приложение: игры на социальную активность детей.
методическая разработка на тему

Различные игры на социальную активность детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie.docx45.06 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Приложение

УЧИМ  ПЕРЕДАВАТЬ  ИНФОРМАЦИЮ

Развиваем умение понимать друг друга, вникать в суть получаемой информации.

* «Через стекло»

Двум детям предлагают передать друг другу какую – либо информацию жестами,  представив, что один из них находится в поезде, а другой на перроне, т.е. они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки.

Возможные темы сообщений для передачи:

- «Я позвоню тебе, когда приеду»;

- «Напиши мне письмо» и т.д.

После игры желательно обсудить, насколько правильно дети поняли друг друга, легко ли им было это делать.

* «Магазин игрушек»

Дети делятся на две группы – «покупатели» и «игрушки». Последние загадывают, какой игрушкой каждый из них будет, и принимают позы, характерные для них. Покупатели подходят к ним и спрашивают: что это за игрушки? Каждая игрушка, услышав вопрос, начинает двигаться, совершая характерные для неё действия. Покупатель должен догадаться, какую игрушку ему показывают. Недогадавшийся уходит без покупки.

* «Угадай и нарисуй»

Приходит Карлсон (кукла) с чудесным мешочком. В нём лежат разные интересные предметы, про которые он будет загадывать загадки. Дети должны отгадать их и отгадку нарисовать.

РАЗВИВАЕМ  УМЕНИЕ УСТАНАВЛИВАТЬ  ЛОГИЧЕСКИЕ,

ПРИЧИННО – СЛЕДСТВЕННЫЕ  СВЯЗИ,   ДЕЛАТЬ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ

* «Что на что похоже?»

Взрослый договаривается с детьми, что они для описания задуманного предмета или живого существа будут использовать только сравнения (по внешнему виду, действиям со сходными и известными всем предметами). Назначается ведущий, который выходит из комнаты и стоит за дверью, пока дети загадывают что – либо. Затем он возвращается и по описаниям – сравнениям пытается отгадать, что же дети задумали.

* «А почему? Да потому!»

Сначала взрослый, затем сами дети задают «каверзные» вопросы: «Почему кошка часто умывается?», «Может ли слон жить без хобота?». За самый доказательный и правдоподобный ответ ребёнок получает фишку.

РАЗВИВАЕМ УМЕНИЕ  АРГУМЕНТИРОВАТЬ  

СВОЮ  ТОЧКУ  ЗРЕНИЯ

* «Что было бы, если бы…»

К детям приходит Фея с волшебной палочкой и говорит, что может превратить их в того, в кого они пожелают. Но они должны обосновать свой выбор. Варианты:

- «Если бы я был художником, то нарисовал бы…»;

- «Если бы я был артистом, то сыграл бы роль…»;

- «Если бы я был цветком, то радовал бы…»;

- «Если бы я был воспитателем, то …».

* «Бывает – не бывает»

Воспитатель подбирает предметные картинки, вызывает двух детей. Первый ребёнок берёт картинку и придумывает небылицу (крокодил летает). Второй ребёнок должен доказать, что так быть не может (крокодил не летает, потому что у него нет крыльев).

Первый доказывает, что может, но при определённых условиях, и называет их (он летает, когда его перевозят в самолёте).

* «Доказательство»

Перед ребятами раскладывают различные предметы (палочки, кубики, геометрические фигуры). Дети придумывают, что из них можно сделать. Например, один ребёнок говорит, что из палочек и кружков можно выложить машинку. Дети хором говорят: «Докажи!». Ребёнок должен рассказать, как это он будет делать, и выкладывает придуманную фигуру.

УЧИМ  КОНСТРУИРОВАТЬ  «ТЕКСТ  ДЛЯ  ДРУГОГО»

Развиваем умение излагать свои мысли точно  и лаконично

* «Художник слова»

Дети (по очереди) задумывают кого – то из группы и начинают рисовать егословесный портрет, не называя по имени. Предварительно можно предложить детям упражнение на ассоциативное восприятие («На какое животное похож?», «На какой предмет мебели»).

* «Библиотека»

Дети выбирают двух – трёх библиотекарей и делятся на две – три группы (каждую группу обслуживает один библиотекарь). Ребёнок пересказывает содержание нужной ему книги, но не показывает её. Библиотекарь по описанию должен догадаться, о какой книге идёт речь, и выдать её ребёнку.

Развиваем умение давать доброжелательную оценку другому

* «Построим город»

Один ребёнок – «архитектор». Его задача рассказать «начальнику стройки» (его выбирают дети), какой город он хочет построить. Начальник стройки, учитывая особенности каждого ребёнка, распределяет роли и объясняет каждому, что он должен делать. Когда строительство закончено, начальник благодарит всех за работу, а архитектор оценивает соответствие постройки его замыслам.

