Музейная педагогика как средство психолого-педагогического сопровождения ребенка старшего дошкольного возраста
статья

Золотарёва Ирина Ивановна

В статье рассматриваются примеры организации мини-музея в дошкольном образовательном учреждении как средства психолого-педагогического сопровождения дошкольника и формирования культурно-национального архетипа.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ministerstvo_prosveshcheniya_rossiyskoy_federatsii.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство просвещения Российской Федерации
Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Воронежский государственный педагогический университет»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет
имени н. Г. Чернышевского»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Новосибирский государственный педагогический университет»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет
им. Н. И. Лобачевского», Арзамасский филиал
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Уральский государственный педагогический университет»

Приоритеты воспитания:
историко-культурный поиск и
современные практики
(к 90-летию Воронежского государственного
педагогического университета)
Материалы Всероссийской научно-практической конференции
(г. Воронеж, 19-20 мая 2021 г.)
ЧАСТЬ II

                                                                                     Воронеж 2021


И. И. Золотарева
А. Ю. Татаринцева
, кандидат психологических наук, доцент
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
образования «Воронежский государственный педагогический университет», г. Воронеж1
         

Музейная педагогика как средство психолого-педагогического       сопровождения  ребенка старшего дошкольного возраста
Аннотация. В статье рассматриваются примеры организации мини-музея в дошкольном образовательном учреждении как средства психолого-педагогического сопровождения дошкольника и формирования культурно-национального архетипа.
© Золотарева И. И., 2021.
© Татаринцева А. Ю., 2021.

Ключевые слова: музейная педагогика; дошкольный возраст; психолого-педагогическое сопровождение.

