Мастер класс «Поиграем вместе или развивающие игры нового поколения в интеллектуально-творческом развитии дошкольника».
методическая разработка на тему
Цель:
Повышение профессиональной компетентности педагогов через использование инновационных игровых технологий при организации работы с детьми.
Развитие интеллектуальной и творческой активности педагогов.
Задачи:
- Познакомить с игровой развивающей технологией В.В. Воскобовича и ее применением в разных формах работы в детском саду.
- Обучить педагогов методам применения игровой инновационной технологии.
- Вызвать у участников мастер-класса интерес и желание внедрить в практику работы технологию интеллектуально-творческого развития «Сказочные лабиринты игры».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_poigraem_vmeste.docx | 42.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс «Поиграем вместе или развивающие игры нового поколения в интеллектуально-творческом развитии дошкольника».
Подготовила: Стенина Татьяна Александровна, старший воспитатель МБДОУ №19 «Ивушка» г.Сальска
Дата:12.05.2015г.
Место проведения: МБДОУ №19 «Ивушка» г. Сальска
Продолжительность мастер-класса: 45 мин.
Целевая аудитория: воспитатели дошкольных учреждений.
Цель:
Повышение профессиональной компетентности педагогов через использование инновационных игровых технологий при организации работы с детьми.
Развитие интеллектуальной и творческой активности педагогов.
Задачи:
- Познакомить с игровой развивающей технологией В.В. Воскобовича и ее применением в разных формах работы в детском саду.
- Обучить педагогов методам применения игровой инновационной технологии.
- Вызвать у участников мастер-класса интерес и желание внедрить в практику работы технологию интеллектуально-творческого развития «Сказочные лабиринты игры».
Оборудование: «Каврограф Ларчик», «Лепестки», «Игровизор».
Условия: В ходе мастер-класса участники привлекаются к активному выполнению игровых заданий
Действия участников мастер-класса:
Каждый слушатель, входя в аудиторию, выбирает цветной листочек и приклеивает на «дерево».
Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У нас у всех — весеннее!
Вы на дерево – взгляните,
Там, где были почки,
Как веселые огни,
Вспыхнули листочки.
Посмотрите, на дереве настроения распустились листочки.
Настроение у всех разное, но в основном веселое и задорное. Желаем Вам сохранить его до конца нашей встречи!
С вступление в силу ФГОС ДО перед образовательными организациями встал вопрос с определением содержания развивающей предметно-пространственной среды, выбора средств реализации программы, а также с определением уникальности (бренда) организации.
Если Ваш педагогический коллектив и родительское сообщество выбирают приоритетным направлением вашего детского сада интеллектуально-творческое развитие детей?
Если Вы находитесь в поиске универсальных дидактических средств, позволяющих вести образовательную деятельность в уникальной игровой среде?
Мы рады приветствовать вас на нашем мастер классе!
Если говорить научным языком, мы постараемся сегодня найти некоторые способы создания условий для реализации федерального государственного образовательного стандарта.
Вашему вниманию будут представлены развивающие игры и пособия к технологии интеллектуально-творческого развития «Сказочные лабиринты игры». Проведена имитационная игра. В процессе работы мы с вами обсудим способы и варианты использования игрового оборудования. Рефлексия.
Сегодня мы попробуем посмотреть на образовательный процесс с точки зрения и педагога и ребенка, так сказать, изнутри.
Я приглашаю вас в сказку, которых так много в Фиолетовом лесу.
Звучит мелодия программы «В гостях у сказки»
Здравствуйте ребята!
Мы сегодня с вами в сказочном лесу. И сегодня с нами Паук Юк, Галчонок Карик – жители сказочного леса и Краб Крабыч.
К ним в гости прилетела Пчелка Жужа. У Пчелки Жужи скоро день рождения и она прилетела, чтобы пригласить друзей к себе на праздник. Жужа улетела готовиться ко дню рождения, а друзья задумались, ведь на день рождения, если мы хотим поздравить дорогого нам друга, что нужно с собой взять? (Подарки)
Правильно, подарки!
Первым придумал Галчонок Карик.
