Статья на тему "Использование сюрпризных моментов в организации праздников и досугов с детьми дошкольного возраста"
статья на тему

Прокофьева Инна Валентиновна

В статье говорится о сюрпризном моменте  как об одном из приемов активизации детей на занятиях, праздниках и досугах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_syurpriznyh_momentov.docx27.76 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: Использование сюрпризных моментов  в организации праздников и досугов с детьми дошкольного возраста

Сюрприз - это неожиданные веселые моменты, которые всегда вызывают у детей  бурю эмоций, дети оживляются, их деятельность активизируется.

Кроме того, сюрпризные моменты создают ситуацию новизны, в которой нуждается ребенок дошкольного возраста. Сюрпризные моменты я включаю в занятия, в праздники, досуги и в повседневную жизнь детей детского сада.

Сюрприз как нельзя более точно отвечает психологическим особенностям дошкольников. Сюрпризные моменты всегда красочны, ярки, неожиданны, они стимулируют развитие творческой фантазии, служат удовлетворению жажды открытий ребенком в окружающем мире. Ребенку-дошкольнику интересно все, кроме скуки, бездействия. Неизвестность всегда дразнит воображение детей.

«Пусть удачи, неудачи,
        Пусть полет и вверх, и вниз.
        Только так, а не иначе.
        Да здравствует сюрприз!»

Сюрпризный момент  это один из приемов активизации детей на занятии. На занятиях  с детьми, пользуясь своей картотекой, я включаю поэтические строки, стихи и загадки для создания образа героя,  для сюрпризного момента и подачи нового материала. Кроме того, я использую картотеку музыкальных приветствий с сюрпризными моментами. Для внесения сюрприза я сделала волшебную коробочку, из которой каждый раз появляется сюрприз-игрушка, с помощью которой я разыгрываю игровую ситуацию. Например, к малышам  пришла в гости собачка:

Музыкальный руководитель: «Посмотрите, кто появился из нашей волшебной коробочки?»
Дети:        «Собачка!»
Музыкальный руководитель: «Давайте поприветствуем собачку хитрым голосочком (вежливым, важным, по-собачьи «гав – гав)»

С детьми старшего дошкольного возраста  при слушании музыки «Клоуны» Д.Кабалевского я использую появление  клоуна на занятии  как сюрпризный момент.

Тема сюрприза, сюрпризных моментов в музыкальном развитии ребенка дошкольного возраста тесно связана с игрой – основным и ведущим видом деятельности дошкольников. Каждая игра дает возможность проявить свои творческие способности, фантазию и может иметь неожиданный поворот в развитии действия, удовлетворить любопытство ребенка. При проведении игр с детьми, при разучивании новых песен, при смене природных явлений я использую дидактические пособия: «Тучка», «Капелька», «Солнышко», «Веселые ладошки».

В сценариях и развлечениях сюрпризные моменты всегда желаемы. Сюрпризность проявляется либо в необычности появления чего-то или кого-то, либо в необычности самого предмета, явления. Сюрприз часто приносят герои праздника: например, сказительница, которая неожиданно появляется в начале утренника и ведет детей в сказку. Также замечательным сюрпризом могут быть полюбившиеся герои из мультипликационных фильмов: Маша и Медведь, Карлсон, Винни Пух, Айболит, Фрекен Бок и другие.

 Роль сюрприза могут выполнять яркие красивые игрушки, появляющиеся и оживающие в сказке, различные персонажи и предметы, доступные восприятию и пониманию ребенка. Они необычайно повышают эмоциональный тонус детей, могут служить отправной точкой для развития сюжета и, конечно, прекрасно завершить спектакль. Например, в завершении сценария новогоднего утренника я включила сюрприз «Живой мешок», причем мешок появился огромного размера, говорящий.

             Дед Мороз:        Ах ты, батюшки, мешок,

Сам по себе сюда идет.

                        Ты куда ж запропастился?

        Мешок:        Путешествовать пустился.

        Дед Мороз:        Должен ты стоять на месте,

                        Или ходить со мною вместе.

        Мешок:        А сегодня, в Новый год,

                        Будет все наоборот!

Детям было очень удивительно, что мешок может танцевать и говорить, и быть такого большого размера.  

 В досуге «Путешествие по королевству «Будь здоров!» воспитатели исполняли роли Гребешка, Тетушки Мочалки, а в празднике мыльных пузырей – Веселушки, Тучки Плакучки, Бармалея, доктора Айболита.  

Из чего же может складываться сюрприз? Конечно, это эффекты: сверкающие иллюминации (светящиеся месяц, звезды), различного рода подсветки, звуки гремящего грома, шума ветра, дождя и другие музыкально-шумовые эффекты.

