"МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА, КАК СРЕДСТВО ПРОБУЖДЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ЖИВОПИСИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ." статья
статья по окружающему миру (старшая группа) по теме

Приобщение дошкольников к музейной педагогике реализуется через  создание мини – музея в каждой группе. Мы считаем, что это особые музеи, которые дошкольники мо гут посещать каждый день, переставляя и разглядывая экспонаты. В обычном музеи ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, и мама, бабушка и дедушка. Каждый мини – музей является результатом общения и совместной работы воспитателя, детей и их семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kovtunlavrenteva_-_statya.docx30.32 КБ

Предварительный просмотр:

Лаврентьева Е.В.

 Ковтун И.И.

Воспитатели МДОУ «Детский сад № 226» комбинированного вида

г. Новокузнецк, Россия

Раздел: Дошкольная педагогика и психология

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА, КАК СРЕДСТВО ПРОБУЖДЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ЖИВОПИСИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

Одной из актуальных проблем на сегодняшний день является приобщения детей  к культурному наследию.
Интерес к искусству, в частности к живописи, у детей не возникает сам собой. Вызвать этот интерес  очень легко, но  он хрупок и неустойчив. Поэтому делать первые шаги следует с большой осторожностью. Необходимо развивать способности ребенка восприятию произведений искусства. Процесс формирования  художественно- творческих способностей восприятия произведений искусства достаточно сложен. Включение личности в процесс освоения художественной культуры плодотворно в любом возрасте, но наиболее ярко и глубоко эта проблема стоит по отношению к дошкольному детству.

Дети дошкольного возраста оптимистичны и свои наивные представления о мире выражают наивными средствами. Эмоционально, конкретно и целостно, непосредственно и образно художественное восприятие ребенка. Специалисты считают, что формирование основ культуры восприятия необходимо начинать, когда ребенок  уже достаточно подрос.   С 4-х лет он  активно приобретает опыт видения; одушевляя игрушки и предметы, он сопереживает сказочным персонажам, идентифицирует себя с героями книг, рассматривая  картинки в книжке, он способен на своем уровне воспринимать живопись и получать от этого удовольствие. Но чтобы слушать пояснения взрослого, он должен обладать определенным словарным запасом, который обычно формируется у детей к пяти годам.

Посещение музеев изобразительного искусства оказывает на детей глубокое воздействие: новизна архитектуры, интерьеры залов и сами экспонаты подлинники создают особую атмосферу. Встреча с уникальными и высокохудожественными произведениями приобщает ребенка к миру общечеловеческих ценностей, истории, воспитывает художественный вкус, потребность к прекрасному. В атмосфере музея у детей возникает интерес к историческим сюжетам, но при  самых лучших намерениях есть риск начать не с того. Мы часто слышим или говорим сами: " Надо обязательно сходить в музей", "Это непременно надо увидеть", "Это так интересно". Но доводы, вполне убедительные для нас взрослых, вряд ли подействуют на ребенка. Мало надежды, что после наших слов у него проснется интерес к искусству и тем более желание пойти в музей.

