Конспект ОД в подготовительной группе "Дети войны"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Коровина Юлия Александровна

Данный конспект образовательной деятельности  предназначен для детей подготовительной к школе группы детского сада  области "Познавательное развитие",  составлен в соответствии с ФГОС ДО. Сопровождается презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_yu.a.docx30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Грязовецкого муниципального района Вологодской области

«Юровский детский сад»

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

«ДЕТИ ВОЙНЫ»

Автор: воспитатель –

Коровина Юлия Александровна

2015 год

Образовательная область:   «Познавательное развитие»

Цель:

Формирование интеллектуальной компетентности дошкольников на примерах жизни детей и взрослых во время Великой Отечественной войны.

Задачи:

Образовательные:

  1. Обобщать знания детей об исторических событиях Великой Отечественной войны.
  2. Дать представление об организации жизни и быта детей во время войны.

Развивающие:

  1. Способствовать формированию гражданской позиции, собственного отношения к войне как негативному явлению.
  2. Способствовать формированию умений в установлении простейших связей и отношений между фактами и событиями военного времени.

Воспитательные:

  1. Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, победивший в тяжелой войне с врагами.
  2. Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, к женщинам и детям, пережившим все ужасы и тяготы военного времени.

Интегрируемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие

Форма организации детей на занятие: группа (на ковре, за столами)

Формы проведения занятия: слушание, беседа, рассматривание

Оборудование и материалы: ноутбук, песни военных лет, мультимедийное оборудование, музыкальный центр, презентация «Дети войны»

Методы и приемы: игровые, словесные, наглядные.

Ход образовательной деятельности

1. Открытый вход

Здравствуйте, дорогие ребята! Здравствуйте, дорогие гости! Давайте с вами познакомимся и подарим улыбку друг другу.  Меня зовут Юлия Александровна, а вас? (Дети друг за другом называют свои имена). Затем предлагаю детям сесть в кружок в затемненном помещении, включаю тихо песню «Вечный огонь» и зажигаю свечку

Воспитатель: (вполголоса): 
Горит дрожащая свеча. 
Не дунь на пламя сгоряча. 
А ты, волшебный огонек, 
О чем бы нам поведать мог?
 

Предлагаю детям посмотреть на горящую свечку и рассказать, какие чувства она вызывает. 

Воспитатель: Вам нравится смотреть на огонь? Какого он цвета?В каких еще ситуациях дети могут смотреть на пламя? (В храме, где горят свечи; в походе у костра; у бабушки в деревне, когда она топит печку и т.д.) 

Когда вы смотрите на огонь вам не страшно?

А вот знаете, было время, очень давно, когда нас еще не было, 70 лет назад, все вокруг горело и люди плакали, и со страхом смотрели на огонь. Как вы думаете, когда это было? (Когда была война)

Воспитатель:А сейчас есть огонь, который вызывает у людей особые чувства и особые воспоминания. Как вы думаете, какой огонь?

Воспитатель:Это вечный огонь.

Свечка гаснет. Показываю фотографии вечного огня г. Вологды (слайд 2)

Воспитатель:Кто из вас был когда-нибудь у такого огня? С кем? По какому случаю? Ребята, а вы знаете для чего он существует? (Выслушиваются ответы детей.) 

Воспитатель: Вечный огонь символизирует вечную память о подвигах наших отважных солдат.

Воспитатель:Каждый год люди несут цветы и венки к этому огню, а кто знает какого числа? (9 мая). А что это за день такой? (День Победы)

Воспитатель:Как вы думаете это самый главный праздник нашей страны? Почему? (ответы детей)

Воспитатель:Действительно, приближается самый главный праздник 9 мая – День Победыв Великой Отечественной войне. Все люди нашей страны отмечают его. Что вы знаете об этом празднике? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, молодцы! А знаете ли вы что-нибудь о детях, которые тогда были такими же как и вы, как они жили, чем питались, чем занимались, как вообще выживали в войну? (Ответы детей).

Если кто-нибудь знает о «детях войны» слушаем детей, затем спрашиваю:

Воспитатель:А хотите узнать больше о детях, живущих в дни войны?

2. Содержание.

Воспитатель:Дети, такие же, как вы, помогали матерям прокормить семью: летом собирали грибы, ягоды, которые сушили в виде лепешек, а зимой размачивали в воде и ели. Весной рвали лебеду и варили из нее суп. Знаете, что такое лебеда? (Ответы детей). Это сорняк, который мы сейчас убираем с огорода и выбрасываем.

Воспитатель:Много дел было у ребятишек военной поры: присматривали за младшими, кроме собственного огорода работали на полях – помогали выращивать для фронта урожай. А зачем солдатам на фронте продукты? (Ответы детей)


Воспитатель: В военное время очень трудно было с продуктами и  все люди получали паек. Это одинаковая для всех норма хлеба. Тем, кто работал, давали 250граммов хлеба на весь день, а детям – 150 граммов хлеба (показать кусочки хлеба).

Воспитатель:

Как вы думаете, этого много или мало для человека, чтобы жить?  (Ответы детей). Люди жили, несмотря на все трудности военного времени.

Воспитатель:

Не всегда дети могли понять, что пришла настоящая беда. В это трудное время люди жили очень бедно. Им нечего было кушать, недоедали, а часто голодали, недосыпали.

Воспитатель:

Вы знаете, ребята, очень страшно было всем – и взрослым, и детям, - когда начинались обстрелы. Женщины с детьми и старики прятались в подвалах или специально сделанных бомбоубежищах. Ребята, как вы думаете, что такое бомбоубежище?(Слайд 3) Посмотрите на детей, как они выглядят? Им страшно? А как вы узнали, что им страшно?

