«Пение – как вид активной деятельности детей дошкольного возраста, профессиональный подход при обучении детей сольному и хоровому пению»
методическая разработка на тему

Кадейкина Галия Харисовна

Из опыта работы музыкального руководителя: «Пение – как вид активной деятельности детей дошкольного возраста, профессиональный подход при обучении детей сольному и хоровому пению»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл penie_-_kak_vid_aktivnoy_deyatelnosti.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация городского округа  Саранск

Управление образования

МДОУ «Детский сад №78 комбинированного вида»

ВЫСТУПЛЕНИЕ

«Пение – как вид активной

деятельности детей дошкольного

возраста, профессиональный подход при

обучении детей сольному и хоровому пению»

 

Подготовила: музыкальный руководитель

                                                                 высшей категории,

                                                   Кадейкина

                                                                                     Галия Харисовна

г.о.Саранск, 2015

Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Хорошее пение объединяет детей, создаёт условия для их эмоционального музыкального общения.

        Песня сопровождает жизнь ребёнка с самого раннего возраста. Она воздействует на чувства детей, заполняет их досуг, способствует организации игры, в яркой, образной, занимательной форме углубляет имеющиеся у них представления об окружающей действительности. Хорошая детская песня – одно из средств воспитания ребёнка.

        Народные песни, песни классиков и особенно советских композиторов раскрывают перед детьми целый мир новых представлений и чувств. Песни глубоко воспринимаются и осознаются детьми благодаря единству художественного слова и музыки.

        В сравнении с инструментальной музыкой пение обладает большой силой эмоционального воздействия на детей. Прежде всего – это живое, непосредственное общение исполнителя с детьми. Выразительные интонации человеческого голоса, сопровождаемые соответствующей мимикой, привлекают внимание самых маленьких слушателей. Не осознавая ещё до конца содержания песни, дети реагируют на песенные интонации: подпевают, приплясывают под весёлую музыку; засыпают, прислушиваясь к мелодии колыбельной песни.

        По мере развития ребёнка – формирования у него мышления, накопления новых представлений и развития речи – усложняются его эмоциональные переживания и возрастает интерес к содержанию музыки. Текст песен помогает ребёнку осмыслить это содержание. Дети, воспринимая характер музыкального произведения в единстве со словом, глубже и сознательнее подходят к пониманию образа. Пение не только воздействует на детей, но и даёт им возможность выразить свои чувства.

        Систематическое и планомерное обучение простейшим певческим  умениям в детском саду подготавливает детей к занятиям в школе, где пение является одним из учебных курсов.

        Наряду с общими задачами, которые стоят перед музыкальным руководителем в целом (углубление представлений детей о действительности, воспитание их чувств, развитие музыкального воспитания), педагог в процессе обучения пению должен осуществлять следующие задачи:

  1. Обучать детей певческим умениям;
  2. Выучить песни, указанные в программе;
  3. Развивать детский голос.

С помощью голоса – «инструмента» можно многое выразить, о многом рассказать. «Но это возможно только при условии владения этим «инструментом», который является очень сложным, многокомпонентным, почти полностью «закрытым» (К. Тарасова)

        Особого внимания требует постановка певческого голоса ребёнка – дошкольника. Это одна из самых важных и наименее разработанных в музыкально- педагогической теории и практике проблем музыкального воспитания дошкольников. Её важность определяется сензитивностью  дошкольного возраста в отношении становления певческих навыков, здоровьем ребёнка, значением вокализации для развития музыкального слуха, влиянием певческой деятельности на формирование у ребёнка музыкальности в целом.

        О необходимости и продуктивности раннего обучения правильной вокализации говорил ещё А.Е. Варламов, замечательный композитор и педагог, один из основоположников русской вокальной школы. Он считал: если учить ребёнка петь с детства (при соблюдении осторожности в занятиях), его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому даются с трудом. Эта мысль неоднократно подчёркивалась  в работах исследователей и педагогов практиков.

        Важнейшим качеством певческого голоса является звонкость, полётность, которая обеспечивается головным резонированием. Головное звучание – это то качество голоса, которое можно и нужно формировать у детей в первую очередь.

