Формирование у детей в семье навыков самообслуживания
консультация

Слепцова Алла Валентиновна

Рекомендации по созданию в семье условий, необходимых для формирования у детей навыков самообслуживания

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_navykov_samoobsluzhivaniya.docx17.84 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у детей в семье навыков самообслуживания

   Рекомендации касаются, во-первых, создания в семье условий, необходимых для формирования у детей этих навыков; во-вторых, приёмов и методов их формирования.

   Условия, способствующие проявлению самостоятельности: вешалка по росту ребёнка, чтобы он мог взять и повесить верхнюю одежду; место для хранения белья и предметов туалета; полка в нижней части шкафа, чтобы ребёнок мог сам взять носовой платок, ленту, носки. Хорошо приобрести или сделать самим удобные по размеру плечики для детской одежды. Пользование ими удобно и эстетически целесообразно: платье не мнётся, не деформируется.

   Ребёнок должен привыкнуть перед сном аккуратно складывать одежду в определённое место, например на стул. Постоянным должно быть место хранения ночной рубашки, пижамы. Хорошо, если это мешочек-конверт. Такой способ хранения удобен (ребёнок сам берёт и кладёт пижаму на место) и гигиеничен. Отдельно хранят и обувь ребёнка.

   Самостоятельность ребёнка зависит от того, каковы предметы одежды. Так, пуговицы на пальто должны быть достаточно крупными, а петли соответствовать им. Неудобны платья, кофточки с длинными застёжками на спине, шнуровкой, пояса со сложными застёжками. Рукава должны заворачиваться без затруднений. Для этого их делают либо на резинке, либо с легко застегивающимися манжетами. Резинки на юбочках, трусах, колготках, штанишках не должны быть слишком тугими, чтобы ребёнок мог легко надеть и снимать вещи. Размер ворота должен соответствовать голове малыша. Необходимо следить за тем, чтобы шнурки на ботинках, сапожках, туфлях всегда были с твёрдыми наконечниками, а обувь, особенно зимняя, легко надевалась и снималась.

   Ребёнок пяти-шести лет должен следить за своей одеждой и обувью, сам устранять неполадки в костюме. Чтобы сформировать у него привычку постоянно заботиться о своих вещах, хорошо определить место, где можно разложить намокшую на прогулке одежду, почистить её щёткой или веником, пришить пуговицу, вешалку.

   Условия, способствующие проявлению детьми самостоятельности в умывании и мытье рук. Чтобы ребёнок сам, без напоминаний мыл руки в новых для него ситуациях, ему нужно подсказать, когда это следует делать (после уборки комнаты, мытья посуды, ухода за животными, перед приготовлением некоторых блюд – винегрета, печенья, перед сервировкой стола и т. д.). В привычных условиях ребёнок моет руки охотно, без напоминания, если для этого созданы соответствующие удобства. Целесообразно, например, сделать устойчивую подставку к раковине.

   Детское полотенце не должно соприкасаться с полотенцами других членов семьи. Удобный размер его – 60-70*45 см.

   Ребёнок будет тщательнее мыть руки, если ему рассказать, какой труд затрачивается на стирку и глаженье белья.

   Детям выделяют не только индивидуальную щётку и пасту для чистки зубов, но и мыльницу, куда кладут разрезанный на 2 – 4 части кусок туалетного мыла только для них. Это удобно, гигиенично, а родителям легче контролировать, правильно ли ребёнок пользуется мылом и следит  ли за чистотой мыльницы. Перечисленные предметы гигиены должны быть привлекательны внешне: яркая окраска щётки и тюбика с пастой, красивый стаканчик для их хранения и т. п.

   Условия способствующие самостоятельности ребёнка в еде. Размеры стола и стула, которыми ребёнок пользуется во время еды, должны соответствовать его росту: высота стола – 54-58 см, а стула – 30-33 см. если ребёнок обедает за общим столом, ему делают подставки (одну кладут на сиденье, другую – под ноги). Старший дошкольник может пользоваться посудой обычного размера, но лучше, если у него будут индивидуальные детские тарелка и чашка и свой столовый прибор (нож, вилка, ложка). Чтобы дети могли принимать участие в сервировке стола, её предметы располагают в доступном для них месте.

   К кухонной раковине ставят подставку, используемую обычно при умывании, чтобы ребёнок мог принять участие в мытье посуды и ему не нужно было бы тянуться, а вода не затекала бы в рукава.

   Для ребёнка важен пример взрослых. Требуя от него неукоснительного выполнения правил поведения за столом, присутствующие должны соблюдать их сами.

   Приёмы формирования и совершенствования у детей навыков самообслуживания в семье. Приёмы должны быть едины в семье и детском саду. Невозможно выполнять дома действия и правила, усвоенные в детском саду, разрушает уже имеющиеся у ребёнка навыки, вызывает недовольство, раздражительность. Привыкнув самостоятельно приводить в порядок свою постель в детском саду, ребёнок суетиться, беспокоится, если дома не может это сделать, например, потому, что она убирается в шкаф, куда он не в состоянии её положить.

   Если в процессе одевания, умывания, еды взрослые хотят чему-то научить детей, показ и объяснение должны быть чёткими. Если ребёнок не может сразу выполнить показанное, ему помогают (например, при сервировке стола, пришивании пуговицы и т. п.).

   Для закрепления навыков следует время от времени обращать внимание детей на последовательность действий: сначала нужно убрать с тарелки остатки пищи, а уже потом относить её в раковину; сперва вытирают лицо, чтобы вода с него не капала на одежду, а потом руки; салфетку, скатерть сначала стряхивают, складывают и только потом убирают на место. При этом самих детей привлекают к решению того, как и в какой последовательности рациональнее выполнить задуманное; задают вопросы, просят аргументировать свою точку зрения.

   Самообслуживание, если ребёнка не научили этому вовремя. Позже становится для него обременительным, неинтересным. Это равнодушие переносится и на другие виды труда. Если дошкольник не привык следить за порядком в своём уголке, то, став учеником, он будет неряшливо содержать свои книги, пособия, рабочее место. Умение обслужить себя закрепляется повторением, поэтому родители должны следить за тем, чтобы необходимые действия дети выполняли систематически.  

  Использовались материалы ИНТЕРНЕТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию у детей раннего возраста навыков самообслуживания.

Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-мото...

Планирование обучения детей старшей группы навыкам самообслуживания

Материал паможет воспитателям планировать работу по обучению детей старшей группы навкам самообслуживания...

«Формирование у ребенка в семье навыков самообслуживания»

Посильнй труд в значительной степени определяет общее развитие ребенка....

Формирование у ребенка в семье навыков самообслуживания.

Формирование у ребенка в семье навыков самообслуживания....

Развитие и воспитание дошкольников: Формирование у детей младшей группы навыков самообслуживания

Формирование у детей младшей группы навыков самообслуживанияРазвитие и воспитание дошкольников...

социальный проект:сотрудничество ДОУ и семьи по формированию у детей средней группы навыков безопасного поведения и умения адекватно действовать в неординарных ситуациях.

Создание условий для направленной работы педагогов и родителей по формированию у детей навыков безопасного поведения, через различные способы реагирования в неординарных ситуациях....

Педагогические рекомендации по формированию у детей раннего возраста навыков самообслуживания в ходе режимных процессов

Представление опыта работы  в рамках  городского педагогического объединения воспитателей групп раннего возраста Орджоникидзевского района города Магнитогорска.Воспитатель: Яруллина Алина Ви...