Деловая игра для педагогов «ТРИЗ- это творчество, радость, интерес и задор».
методическая разработка

Опилатова Инесса Владимировна

  Деловая игра для педагогов «ТРИЗ- это творчество, радость, интерес и задор».

 

Цель игры: Совершенствовать профессиональное мастерство,  формировать у педагогов потребность в творчестве, развивать находчивость, сообразительность, нестандартность мышления. Закрепить умение применять теоретические знания ТРИЗ в творческой деятельности. Побуждать педагогов использовать приёмы ТРИЗ в практической работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_triz_dlya_pedagogov_1.docx25.45 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ    ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД

С. ЛИПОВКА МАРКСОВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

413087 Саратовская обл., Марксовский р-н с. Липовка у. Рабочая, д.10

🕿 (8-4567) 6-47-93

  Деловая игра для педагогов 

«ТРИЗ- это творчество, радость, интерес и задор».

Подготовила воспитатель, 1-категории:

                                                                 Опилатова Инесса Владимировна

                                                     

с. Липовка

2019г.

Цель игры: Совершенствовать профессиональное мастерство,  формировать у педагогов потребность в творчестве, развивать находчивость, сообразительность, нестандартность мышления. Закрепить умение применять теоретические знания ТРИЗ в творческой деятельности. Побуждать педагогов использовать приёмы ТРИЗ в практической работе.

Роли в игре:

-ведущий знакомит с правилами игры, зачитывает задание с карточек, следит за регламентом,

-жюри производят подсчёт баллов, подводят итоги деловой игры.

Атрибуты к игре:

- Кружки красного и синего цветов наклеены на программки для разделения игроков на команды.

 - Карточки с заданием для команд.

- Мяч

- Для жюри листы с названиями игр.

Ход игры:

Ведущий: В дошкольном возрасте ребёнок впервые открывает для себя мир. Это мир людей, их дел, взаимоотношений. Это мир предметов, их особенностей, назначения. Это мир, в котором всё подчиняется определенным закономерностям, всё взаимосвязано друг с другом.

Стремясь понять окружающее, дети обращаются к взрослым со своим бесконечным «почему? » и «зачем? ». ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество. У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности. ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения. ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.

Предлагаю коллеги сыграть со мной в деловую игру «ТРИЗ- это творчество, радость, интерес и задор», где вы можете, проявит чудеса находчивости, сообразительности, нестандартности мышления, основанные на закреплении теоретических знаний ТРИЗ, а так же повысить свою педагогическую компетентность в данном направлении. Уважаемые коллеги предлагаю разделиться на 2 команды,  у Вас на программках наклеены кружочки красного и синего цветов. По окончании игры, жюри подводят итоги и определяют команду – победитель и лучших игроков команды.

1 задание: «Один – много»

В первом задании Вам необходимо найти в одном предмете множество его составных частей.

Например: Расческа - одна.

- А чего в расческе много? (зубчиков) 

Командам на выполнения задания дается 1 минуту.  За правильное выполнение задания команде насчитывается 5 баллов максимально.

1-команда                  2- команда

коробка                      стол                        

книга                           дерево                    

ковер                           дом

клубок                         цветок

морковь                       дыня

2- задание: «Почему так произошло?»

Во втором задание  уважаемые коллеги Вам необходимо установить причинные связи между двумя событиями, на первый взгляд, не связанные между собой и задает вопрос: «Объясни, почему так произошло?» Командам на выполнения задания дается 3 минуты. Жюри оценивает команды, за оригинальные ответы и  скорость выполнения задания -5баллов.

Например: 1.Белка сидела на дереве и упустила шишку.

2.Самосвал с грузом не  пришел по назначению вовремя.

Ответ: Белка, сидя на дереве, упустила шишку. Шишка, падая, спугнула зайца. Заяц выскочил на дорогу. Шофер самосвала увидел зайца, остановил машину и побежал за ним. Шофер заблудился в лесу и самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя.

1-Команда.

1.Молоко выкипело.

2.Самолет совершил вынужденную посадку.

2-Команда.

1.Дворник взял метлу.

2.Мама вдела нитку в иголку.