        Что касается грудного звучания, благодаря которому голос приобретает большое количество обертонов и становится более сильным, то же анатомо- физиологические особенности делают невозможным его формирование в полной мере даже у старших дошкольников. Из этого следует прямой педагогический вывод: дети не могут и не должны петь громко. И не следует ни в коем случае этого от них требовать.

        Прежде чем как приступить к вокальной работе с детьми, необходимо научить их правильно стоять или сидеть при пении: прямое, без напряжения. положение корпуса, головы, расправленные, слегка оттянутые назад плечи, лёгкий прогиб позвоночника в области поясницы, свободно опущенные (если ребёнок стоит) руки или лежащие на коленях (если сидит ) руки. Певческая стойка способствует огганизации певческого дыхания и резонирования, которые являются основой красивого певческого звука.

        Занятия начинаю с лёгкой разминки, в которой задействованы плечи, руки, шея. Затем делаю с детьми дыхательную гимнастику. Дети представляют, что в руках у каждого из них роза. Вот цветок распускается и становится большим и пышным. Одновременно со взмахом руки педагога дети тихо произносят: «Ах!». Вместе с началом ауфтакта мы «удивляемся», на мгновение задерживаем дыхание от удивления и пропеваем «фа», «соль» первой октавы на гласный «а». Я слежу за тем, чтобы дети не перенапрягались, не набирали много воздуха.

        Далее провожу работу над дикцией, в процессе которой можно использовать специальные упражнения для артикуляционного аппарата. При этом следует избегать резкой, жёсткой артикуляции. В основе тренинга лежит выработка естественных, плавных движений. Исходное положение: голова прямо, подбородок в обычном, удобном положении, губы сомкнуты. На счёт «раз» губы вытягиваются вперёд, принимая форму «пятачка»; на счёт «два» растягиваются в стороны, не обнажая зубов, верхние зубы также касаются нижней губы.

        Освоение музыкальной речи – одно из необходимых условий вокальной работы, вытекающего из органического единства музыки и слова. Хорошая, правильная речь, несущая определённую мысль и выражающая те или иные чувства, всегда интонационно выразительна. Прежде чем певец начнёт исполнять песню, он должен со всей определённостью усвоить смысл, заложенный в словах песни, понять чувства, передаваемые в ней, а затем уже найти свою, наиболее верную интонацию.

        Передача верной, выразительной интонации во многом зависит от дикции. Прежде чем высоко и выразительно запеть, ребёнок сначала учится высоко и выразительно говорить. Всё содержание речевого этапа содействует формированию речевого и певческого дыхания, правильному воспроизведению звуков и их сочетаний. Основные виды деятельности на этом этапе: артикуляционная гимнастика; игры и упражнения, развивающие речевое и певческое дыхание; развивающие игры с голосом; речевые зарядки; речевые игры и упражнения; ритмодекламация.

        Их цель состоит в том, чтобы легко и незаметно подготовить голоса детей к пению: «разогреть» мышцы речевого и дыхательного аппарата; обострить интонационный слух; подвести детей к воспроизведению музыкальных звуков; сделать обучение пению более понятным и привлекательным занятием.

        Гласные лучше тренировать на «тёплом выдохе». Порядок произнесения гласных звуков таков: И, Э, А, О, У, Ы, Е, Я, Ё, Ю. Следует произносить каждый звук  в вышеуказанном порядке в сочетании с гласным А сначала беззвучно, потом- вслух. При беззвучном произнесении на состоянии «тёплого выдоха» вдох произносится после каждой пары гласных: И- А, Э- Я, О- А, У- А, Ы- А, Е- А, Ё- А, Ю- А. тренировку согласных следует начинать в медленном темпе, произносить их нужно свободно, не напрягаясь: 1) би- бэ- ба- бо- бу- бы; 2) пи- пэ- па- по- пу- пы; 3) киги- кигги, кэге- кэгге.

        Не менее важный компонент дикции- логика речи- предполагает умение поющего выделить слова, несущие основную смысловую нагрузку. Акцентируя внимание на определённом слове или группе слов, исполнитель может тем самым выразить разнообразие оттенков, мыслей и чувств.

        Существует большое количество упражнений, способствующих подвижности артикуляционного аппарата. Невозможно и нецелесообразно стараться выполнить всё сразу. Количество и порядок их усвоения должны исходить из задач, которые являются для педагога ведущими в данном случае. К упражнениям можно добавить одну- две скороговорки с аналогичными звуками, которые использовались в артикуляционном тренинге.

