«Применение SANDPLAY методов в работе педагога-психолога»
методическая разработка на тему

«Применение SANDPLAY методов в работе педагога-психолога»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sveto_pesok.docx38.42 КБ

Предварительный просмотр:

«Применение SANDPLAY методов в работе педагога-психолога»

Дошкольное образование признано неотъемлемой частью российской образовательной системы и направлено на создание равных стартовых возможностей для начала обучения в школе, не зависимо от индивидуальных образовательных потребностей каждого ребёнка.

Действительность современного общества такова, что уровень социального и психологического здоровья детей неуклонно снижается. На ряду спектра задач, которые я решаю в своей профессиональной деятельности, особое место занимает оказание психологической помощи конкретным дошкольникам в преодолении трудностей в познавательном, коммуникативном и социальном развитии. Поэтому необходимо использовать новых технологий в своей работе. А именно применение методов светопесочной терапии с детьми, имеющими трудностями в развитии.

Цель использования SANDPLAY -

Преодоление трудностей в общении (коммуникативная сфера), предоставление возможности быть самим собой, коррекция детско-родительских отношений, развитие познавательных интересов.

Задачи применения методов SANDPLAY:

1. Получение сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка, его интересов, ценностей, внутреннего мир,

2. Выявление проблем, подлежащих психолого-педагогической коррекции.

3. Определение характера межличностных отношений и реального положения каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации.

4. Формирование нравственной личности, умеющей ориентироваться в системе моральных норм.

5. Стимулирование установления открытого, доверительного, доброжелательного отношения с социумом.

6. Преодоление трудностей отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы

7. Развитие тактильной чувствительности, психических процессов, мелкой моторики, стимулирование познавательных способностей.

Теоретическая база для разработки технологии.

· Научно-методической основой для разработки технологии явились: автор метода «Песочная игра» - юнгианский аналитик Дора Калф; доктор психологии, директор Санкт-Петербургского Института сказкотерапии Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Грабенко Т.М., авторы книги «Чудеса на песке». Песочная игротерапия;

Теоретическую основу песочной терапии создают идеи К. Г. Юнга и сформулированные им принципы аналитической психологии.

Критерии результативности технологии.

· эффективность взаимодействия родителей, детей и педагогов;

· повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей и  педагогов;

· повышение уровня эмоционально-волевой, познавательной и коммуникативной сфер;

· повышение уровня коррекции детско-родительских отношений;

· рост показателей развития мелкой моторики;

Описание технологии.

Применение этого метода актуально уже начиная с первой младшей группы, где происходит процесс адаптации как ребенка к дошкольному учреждению, так и родителей. Совместные занятия педагогов, детей и родителей проходят в первые две недели пребывания в детском саду. Знакомство с сенсорной комнатой, диагностика посредством применения методов SANDPLAY в процессе наблюдения игры педагогов, детей и родителей - главный инструмент для дальнейшей работы в процессе не только адаптации, но и по необходимости, коррекции трудностей в развитии ребёнка.

Игры с песком для совместной работы педагогов, родителей и детей направлены в основном на развитие коммуникативных навыков.

Одна из форм работы– совместные игры родителей с детьми в сенсорной комнате с применением методов игры с песком. В процессе работы с песком я получаю не только диагностический материал, но и с помощью игр, упражнений, творческих заданий происходит тесный контакт между родителями и детьми, стираются грани авторитарного воспитания. Родители становятся более чуткими к своим детям и учатся относиться к ним безоценочно, с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности.

Для детей, имеющих трудности в эмоционально-волевой и коммуникативной сферах разработан блок развивающих занятий, которые включают в себя игры и упражнения с применением методов игр с песком.

Четыре причины применения методов SANDPLAY:

1. Простота. Заниматься рисованием на песке могут даже совсем маленькие дети. Развивать моторику это занятие будет не хуже, чем рисование пальчиковыми красками.

2. Красота. Созданные картины на стекле с подсветкой поражают своей красотой и необычностью.

3. Пластичность. С помощью песка легко менять детали изображения, а одной и той же рабочей поверхностью можно пользоваться бесконечное число раз.

4. Борьба со стрессом. Манипулируя сыпучими материалами, дети и взрослые избавляются от негативных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками).

