Музейная педагогика как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к национальным ценностям народа мари
статья (старшая, подготовительная группа)

Иванова Алевтина Николаевна

В статье раскрыта актуальная тема по приобщению дошкольников к истории, культуре и быту марийского народа при использовании музейной педагогики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Музейная педагогика как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к национальным ценностям народа мари

Аннотация. В статье раскрыта актуальная тема по приобщению дошкольников  к истории, культуре и быту марийского народа при использовании музейной педагогики.

Ключевые слова: образование, воспитание, культура и история родного края, нравственно-патриотическое воспитание, музейная композиция, традиция, инновационная технология.

        Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы  установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательного процесса. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и истории следует начинать с дошкольного возраста. Реализуя государственный образовательный стандарт в дошкольной группе, включая региональный компонент, а также работая над нравственно - патриотическим воспитанием дошкольников, я и мои коллеги столкнулись  с некоторыми трудностями. Дети дошкольного возраста усваивают все прочно и надолго только тогда, когда все слышат, видят и делают сами.                                                                                                В дошкольной группе нет достаточной материальной базы для полноценного изучения родного края, нет соответствующей развивающей среды и методического обеспечения, и именно здесь нам на помощь пришла музейная педагогика.        «Музейная педагогика»… Сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения.
       Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился   на рубеже 19-20 вв. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная. Важно отметить, что центральное место  в музейно-образовательной деятельности отводилось учителю, педагогу как участнику и организатору музейно-педагогического процесса. Эта тенденция, успешно развиваемая и в России в 20-30х годах 20 столетия, к сожалению, на сегодняшний день практически утрачена
.                                                Один из самых авторитетных исследователей детского дошкольного возраста А. В. Запорожец показал, что центральными достижениями психического развития в этом периоде следует считать образные формы познания и социальные эмоции. Так вот, музейная форма представления материала непосредственно способствует именно образному познанию, а уж социальные эмоции – вопрос содержания музейных экспозиций. Фундаментом педагогики музея является погружение ребенка в специально организованную среду, которая может включать в себя элементы искусства, старины, памятники природы и многое другое. Именно музей становится источником формирования интереса детей к своему народу, культуре, формирует основу нравственно-патриотического воспитания [2].                                                                                  С начала 90-ых годов А. П. Михеева, Л. В. Пантелеева проводили работу, направленную на приобщение старших дошкольников к наследию духовной                 и материальной культуры на основе музейных экспозиций. Музейная педагогика, возникшая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения создаёт условия для развития личности ребенка путём включения её в многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную,  деятельностную  сферы [4].                                                                                                 Музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы ее работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно-речевых, познавательных, творческих компетенций ребенка-дошкольника, его успешной социализации в детском, далее, человеческом обществе. Реализует актуальнейшую на сегодняшний день задачу современного образования – научить ребенка учиться и познавать. Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду [3].                                                                                        Воспитать в ребенке гуманное отношение к окружающему миру, любовь                        к родной природе, семье, дому, деревне, посёлку, городу, Родине можно путем посещения краеведческих музеев. Но не в каждом населенном пункте есть такая возможность.                                                                                        В условиях нашего района один музей,  и ориентирован он в основном                        на школьников. Мы находимся далеко от центра, и существует проблема                             с организацией посещения музея. Проведя анкетирование среди родителей,                  я выяснила, что не все дети были в музее, некоторые не знают что это такое,                 а родители не считают нужным водить детей дошкольного возраста в музеи.        Проблему решили с созданием музейной экспозиции в 2013 году                          в  Летниковской  основной  общеобразовательной  школе.          Назначение музейной экспозиции в школе – изучение регионального компонента, патриотическое воспитание дошкольников и школьников, взращение в детской душе семян любви к родной природе, родному дому и семье, истории                    и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.        Основной целью моей работы является ознакомление дошкольников с историей, культурой и бытом марийского народа. Для раскрытия цели были поставлены  задачи:                         1. Познакомить дошкольников с миром музея, с историей, культурой и бытом народа в прошлые годы.                                                                        2. Развивать интерес, любознательность к предметам старины.                        3. Обогащать речь у детей образными выражениями малых форм фольклора.                                                                                                         4. Формировать уважение к историческому прошлому нашего народа через непосредственно - образовательную и внеурочную деятельность по краеведению с детьми   5 - 7 лет.                                                                        5. Воспитать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки.                                                                                Важная особенность музейной экспозиции  — участие в их создании детей (обучающихся), родителей и педагогов. Дети чувствуют свою причастность  к музейной экспозиции. Они могут участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты. Для сбора выставочного материала привлекали как педагогов, так и родителей. Каждый год экспозиции нами обновляются и расширяются. В настоящее время собрана  коллекция старинных предметов крестьянского быта 19-20 века, представлена крестьянская утварь (прялка,   маслобойка,  детская люлька, онучи, детали прясла, старинная вышивка, самотканый ковер и др.), национальные костюмы, предметы народного декоративно - прикладного творчества. Имеется место для сменной композиции, где выставляются материалы, посвященные памятным датам.                  Весь материал распределен  по пяти разделам: «Писатели Республики Марий Эл»,  «Марийский   народный костюм», «Защитники Отечества»,   «Домашняя утварь и предметы быта», «Научно-исследовательские работы педагогов и детей». В музее дети являются не просто пассивными созерцателями, а становятся любопытными «почемучками». В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот      в нашей экспозиции не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, брать их в руки и рассматривать. Занятия с посещением музейной экспозиции  способствуют у детей развитию кругозора, воспитывают гордость за свой народ, побуждают ребенка к познанию истории своих предков [1]        .                                                 Дети видят в экспозиции народного быта подлинные народные костюмы, сочетающие удобства, вкус и красоту. При этом важно понять, что изготовить костюм с такими украшениями гораздо сложнее и длительнее, нежели обычную одежду. Марийские национальные костюмы и предметы быта мы активно используем на фольклорных праздниках, где дети знакомятся с устным народным творчеством и декоративно-прикладным искусством. Все это создает у детей сильную мотивацию к познанию, вызывает интерес и желание узнать как можно больше.                                                                                         Использование музейной педагогики в воспитательно - образовательном процессе способствует формированию  и  развитию  интереса детей                      к подлинным предметам старины,  воспитанию нравственно-патриотических чувств, расширению кругозора детей на основе материала, доступного их пониманию, воспитанию музейной культуры.                                                        Работа по созданию музейной экспозиции  сплачивает коллектив педагогов, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь. Сопоставив педагогические наблюдения от общения с детьми, родителями, мы убедились      в том, что в результате улучшения партнёрских отношений с родителями наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей.                                Систематическая работа в данном направлении убедила нас в том, что музейная педагогика позитивно влияет на повышение интереса социума                                  к традиционной культуре, а также оказывает положительное влияние на развитие интеллектуальных и творческих способностей наших детей, их духовно-нравственной сферы. Кроме того, активизирует творческую инициативность педагогического коллектива и способствует повышению этнокультурной компетентности педагогов, так как они начинают углубленно изучать национальное культурное наследие,  обсуждают интересные факты и сведения с родителями и педагогами.