Каковы наши собственные воспоминания о первом знакомстве с картинной галереей? Если смутные или не слишком радужные, лучше оставить их при себе. Нам было скучно тогда и ребенку будет скучно: скука вещь заразительная. Если же, напротив, впечатления остались приятные,  надо постараться  в них разобраться. Не надо искать рациональных объяснений; забудем все, что  успели узнать с тех пор, вернемся к своему раннему опыту. С него и надо начинать, именно его и надо попытаться передать детям.
Мы наверняка без особых усилий сможем воскресить в памяти то, что в свое время запало нам в душу: само произведение, зал, где мы его увидели, деталь картины или скульптуры. Пусть это будет мимолетное ощущение, атмосфера, цветовое пятно, отзывы знакомых о какой-то выставке, наконец, репродукция в журнале или в книге. Надо постараться передать ребенку возникшие у нас чувства - без ученых рассуждений, своими словами.
В любом случае главным отправным моментом должен стать интерес, который мы когда-то испытали сами: его и нужно попробовать внушить ребенку, рассказать ему, какая картина нам понравилась, а какая нет. Скорее всего, ему захочется узнать почему, захочется проникнуть в эту тайну. Более того: если мы сами не можем определить, почему картина вызывает у вас ту или иную реакцию, надо смело признаться  ему в этом. Поинтересоваться мнением ребенка; не исключено, что он сам подскажет нам ответ. Неважно, за что ценят картину искушенные зрители: для нас ценно то, что привлекает в ней наших детей. Мы приоткрываем  перед ними отдельную, собственную дверь в мир прекрасного. Наши слова, минуты задушевного общения и взаимного доверия важнее любых поучений.
       Не надо забегать вперед,  заранее  рассказывать о том, что мы собираемся показать ребенку. Мы лишаем его радости самостоятельного открытия. Восторгаться тем, чего человек - будь он большой или маленький - еще не знает, не видел, не читал и т. д., - занятие весьма неблагодарное. Поэтому не надо увлекаться, иначе ребенок почувствует себя лишним там, где мы уже освоились. Если мы будем на все лады высказывать собственные впечатления, чувства и оценки, что же останется ему самому? Необходимо дать ребенку возможность сосредоточиться, собраться с мыслями. Конечно, если мы просто молча, будем стоять перед картиной, к которой хотим привлечь его внимание, это ему вряд ли поможет. Но говорить слишком много и слишком уверенно, пожалуй, еще хуже.
Если ребенок не разделяет наших пристрастий, надо предоставить ему полную свободу. Мы дали ему первый толчок – теперь нужно довериться его собственному выбору; наше личное мнение для него лишь отправная точка. Наша задача - подготовить и подтолкнуть ребенка к первой встрече с прекрасным.
        Устанавливать здесь какие-либо четкие границы бессмысленно. Любая картина может найти отклик в душе ребенка. Часто думают, что дети лучше воспринимают абстрактное искусство ("похоже на детский рисунок") или, что не стоит показывать им картину с незнакомым сюжетом. Ничего подобного. Дети восприимчивы к живописи. Они живут в мире образов и на бессознательном уровне усваивают законы зрительного восприятия, идущие от древней традиции живописи. Опираясь на эту реальность, не стоит отзываться слишком резко о картинах, которые им нравятся, и не надо навязывать им те, которые нравятся нам.
Детей в возрасте 5-7 лет привлекает:

- Теплые, яркие цвета. Малыши отдают предпочтение красному.
- Разнообразные формы и контрастные цвета, без оттенков (как в конструкторе "Лего"),
- Кажущаяся (иллюзорная) трехмерность изображения, которое выглядит "как настоящее".
- Точное воспроизведение текстуры материала (ткани, волос, меха и т. п.), когда хочется не только увидеть, но и потрогать.
- Картины, на которых изображены люди, животные или легко узнаваемые элементы пейзажа - дом, поле, сад, деревня, берег моря и т. п. (поэтому детям нравятся импрессионисты).
- Картины, показывающие людей в движении или в определенных позах (спящих, бегущих, ныряющих, падающих, танцующих и т. д.).
- Открытая передача эмоций в живописи любых эпох (смех, плач, нежность, гнев, удивление и т. п.).
- Простые композиции: одна центральная фигура и минимум второстепенных элементов.
- Мелкие детали: их малыши замечают в первую очередь.
    Дети этого возраста любят картины, на которых изображены сцены, предметы, действия и жесты, знакомые им из повседневной жизни. Маленькие дети воспринимают картину не только глазами. Она вызывает у них двигательную реакцию. Часто ребенок мимически подражает увиденному и может буквально "сыграть" картину с помощью жестикуляции. Позднее он сумеет найти и слова, чтобы передать возникшие мысли и чувства. Динамичные, выразительные картины и скульптуры пользуются, поэтому у малышей особым успехом.
Увиденную картину дети любят приукрасить какой-нибудь тут же придуманной подходящей историей. Рассматривая абстрактную живопись, цвет и форму они обычно ассоциируют со знакомыми реальными предметами: желтое пятно - с солнцем или луной, а что-то кривое и длинное - со змеей или бананом. Мазки зеленого, которые для взрослого ничего не значат, для детей превращаются в травинки или в лягушат. Так малыши "присваивают" себе все, что видят. Современное искусство: живопись, скульптура, инсталляции, давая большой простор фантазии, вызывает у них любопытство. Даже самые неожиданные материалы: веточки, фрагменты пластика, камешки и прочий мусор, которыми пользуются современные художники, могут пробудить и заставить работать детское воображение.
Неважно, на что именно смотрит ребенок - его интерес всегда можно активировать  с помощью простых вопросов, приглашающих к диалогу, например: "О чем ты сейчас думаешь?", "Что ты чувствуешь?", "Ты вспоминаешь что-нибудь похожее?", "А тебе не кажется?". Пусть ребенок учится различать такие понятия, как светлое - темное, тяжелое - легкое, прозрачное - непрозрачное, толстое - тонкое, четкое - расплывчатое. Усвоив эти вещи на примере одной картины, он сможет легче разбираться в других. Секрет успешного начала - приучить детей смотреть внимательно, объяснить им, что каждая картина обладает своей особой атмосферой, и дать волю детскому воображению.