УЧИМ  УСТАНАВЛИВАТЬ  «ОБРАТНУЮ  СВЯЗЬ»  ПРИ  ВЗАИМОДЕЙСТВИИ  С  ДРУГИМИ  ЛЮДЬМИ

* «Телеграф»

Четыре ребёнка – «связисты», остальные – наблюдатели, воспитатель – отправитель телеграмм, один ребёнок – её получатель. Связисты и получатель телеграммы выходят за дверь. Воспитатель приглашает одного связиста и зачитывает ему текст телеграммы один раз. Первый связист, чтобы лучше запомнить текст, может задавать уточняющие вопросы. Затем он приглашает второго связиста и передаёт ему услышанный текст, второй – третьему, третий – четвёртому, четвёртый – получателю.

Получатель пересказывает услышанное наблюдателям и спрашивает: «Верно, ли он всё понял?»

Примерный текст: «Вылетаю рейсом 47. Встречай в 13.00 по московскому времени. Не забудь про конфеты и цветы. До встречи. Твой друг».

АНКЕТА  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители!

 Просим Вас принять участие в нашем анкетировании.

  1. Есть ли в Вашей речи слова – паразиты? (Да, нет)

  1. Наблюдаете ли Вы эти слова в речи детей? (Да, нет)

  1. Как Вы обращаетесь к супругу (е) в присутствии Вашего ребёнка чаще всего: по фамилии, имени, в уменьшительно – ласкательной форме?

  1. Как часто Вы разговариваете с супругом (ой), располагаясь при этом в разных комнатах, спиной друг к другу? (Часто, иногда, всегда)

  1. Когда Вы разговариваете, то стараетесь смотреть в глаза говорящему или отводите взгляд?

  1. В Вашей семье чаще принято разговаривать громким, нормальным или тихим голосом?

  1. Делаете ли Вы замечание супругу (е), если он (а) разговаривает громким голосом?

  1. Как часто Вы и Ваш супруг (а) торопитесь говорить, не выслушивая друг друга до конца? (Часто, иногда, всегда)

  1. Часто ли вы общаетесь, используя улыбку?

  1.  Разговаривая с окружающими, вы сопровождаете выражения жестикуляцией – чрезмерной, в норме?

  1.  Как часто Ваш ребёнок становится свидетелем сцен выяснения Ваших отношений с супругом (ой)? (Часто, иногда, всегда).

Благодарим Вас за участие в анкетировании!

1. Игры успокаивающие – это игры, направленные на создании мира и гармонии в ребёнке. Эти игры ещё могут нам напомнить релаксационные упражнения, (желательно играть под спокойную музыку «Шум дождя», «Прибой» и т. п.)

«Поход к морю», «Путешествие на облаке».

«Кто лучше слышит».

2. Игры на доверие – цель данных игр вызвать в детях доверие к своим сверстниками понимание, что на них можно положиться.

«Слепой-поводырь»

«Мои глаза»

3. Игры, построенные на тактильных ощущениях.

«Рука к руке»

«Кто я»

4. Игры знакомства детей друг с другом, создание положительных эмоций, развитие эмпатии. Цель данных игр – ввести нового ребёнка в группу, познакомить его с ребятами, представить себя коллективу.

«Назови себя», «Волшебный цветок»

«Волшебный стул»

«Подарок другу»

5. Игры для отреагирования агрессивности, снятия напряжения. Цель – сгладить конфликтные ситуации между детьми, снизить агрессию, учить передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.

«Зеркало», «Волшебный мешочек»

«Передача чувств»

6. Игры на развитие внимания. Цель - полное подчинение водящему, быть внимательным и всё повторять за ним.

«Я сегодня вот такой! »

«Повторяй за мной»

7. Игры, вызывающие чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров. Цель - развить умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

«Ручеёк», «Мамино ожерелье», «Солнышко»

«Водоросли»

8. Игры, вызывающие умение устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты. Цель - уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами, развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

«Назови ласково», «Вежливые слова»

«Расскажи о… »

9. Игры, вызывающие умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом - развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику, развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

«Игры-ситуации»

«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

10. Игры, направленные на развитие не вербальных и предметных способов взаимодействия - развить умение использовать невербальные средства общения.

«Разговор через стекло».

«Угадай кто это»

11. Игры, направленные на создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости - развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения, развить умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами.

«Без маски»

«Липучки», «Паутинка».

Музыка тесно связана с моторно-мышечными и интонационно – речевыми ощущениями, и этим она особенно близка к игре. Следовательно, музыкально- игровая деятельность может быть педагогически направлена на развитие социальных качеств детей. Педагог может использовать игровой потенциал музыкальной деятельности для развития навыков общения между детьми, воспитания у детей доброго отношения друг к другу.

