«Развитие цветового восприятия у детей с нарушением зрения посредством игр игровых упражнений»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Проект

«Развитие цветового восприятия у детей с нарушением зрения посредством игр игровых упражнений»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_zreniyu.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Развитие цветового восприятия у детей с нарушением зрения посредством игр игровых упражнений»

В настоящее время год от года увеличивается количество детей, имеющих нарушения в развитии. Частота нарушений зрения в экономически развитых странах, по данным всемирной организации здравоохранения, составляет 1-3%. В Российской Федерации в последние годы отмечается резкое снижение рождаемости, увеличение количества больных и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для успешного развития детей необходима сохранность всех органов чувств. Огромную роль в овладении ребенком знаний об окружающей действительности играет зрение. Сохранность зрения способствует успешной социализации детей дошкольного возраста в общество. Зрение помогает опознавать предметы и их признаки: форму, цвет, величину, пространственные отношения.

Нарушение зрения у детей обуславливает нарушения зрительного восприятия, становление которого неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками. Одной из главных причин, затрудняющих формирование у детей дошкольного возраста зрительного восприятия, являются нарушения поражения.

Нарушение зрения отрицательно сказываются не только на физическом развитии, но и на социализации личности, развитии познавательной и трудовой деятельности, последующей трудовой адаптации.

Изучение ребенком окружающей действительности (познавательная деятельность) осуществляется с помощью чувственного познания, которое опирается на зрительное восприятие, благодаря которому человек получает до 85% информации о внешнем мире.

Для успешного освоения знаний об окружающем мире необходимо, чтобы органы чувств ребенка функционировали нормально. При отсутствии или частичном поражении органа чувств ребенок может не получать или получает неполную информацию, поэтому мир его впечатлений становится уже и беднее.

При частичном зрительном поражении наблюдается обедненность зрительных впечатлений. Недостатки в зрительной ориентации затрудняют накопление непосредственного чувственного опыта и обедняют представления ребенка об окружающем мире, что нередко предопределяет и весь ход психофизического развития ребенка с нарушением зрения.

Слабовидящие пользуются зрением, как основным средством восприятия. Познание ими окружающего мира, формирование и развитие всех видов деятельности протекает в условиях нарушенного зрения и строится на суженной наглядной и действенной основе. Поэтому одной из специальных задач коррекционно – воспитательной работы в детском саду для детей с нарушением зрения является развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций.

Цветоощущение или цветовое зрение играет важную роль в жизни ребенка. Благодаря этой зрительной функции он способен воспринимать все многообразие цветов. Все многообразие цветовых оттенков может быть получено смешиванием трех цветов – красного, синего и зеленого.

Особенности зрительного восприятия у детей с нарушением зрения

Как известно, при нормальном зрении дети уже в дошкольном возрасте воспринимают огромное количество предметов и явлений действительности. Практически мозг отражает все, что видит, что слышит, осязает… ребенок. Но восприятие - не механическое отражение. Многое из воспринимаемого не осознается, остается как бы за порогом чувствительности, многое не переходит в адекватные представления. М. Н. Скаткин по этому поводу заметил, что даже хорошо видящие дети не всегда видят в предмете то, что нужно, и так, как нужно. Пожалуй, сказанное особенно характерно для восприятия детей с нарушением зрения.

При нарушении зрения также происходит сокращение и ослабление функций зрительного восприятия. Трудности визуального восприятия детьми элементов и геометрических параметров форм осложняют понимание средств наглядности, формирование соответствующего образа о предмете. По своему содержанию изучение формы предметов связано с ориентировочными, поисковыми, перцептивными действиями, направленными на решение сложных познавательных задач (анализ сложной формы, перемещение объектов в пространстве, оценка пропорций) .

Игровые ситуации, активизирующие световосприятие, занимают важное место в системе коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения. Являясь мощным средством стимуляции зрительных функций, цвет в значительной степени воздействует на формирование эмоций и познавательных процессов у детей.

Невозможность или неумение вычленить в объекте признаки цвета приводят к снижению обобщенности уровня восприятия.

Организованный досуг детей в форме игр и игровых упражнений создает особый мир, в котором реализуется потребность в радости, счастье, успехе в познании окружающего мира, активизируется цветовосприятие, закрепляется система знаний о цвете.

Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.

Цель проекта

Создание цветового восприятия у детей с нарушением зрения посредством игр и игровых упражнений.

