Консультация для педагогов «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре средствами проектной деятельности»
консультация (старшая группа)

Облиганцева Надежда Петровна

Консультация для педагогов

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре средствами проектной деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_proekt.docx14.62 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре средствами проектной деятельности»

  

 

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (2013 г.) провозгласил одним из основных принципов дошкольного образования приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также учет этнокультурной ситуации развития детей . В качестве целевого ориентира на этапе завершения дошкольного образования, который представляет собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка, отмечается овладение установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе. В качестве критерия познавательного развития ребенка определяется формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и многообразии стран и народов мира .

Достижение целей и задач, поставленных Федеральным государственным образовательным стандартом в условиях многообразия национальных культур, вызывает необходимость формирования предпосылок культуры межнационального общения уже в дошкольном возрасте. Одной из таких предпосылок, на наш взгляд, является приобщение детей к традициям различных национальных культур.

Инновационный поиск средств формирования культуры межнационального общения привел нас к пониманию того, что в педагогическом процессе дошкольной образовательной организации необходимо активно использовать практико-ориентированные методы обучения и воспитания. Одно из ведущих мест среди таких методов, имеющихся в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, в настоящее время принадлежит методу проектов.

Метод проектов является основой перехода от традиционной передачи знаний к активным методам обучения и воспитания. Он не только побуждает интеллектуальную деятельность ребенка, но и затрагивает  чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, отражает его ценностные ориентиры. Метод проектов является помощником для воспитателя в работе с детьми, так как в атмосфере доверия дети свободно выражают свои мысли, ребенок ощущает себя значимым в коллективе, осознает свой вклад в общее дело, применяет полученных знания на практике.

Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных образовательных областей.  Также следует отметить, что в дошкольном детстве у ребенка проявляется потребность в общении со сверстниками и старшими людьми (воспитателями, родителями). В этом контексте проектная деятельность является потенциальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых.

Реализуя проектную деятельность, следует учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста. Так, в младшем дошкольном возрасте ребенок преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых, в среднем — эпизодически участвует и осваивает роль партнера, в старшем – переходит к сотрудничеству.

В практике современных дошкольных образовательных организаций  используются следующие виды проектов:

- исследовательско - творческие (дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна);

- ролево - игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

- информационно – практико - ориентированные (дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы - оформление и дизайн группы, витражи, выставки и др.);

- творческие (оформление результата происходит в виде детского праздника, детского дизайна).

Технология проектирования делает дошкольников активными участниками педагогического процесса, становится инструментом саморазвития детей,  раскрывает их творческий потенциал. Ребенок учится работать в команде, понимать поставленную цель и искать пути решения проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство приобщения детей младшего дошкольного возраста к национальной культуре

Актуальность нашей темы заключается в том, что каждый ребенок с первых лет своей жизни должен всем сердцем, всей душой полюбить свой родной край, свою родину, свою этническую и национальную культуру. ...

Консультация для педагогов "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к физической культуре через различные формы работы с детьми"

Физическое воспитание и его задачи в  младшем  дошкольном  возрасте. Роль подвижной игры в развитии основных движений. Формы организации занятий физическими упражнениями с детьми раннег...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к чтению в процессе проектной деятельности

Детская художественная литература является универсальным развивающим средством, позволяющим эмоционально, интуитивно видеть целостную картину мира во всем многообразии связей, вещей, событий, отн...

консультация для педагогов «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно - прикладного искусства»

Народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстет...

Консультация для родителей" Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно - прикладного искусства"

Консультация для родителей "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры средствами декоративно - прикладного искусства"....

Музейная педагогика как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к национальным ценностям народа мари

В статье раскрыта актуальная тема по приобщению дошкольников к истории, культуре и быту марийского народа при использовании музейной педагогики....