Реализация интерактивных методов работы с родителями. Опыт работы.
проект на тему

Матросова Ольга Алексеевна

Чтобы родители стали активными участниками образовательного процесса, в своей работе воспитатель должен применять интерактивные методы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnye_metody_raboty_s_roditelyami.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

«Интерактивные методы работы с родителями»

В Федеральном законе «об утверждении федеральной программы развития образования от 2010 говориться следующее:

- «обязывать работников дошкольного образования развивать формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественно - образовательный спрос на реальные потребности образовательных услуг»

Документ ориентирует на взаимодействие с родителями, родители должны участвовать в реализации программы, чтоб не упускать важнейший период в развитии личности ребенка, а не просто наблюдателями. В наше время приходится отказываться от традиционных форм работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам. Они утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Сейчас в своей работе стараюсь использовать новые, активные формы работы с родителями, которые помогают вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Особенностью интерактивных методов работы  с родителями является активное обсуждение, участники которого рассуждают, аргументируют свои выводы, вступают в дискуссию с оппонентами, т. е. соревнуются умы и таланты (так называемый мозговой штурм).  Применение таких методов работы ставят родителей в активную позицию,   повышают  готовность родителей к взаимодействию с воспитателями.

На родительских собраниях мы применяем различные интерактивные методы: работы в мини-группах, дискуссии, деловые и ролевые игры, элементы социально – психологического тренинга, методы ТРИЗ, приёмы рефлексии, методы РКЧМ.

Бывает нелегко объяснить родителям, что ребенка нужно не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, учить его думать, размышлять, сопереживать.

Поэтому на текущий учебный год мы разработали проект «Школа родительского общения».

Цель нашей работы –  развивать педагогическую компетентность родителей, помогать семье находить ответы на вопросы в области общения со своими детьми, сплотить родителей и детей, заинтересовать их одним общим делом.

Проект « Школа родительского общения»

Вид, тип проекта: проект групповой,  долгосрочный, творческий,  интерактивный, информационно - практико – ориентированный.

По содержанию: «Интерактивные  методы работы с родителями», ориентированный на совместную коммуникативную деятельность родителей, и детей.

Направление деятельности: синтез форм и методов работы с родителями, направленные на сотрудничество и взаимодействие всех участников педагогического процесса.

Цель проекта: Установить доверительные и партнерские отношения с родителями направленные на  воспитание детей. Помочь им стать активными участниками педагогического процесса.

Основные задачи проекта:

•   Познакомить родителей с наиболее эффективными методами воспитания детей.

•   Выявить, насколько эффективна и интересна родителям работа с использованием интерактивных методов работы.

•   Вовлечь родителей в единое образовательное пространство.

•  Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

•  Повышение активности родителей на собраниях и в жизни группы.        

•  Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры

 

Участники: воспитатели, родители и дети.

Подготовительный этап.

Изучить интересы и проблемы семей группы. Определить наиболее интересующие родителей вопросы и темы.

• Изучение литературы с целью ознакомления с методами и приемами работы с родителями.

•   Разработка и подбор анкет с целью изучения интересов родителей.

•   Подбор активных и интерактивных методов работы с родителями.

•   Планирование и проведение работы с родителями с использованием подобранных ранее методов работы.    

Мероприятия проекта:

месяц

мероприятия

1

Сентябрь – октябрь:  

Создание электронного почтового ящика: в группе создана почта: detsad105@list.ru., в который родители задают  вопросы, обсуждают возникающие проблемы  в общении с детьми.  Любой член семьи может высказать сомнения по поводу методов воспитания  коммуникативных навыков у своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п. обсуждение ситуаций, фильмов, кинофильмов. Общение с ребёнком во время игры, прогулки и т.д

Ноябрь

Рефлексивные методы:   «Дорисуй и передай»

Цель: развитие коммуникативных умений, воображения, сотрудничества.

Инструкция. Возьмите по листу белой бумаги и выберите самый приятный цвет карандаша. Как только я включу музыку, вы начнёте рисовать, что хотите. Как только музыка останавливается, вы передаёте свой лист вместе с карандашом соседу слева и он дорисовывает на вашем рисунке то, что посчитает нужным для полного создания образа. Затем я вновь останавливаю музыку, и лист передаётся дальше по кругу до тех пор, пока не вернётся назад к хозяину.

Анализ

  • Понравилось ли вам то, что получилось?
  • Поделитесь своими чувствами, настроением.
  • Трудно ли вам было поддержать тему рисунка другого человека

Декабрь

Использование приёмов РКЧМ.

Что мешает в общении с ребёнком и что помогает?

              -                                                     +

_________________                __________________

      ________________         _________________

           ______________      ________________

                 ____________    _____________

                           

Январь

Обсуждение на форуме сайта учреждения проблемы родителей в общении с детьми. «Азбука общения», «Что можно и что нельзя делать в процессе общения с ребёнком», «Стиль семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребёнка»,

Февраль

Социально -  психологическое упражнение "Угадай его..."