- Я знаю, какие игрушки любят девочки больше всего! А вы знаете? (Куклы!). Правильно! Давайте мы вместе с вами сделаем куклу для Жужи. (Предлагается схема).
Достаньте игру «Чудо – крестики», посмотрите на схему и сделайте точно такую же куклу. Внимательно посмотрите, из каких геометрических фигур состоит голова, туловище, ручки, ножки куклы.
Все замечательно справились. Я думаю, что Жуже кукла очень понравится.
Паук Юк любил практичные подарки. Он решил подарить Пчеле Жуже горшочек для меда, чтобы она хранить мед. Возьмите «Геоконт» и зеленую резиночку.
Наденьте резиночку на кнопочки в следующем порядке… (Диктует порядок). Получился горшочек. Вот и готов второй подарок.
Дольше всех думал Краб Крабыч. Он принес дощечку. Что это такое удивились друзья? Это что дырки от макарон? Пчелка Жужа любит макароны?
Но Краб Крабыч молча взял шнурок продел его в первую кнопочку верхнего ряда, прошел вправо на 5 кнопочек обернул, спустился на 3 кнопочки вниз, обернул, прошел влево на 5 кнопочек, обернул, поднялся вверх и продел шнурок в кнопочку с которой начинал.
Что получилось? (Прямоугольник)
-Ты, что будешь дарить обычный прямоугольник, возмутились друзья.
И тут Краб-Крабыч что-то сделал своими клешнями и обычный прямоугольник превратился в нарядный бантик.
Сделайте, пожалуйста, такой - же бантик. Отлично!
Ну что же, подарки готовы. Может уже можно отправляться в гости? И тут Краб Крабыч сказал, что когда бывает день рождения у девочек, мам и бабушек обязательно надо дарить (Что?) Правильно! Цветы!
Друзья отправились собирать цветы. Галчонок Карик нашел цветок с 3 лепестками. Возьмите пособие «Чудо цветик» и выложите на столе цветок с 3 листиками.
Паук Юк нашел цветок с 4 лепестками. А Краб Крабыч принес цветок с 5 лепестками. Подумайте, как можно изобразить такой цветок.
И подарки приготовлены и букет собран пора отправляться в путь!.
Но друзья заспорили. По какой дорожке идти. Какая дорожка короче.
Они решили нарисовать свои дорожки и проверить, какая из них короче.
Возьмите зеленую точку и зеленую веревочку.
Поставьте точку, проводим линию 2 клеточки вправо, 1 клеточка вверх, 2 клеточки вправо, 1 клеточка вниз, 1 клеточка вправо. Остался маленький клубочек.
Теперь возьмите желтую точку и желтую веревочку.
Поставьте точку и проведите линию на 1 клеточку вправо, на 2 клеточки вверх, 2 клеточки вправо, 2 клеточки вниз. Остановитесь.
Друзья спорили. А Краб Крабыч сказал, что спорить здесь незачем дорожки одинаковые. Как он узнал? (посчитал по клеточкам). Наши друзья радостно побежали по дорожкам.
На этом наша история закончилась, в следующий раз мы узнаем, как друзья отмечали день рождения Пчелки Жужи.
Итак сказочная история закончилась. И я предлагаю вам оценить возможности использования игровых пособий с позиции воспитателя.
Игровые пособия Воскобовича делятся на три группы: универсальные, математические и игры с буквами, слогами, словами. Коврограф «Ларчик» относится к универсальным пособиям.
Коврограф «Ларчик» - это игровое поле из ковролина и наглядный материал: «Забавные буквы», «Забавные цифры», «Разноцветные веревочки», «Разноцветные круги», «Разноцветные квадраты-эталоны цвета», «Буквы и цифры» и оригинальные элементы: зажимы, кармашки.
Пособие является универсальным так как: способствует сенсорному развитию, развитию психических процессов (память, внимание, мышление, воображение). Так же развивает математические, речевые, экологические предпосылки у детей от двух лет и школьного возраста.
В процессе игры коврограф превращается в волшебную поляну в Фиолетовом лесу, на которой происходят различные чудеса.