Углубленно работать над использованием коммуникативных игр, именно в системе социально-личностного развития, мы совсем недавно, поэтому о больших результатах говорить ещё рано. Но, тем не менее, прогресс уже есть: дети стали менее конфликтные, слышат друг друга, заботятся. утро у нас начинается с добрых пожеланий себе, другу, окружающим и тепла этих добрых слов мы стараемся сохранить весь день, но, конечно, не всегда получается. Наибольший восторг вызвали следующие игры «Паутинка», «Липучки», «Повторяй за мной» и др. Нельзя не отметить помощь некоторых игр, направленная на снятия злобы и напряжения детей. Это игры «Волшебный мешочек», «Зеркало», «Подарок другу», «Передача чувств». В группу приняли новую девочку, и подружилась группа детей, которых раньше не принимали. Мы пришли к выводу, что коммуникативные игры направлены на повышение уверенности в себе, снятие страхов, мышечного и психоэмоционального напряжения, активизацию общения друг с другом, сплочение детского коллектива, формирование положительного отношения к сверстникам. Так как желаемый результат ещё не достигнут, моей задачей будут и в будущем продолжать работу по развитию социально-личностной уверенности у детей, привлечь родителей к данной проблеме, помочь им (с помощью консультаций и выставок) в осознании значимости обеспечения системы психологических условий позитивно-личностного развития ребёнка.

Сценарии занятий с детьми 3-4 лет

Тема: «Социальные навыки»

Содержание: Почему возникают ссора, спор? Как можно помириться? Чем ты любишь заниматься вместе с другими людьми?

Занятие 1. Ссора.

Вариант 1.

Материал:

  • две куклы - «ежи»
  • яблоко
  • бумага
  • карандаши

Ход занятия

Воспитатель разыгрывает с помощью игрушек следующую сценку.

Два ежа рассматривают яблоко.

Паф. Пуф, посмотри, какое сладкое яблоко!

Пуф. Это не сладкое яблоко, а кислое.

Паф. Нет, сладкое.

Пуф. А я говорю, кислое! Если бы оно было красное, тогда оно было бы сладкое. А оно зеленое, значит, кислое.

Паф. А разве зеленое яблоко не может быть сладким?

Пуф. Нет, не может. Раз оно зеленое, значит, оно не созрело.

Паф. Если бы оно не созрело, значит, оно было бы маленькое. А это яблоко большое, значит, оно созрело, и, значит, оно сладкое.

Ежата громко спорят, пыхтят, наскакивают друг на друга.

Пуф. Если бы оно было сладкое, его давно бы уже кто-нибудь съел. А раз его никто не съел, значит, оно кислое и противное.

Пуф фырчит и показывает, какое яблоко противное.

Паф. Нет, яблоко сладкое, просто его еще никто не нашел.

Пуф. Нет, кислое!

Паф. Нет, сладкое!

Воспитатель обращается к детям с вопросами, что происходит с ежатами (спорят, ссорятся, ругаются), хорошо это или плохо?

Вопросы к детям:

  • Каким бывает лицо у человека, когда он спорит? Предлагает детям показать спорящие лица.
  • Если спор не прекратить, что может произойти?
  • Как можно помочь ежатам прекратить спор? (например, дать попробовать яблоко им самим и сказать ежатам, какое оно на вкус и др.).

Воспитатель пробует яблоко и предлагает детям по лицу догадаться, сладкое оно или кислое (показывает мимикой, что яблоко сладкое). После этого предлагает попробовать яблоко детям и показать мимикой, какое оно, по их мнению, на вкус.

Вопросы к детям:

  • Ребята, вы рады, что помогли ежатам прекратить спор?
  • А вы, ежата, рады, что все так благополучно закончилось? Теперь и мы знаем, что сначала нужно правильно во всем разобраться.

Примечание. После беседы можно предложить детям нарисовать яблоко, из-за которого у ежат вышел спор.

Вариант 2

Материал:

  • Две куклы-клоуна

Ход занятия

Воспитатель вносит двух кукол и обращает внимание детей на то, что они очень печальные и хотят рассказать, что с ними случилось (чтение стихотворения от имени кукол):

Кто кого обидел первый?

- Он меня!

- Нет, он меня!

Кто кого ударил первый?

- Он меня!

- Нет, он меня!

Вы же раньше так дружили!

- Я дружил!

- И я дружил!

Что же вы не поделили?

- Я забыл…

- И я забыл…

Что ж не будете ругаться?

- Ни за что!

- И никогда!

Остается вам обняться!

- Здорово!