3-задание: «Цепочки ассоциации»

В этом задании из 2, 3-х прилагательных, придумать объект, к которому могли бы подходить данные признаки. На выполнения задания командам отводиться 1 минута. Жюри оценивает работы команд, та команда, которая придумает больше объектов и побеждает. Задание оценивается 3 баллами.

Например: Круглое и сладкое (печенье, конфета, яблоко, зефир …);

Задание для 2 команд:

Черное, длинное, холодное (металлическая труба, коридор, ночь, взгляд, земля, очередь, подъезд, кошка с улицы).

4-задание: «Путаница»

Коллеги это задание для всех команд сразу,  Вам необходимо подобрать по смыслу слова в предложении, убирать лишнее слово и подобрать на его место другое. За правильный  ответ одна из команд  получает один балл.

Например:  Самолет ползет по рельсам. (поезд)

Задание для 2 команд:

Мальчик летит по небу (птичка)

Висит наливное солнышко(яблоко)

Дом стоит на слоне(земле)

Бегемот идет в школу (ученик)

Папа спит на коврике (собака)

Летит мыльный диван (пузырь)

Мальчик ест скакалку. (конфету)

Летит воздушный диван. (шар)

Рычит лохматый слон. (пес)

Смотрю в прозрачное дерево. (стекло)

Дверь открывают вилкой. (ключом)

Мама сварила вкусный стол. (суп) 

У Вас отлично все получается, хотя это было не просто и нелегко с каждым заданием вы больше и больше начинаете фантазировать мыслить креативно.

Физ. минутка «Противоречие»

Предлагаю командам немного размяться.  Для этого Вам нужно построится,  друг против друга. Игрок одной команды называет слово и бросает мяч игроку другой команды, а игрок второй команды называет слово противоположное по значению.

Например: плачет- смеется,

5-задание: «Дразнилка»

В этом задании нужно назвать функции объекта, подразнивая его с помощью  суффиксов: -лка, -чк, -ще и др. На выполнение задания 2 минуты. Жюри оценивает задание 3 баллами за самые оригинальные дразнилки и за скорость выполнения задания.

Например: Мяч (прыгалка, игралочка, разбивалище, каталочка).

1-Команда: Пылесос (шумелочка, всасывалка, выдувалочка, убиралка, тарахтелочка, сломалище…)

2-команда:  Снег (укрывалка, покрывалище, утеплялочка, согревалка…)

6- задание: «Создание лимерика»

Это задание последние в нашей игре, поэтому предлагаю закончить нашу игру придумав лимерик о себе, о нашей игре и о тех знаниях которые вы получили во время игры. Лимерик – это английский вариант организованной нелепицы, состоящее, как правило из пяти строк. Первая строчка рифмуется со второй и пятой, третья с четвертой. А пятая является выводом и может не рифмоваться. В течении 5 минут постарайтесь придумать лимерик.  Жюри оценивает работу команд 5 баллами.

Например:

Первая строка – выбор героя (Жил был объект)

Вторая строчка – характеристика героя (Какой?)

Третья строчка – действия героя (Что делает?)

Четвертая строчка – реализация действия, как герой это сделал(С кем общался?)

Пятая строчка- выбор конечного эпитета или свое отношение к герою(вывод)

Понятно ли вам задание? Пожалуйста, приступаем.

Ведущий: Уважаемые коллеги сегодня в рамках деловой игры мы с Вами учились искать нестандартные выходы из стандартных ситуаций, мыслить креативно и тем самым подняли свой профессиональный уровень. Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Используйте  в своей работе различные приемы ТРИЗ, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии. Спасибо за внимание.

Подведение итогов деловой игры
Жюри обсуждает ответы и оценивает их. Учитывается не только их правильность, но и находчивость, сообразительность, нестандартность мышления, поведение членов команд во время обсуждения.

Список литературы:

 Журнал «Дошкольное воспитание»  № 3-1996г., № 5-1998г.,

http://triz.natm.ru/trizz/triz_p01.htm

Журнал «Ребенок в детском саду» №2-6 -2006г.

Гин Светлана Ивановна. ЗАНЯТИЯ ПО ТРИЗ В ДЕТСКОМ САДУ. Пособие для педагогов дошкольных учреждений - Минск 2007г.