В утренниках и досугах я тоже использую музыкальные шумовые эффекты: шум богатырского сражения (при появлении богатырей), звуки вьюги (при появлении матушки Зимы),  шум ручья (изображение весеннего леса),  топот копыт (Иванушка на коне), скрип (при поворачивании избушки на курьих ножках), шум вертолета (появление Карлсона)…

Особую роль наряду с сюрпризными моментами играет в действии спектакля сама музыка. Например, в сценарии «Веселый огород» очень большой сюрпризный эффект создает тревожная музыка в момент нападения мышей на грядки. «Овощи» буквально цепенеют, когда появляются крадущиеся мыши. Под жесткую, настороженную музыку движутся мыши. Музыка предвещает и появление мышиного короля, героя определенного характера, образ которого нарисован звуками. В новогоднем утреннике под настороженную  музыку происходит превращение большого Деда Мороза в маленького Деда Мороза.

В младшем дошкольном возрасте чаще используется показ кукольного театра, приход различных игрушек и кукол на праздник, развлечение. Если малыши в большей степени зрители, созерцающие действие, то в старшей группе дети сами с удовольствием принимают участие в сюрпризных моментах. Им доставляет удовольствие не только порадовать себя, но и других людей. Например, роль «Красной шапочки» на новогоднем утреннике в младшей группе исполняла девочка старшего дошкольного возраста. В сценарии «Два Деда Мороза» Дед Мороз-взрослый персонаж играл главную роль вместе с Дедом Морозом-ребенком.

Придя работать в это дошкольное учреждение, я увидела, что в этом коллективе работают творческие и талантливые педагоги, которые имеют настоящие актерские способности, желание приносить радость и дарить положительные эмоции взрослым и детям. Вместе с руководителем ДОУ мы создали творческую группу из коллектива детского сада. Мы объединились единой идеей, чтобы каждый праздник и досуг в детском саду был настоящим праздником души у детей и взрослых. Мы создали творческую группу, в которой обсуждаем проекты праздников и развлечений: составляем и обсуждаем сценарии, продумываем декорации и атрибуты, оформляем их, создаем эскизы моделей костюмов и изготавливаем их самостоятельно.

Очень важна роль костюма каждого персонажа, приходящего на праздник. Костюм одновременно служит средством раскрытия образа и украшением действия. Например, восторг и удивление было и у детей, и у зрителей, когда появился Кощей Бессмертный на новогоднем утреннике. Костюм и грим Кощея вызвали общее восхищение и ощущение того, что пришел настоящий «Кощей» из сказки. Фея  в воздушном блестящем платье из новогоднего утренника по сказке Ш.Перро «Золушка» создавала настоящее  ощущение доброй волшебницы.

Сюрприз  в конце праздника зависит от содержания самого спектакля: удивительным сюрпризным моментом в завершении летнего праздника было появление мыльных пузырей для всех детей от Хохотушки. Дети получили удовольствие и эмоциональное наслаждение. На осеннем празднике «Осень в деревне» Дедушка и Бабушка угощают детей пирогами. На новогоднем празднике Дед Мороз раздает волшебные снежинки. Дети загадывают желания и подбрасывают снежинки вверх. После этого подарки появляются в зале.

У детей вызвал  большой интерес сюрприз  с избушкой на курьих ножках. Примером может служить отрывок из сценария:

Баба Яга: Нет у меня никаких подарков, и все тут! (закрывает окно, и избушка со         скипом отворачивается от Деда Мороза)

Дед Мороз: Избушка, стань ко мне передом, а к лесу задом! (избушка         поворачивается)

Баба Яга:  Куды повернулась? К лесу передом, а к деду задом! (избушка так         поворачивается 2-3раза).

Баба Яга:  Ах, я устала! Спать, хочу! (Изба поворачивается и приседает)

Дед Мороз подзывает к себе детей. Предлагает весело потанцевать, похлопать в         ладоши, разбудить бабулю. Под веселую музыку дети и Дед Мороз танцуют,         избушка присоединяется к ним.

Баба Яга: Ой! Все бока поотбивало, все косточки переломало! Все не могу         больше! Отдам подарки!

Сюрпризные моменты на праздниках и развлечениях  несут большой эмоциональный заряд, украшают действие, сплачивают коллектив артистов и зрителей в единой радости. Заканчиваю свой творческий отчет словами из песни:

«А мы бросаем скуке вызов,
Потому что, потому,
Жить на свете без сюрпризов
Невозможно никому!»