Сольное пение как эффективная форма развития детей дошкольного возраста (статья)
статья

Бордак Александр Валерьевич

Практика показала, что развитие личностных творческих способностей и вокальных навыков у дошкольников для самореализации и самовыражения в музыке наиболее продуктивно происходит через индивидуальные занятия сольным пением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл solnoe_penie.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

Сольное пение как эффективная форма всестороннего развития

детей дошкольного возраста.

Со времен самых древних цивилизаций людям известна целительная сила звуков произносимых собственным голосом. Человеческий голос это удивительный музыкальный инструмент. А как высоко, нежно и чисто звучат голоса детей! И, конечно каждый ребёнок хочет и любит петь, поэтому  важно развить у него певческие навыки и музыкальные способности, раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её понять и прочувствовать. Однако, невозможно музыкальное развитие дошкольника само по себе, оно находится в непрерывной связи с всесторонним развитием личности, все составляющие части которого гармонично дополняют друг друга.

Давно известно, что именно пение, особенно занятие вокалом, оказывает благотворное влияние на здоровье человека. Голос, оздоравливаясь в процессе вокальной тренировки, оздоравливает весь организм. Полезно не только слушать музыку, но еще полезнее петь самим, так как во время пения звуковые частоты активизируют развитие ребенка, влияя на его головной мозг. Музыка, и сопутствующие ей вокальные, дыхательные, артикуляционные упражнения, применяемые на занятиях по вокалу, помогают устранить или смягчить присущую ребенку непоседливость, чрезмерную утомляемость, угловатость, замкнутость, подавленность.

Пение помогает избавляться от стрессов. Ученые обнаружили, что в мозге во время пения вырабатываются эндорфин, вещество, благодаря которому человек ощущает радость, умиротворение, прекрасное настроение и повышенный жизненный тонус. В процессе обучения на занятиях вокала, помимо развития голосового аппарата, развиваются лёгкие, устраняются логопедические недостатки, укрепляется нервная система, предотвращаются простудные заболевания, развиваются познавательные процессы: мышление, память, воображение, речь и т.д., что, безусловно, влияет на учебный процесс по предметам общеобразовательной школы.

Одной из главных задач образовательной политики в настоящее время является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями современной жизни. А это в первую очередь - формирование в каждом ребенке творческой личности, креативного образа мышлении, формирование ключевых компетентностей школьников, в том числе социально – коммуникативных компетенций как наиболее востребованных в современном мире.

Практика показала, что развитие личностных творческих способностей и вокальных навыков у дошкольников для самореализации и самовыражения в музыке наиболее продуктивно происходит через индивидуальные занятия сольным пением. Работа над сольным пением в детском саду это индивидуальная работа с детьми, которая строится с учётом специфических особенностей и индивидуальности каждого дошкольника. Индивидуальная формы занятий позволяют построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. 

Основная цель – через активную  музыкально-творческую деятельность  сформировать у детей устойчивый интерес  к пению, развить индивидуальные вокальные способности, помочь раскрытию творческого потенциала. 

Во время таких занятий происходит решение задач:

  • Обучение выразительному пению;
  • Обучение певческим навыкам (ансамбль, певческое дыхание, музыкальный слух, ритм, звукообразование);
  • Обучение терминологии связанной с вокальными навыками;
  • Формирование общей культуры личности ребёнка, умение адаптироваться в обществе, развитие коммуникативных умений и навыков общения в социуме;
  • Приобщение детей к основам музыкальной культуры; развитие музыкально-эстетического вкуса; развитие художественно-самостоятельного творчества; расширение музыкального кругозора;
  • Развитие творческих способностей и раскрытие творческого потенциала;

Подбор музыкального репертуара.

Репертуар для каждого воспитанника подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка, его вокальных данных. Музыкальный материал, на котором строится обучение пению, должен быть высокого художественного уровня, разнообразным по музыкальному языку, образный строй которого соответствует душевному миру и пониманию ребёнка дошкольного возраста (русские народные детские песни, детские песни современных авторов, песни из мультфильмов и т.п.). Репертуар, несомненно, должен быть подобран таким образом, чтобы он способствовал развитию и укреплению детского голоса, а также служил основой для отрабатки навыков правильного дыхания, звукообразования, дикции, тренировки вокального аппарата. Для работы необходимо брать не одно, а несколько контрастных между собой произведений, песни различного характера (бодрые, спокойные, лирические, шуточные, весёлые) и разные по тематике.

