«Формирование у ребенка в семье навыков самообслуживания»
консультация (младшая группа) на тему

Демьяненко Раиса Андреевна

Посильнй труд в значительной степени определяет общее развитие ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  «Центр развития ребенка - детский сад «Солнышко»

Консультация для родителей

«Формирование у ребенка в семье навыков самообслуживания»

     Посильный труд в значительной степени определяет общее развитие ребенка.

     В процессе самообслуживания он знакомится с предметами, их свойствами, материализуемых в обиходе вещей. Труд по самообслуживанию  и выполнение несложных  обязанностей воспитывают у детей  самостоятельность, трудолюбие и доброжелательное отношение к окружающим, повышают работоспособность и выносливость организма, развивают ловкость и координацию движений. Эти качества приобретаются род влиянием наглядного примера взрослых членов семьи и повседневным участием ребенка в домашнем труде родителей.

   Формирование навыков самообслуживания способствует создание определенных условий  в семье.

   Направляя внимание родителей на важность формирования у детей трех лет навыков самообслуживания, нужно подчеркнуть необходимость единых требований к ребенку в детском саду и семье. В то же время необходимо предостеречь родителей от категоричности  требований. Если какой – то навык еще не дается ребенку, лучше терпеливо поупражнять его  в нем, помочь малышу справится с затруднениями.

   Известно, что действия, которым детей  вовремя не научили, с возрастом перестают их интересовать и становится даже обременительными. Не испытывая интереса к предстоящему делу, ребенок старается избежать его. Так, дети, не приученные до двух – трех лет есть самостоятельно, долго не хотят делать этого без помощи взрослых, с трудом осваивают правила поведения за столом.

   Родители должны знать и помнить, как важно в процессе обучения навыкам самообслуживания сделать эмоционально насыщенным, привлекательным для детей и сам процесс, и его результаты.

   Для ребенка  четвертого года жизни результат  его усилий становится значимым, прежде всего в оценке взрослого. Поэтому  хорошему настроению, желанию и старанию сделать что – то самому, способствует прежде всего одобрение родителей. Замечать нужно даже незначительные достижения ребенка.

   Важно подробнее познакомить родителей и с задачами физического воспитания. Прежде всего следует подчеркнуть его влияние на нормальное умственное, нравственное, трудовое и эстетическое развитие ребенка. Особо нужно выделить организацию детского режима в семье, поскольку он обеспечивает рациональную умственную и двигательную нагрузку и отдых ребенка. Привычный ритм жизни положительно влияет на самочувствие , настроение детей, их поведение, работоспособность, облегчает воспитание самостоятельности и дисциплинированности. Привыкшие к режиму дети спокойнее переключаются с увлекательного дела на менее интересное. Главное требование к организации режима: точное и постоянное его выполнение.

    Дети младшего дошкольного возраста подвержены простудным заболеваниям. Одна из мер их профилактики – закаливание детского организма. Нужно подробнее рассказать родителям о закаливании и о повседневных условиях, ему способствующих: рациональной одежде, режиме проветривания;  организации сна, умывания и мытья рук, прогулок.

    Стремясь понять окружающее, разобраться в нем, дети трех – четырех лет задают взрослым разнообразные вопросы. Родители должны понять, что вопросы – дверь, через которую ребенок стремится проникнуть в мир. Отвечать на них нелегко, но необходимо. Главное правило, которое должны знать родители: ответ следует давать кратко, понятно для малыша и доброжелательным тоном. Нужно ли отвечать на все детские вопросы? Да! Но, если очевидно, что ребенок может  догадаться сам или с помощью наводящих вопросов, посоветуйте   родителям предоставить ему эту возможность. Пусть он не спешит отвечать и в случаях, когда вопросы задаются из желания привлечь внимание взрослого. Здесь лучше заинтересовать малыша каким-нибудь делом.

  Основной вид деятельности детей этого возраста – игра. Играя, ребенок познает окружающий мир, развивается физически, усваивает нравственные нормы, учатся понимать прекрасное. Родители должны знать, как помочь ребенку развернуть игру; скажем, взять на себя  роль покупателя, стать клиентом парикмахера, пациентом у врача. Включаясь в игру, взрослые могут подсказать детям интересный сюжет, который будет побуждать их к выполнению каких- либо правил, действий, к определенному поведению. Малоподвижного ребенка можно привлечь к игре «лошадки».  Выполнение роли солдата, моряка будет способствовать формированию у ребенка правильной осанки,  а игра с куклой поможет малышу запомнить последовательность действий в одевании и раздевании.