        Работа над скороговорками способствует преодолению встречающихся в речи трудностей. Разучивать скороговорки нужно в медленном темпе, используя разные интонации – ласковые, ликующие, тревожные и т.д.

        Следующим этапом является вокальное упражнение, или распевание. Я приучаю детей правильно стоять и сидеть. При пении стоя корпус и шея у детей выпрямлены, руки спокойно висят вдоль туловища или мягко сплетены за спиной. Особое внимание уделяю подбородку ребёнка: он ни в коем случае не должен быть поднят или сильно опущен- это ведёт к неправильной манере пения. При пении сидя усаживаю детей на стул так, чтобы ноги, согнутые в коленях, стояли прямо на полной ступне. Сидеть надо на половине стула, спину держать прямо, руки должны легко и спокойно лежать на коленях. Голову следует держать прямо. Мы с детьми говорим так: «Ножки раз, ручки- два, спинка- три! Певческая фигура, замри!»

        Особенно тщательно я подбираю вокальные упражнения – они должны соответствовать техническим вокальным задачам и быть разнообразными по музыкальному материалу. Большое внимание уделяю пальчиковым играм и речевым играм, которые активизируют внимание, развивают логическое мышление и память. Известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Необходимо соблюдать одно условие: пальчиковые игры должны выполняться ребёнком без затруднения и приносить ему только радость. Я провожу пальчиковые игры для того, чтобы помочь ребёнку мобилизоваться, сосредоточится и расслабиться. Игры соединяю с пением - так лучше запоминается распевка и одновременно развивается мышечный аппарат.

        Я использую следующие методические приёмы: пение «эхом», «по секрету», с закрытым ртом.

        Когда голосочки – звоночки готовы к пению, можно переходить к самому важному и интересному этапу- знакомству с песней и её разучиванию.

При разучивание песни важно, чтобы дети понимали , то о чём поют, представляли себе характер произведения, высказывали своё мнение о нём. Разучивание песни традиционно происходит в три этапа. На первом этапе (        одно занятие) я знакомлю детей с песней (использую при этом личный показ, иллюстрации , стихи), на втором – разучиваю с детьми музыкальный материал путём показа ( пропевание , проигрывание , повторение ), включаю игровые ситуации. Третий этап, закрепляющий- закрепляю выученный материал.  На этом этапе можно привлечь детей к выполнению костюмов, инсценировке, сочинению движений к песне.

        Завершает вокальное занятие игра, которая естественно включает ребёнка в процесс познания музыки, активизирую такие важнейшие процессы, как эмоции, внимание , память , интеллект и т.д.

        Я использую и сюжетно- ролевые игры, позволяющие каждому ребёнку реализовать сою потребность в самоутверждении (дети с удовольствием исполняют роли «дирижёра», «композитора»), и дидактические, в процессе которых происходит знакомство с основами музыкально грамоты. Несмотря на разные задачи, эти игры помогают детям приобретать новые знания, развивают воображение, артистичность, раскрывают творческий потенциал, а главное- формируют интерес к музыке.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль пения в развитии активной речи детей дошкольного возраста»

Проблема адаптации детей к детскому саду не нова и давно в центре внимания. Некоторые дети первое время ходят в детский сад с удовольствием. Но, как показывает опыт, родители рано радуются. Слезы и ис...

"Пение - вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста"

Особенность пения, как вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста....

Индивидуальный план повышения профессионального уровня педагога на тему: Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности

Индивидуальный план педагога "Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности"...

Игровая деятельность детей дошкольного возраста как основа их музыкально-творческого развития средствами хорового пения

Статья о важности влияния игры как основного вида деятельности на детей во время работы в хоре...

Сольное пение как эффективная форма развития детей дошкольного возраста (статья)

Практика показала, что развитие личностных творческих способностей и вокальных навыков у дошкольников для самореализации и самовыражения в музыке наиболее продуктивно происходит через индивидуальные з...

Игровая деятельность детей дошкольного возраста как основа их музыкально-творческого развития средствами хорового пения

Игровая  деятельность детей дошкольного возраста как основа их музыкально-творческого развития средствами хорового пения"        Игра - особый вид деятельн...