Поле коврографа разделено сеткой, которая помогает знакомить детей с пространственными и количественными отношениями и облегчает построение геометрических контуров и облегчает в дальнейшем ориентировку детей в тетрадях в клетку, позволяет увидеть границу клеток их расположение. Дети знакомятся с такими понятиями, как вертикаль, горизонталь, диагональ. Учатся ориентироваться на плоскости. Можно давать такие виды заданий:
1. Счет клеток в первом ряду или до точки.
Разноцветные веревочки .
Ими можно обводить и соединять, создавать различные фигуры и узоры измерять величину предметов.
1. Дорожку от домика Дольки к домику Незримки Всюсь соединить и пройти по ней пальчиком.
2.Поставить на поле точки попросить ребенка поставить симметрично такие же точки, их соединить веревочкой и получить образ.
3.Веревочки разделяются на части, при этом мерой длины служит клетка коврографа Первая веревочка 1 и 9 клеток, вторая 2 и 8 клеток…
4. Длинные и короткие - разложи карандаши по коробочкам.
5. Выкладывание и ознакомление с прямой, ломанной и кривой линиями.
6. Соотношение длины (выкладываем разной длины и просим сделать одинаковыми, для образца берется одна из веревочек).
7. Отношения по величине (На полянке у Лопушка выросли грибы: первый в одну клетку, второй в две, третий в три, продолжи ряд. Какой гриб самый высокий? Низкий? Сколько клеток вмещает пятый гриб…)
8. Развитие фантазии и творческих способностей (трансформируй прямоугольник в чашку с блюдцем? Какую посуду можно сделать из овала?)
9. Математические диктанты, развивающие пространственные ориентиры (Найди клад, он спрятан от точки 2 клетки в право, 3 вверх… Найди дорогу в гости к мальчику Гео: от Лопушка (перепутанные веревочки, закрытыми глазами с помощью сенсорных восприятий пальцами рук ищем путь).
Разноцветные круги-липучки.
-«Бусы».
У модницы Фифы были красивые разноцветные бусы на двух ниточках. Однажды одна ниточка разорвалась, и бусы рассыпались. Фифа принялась их собирать.
На коврографе располагаются в ряд кружочки группами на некотором расстоянии друг от друга. В каждой группе количество шариков увеличивается на один (1,2,3,4 шарика из «Разноцветных липучек»). Это одна нитка с бусами. Дети под этими шариками прикрепляют точно такое же количество шариков (собирают «рассыпанные» бусы).
-«Разноцветные шары»
Лопушок принес на Полянку много разноцветных шаров, но себе взял только три. Остальные рассыпались и собрались в живописные группы. Когда появилась Фифа, она увидела справа два шара, потом три, за ним ещё четыре. Слева лежал сначала один шар, а за ним – три. «Бери три шара и будем играть», - предложил Лопушок Фифе. «Слева или справа?» - уточнила Фифа.
Дети на коврографе выкладывают группы кружков, разноцветные липучки, так, как их увидела Фифа, находят и обводят веревочкой одинаковые группы.
Разноцветные квадраты и Радужные гномы.
Карточки семи цветов радуги .
- Долька собирает конфеты по мешочкам: красные конфеты в красный, синие – в синий.
-«Башмачки Фифы»
Однажды Гусеница Фифа появилась на полянке в новых башмачках белого цвета и принесла с собой для игры разноцветные квадратики. Разложила их, встала перед зеленым квадратиком, чтобы полюбоваться своей работой. Вдруг башмачки позеленели. Фифа огляделась. И - о, чудо - стала замечать предметы только зеленого цвета. Встала перед синим квадратиком - башмачки посинели и вокруг стали четко видны предметы синего цвета.
Для игры используются красная, желтая, зеленая и синяя карточки. Квадраты располагаются на коврографе в ряд. Из разноцветного картона вырезаются башмачки точно такого же цвета. Дети напротив карточки прикрепляют башмачки одинакового с ней цвета, называют в окружающей обстановке предметы только этого цвета.
-«Тепло-холодно»
Лопушок и Гусеница Фифа очень любят игру «Тепло-холодно». Один из них показывает карточку и называет цвет, а другой говорит «Тепло» или «Холодно».