         Программа «Истоки», по которой мы работаем, ориентирована на интегративный подход в развитии детей дошкольного возраста. В частности развитие художественной культуры. В этом смысле представляется важным, что в программе представлен раздел: «Дети в музее изобразительного искусства», где решаются следующие задачи:

  • Ввести ребенка в мир искусства, развивать его художественную культуру в условиях социокультурной среды музея;
  • Формировать «образ музея» как собрание предметов красоты культурно-исторического значения;
  • Способствовать возникновению ценностного отношения к искусству, эмоционального отклика при восприятии подлинников произведений изобразительного искусства;
  • Развивать художественное восприятие, понимание языка искусства, образное мышление.

           Работая по разделу «Дети в музее изобразительного искусства» мы используем метод проектов для реализации этого раздела. Одним из успешно реализуемых  проектов -  является проект «Мини – музей в ДОУ». Этот проект позволяет раскрыть содержание многих разделов программы в частности «Эстетическое развитие», «Развитие речи», «Природа и ребенок», «Познавательное развитие» и др. Результаты  анкетирование родителей  показали, что большинство из них крайне редко посещают с детьми музеи (или вообще не были там никогда). И мы решили создать в своем ДОУ своеобразный музейный комплекс.

           В ДОУ был организован музей «Комната русского быта». Экспонаты для этого музея собирались годами сотрудниками и родителями детского сада. Дети видят там: русскую печь, прялку, иконы, скатерть и салфетки с вышивкой, посуду которой пользовались в русских избах и многое другое. Воспитатели с детьми  часто посещают этот музей, рассматривают экспонаты в этом музее. Организован кружок, в рамках которого ежемесячно проводятся увлекательные и интересные занятия и беседы.

 Был заключен договор с музеем изобразительного искусства. Два раза в месяц проходят занятия со специалистом – искусствоведом. Он рассказывает  детям об экспонатах, художниках, музеях. На этих занятиях дети выражают свои впечатления: рисуют и лепят.

          Приобщение дошкольников к музейной педагогике реализуется через  создание мини – музея в каждой группе. Мы считаем, что это особые музеи, которые дошкольники мо гут посещать каждый день, переставляя и разглядывая экспонаты. В обычном музеи ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, и мама, бабушка и дедушка. Каждый мини – музей является результатом общения и совместной работы воспитателя, детей и их семьи.

