лекций. М: Просвещение, 1988.

2.Карпов, И.А. Азбука нравственного воспитания. М.: Просвещение, 1979.

3.Титов, В.А. История педагогики. Конспект лекций. М.: Приор - издат, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районной педагогической конференции "Концептуальный подход к управлению качеством образовательного процесса"

Управление качеством образования- следует рассматривать как целенаправленный процесс скоординированных воздействий на объекты управления для установления, обеспечения и поддержания необходимого его ур...

Выступление на педсовете на тему: «Создание условий для обеспечения качественного личностного-ориентированнного всех субъектов воспитательно-образовательного процесса по средствам изучения и внедрения здоровьесберегающих технологий»

Презентация для педсоветаТема: «Создание условий для обеспечения качественного личностного-ориентированнного всех субъектов воспитательно-образовательного процесса по средствам изучения и внедре...

Комплексно-тематический подход в организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ в организации воспитательно-образовательного процесса и планирования своей деятельности....

Комплексно-тематический подход в организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ в организации воспитательно-образовательного процесса и планирования своей деятельности....

Сообщение "Проектный метод как одна из форм инновационных подходов в содержании воспитательно-образовательного процесса ДОУ"

Сообщение "Проектный метод как одна из форм инновационных подходов в содержании воспитательно-образовательного процесса ДОУ" с презентацией. Поделилась опытом работы с коллегами на конференции дошколь...

Системно - деятельностный подход как основа организации образовательного процесса

Современный детский сад должен стать местом, где ребёнок получает возможность широкого  эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сфера...