- Согласен я!

                          Т.Козлова

Вопросы к детям:

- Какое настроение было у кукол, когда они поссорились?

- Как они помирились?

- Каким стало настроение, когда они помирились?

- А как вы это делаете? Покажите.

Затем куклы прощаются с детьми и говорят, что постараются больше не ссориться.

Другие варианты

1. Беседа по сказке «Два жадных медвежонка».

Два медвежонка нашли головку сыра и никак не могли разделить ее поровну. Спор «разрешила» хитрая лиса, которая съела почти весь сыр. В ходе беседы обсуждаются причины и последствия спора между медвежатами.

Вопросы к детям:

- Почему медвежата никак не могли разделить сыр?

- Что они должны были сделать, чтобы помириться?

2. Чтение стихотворения А.Кузнецова «Подружки» (книга «Солнышко в окошке», изд. «Библиополис», С.Петербург, 1997)

Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала, только мишку подержала, только с мишкой убежала

И сказала: «Не отдам».

Я пойду и помирюсь.

Дам ей мишку, извинюсь,

Дам ей куклу, дам трамвай

И скажу: «Играть давай!»

Вопросы к детям:

- Почему девочки поссорились?

- Почему одна из девочек решила помириться?

- Как она это сделала?

Занятие 2. Как помириться

Вариант 1

Ход занятия

Воспитатель читает детям (в сокращенном варианте) сказку «Крылатый, мохнатый и масляный» («Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста», М, Просвещение, 1990).

«Жили-были Крылатый Воробей, Мохнатая Мышка да Масляный Блинчик. Жили они поживали, друг друга не обижали. Каждый свою работу делал, другому помогал. Воробей еду приносил: зерна, грибы, ягоды носил из леса. Мышка дрова рубила, а Блинчик – щи да кашу варил. Хорошо жили, дружно. Бывало, Воробей с охоты придет, на лавку сядет, отдыхает. Мышка на стол накрывает, ложки крашеные считает а Блинчик у печи щи варит, кашу пробует. Так они жили, друг друга хвалили, да и себя не обижали. Только раз призадумался Воробей: «Я целый день по лесу летаю, до поздней ночи работаю, а Мышь с Блинчиком на печи лежат, только к обеду за работу принимаются. Не бывать больше этому, завтра же работу поменяем!» Сказано – сделано. На другой день утром Блинчик пошел на охоту, Воробей – дрова рубить, а Мышка – обед варить. Встретилась Блинчику по дороге Лиса, почуяла она запах Блинчика масляного, как прыгнет на него, как ухватит за бок. Еле-еле Блинчик вырвался, бок в зубах у Лисы оставил. Домой побежал. А дома-то что делается! Стала Мышка щи варить. Решила она, как Блинчик, в горшок прыгнуть, чтобы щи жирнее стали, да и обварилась. А Воробей стал дрова на мелкие щепки ломать, да и клюв на сторону своротил. Сидят они, слезы льют, а как увидели, что у Блинчика пол бока съедены, еще пуще заплакали. Тут Блинчик говорит: «Так всегда бывает, когда друзья ссорятся, друг друга не понимают». Воробью стало стыдно, и он попросил прощения. С тех пор они стали жить-поживать по-старому, дружно, да счастливо».

Вопросы к детям:

- Кто затеял ссору?

- Что получилось, когда звери поменялись работами?

- Как друзья помирились?

- А что вы делаете, когда хотите помириться?

Затем воспитатель предлагает детям в музыкальную игру «Выбери друга». Дети становятся парами лицом друг к другу и под веселую музыку двигаются по кругу.

Занятие 3. Игровой урок

Варианты

1. Подвижные игры на сотрудничество: «Птички в домике», «Покатаемся на лошадке», «Два мяча», «Построим дорожку», «Дружно прыгнем» (Шишкина «Движение + движение, М., Просвещение, 1992).

Во всех играх дети взаимодействуют в парах, помогая друг другу. Воспитатель подчеркивает мысль, что одному в эти игры играть невозможно.

                                      Сценарии занятий с детьми 4 -5 лет

Тема: «Социальные навыки»

Содержание: Спорил ли ты когда-нибудь? Что ты чувствуешь в такие моменты? Как ты миришься после ссоры? Что ты чувствуешь и что делаешь, если видишь, что ссорятся другие?

Занятие 1. Ссора

Материал:

  • Куклы: гном и кролик
  • Ширма

Ход занятия

Кукольный спектакль

Воспитатель (за ширмой). Весельчак сердитым выглядит,

                                             Весельчак сегодня зол.

                                             Он кричит…

(На ширме появляется кукла «Гном-Весельчак»)

Весельчак. Какой бессовестный, в сад залез, как будто вор!