Как уже отмечалось, применение методов светопесочной терапии является не только эффективным для коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы, но и прежде всего помощью в диагностике детско-родительских отношений, внутреннего эмоционального мира ребенка. Помимо применения методов светопесочной терапии, для диагностики эмоциональной сферы детей использую следующие методики и тесты:

1. Признаки психического напряжения и невротических тенденций (Диагностика и коррекция психического развития дошкольников - Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько, Минск, 1997;

2. Определение темперамента ребенка (Б.С. Волков, Н.В. Волкова);

3. Тест самооценки «Лесенка»;

4. Тест цветового выбора Люшера.

5. Графические тесты:

-Дом, дерево, человек (Дж. Бак);

-Дорога в Детский сад;

- Два домика;

- Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностный ориентаций «Домики» (Орехова О.А.);

-Автопортрет (адаптирован Р. Бернсом);

При использовании методов светопесочной терапии придерживаюсь следующей структуры занятия.

•Вводная часть. Ритуал приветствия.

•Цель: настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Состоит из игр и упражнений, направленных на создание эмоционально-благополучной атмосферы.

•Основная часть.

•Цель: коррекция эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка; В нее входят упражнения, игры на развитие навыков общения, этюды с элементами сказкотерапии с импровизацией, рисование, а так же подвижная игра, которая способствует переключению внимания ребенка с одного вида деятельности на другую.

•Заключительная часть. Ритуал прощания

•Цель: создание у каждого ребенка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Заканчиваем занятие либо совместной игрой, либо стихотворением.

Занятия проходят в сенсорной комнате, которая делится на две зоны: обучающую и игровую.

Для работы с песком необходим не только свето-песочный стол, но и различные миниатюрные фигуры: людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов, камней, ракушек, пуговиц, бусинок, то есть весь тот материал, который необходим человеку для воссоздания своего мира в реальности.

В своей работе использую следующие методы: словесный, наглядный, практический, самостоятельное творчество, аудиовизуальный, диалог, вопросы, художественное слово.

Эффективность технологии.

Об эффективности использования данной технологии говорят следующие показатели:

1. Процесс адаптации к ДОУ происходит более безболезненно;

2. Работа с песком дает возможность диагностики и коррекции детско-родительских отношений, а так же раскрывать эмоциональный мир ребенка;

3. Повысился интерес к занятиям;

4. Длительно сохраняется работоспособность ребенка;

5. Восприятие становится активным, у детей формируются сенсорные связи между различными анализаторами;

6. Преодолеваются трудности в психическом развитии.

7. Создаётся положительное воздействие на общее, эмоциональное речевое и социальное развитие ребенка.

Сравнительные данные детско-родительских отношений.

-Понимание родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития;

-Достижение способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояний и интересов друг друга;

-Выработка навыков адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов;

Литература:

1.Грабенко Т.М., Зинкевич Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия.- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.-50 с.

2.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной терапии.- СПб.: Издательство «Речь», 2005

3.Психологическая помощь детям с проблемами в развитии.- СПб.: Речь, 2006,-224с.

150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе.-М.: ООО «Издательство Астрель»,2004.-126с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рисуночные методы в работе педагога-психолога

В данной работе представлены программы, которые обеспечивают совместную деятельность педагога - психолога и логопеда, направленную на развитие психологической базы речи ( восприятие, псмять , мышление...

Применение планшетного компьютера в работе педагога - психолога с детьми дошкольного возраста

В настоящее время планшетные компьютеры стремительно вошли в нашу жизнь. Современные дети научаются пользоваться планшетом раньше, чем говорить. Конечно, чрезмерное использование гаджета, и отсутствие...

Из опыта работы "Применение игровых технологий в работе педагога-психолога при организации психолого - педагогического сопровождения воспитанников раннего и младшего дошкольного возраста."

Первое с чем сталкивается педагог-психолог прийдя в детский сад–это психолого-педагогическое сопровождение детей младшего дошкольного возраста в рамках адаптации к условиям ДОУ.   Под ...

Применение развивающих технологий в работе педагога- психолога

Применение развивающих технологий в работе педагога- психолога...

Применение здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога.

Психологическое здоровье является очень важным условием полноценного развития дошкольника. Оно является  индикатором физического здоровья. Физическое здоровье детей неразрывно связано с...

Применение арт-технологий в работе педагога-психолога с детьми

Применение арт-технологий при работе с детьми...