На коврографе прикрепляются «Цветные карточки». Воспитатель показывает одну из них, а дети называют характеристику цвета - теплый или холодный. Одновременно дети выстраивают из карточек два ряда, справа и слева.
Вариант усложнения: назвать предметы теплого или холодного цвета.
- «Муха полетела»
Используем цветные квадраты и кружок. Муху держим в голове. Простые движения по квадратам.(2 кл. вверх , 3-вправо , 1-вниз ) Проделав правильные шаги попадаем на муху.
Сложные движения хлопки, прыжки, топать.
-«Поймай бабочку».
Только друзья разложили на Полянке цветные квадраты, как появилась бабочка. Она порхала, перелетая с одного квадрата на другой.
Карточки раскладываются в три ряда по три в каждом ряду.
Цель: поиск карточки, например, синего цвета. Поиск происходит путем подачи команд: «Вверх», «Вниз», «Вправо», «Влево». Исходное положение указывается в начале игры (например, белая карточка). За командами дети следят только зрительно, без помощи пальца и указки, передвигаясь на соседнюю карточку. Как только дети находят нужную карточку, хлопают в ладоши.
7 гномов, которые активизируют познавательный интерес детей. Они имеют свои имена, которые дети быстро запоминают (Кохле – красный, Охле – оранжевый, Желе – желтый, Зеле – зеленый, Геле – голубой, Селе – синий, Фи – фиолетовый.) Здесь и приобретение навыков порядкового счета, развитие наблюдательности, памяти…
«Гномики-малыши»
Фифа предлагает поиграть детям, тот у кого цвет одежды совпадает с колпаком гнома превращается в этого гномика. (Дети ищут красный цвет у себя и других детей группы, у кого нашли, крепится картинка гнома – теперь он гном Кохле – запоминают имя и закрепляют цвет )
- «Кто спрятался»
На поляне появились гномы Кохле, Охле, Желе,Зел, Геле, Селе, Фи в разноцветных шапочках они стали играть в прятки с Лопушком.
На коврографе располагаются карточки, по считалке, дети закрывают глаза, взрослый убирает одну из карточек. Кто из гномов спрятался?
Карточки могут меняться местами.
- «Какой по порядку?»
На Полянку вышли гномы. Давайте вспомним их имена.
Гном Кохле стоит первым, Охле – вторым и т. д. Кто стоит между Желе и Геле? Сколько гномов помещается между Охле и Фи? Какой гном стоит шестым (вторым, третьим, четвертым)?
Пространственные карточки: ЛЕВ, ПАВЛИН, ПОНИ, ЛАНЬ.
«Лев, лань, павлин и пони»
Все манипуляции с карточками рассказываются в виде сказки. (Звери были дружны и играли вместе, когда были малы, но они выросли, и настало время, когда им пришлось разделить свою территорию на границе своих владений, ровно посередине они сделали колодец, из которого могут утолить жажду). Дети легко запоминают зрительное расположение животных и им легко в дальнейшем ориентироваться в пространстве. Или создай симметрию – следы льва симметричны следам павлина. Расставляем точки «Разноцветные кружки»
Лопушок принес на полянку четыре картинки для игры с Фифой. На них были нарисованы лев, лань, павлин и пони. Красиво расположил их на полянке: льва – в левом верхнем углу, лань – в левом нижнем, павлина – в правом верхнем, пони – в правом нижнем. Только Лопушок приготовился объяснять Фифе правила игры, как появилась бабочка. Она перелетала с картинки на картинку… На коврографе располагаются картинки с изображением льва, лани, павлина, пони. Бабочка «садится» в разных частях коврика. Дети называют место, где «остановилась» бабочка (у Льва, у Пони, рядом с Павлином и т. д.).
Образные элементы.
Занимательные игры с «забавными цифрами» из Цифроцирка. Математика сложная наука, но если на помощь малышу придут забавные зверята-циферята, и математика превратится в увлекательную игру под названием «цифроцирк»
«Цифроцирк»
· Цель: знакомить детей с цифрами и числами натурального ряда; развитие произвольной памяти.