Литература:

  1. Байдина, Е.А.  Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания / Е.А. Байдина. - Текст : непосредственный // Справочник старшего воспитателя. - 2013. - № 2. - С. 32-37.
  2. Пантелеева, Л.В.  Музей и дети / Л.В. Пантелеева. -  М.: Карапуз, 2000. - 253 с. - Текст : непосредственный.
  3. Трунова, М.  Секреты музейной педагогики: из опыта работы / М. Трунова. -  Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание. - 2006. -  № 4. -  С. 38-42.
  4. Махметова, Ж.К. Музейная педагогика в развитии и воспитании детей в условиях ДОУ. / Ж.К. Мамедова. – Текст : электронный //  МААМ.RU : Международный образовательный портал. – Москва, 2014 - URL: https://www.maam.ru/detskijsad/muzeinaja-pedagogika-v-razviti-i-vospitani-detei-v-uslovijah-dou-kazahstan-g-pavlodar-gkp-jasli-sad-51-mahmetova-zh-k.html (дата обращения 03.02.2021).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальным ценностям народа мари"

laquo;Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации».Во все времена и у всех народов основной целью воспитания я...

Игра как средство приобщения детей младшего дошкольного возраста к национальной культуре

Актуальность нашей темы заключается в том, что каждый ребенок с первых лет своей жизни должен всем сердцем, всей душой полюбить свой родной край, свою родину, свою этническую и национальную культуру. ...

Народная кукла как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной культуре народа

Статья о народной кукле , как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной культуре...

педагогический проект «Музейная педагогика в этнокультурном воспитании детей старшего дошкольного возраста на материалах краеведения»

Новизна проекта в том, что это не только приобщение к национальной культуре коренных народов Кузбасса – шорцев и телеутов. В процессе знакомства с этнокультурой шорцев и телеутов, мы сопоставляе...

Методические рекомендации использования подвижных игр народов Поволжья как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к народным традициям.

Методические рекомендации по приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным традициям через подвижные игры народов Поволжья....

Консультация для педагогов «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре средствами проектной деятельности»

Консультация для педагогов«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре средствами проектной деятельности»...