Современные дети, в том числе и дети дошкольного возраста,
очень хорошо разбираются в новых технологиях, которые активно сопровождают жизнь современного человека. Многочисленные гаджеты,
Интернет, социальные сети, к сожалению, знакомы и активно используются дошкольниками с раннего возраста. Очень часто родители гордятся своими трех-четырехлетками, которые успешно освоились в виртуальном пространстве и могут дать фору многим взрослым. На вопрос
психологов, педагогов, почему взрослые позволяют ребенку в столь
раннем возрасте активное использование гаджетов, очень часто можно
получить ответ, что сейчас время такое, все пользуются, пойдет в школу и не будет уметь работать в компьютере и тому подобные ответы. К
сожалению, они, как правило, являются отговоркой для того, чтобы
оправдать свое нежелание заниматься с ребенком, начиная с первых
лет его жизни. Куда проще дать малышу планшет, смартфон и пусть он
занимает сам себя, в том время как мама или папа будут заниматься
своими делами. При такой ситуации никто никому не мешает. Это
продолжается до тех пор, пока взрослые не просят или заставляют ребенка что-либо сделать (убрать игрушки, пойти погулять и т. д.). И
именно при этой ситуации происходит активное недовольство малыша,
что его оторвали от важного и нужного занятия, которое может вылиться в дальнейшем в детскую истерику. С этим сталкивалось большинство родителей. Однако, отобрав гаджет, как правило, родители не
могут предложить ребенку другую альтернативу. Связно это с рядом
причин, в том числе и с недостаточно высоким уровнем культуры нынешнего поколения молодых родителей.
Ситуация несколько меняется, когда ребенок начинает посещать
дошкольное образовательное учреждение. Современная системе образования в Российской Федерации дает возможность каждому дошкольнику получить возможность развиваться в качественной предметно развивающей среде, а также оказаться в эффективной системе психолого-педагогического сопровождения, которые направлены на развитие индивидуальных способностей каждого ребенка. Все это закреплено в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования [3], и любое образовательное учреждение выстраивает свою работу
согласно данного стандарта. Посещая детский сад, ребенок дошкольного возраста получает не только уход и присмотр, но и имеет возможность развиваться под чутким руководством специалистов: педагогов,
педагогов-психологов, логопедов, социальных педагогов, медицинских
работников. Данное сопровождение осуществляется согласно разработанной программе и имеет несколько направлений: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое,
физическое развитие. Оказавшись в среде дошкольного учреждения,
ребенок становится активным участником процесса реализации образовательной программы, которая осуществляется с опорой на ведущую
деятельность данного возрастного периода – деятельность игровую, и
уже не имеет возможности в течение дня активно включатся в процесс
«погружения» в виртуальную действительность. Активные занятия в
игровой форме, направленные на разные стороны развития личности
малыша, дают ему массу положительных эмоций и благотворно влияют на его развитие – физическое, интеллектуальное, эстетическое, психологическое и др. Однако, оказавшись дома, многие дети вновь получают в руки  гаджеты и активно погружаются в тот мир, из которого его
пытаются вывести педагоги в детском саду. Связано это с тем, что
большинство родителей не умеют и не знают, как проводить досуг со
своим ребенком.
В этой ситуации на помощь приходить такое направление науки,
как музейная педагогика. Данное направление возникло еще в Германии на рубеже XIX – XX вв., активно развивалось в нашей стране в 20-
30 годы прошлого века, а затем постепенно сошло на нет. В последние
годы данное направление достаточно популярно как среди педагогов,
психологов, так и среди детей и их родителей. Связано это с рядом
факторов, но прежде всего с тем, что в Стандарте дошкольного образования говорится о необходимости «формирования первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и
праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях
ее природы, многообразии стран и народов мира» [3].
Очень часто можно слышать мнение о том, что современным детям
музей не неинтересен, что он перестал быть актуальным и востребованным у современной молодежи. Так могут рассуждать только те, кто
сам не посещает или давно был в музее. Современные технологии, которыми активно владеют уже и младшие дошкольники, не дает возможности увидеть все грани необъятного мира, в котором живет человек. Современный музей, особенно музей в детском саду, – это не архаичное
помещение, пропитанное пылью и нафталином, а такое образовательное
пространство, в котором ребенок получает и информацию, и знания, и
реализует свои способности. Согласно утверждению Н. А. Рыжовой,
музей в детском саду есть «интерактивное образовательное пространство, в котором ребенок может действовать самостоятельно, с учетом
собственных интересов и возможностей» [2].
Очень часто педагоги дошкольных образовательных учреждений,
желающие работать в рамках музейной педагогики, встают перед вопросом: какого плана должен быть музей – природный, краеведческий,
фольклорный, исторический, литературный, музыкальный или какой-то иной? Однозначного ответа в этом вопросе нельзя получить. Все
зависит от места нахождения образовательного учреждения, от возможностей и ряда других факторов, которые не всегда зависят от педагога. На наш взгляд, одним из удачных вариантов музея в детском саду
является музей краеведческий. У любого населенного пункта (деревни,
села, поселка городского типа, города и т.д.) есть своя – у кого-то вековая, а у кого-то в несколько десятилетий – но история. История возникновения, развития и становления, история, связанная с традициями
и обычаями этого края. Поэтому детям, а вместе с ними и родителям,
будет интересно ее узнать, а может быть даже и стать ее частью, внеся
свой вклад в создание музея, пусть небольшого, но музея в детском
саду. Очень важно в процессе создания музея активно привлекать к
работе и самих детей, и родителей, которые в процессе совместной
деятельности получают возможность и лучше узнать друг друга, и
приобщиться к истории родного края, и расшить круг интересов.
Для создания музея в детском саду и его успешной реализации в
психолого-педагогическом сопровождении детей дошкольного возраста необходимо учитывать следующие особенности. Во-первых, должна
быть создана предметно-развивающая среда музея, которую необходимо динамично развивать, то есть пополнять и обновлять экспозицию.
Во-вторых, создан план работы, направленный на изучение истории
родного края, с учетом возрастных особенностей детей. В-третьих,
необходимо провести предварительную диагностику, направленную на
выявление уровня сформированности знаний о родном крае. В-четвертых, необходимо проводить занятия как с детьми, так и совместно с родителями, на которых знакомить их с историей, традициями,
обычаями родного края. В-пятых, проводить экскурсии (обзорные, тематические и др.), которые давали бы возможность и детям, и родителям
напрямую соприкоснуться с историей своей малой Родины. В-шестых,
постоянно пополнять и обновлять развивающую среду музея, привлекая
при этом как внешние, так и внутренние ресурсы. В-седьмых, устраивать
и проводить выставки детских работ по той или иной посещенной экспозиции музея, выставки коллекций (детских, родительских, сотрудников и др.), которые бы давали детям возможность увидеть многообразие сторон жизни и интересов людей разных профессий, но живущих и работающих в родном селе, поселке или городе.
Создание такого музея даст возможность не только реализовать
требования Федерального образовательного стандарта дошкольного
образования, но и позволит родителям расширить границы общения со
своими детьми. Позволит наладить и улучшить родительско-детские
отношения, объединиться вокруг истинных ценностей и стать альтернативой между действительностью реальной и виртуальной.
                                     Библиографический список
1. Кузнецова, В. В. Арт-педагогика в воспитании детей дошкольного возраста / В.
В. Кузнецова // Воспитание в контексте социализации: современные вызовы и практики.
Материалы открытой региональной конференции Всероссийского научно-практического
форума / под ред. М. В. Шакуровой. – Воронеж : Воронежский государственный педагогический университет, 2019. – С. 228-230.
2. Рыжова, Н. А. Мини-музей в детском саду / Н. А. Рыжова, Л. В. Логинова, А. И.
Данюкова. – Москва : Линка-Пресс, 2008. – 125с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – URL: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата
обращения: 15.04.2021).
I. I. Zolotareva, A. Y. Tatarinceva
Voronezh State Pedagogical University, Voronezh
Museum pedagogy as a means of psychological and pedagogical support of a child of
senior preschool age
Abstract. The article deals with examples of organizing a mini-museum in a preschool educational institution as a means of psychological and pedagogical support for a preschooler and
the formation of a cultural and national archetype.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Общество, в котором живет современное дошкольное образовательное учреждение – это общество социальных перемен. Дошкольное учреждение – начальный этап социального института образования. В связи с этим ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему «Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста».

Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как окружающий мир отражается условно, через символические образы. Образцы народно-прикладного искусства обладают такими чертами, как типично...

педагогический проект «Музейная педагогика в этнокультурном воспитании детей старшего дошкольного возраста на материалах краеведения»

Новизна проекта в том, что это не только приобщение к национальной культуре коренных народов Кузбасса – шорцев и телеутов. В процессе знакомства с этнокультурой шорцев и телеутов, мы сопоставляе...

Программа "Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста"

Реализуемая цель:     Формирование у дошкольников нравственно-патриотических качеств личности средствами музейной педагогики....

Выступление на педагогическом совете "Музейная педагогика как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста"

Посещение музея  - событие в жизни ребенка.  Музей является тем художественным «наполнителем», который не позволит предать забвению историю, будет поддерживать в детских сердцах ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ТЕХНОЛОГИЯ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ КАК СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Представлена консультация для воспитателей о понятии музейная педагогика, о ее формах, принципах....

Музейная педагогика как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к национальным ценностям народа мари

В статье раскрыта актуальная тема по приобщению дошкольников к истории, культуре и быту марийского народа при использовании музейной педагогики....