   Для игр детей необходим и строительный материал, а также место, где они могут играть с ним. Ребенку трех лет нравятся крупные строительные детали, но лучше, если они будут полыми, т.е. легкими, что и нужно учитывать при их покупке. Чтобы малыш полюбил строительную игру, родителям нужно развивать его конструктивные умения, включаясь в строительство и, если нужно, помогая выбирать тему постройки.

   Важное место в развитии детей занимают дидактические игры. В них совершенствуются восприятия, движения, речь, развивается фантазия, расширяются и уточняются представления об окружающей действительности. Нужно познакомить родителей         с наиболее распространенными играми: матрешки, мозаика, пирамиды; рассказать, как проводить игры с  «чудесным мешочком», «Сделай, как я»; посоветовать купить несложные настольно – печатные игры, парные и складные картинки.

   Для дидактических игр  в семье целесообразно использовать предметы повседневного обихода, например, посуду, а также природный материал (желуди, шишки, камешки). Рассказывая об обучающем значении дидактических игр, нужно, однако, подчеркнуть, что это все же игры, а не упражнения, и поэтому игровая ситуация в них должна  быть сохранена обязательно.

  О неизменном спутнике игр – игрушке можно рассказать на специальной консультации, в материалах «Уголках для родителей» и т.д. Игрушка – это главный партнер ребенка в его играх и забавах. Игрушка вводит ребенка в мир прекрасного, помогает приобрести новые знания, навыки и умения, приучает выполнять установленные нормы поведения, взаимоотношения с окружающими.

   Как покупать игрушки детям? Выбирая их, родители должны руководствоваться как возрастными, так и индивидуальными особенностями ребенка. Если он малоподвижен, целесообразно приобрести игрушки, стимулирующие к движению -  мячи, вожжи, разнообразные каталки, трехколесный велосипед. Приучать малыша к усидчивости помогут детское лото в картинках, мозаики, разрезные картинки. Игрушки должны быть крупные, красочные, без мелких деталей, нетяжелые. Некоторые атрибуты для игр во «врача», «повара», «продавца», а так же предметы кукольной одежды родители могут сделать сами.

    Малышу необходимы забавы и развлечения. Взрослые организуют для него в семье просмотр мультипликационных фильмов, диафильмов – сказок, разыгрывают кукольные представления, читают стихи. Это очень сближает детей и взрослых.

   Особенно углубляют семейную любовь и привязанность праздники, проводимые специально для малышей, - дни рождения, праздник елки и др. Чтобы ребенок почувствовал, что это – именно его праздник, лучше, если большая часть гостей будут дети. Для них продумывают программу праздника (игры, танцы, песни),стараются предупредить возникновение конфликтных ситуаций. Обдумывается детское меню.

    Все в этот день должно быть праздничным: убранство комнаты, костюм и прическа виновника торжества. Но главное – развлечения и сюрпризы. Подарок лучше купить и вручить заранее. Тогда, поиграв в новую игрушку, малыш  с готовностью уступит ее на время гостям.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование личности ребенка в семье

Формирование личности ребенка в семье является одной из наиболее значимых.  Важность семь и как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находи...

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию у детей раннего возраста навыков самообслуживания.

Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-мото...

Формирование у ребенка в семье навыков самообслуживания.

Формирование у ребенка в семье навыков самообслуживания....

Развитие и воспитание дошкольников: Формирование у детей младшей группы навыков самообслуживания

Формирование у детей младшей группы навыков самообслуживанияРазвитие и воспитание дошкольников...

Педагогические рекомендации по формированию у детей раннего возраста навыков самообслуживания в ходе режимных процессов

Представление опыта работы  в рамках  городского педагогического объединения воспитателей групп раннего возраста Орджоникидзевского района города Магнитогорска.Воспитатель: Яруллина Алина Ви...

Творческий час «Особый ребенок» «Овладение ребенком с РАС навыков самообслуживания»

Знакомство педагогов с особенностями и последовательностью работы по формированию навыков самообслуживания у ребенка с РАС....

Формирование у детей в семье навыков самообслуживания

Рекомендации по созданию в семье условий, необходимых для формирования у детей навыков самообслуживания...