                    Все, поссорился я с Кроликом, говорю вам не шутя,

                    Он на клумбе, прямо с корнем, розу вырвал у меня.

Воспитатель (за ширмой). Весельчак очень расстроился, ведь со своим другом Кроликом он никогда раньше не ссорился.

Весельчак. Как играть мне без него?

                    Я считал его товарищем,

                    Он же струсил и сбежал,

                    Друга взял и обокрал,

                    Попросил – я сам бы дал!

(На ширме появляется кукла «Кролик»)

Кролик (радостно). Весельчак, куда ты спрятался,

                                  Целый день тебя ищу.

Весельчак (обиженно). Ишь, смотри, какой он радостный,

                                         Я обиды не прощу!

(Весельчак демонстративно поворачивается к Кролику спиной)

Кролик (растерянно обращается к детям)

Что случилось, объясните,

Торопился я сюда.

На меня вы не глядите,

Что случилась за беда?

Воспитатель (из-за ширмы спрашивает у детей). Что же будет дальше, ведь друзья поссорились. Смогут ли они помириться?

Вопросы к детям:

- Какое настроение было у Весельчака?

- Что его так расстроило?

- А вы могли бы обидеть своего друга, как Кролик Весельчака?

- Как друзьям можно помириться?

- А вы ссорились когда-нибудь со своими друзьями?

Воспитатель вместе с детьми приходит к выводу о том, что существует много способов примирения, главное, надо дорожить дружбой.

Занятие 2. Как помириться.

Материал:

  • Кукольный персонаж
  • Иллюстрации с изображениями разных поступков людей

Ход занятия

Раздаются всхлипы и плач. Появляется кукольный персонаж (например, кукла Вася). Воспитатель обращает внимание детей на его настроение и странный вид. Спрашивает о причине слез. Вася объясняет, что они с другом играли в песочнице, и он строил дом. Когда дом был готов, друг его сломал, да еще и дразниться стал.

Воспитатель успокаивает Васю и предлагает детям помочь ему помириться с другом.

Вопросы к детям:

- Что такое «друг»?

- Есть ли у вас друг? Расскажите о нем.

- Чем вы любите заниматься вместе?

- Как вы думаете, поступают ли друзья так, как поступил друг Васи?

Воспитатель вместе с детьми приходит к выводу о том, что с другом не стоит ссориться по пустякам, нужно радоваться его успехам, принимать помощь и оказывать ее самому.

После этого Вася показывает детям свои картинки. На них изображены разные поступки детей. Воспитатель предлагает разложить картинки так, чтобы в одной стороне лежали те, где изображены, по их мнению, хорошие поступки, а с другой – плохие. Ребята обсуждают поступки героев и рассказывают Васе, как должны поступать настоящие друзья, предлагая ему объяснить это своему другу. Далее все вместе поют песню В.Шаинского «Дружба крепкая».

                                   Сценарии занятий с детьми 5 - 6 лет

Содержание: Ссоришься ли ты иногда и почему? По какому поводу чаще всего бывают ссоры? Как можно помириться? Умеешь ли ты предотвратить ссору и как? Всегда ли ты являешься инициатором ссоры и если да, то почему?

Занятие 1: «Ты поссорился»

Материал:

  • рассказ К.Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно»

Ход занятия

Воспитатель читает письмо от Незнайки, в котором он описывает следующую историю (рассказ К.Ушинского «Вместе тесно, а врозь скучно»):

«Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка!»

Отвечает сестра брату: «А ты не тронь моих кукол!»

Дети расселись по разным углам, но скоро им обоим стало скучно».

Прочитав историю, воспитатель говорит, что Незнайка просит детей ответить на такие вопросы:

- Почему брат и сестра в ссоре?

- Как им помочь помириться?

- Ссорились ли вы когда-нибудь? Расскажите об этом.

- Из-за чего была ссора?

- Что чувствовали потом?

- Как вы уладили свой конфликт?

Чтобы было легче ответить на письмо Незнайки, воспитатель предлагает обсудить разнообразные ситуации. Например, (воспитатель читает начало, а дети продолжают):

- Две девочки играют с куклой, сшили ей наряд. Одна девочка захотела пришить бант, а другая была против…

- Два мальчика рассматривали интересную книгу, затем одному захотелось вернуться назад и посмотреть понравившуюся картинку, а другой захотел смотреть дальше…

(Версии детей)

Далее дети все вместе сочиняют ответ на письмо Незнайки, рассказывают ему о различных ситуациях примирения, о том, как они умеют предотвращать ссоры.

Занятие 2: «Докучать и дразнить»

Материал:

  • кукла с рыжими волосами

Ход занятия

Из-за ширмы появляется кукольный персонаж. Он расстроен и обижен на ребят, которые его дразнили и не хотели с ним играть.