- Дорогие дети! Перед вами зверята – цифрята. Они выступают на арене сказочного Цифроцирка. Жители волшебного Фиолетового Леса очень любят смотреть их представления. Сейчас и вы с ними познакомитесь.
Ёжик Единичка – наездник
Зайка – Двойка – укротитель диких зверей
Мышка – Тройка – воздушная гимнастка
Крыска – Четверка – силачка
Пёс Пятёрка – жонглер
Кот Шестёрка – акробат
Крокодил Семёрка – канатоходец
Обезьяна Восьмёрка – заклинательница змей
Лиса Девятка – фокусница.
А самый главный в Цифроцирке – маг по имени Магнолик Нолик. Он же директор Цифроцирка. Для начала запомните имена всех артистов … и добро пожаловать в Цифроцирк.
Игры с забавными цифрами позволяют знакомить детей с цифрами и числами натурального ряда, порядковым и количественным значением числа. Усвоение счета и отсчета в пределах десяти. Развивают психические процессы: внимания (произвольно, концентрированности, объема); произвольной памяти; операций логического мышления (умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, объединять); воображения, речь .
«Найди героев Цифроцирка».
Все герои собрались на арене Цифроцирка. Найди и назови каждого.
-«На что похож каждый герой?»
Скажите, на какую цифру похож Магнолик? (на ноль), ёжик (на единицу) и т. д. до пяти. Как вы думаете, какая любимая цифра у каждого героя? Давайте найдём и подарим каждому артисту свою цифру.
Прозрачные цифры, входящие в набор позволяют запомнить правильность написания цифр.
В набор входят так же и другие наглядности, которые позволяют применять эти игры в других непосредственно образовательных областях.
Пособие «Коврограф Ларчик» Соответствует требованиям ФГОС.
Его можно использовать в разных образовательных областях. Является траспортируемым, содержательным, доступным.
Рефлексия.
Мы предлагаем Вам отразить свое мнение о мастер-классе и о своем участии в нем, используя технологию «РЕФЛЕКСИВНАЯ МИШЕНЬ»
На листе бумаги формата ватманского листа рисуется мишень, которая делится на четыре сектора.
В каждом из секторов записываются параметры – вопросы рефлексии
1-й сектор – оценка содержания;
2-й сектор – оценка формы проведения
3-й сектор – оценка деятельности педагога-мастера
4-й сектор – оценка своей деятельности.
Каждый участник маркером (ручкой, карандашом) четыре раза (по одному в каждый сектор) «стреляет» в мишень, делая метку (точку, плюс и т.д.).
Если участник очень низко оценивает результаты, то метка ставится им в "молоко" или в поле "0" на мишени, если выше, то в поле "5". Если результаты оцениваются очень высоко, то метка ставится в "яблочко", в поле "10" мишени.
После того как каждый участник взаимодействия "выстрелил" (поставил четыре метки) в рефлексивную мишень, она собирается и вывешивается на всеобщее обозрение и педагог- мастер организует ее краткий анализ.
На память чтобы у вас все получилось, поделюсь самым лучшим профессиональным рецептом.
Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте 2 горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути.
Мне хочется поблагодарить вас за активность, доброжелательность и полное взаимопонимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника» В.В. Воскобович
Тема: «Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника» Цель: - повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование инновационных игровых технологий пр...
Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольников
Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольников...
Семинар - практикум «Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника»
На современном этапе воспитания и обучения широко используются логико-математические игры - это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логиче...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольников».
Целью игры является повышение педагогической компетентности педагогов, позволяющей им осуществлять интеллектуальное развитие дошкольников, используя развивающие игровые инновационные технологии в усло...
«Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника»
Сегодня каждый педагог и руководитель осознает, что современных детей надо учить по-новому. Чем разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе...
Мастер класс «Поиграем вместе или Развивающие игры нового поколения в интеллектуально-творческом развитии дошкольника»
Продолжительность мастер-класса: 45 мин.Целевая аудитория: воспитатели дошкольных учреждений. Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов через использование инновацион...
Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника
Рекомендации воспитателям, при использовании развивающих игр для интеллектуального развития дошкольников...