Ожидаемые результаты данной работы:

Во время обучения основам сольного пения  дети учатся:

  • Увлечённо и заинтересованно слушать музыку, определять характер, жанр содержание музыкального произведения;
  • Знакомятся с начальными исполнительскими навыками (спокойный короткий вдох, свободный продолжительный выдох, пение на мягкой атаке, выработка кантилены и округление гласных, выразительная чистая интонация, правильная артикуляция,  чувство ритма и др.);
  • Применять необходимый объём музыкально-теоретических знаний (понятия: высокие и низкие звуки, движение мелодии, характер музыки, мажорный и минорный лад, пауза, темп, сольное и хоровое исполнение и т.д.);
  • Применять навык концертного выступления (умение передавать в пении музыкальный образ, используя для этого как певческие навыки - средства музыкальной выразительности, так и жесты, мимику,уметь работать с микрофоном);
  • Адаптироваться в обществе, происходит развитие коммуникативных умений и навыков общения в социуме;

Так же очень важно привлекать родителей к совместному участию и поддержке вокального исполнительства дошкольников. Семья имеет непосредственное отношение к развитию личности и одарённости ребёнка. Поддержка семьи – принятие творчества ребёнка; помощь в реализации его творческого продукта; создание не только материальных, но обязательно моральных, психологических условий.

Психологи утверждают, что лучший способ повысит качество своей жизни – просто начать ей радоваться. Концертная деятельность, участие в культурно-массовых мероприятиях всегда являются возможностью ощутить радость творчества и общения с публикой, возможностью показать результаты своего труда. Радость от победы даёт новые силы, вызывает желание творить, искать новые формы деятельности.

Музыка для ребёнка - мир радостных переживаний. Чтобы открыть дверь в этот мир, надо развивать у него способности и, прежде всего, музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. В результате занятий сольным пением у детей формируется устойчивый интерес к пению, раскрывается творческий потенциал, в становлении личности, проявляются индивидуальные качества, способствующие развитию навыков самореализации и самовыражения в социуме. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционное рисование, как средство развития творчества у дошкольного возраста.Статья для родителей и педагогов.

Данная статья раскрывае т, что привить любовь к нетрадиционному рисованию, помогает раскрыть возможности ребёнка и его способности, что нетрадиционное рисование является средством развития творчества ...

Нетрадиционное рисование, как средство развития творчества у дошкольного возраста.Статья для педагогов и родителей

Все мы в детстве мечтали стать художниками и рисовали ,то что нам хотелось. Каждый ребёнок с раннего возраста и до подросткового рисует грандиозные, многофигурные со сложными переплетением сюжетов ком...

«Развитие интереса к пению у детей старшего дошкольного возраста».

ДОКЛАДк методическому объединениюна тему«Развитие интереса к пению у детей старшего дошкольного возраста»....

"МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА, КАК СРЕДСТВО ПРОБУЖДЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ЖИВОПИСИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ." статья

Приобщение дошкольников к музейной педагогике реализуется через  создание мини – музея в каждой группе. Мы считаем, что это особые музеи, которые дошкольники мо гут посещать каждый день, перестав...

"Влияние экспериментально-поисковой деятельности на развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста" (статья)

В статье раскрывается значение экспериментально-поисковой деятельности на  формирование познавательной сферы детей. Дети по своей природе являются  исследователями. Через исследования они по...

Русские народные игры с пением для детей старшего дошкольного возраста

Игра - основной вид деятельности ребенка. В консультации для родителей и воспитателей описываются русские народные игры с пением, в которые дети старшего дошкольного возраста с удовольствием играют на...

Эффективные приемы и методы профилактики плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного возраста (статья)

Причины возникновения плоскостопия и нарушения осанки у детей. Способы профилактики и лечения....