- Рыжий, рыжий, конопатый,

Убил дедушку лопатой.

Кукла.    – А я дедушку не бил, а я дедушку любил!

                   Что ж мне делать, если у нас в семье все рыжие?

Воспитатель успокаивает куклу и говорит, что ей, наоборот, очень нравятся рыжие волосы, так как они кажутся золотыми, и это значит, что солнышко их очень любит. Далее воспитатель предлагает детям высказать свое мнение о том, нравятся ли им рыжие волосы.

Вопросы к детям:

- Дразнили ли вас когда-нибудь?

- Что вы в это время чувствовали?

- Можно ли смеяться над внешностью человека?

- Если нельзя, то почему?

Кукла успокаивается и благодарит детей за доброту и ласковые слова. Воспитатель обращает внимание детей на то, что во многих сказках рассказываются истории о хороших и добрых героях, но из-за того, что они не похожи на других, их дразнят и обижают («Гадкий утенок», «Золушка»). «Сказка ложь, да в ней намек – добру молодцу урок».

В качестве примера детям рассказывается сказка Т.Аксакова «Аленький цветочек». Воспитатель с детьми приходи к выводу, что главное в человеке не внешность, а его поступки и дела.

   

       Игры и упражнения на  снятие страхов и  повышение уверенности в себе

                                                        у детей 4 – 5 лет

                                                                    Качели

  В упражнении могут участвовать ребенок и родитель или двое детей. Один садится в позу «зародыша»: поднимает колени и наклоняет к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты.

Второй встает сзади, кладет руки на плечи сидящему и осторожно начинает медленно покачивать его, как качели. Ритм медленный, движения плавные. Выполнять упражнение 2-3 минуты.

  Затем участники меняются местами.

Предупреждение.  Сидящий должен «цепляться» ногами за пол и

открывать глаза. Можно надеть на глаза

повязку.

                                 

                                              Художники – натуралисты

  Для выполнения этого задания родители тоже должны поработать над своими страхами и предубеждениями.

  Возьмите большой лист белой бумаги либо кусок старых обоев и положите на клеенку или газеты. Перед играющими поставьте блюдца с жидкими красками. Разрешите себе и ребенку рисовать не кисточками, а пальцами, кулачками, ладошками, локтями, ногами, щечками, носиком. Сюжет рисунка можно выбрать любой: «Падают листья», «Следы невидимых зверей», «Фантастическая планета», «Разноцветная мозаика» и т.д.                  

 Замечание. После упражнения желательно хорошо помыться, вспоминая то раскрепощение  и ощущение свободы и радости, которое все почувствовали.

Хорошо проводить это упражнение на природе перед купанием и всем вместе отмывать друг друга.

                                                            Дизайнеры

  Для игры необходимо накопить несколько не нравившихся маме по какой-то причине тюбиков губной помады. Играть можно всей семьей и с друзьями ребенка. Каждый получает по тюбику и ему разрешается подойти к любому участнику и «украсить» его лицо, руки, ноги. В результате игры вы увидите преобразовавшиеся в своем выражении и красоте лица игроков.

  Следите, чтобы «украшали» всех, не забывайте позволять «украшать».

Совет.  После игры хорошенько отмойтесь.

                                                              Жмурки

  Старинная, проверенная веками игра. Водящему завязывают глаза, остальные игроки бегают по комнате, издавая звуки: «ку-ку», «ля-ля», «а вот и я!». Схватив попавшегося, водящий угадывает, кто это, и только потом снимает повязку.

Предостережение.   Следить, чтобы ребенок долго не «жмурился» в поисках игроков, как только почувствуете, что они затянулись, поддайтесь с радостью.

                                                           Медвежонок

  Все встают в круг, берутся за руки. «Медвежонок» сидит внутри с закрытыми глазами. Все хором говорят (лучше петь) стихотворение и медленно двигаются к центру круга:

                               Медвежонок, медвежонок

                               Спит в своей берлоге.

                               Хоть он не опасен,

                               Будьте осторожны:

                               Вы такому шалуну

                               Не верьте никогда.

  «Медвежонок» по окончании стишка (песенки) неожиданно вскакивает и старается дотронуться до кого-либо из детей.

Игры и упражнения на снятие страхов и повышение  уверенности в себе

                                                    у детей 5-6 лет  

                                                      Мышь и мышеловка

  Необходимое количество играющих – 5-6 человек. Все встают в круг, плотно прижимаются друг к другу ногами, бедрами, плечами и обнимаются за пояс – это мышеловка (или сеть). «Мышонок» - в кругу. Его задача – всеми возможными способами вылезти из мышеловки: отыскать «дыру», уговорить кого-то раздвинуть играющих, найти другие способы действий, но выбраться из создавшейся ситуации.