Предназначение
Процедура группового психологического тренинга. Участники пробуют угадать предпочтения друг друга.

Качества. Коммуникативная компетенция

Содержание

 Педагог перед упражнением готовит  проблемные ситуации:

-Мама готовит ужин, кто-то должен  накрывать на стол, ребёнок в это время смотрит свою любимую передачу. Как поступит ребёнок, если вы попросите его помочь вам;

- Ребёнка обзывают сверстники, как он будет вести себя;

- Объясните поведение ребёнка со сверстником, если тот случайно сломал одну из его игрушек, и хочет поиграть другой любимой игрушкой вашего ребёнка;

- Как поступит ваш ребёнок, если у него заберут игрушку, которой он играет

- Как поступит вас ребёнок, если увидит новенького ребёнка в группе;

- Как поступит ваш ребёнок, если он увидит, что мальчик обижает девочку

Родители решают данные ситуации. Результаты сопоставляются с ответами детей

Март

 Использование методов ТРИЗ

• повысить компетентность родителей в сфере инновационных технологий;

• познакомить родителей с методикой проведения дидактических игр;

• воспитывать желание помогать своему ребенку, умение находить с ним контакт;

ТРИЗовская игра «Хорошо - плохо». Выставляются 2 домика: белый и чёрный. Родителям раздаются карточки: быть ребёнком, быть взрослым, отбирает игрушки, если ребёнок дерётся, обманывать ребёнка, если ребёнок обзывает сверстников, ребёнок обманывает.

Родителям раздаются карточки с надписями, и они должны отметить хорошие и плохие стороны той ситуации, которая у них написана на карточке, например «Быть ребёнком хорошо, потому что можно играть в конструктор и строить разные постройки. А быть ребёнком плохо, потому что родители не разрешают играть, сколько хочется» Каждый участник обсуждает свою ситуацию с хорошей и плохой стороны.

Апрель

Творческое задание для родителей

Май

Ролевая игра «В детском саду»

Каждый представляет собой какой-либо персонаж из группы, которую посещают  их дети. Например, воспитатель, помощник воспитателя, детей: Саша Ш, Миша, Сеня, Кирилл, Ирина, Маргарита, Ян, Алеша. Такой эффект достигается следующим образом. На спину всем персонажам прикрепляются листочки с обозначением их ролей: «Миша», «Ольга Алексеевна», «Екатерина Александровна» и т.д. Окружающие видят роль человека, а сам персонаж в течение всей игры остается в неведении.

Определившись с обязанностями каждого жителя, группа  начинает функционировать. Предлагаются ситуации, которые встречаются в общении с детьми: не поделили игрушку; обзывания; мальчик обижает девочку и т.д.  Родители  перемещаются по «группе» (то есть по игровой территории). Они подходят друг к другу, здороваются и обращаются с человеком согласно его роли, указанной на спине. Если перед вами «воспитатель», то вы просите его, чтобы он вам помог разрешить спор с игрушками; провёл беседу с тем, кто обзывается или обижает девочек и дерётся.

Смысл игры сводится к тому, что персонажи должны догадаться, кто они такие, исходя из ваших действий. Глядя на реакцию окружающих, надо понять, какую роль он играет игрок. Персонажи могут задавать вопросы, относительно себя, но только такие, чтобы на них можно было ответить «да» или «нет». Например, человек задает вопрос: «Я девочка?». «Я мальчик?» В ответ раздается: «Нет». Таким образом, игрок начинает догадываться, что играет роль «воспитателя» или «Помощника воспитателя».

Выигрывают те участники, которые сумеют определить, какая же роль была им уготована «судьбой» (то есть ведущим).

Результаты проекта:

Родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании.

Эффективность проделанной работы подтверждается в проявлении дальнейшей инициативы родителей в жизни группы и детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями. Опыт работы.

Сегодня в обществе активно обсуждается проблема домашнего насилия приводятся страшные факты жестокого обращения с детьми, и особую тревогу за маленьких граждан испытывают работни...

Интерактивные методы работы с родителями

Для просмотра данного материала необходимо перейти по ссылке: http://vospitateljam.ru/interaktivnye-metody-raboty-s-roditelyami-vvedenie...

Консультация для воспитателей Интерактивные и инновационные методы работы с родителями по организации работы по здоровьесбережению дошкольников.

Особое место в ряде здоровьесберегающих технологий по работе с родителями занимает проведение совместных мероприятий, активное вовлечение родителей в образовательный процесс и жизнь группы.Родителям н...

«Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Опыт работы по реализации проекта «Музыка вокруг нас».

Повышение качества музыкального образования, создание условий для приобщения дошкольников к ценностям музыкального искусства....

Выступление на педсовете. «Интерактивные формы работы с родителями, направленные на сотрудничество педагога с семьёй». Опыт работы.

Организация взаимодействия педагогов с родителями и воспитанниками является одним из сложных направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения....

Интерактивные методы работы с родителями в ДОУ.

Данный материал посвящен вопросу использования интерактивных методов работы с родителями (законными представителями) в ходе воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учрежде...