Задачи проекта

- Формировать у детей умение различать и называть основные и промежуточные цвета, их оттенки, насыщенность, контрастность. При определение цвета ориентироваться на знакомые предметы с неизменной окраской;

- Учить узнавать цвет реальных предметов в животном и растительном мире;

- Упражнять, стимулировать и активизировать зрение детей соответственно требованиям лечебно - восстановительной работы по гигиене зрения;

- Развить зрительное восприятие;

- Закрепить знание названий основных цветов, навыки цветовосприятия;

- Развивать пространственную ориентировку с привлечением зрения, мелкую моторику рук и осязание;

- Развивать познавательный интерес детей, радость творчества, стремление к положительному результату.

Предполагаемый результат

Целенаправленная и систематическая работа с детьми старшего дошкольного возраста по развитию цветового восприятия у детей с нарушением зрения посредством игр и игровых упражнений предполагает следующие результаты:

1. Дети выделяют и различают многообразие красок окружающего мира;

2. Развитые творческие способности

3. Сформированное эмоционально-положительное отношение к играм, окружающему миру;

4. Развитая у родителей активная жизненная позиции в приобщении детей к развивающим играм.

Диагностический инструментарий

Для диагностики уровня развития цветового восприятия у детей с нарушением зрения были отобраны методики для диагностики зрительного восприятия детей дошкольного возраста с нарушениями зрения (Симаго) .

Содержание проекта

Проект включает в себя три этапа:

• Подготовительный этап - выявление уровня развития цветового восприятия у детей с нарушением зрения;

• Основной этап – реализация проекта, (выполнение перспективного плана) ;

• Заключительный этап – оценка эффективности проекта.

На подготовительном этапе проекта была проведена диагностика уровня развития цветового восприятия у детей с нарушением зрения.

Результаты диагностики в старшей группе (2012-2013года) показали, что высокий уровень развития цветового восприятия составил - 10%, средний -44%, низкий уровень зафиксирован у 46 % детей, что является довольно низким показателем.

В связи с этим был изучен материал по данной проблеме и на основе этого был составлен перспективный план работы по развитию цветового восприятия у детей с нарушением зрения посредством игр и игровых упражнений.

Для эффективности работы был выявлен уровень сформированности у родителей активной жизненной позиции в приобщении детей к развивающим играм. С цель этого был подобраны анкеты для родителей.

Проект включает в себя игровую деятельность и работу с родителями.

На следующем этапе проводилась работа по реализации перспективного плана. Работа по реализации данного проекта продолжается в течении двух лет.

В процессе реализации проекта одни игры заинтересовали детей с самого начала, были понятными, интересными содержанием и игровым материалом. Другие игры стали любимыми после приложенных усилий к их разучиванию.

К игре «Цветик – семицветик» дети проявили интерес, услышав ее названия, а разноцветные листики заинтересовали детей еще больше.

В ходе игры «Цветик - семицветик» возникали трудности в выкладывании лепестков по насыщенности их основного цвета до более светлого (и наоборот). В процессе дети быстро научились определять точно нужную последовательность способом сравнения.

Данная игра понравилась детям старшего дошкольного возраста, они с удовольствием играли ее, нравились разные варианты игры. После учения этой игры дети внесли ее в самостоятельную игру.

Игра «Поймай рыбку» является так же одной из игр, привлекших детей своим интересным содержанием. Дети с азартом «ловили рыбку», группировали ее по цвету, оттенкам.

Трудности иногда возникали в определении названии оттенков. А игровая ситуация (не назвали правильно цвет – не забираешь улов) стимулировала к стремлению к запоминаю названия цвета и его оттенков. После изучения игры дети запомнили названия цвета и его оттенков.

Игра «Сложи узор» не вызвала длительного интереса на начальном этапе его изучения, но по мере усложнения задания у детей появлялся азарт, а включение соревновательного элемента (кто быстрее и точно выложит по памяти изображения).

Игра «Сложи узор» стала востребованной и любимой.

Следующая игра «Запретный прием» стала интересной детям тем, что они могут свободно перемещаться, контактировать с другими участниками игры, что поддерживает их активность, эмоциональный настрой.

Трудность при проведении игры заключалась в запоминании не скольких запрещенных цветов одновременно и соответственно быстром нахождении незапрещенного цвета в одежде. Но постепенно запоминание улучшилось.

На заключительном этапе осуществлялась оценка эффективности проекта, обобщение материалов.

В конце 2014 -2015 учебного года проведена диагностика, в результате которой были получены следующие результаты: высокий уровень у 39% детей, средний - 49%, низкий зафиксирован у 13 %. Эффективность составила 16%.

На начало 2015- 2016 учебного года результаты диагностики по выявлению уровня развития цветового восприятия у детей с нарушением зрения показали, что высокий уровень развития цветового восприятия у детей составил 36%, средний отмечен у 51% детей, низкий уровень зафиксирован у 13 %

Дальнейшее развитие проекта

Проект может быть рекомендован воспитателям дошкольных образовательных учреждений, родителям детей старшего дошкольного возраста.