Предупреждение 1.Взрослый следит, чтобы ноги «мышеловки» не пинались, не делали больно мышонку.

2. Если взрослый замечает, что Мышонок загрустил и не может выбраться, он регулирует ситуацию, например: «Давайте все вместе поможем  мышонку, расслабим ножки и руки, пожалеем его.

                                                              Кораблик

  Необходимо небольшое одеяло. Количество играющих – минимум 2 взрослых и ребенок, либо 5-6 детей. Одеяло – это корабль, красивый парусник. Дети – матросы. Один ребенок – капитан. Капитан любит свой корабль и верит в своих матросов. Игрой руководит взрослый. Он объясняет капитану задачу – быть в центре корабля, в момент сильной качки он должен громким голосом дать матросам команду «Брось якорь!», или «Стоп машина», или «Все наверх!», чтобы спасти корабль и матросов. Затем матросы берутся за края одеяла и начинают медленно раскачивать корабль. По команде ведущего «Буря!» качка усиливается. Капитану напоминают о его задаче. Как только он громким голосом прокричит команды, корабль спокойно опускается на пол, капитану все жмут руки и хвалят его.

                                          Нарисуй свой страх, победи его.

  До упражнения желательно поговорить с ребенком «Чего ты боишься, когда тебе страшно, было ли такое, когда ты сильно испугался». Затем ребенку предлагают нарисовать то, чего он боится. Необходим большой лист бумаги, карандаши или краски. После рисования еще раз поговорите, чего же он конкретно боится. Затем возьмите ножницы и попросите ребенка разрезать «страх» на мелкие кусочки, а мелкие – еще на более мелкие, помогите ребенку в этом. Когда «страх» рассыплется на крошечные кусочки, покажите ребенку, что теперь его собрать невозможно. Заверните эти мелкие кусочки в большой лист бумаги, подойдите к мусорному ведру и киньте бумажный ком туда, затем с ребенком сходите и выбросите весь мусор – он вам не нужен, его увезут и сожгут, а вместе с мусором сожгут и «страх», и больше его никогда не будет.

Замечанеи: Повторите упражнение через 1-2 недели.   Посмотрите, что изменилось в  изображении страха (цвет, сюжет,  композиция), и делайте это до того момента, пока не увидите недоуменное  выражение лица  ребенка в ответ на  просьбу: «Нарисуй свой страх».

                                                     Расскажи свой страх

  Минимальное количество участников – 2 человека; чем больше, тем продуктивнее упражнение. В тесном доверительном круге взрослый рассказывает о детских страхах: «А вот когда я был таким, как ты, то…» Затем задает вопрос: «А у вас было такое?», «А кто чего боится, расскажите!» Дети, по желанию, рассказывают о ситуациях, когда им было страшно.

  Ведущий каждый раз просит поднять руку тех, с кем происходило что-то похожее.

Предостережение Следите, чтобы сюжеты рассказов были не             похожими, обговорите все возможные страхи:  темноты, одиночества, смерти, чужих людей, животных, злых сказочных героев и т.д.

                                                 Необычное сражение

  Количество участников – не менее 2-х человек. В просторном помещении или на улице накидывается много маленьких мячей или собранных заранее высохших еловых шишек.

  Представив, что в предстоящей «битве» обязательно надо победить, участники игры пытаются нападать и защищаться, кидая шишки или мячи. Каждый должен собрать больше трофеев, а свои запасы беречь.

Замечание Объясните, что попадание мячом или шишек – это  немного больно, но таким образом можно стать  отважным, сильным, смелым победителем.

 Игры и упражнения на снятие страхов и повышение уверенности в себе

                                                    у детей 6 – 7 лет

                                                           Пастушок

  Игра проводится на улице или в просторном помещении. Ведущий берет в руки какой-либо музыкальный инструмент (дудочку, барабан, бубен), - он «пастух», все остальные участники его «овечки». Им завязывают глаза. Музыкант, наигрывая, медленно перемещается по комнате и ждет, когда все его «овечки» соберутся вместе. Если кто-то заблудился, он начинает играть громче. Когда вся «отара» соберется, выбирается новых «пастух».

                                             

                                                       Неваляшка

  Необходимое количество участников – 3 человека, желательно родители и ребенок, либо один взрослый и двое детей. Двое встают на расстоянии метра лицом друг к другу. Ноги стоят устойчиво, делается упор на одну. Руки выставлены вперед. Между ними стоит третий участник с закрытыми или завязанными глазами. Ему дается команда: «Ноги от пола не отрывай и смело падай назад!» Выставленные руки подхватывают падающего и направляют падение вперед, там ребенок встречает снова выставленные руки. Подобное покачивание продолжается в течение 2-3 минут, при этом амплитуда раскачивания может увеличиваться.