          Создание мини – музея в группах началось со знакомства с статьей «Мини – музей в детском саду» в газете «Дошкольное образование» за 2002 г, и программой «Истоки». Воспитатели сами определили выбор темы и названия, разработали модели, определили место размещения экспонатов. В ДОУ был объявлен конкурс на лучший мини – музей. Были определены критерии конкурса. В состав жюри вошли не только педагоги, но и родители. Сотрудники детского сада попробовали себя в роли дизайнеров, художников, так же в роли музееведов, историков. Музеи отличаются друг от друга и оформлением и содержанием. Часть их размещена в групповых комнатах, часть в приемных, но все они прекрасно вписываются в интерьер помещений. Для удобства работы в мини –музеях составили описание каждого экспоната по схеме предложенной доктором педагогических наук Рыжовой Н.А. Экспонаты располагаются на полках стеллажах, приобретенных или изготовленных родителями, прикрепляются к стенам, стоят на полу.

         Нами  разработаны  конспекты занятий посещения мини – музея в группе. Были организованы «гостевания» групп между собой, где «дети-хозяева» устраивали экскурсии в свои музеи, рассказывая об экспонатах.

Экспозиции мини – музеев постоянно меняются, пополняются новыми экспонатами. Родители имеют возможность познакомиться со всеми мини – музеями детского сада.

         В нашей группе существует мини – музей «Репродукции картин» из Третьяковской галереи  г. Москвы. Мы постоянно делаем подбор репродукций в соответствии с темой и задачами. Разработали и подобрали конспекты занятий по ознакомлению с картинами и художниками  из Третьяковской галереи.   Есть у нас и подбор слайдов и видео о Третьяковской галереи, настольные развивающие музейные игры, издания в жанре семейных путеводителей, сказок о художниках, музее и его экспонатах.

          Методы отбора произведений изобразительного искусства для занятий в детском саду осуществляются на основе анализа особенностей восприятия детей 5-7 лет:

  • Высокий художественный уровень работ на занятиях по любой тематике;
  • Преобладание на первых занятиях произведений скульптуры (особым потенциалом для развития эмпатии ребенка обладает анималистика);
  • Соразмерность (по формату и размеру) подлинников с возможностями первоначального визуального восприятия детей;
  • Обращение к многообразию эстетических эталонов: от икон до авангарда;
  • Возрастная сопоставимость героев произведений искусства и дошкольников, соотнесение тем и ситуаций, представленных в них, с малым личностным опытом ребенка;
  • Наличие  в высшей степени определенной характеристики художественного образа (метод выявления «самого-самого»), а также контрастность и противопоставление;
  • Присутствие в образно структуре произведений деталей, облегчающий детский психологический отклик (животные, цветы, одежда, оружие, украшения и т.д.);

          Таким образом, наш опыт работы по проекту «Мини – музеи в ДОУ»,  дает свои результаты.  Дети знают, что такое музей, правила поведения в нем. Эмоционально реагируют на произведения искусства. С удовольствием не только сами принимают участие в создании мини – музеев, но и привлекают своих родителей. Родители в свою очередь поддержали педагогов, стали уделять большое внимание музейной педагогике. Многие родители стали посещать музеи с детьми, о чем дошкольники с удовольствием рассказывают друг другу и воспитателям. Все это способствует полноценному эстетическому развитию детей 5-7 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейная педагогика как средство социально - нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия, миром людей, п...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему «Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста».

Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как окружающий мир отражается условно, через символические образы. Образцы народно-прикладного искусства обладают такими чертами, как типично...

ПРОБУЖДЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ЖИВОПИСИ

Развитие интереса к искусству, в частности к живописи....

Пробуждение интереса к живописи.

Интерес к искусству, в частности к живописи (так же как, впрочем, и к чтению), у детей не возникает сам собой. Вызвать этот интерес не так уж сложно, но отбить его тоже очень легко. Поэтому делать пер...

"Русская народная кукла как средство воспитания патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста" Статья для педагогических чтений «Образование XXI века: взгляд современного педагога» (Кунаевские чтения)

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение«Детский сад № 5 г.Выборга»     «Русская народная кукла как средство воспитания патриотических чувств детей...

Музейная педагогика как средство психолого-педагогического сопровождения ребенка старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются примеры организации мини-музея в дошкольном образовательном учреждении как средства психолого-педагогического сопровождения дошкольника и формирования культурно-национального ...