Предупреждение. Дети с сильными страхами и робостью могут выполнять упражнения с открытыми глазами, амплитуда раскачивания может быть сначала минимальной.

                                                   Соломинка на ветру

  Упражнение выполняется с группой детей и взрослых не менее 6-7 человек. Все встают в круг, вытягивают руки ладонями вперед. Выбирается «соломинка». Она встает в центр круга с завязанными или закрытыми глазами. По команде взрослого: «Не отрывай ноги от пола и падай назад!», - участники игры по очереди прикасаются к плечам «соломинки» и, осторожно поддерживая, передают ее следующему. В результате каждый страхует другого, и «соломинка» плавно покачивается по кругу.

Предупреждение Недоверчивые и робкие дети сначала должны побывать в роли  

поддерживающих. Приятные ощущения и улыбка на лицах «соломинок» заставит их побывать в этой роли. Участие в игре взрослых обязательно. 

                               

                                                  Гармоничный танец

  В игре участвуют двое. Один закрывает глаза (лучше надеть повязку). Встают друг против друга, прикасаются легко ладонями. Звучит медленная музыка. Ведущий делает плавные движения руками, телом, приседает, слегка отходит в стороны, вперед, назад. Задача ведомого следовать за руками ведущего и повторять его движения, не повториться.

Предупреждение. Не допускайте смены ролей, то есть ведомый не должен вести ведущее. Можно разрешить ведомому выполнять упражнение сначала с открытыми глазами.

                                                               Маски

  Минимальное количество участников – 2 человека, но чем больше, тем интереснее и полезнее игра. Необходимы краска и бумага, липкая лента. На бумаге рисуются страшные маски, затем каждый участник примеряет себе любую, остается в ней какое-то время, можно потанцевать «дикие» танцы, побегать, погоняться друг за другом. Затем происходит ритуал снятия масок, все берутся за руки, улыбаются друг другу, можно плавно потанцевать.

Совет. Чтобы закрепить маски на лице, лучше использовать липкую ленту или пластырь.

                                                      Рыбаки и рыбка

  Чем больше участников (не менее 6), тем игра интереснее и полезнее.

  Два участника – рыбки. Остальные встают парами лицом друг к другу в две линии, берут друг друга за руки – это сеть. Рыбка хочет выбраться из сети, она знает, что это опасно, но впереди ее ждет свобода. Она должна проползти на животе под сцепленными руками, которые при этом усердно задевают ее по спине, слегка постукивают по ней, щекочут. Выползая из сети, рыбка ждет свою подругу, ползущую за ней, они берутся за руки и становятся сетью. Процесс смены ролей повторяется 2-3 раза.

Предупреждение. Движения сети должны быть в меру агрессивными.                                    

 

                                                             Чехарда

    Играют 3-5 участников. Один стоит на четвереньках. Следующий разбегается и пытается его перепрыгнуть. Если застрял на спине, то так там и остается. Следующий разбегается и прыгает на образовавшуюся кучу и так далее до последнего участника.

  Игра снимает мышечные зажимы, страх прикосновений и робость, укрепляет опору и расширяет свободу движений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕРНЫЙ КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ ПО ТЕМЕ «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»: «ВОРОБУШКИ – ПТАШКИ»

ПРИМЕРНЫЙ КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО  РАЗВЛЕЧЕНИЯ«ВОРОБУШКИ - ПТАШКИ»(первая младшая группа) Задачи: доставить детям радость, закрепить ОВД (бег на носочка, бег в рассыпную, перепрыгивание, ме...

Народные игры в двигательной активности детей

Игра - ведущий вид деятельности  в воспитании ребенка. Народные игры играют важную роль в национальном воспитании, в воспитании толерантного поведения детей. В своей работе уделяю большое внимани...

Программа социальной активности детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности "Социальная активность"

Программа социальной активности детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности "Социальная активность"...

«Развитие социальной активности детей старшего дошкольного возраста при подготовке к обучению в школе»

В статье представлен опыт работы с детьми при подготовке к обучению в школе. Автор рассматривает основные аспекты психологической готовности детей к обучению в школе. И предлагает ряд игр и упражнений...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Полезный матерал для решения проблем коммуникабельности детей старшего дошкольного возраста....

«Формирование социальной активности детей дошкольного возраста в трудовой деятельности»

Работа посвящена проблеме формирования социальной активности старших дошкольников в трудовой деятельности....

ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ: РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

На сегодняшний день, на образ жизни дошкольников огромное влияние оказывает медиапространство. Медиа с малых лет становится спутником ребенка. Современные дети рано знакомятся с телевизором, радио, те...