Воспитатель:А как вы думаете, чем в это время были заняты школьники? (Школьники помогали взрослым).

Воспитатель:Во многих городах были организованы госпитали. Ребята, а что такое госпиталь?(Это больница для раненых солдат).

Воспитатель:Правильно, молодцы! В госпиталях ребята с медсестрами и нянечками ухаживали за ранеными солдатами, поправляли постель, приносили пить, убирали помещение. Выступали перед ними с концертами, читали стихи, исполняли песни, танцевали, чтобы отвлечь от боли, поднять настроение.А еще ребята готовили подарки для бойцов,  отправляли посылки на фронт: мыло, бумагу, карандаши для писем, а в холодное время года вязали перчатки, варежки, носки, шарфы, свитера. Получается, все могли дети делать в то время. Давайте посмотрим, сможете ли вы помочь своему раненому товарищу. Кто из вас может перебинтовать раненого?(Выдаю бинты каждой паре)

Воспитатель:  Вот мы с вами узнали, что школьники много работали, взрослым помогали, как вы думаете, они учились в школе? (Ответы детей)

Воспитатель:Время было очень трудное, но дети продолжали учиться. В то время не было тетрадей и чернил. Писали дети на старых газетах, карандашами и углем. Но все старались учиться хорошо.

Воспитатель: Ребята, напомните мне, пожалуйста, как дети поднимали настроение больным? (Пели, танцевали, стихи читали). А давайте, мы с вами представим, что наши гости – это раненые в госпитале, у них все болит, им очень страшно и грустно, а мы поднимем им настроение.

Физкультминутка

Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп,
Прыгают, как мячики: прыг-скок, прыг-скок.
Ножками топчут: топ, топ, топ!
Весело хохочут: ха, ха, ха!
Глазками моргают (ритмичное зажмуривание глаз),
После отдыхают (приседают, руки свободные).

Ну вот, наши раненые уже повеселели, заулыбались.

Содержание (продолжение)

Воспитатель:

Знаете, ребята, чтобы бить врага, нужна была сильная армия. Солдат надо было кормить. Дети помогали и в этом. (Слайд 4) В деревне пахали землю, выращивали хлеб, картофель. С наступлением осени убирали урожай. Ходили в лес за грибами, ягодами, орехами. Трудились ребята от рассвета до заката. Как вы это понимаете?  (Это значит работать целый день: с утра до позднего вечера).

Воспитатель: Верно. Молодцы!

Воспитатель: Представляете, некоторые детидаже сражались наравне со взрослыми в этой страшной войне. Может кто-нибудь знает  их имена?

(Боря Зеленевский, Толя Захарченко, Лида Матвеева, Маня Голофаева,Леня Анкинович, Марат Казей, Леня Голиков, Зина Портнова, Валентин Котик).

(Слайд 5) Читаю про Леню Голикова и Зину Портнову.

Воспитатель:  Эти мальчики и девочки не играли в войну,  они жили по её суровым законам. Любовь к своему народу и ненависть к врагу позвали пионеров на защиту Родины.

Воспитатель: Как вы думаете, о чём мечтали дети в войну?(О мирном небе, о живых родителях, о красивых книжках и игрушках, о куске хлеба, …)

Воспитатель: Ребята, у меня для вас есть сюрприз. Я встретилась недавно с одной бабушкой, ее зовут Антонина Сергеевна, проживает она в д. Юрово, ей было 9 лет когда началась война, и я решила взять у нее интервью о том, как она пережила эти сложные 4 года. Знаете, что такое интервью? (Ответы детей). Давайте посмотрим? (Слайд 6)

Воспитатель:  Ребята, а вы знаете, что такое памятник? А кому его ставят? В нашей стране существуют разные памятники, даже «детям войны».

(Слайд 7, Слайд 8). И это еще не все памятники детям.

Конец презентации.

Открытый выход

Воспитатель: Теперь вы, ребята, наверное, поняли, что каждый человек независимо от возраста может быть и мужественным, и смелым, а самое главное – не бояться помочь другому в трудный час?

1вар. окончания (если останется время от 30 минут)

Воспитатель:

Ребята, а у вас есть знакомые, которые жили во время войны? (ответы детей). А давайте сделаем для них подарки, им будет очень приятно! Мы с вами сделаем для них вот такие открытки (показывает). Вам нужно обвести по точкам надпись, гвоздики просто раскрасить фломастерами или карандашами.

(Дети начинают работать. Во время изготовления подарков, воспитатель задает вопросы по теме занятия)

- О чем мы с вами беседовали сегодня?(о Дне Победы, о детях войны …) 
- Когда празднуют День победы? (9 мая) 
- Куда возлагают цветы дети и взрослые 9 мая? (к Вечному Огню, к памятникам, к могилам солдат на воинском кладбище) 

- Как жили дети во время войны, чем они занимались?  (ответы  детей)

- О чем мечтали дети? (ответы детей)

- Ребята, а знаете, ко Дню победы была написана песня, которая так и называется «День Победы. Написал её участник той войны Владимир Харитонов на музыку Давида Тухманова к 30-летию Великой Победы в 1975 году (воспитатель включает тихо песню). (Дети завершают свои работы)

Воспитатель: Ребята, а можно я один подарок возьму с собой? Я его передам Антонине Сергеевне, она очень обрадуется, что вы ей сделали такую замечательную открытку к празднику!

Воспитатель: Молодцы, ребята! Мне было очень приятно с вами познакомиться и пообщаться. Большое спасибо вам и до свидания!

2вар. окончания (если  времени не останется от 30 минут)

Воспитатель: Ребята, а у вас есть знакомые, которые жили во время войны? (ответы детей). А давайте сделаем для них подарки, им будет очень приятно! Вы подумайте и попробуйте сделать их дома с родителями или вашим воспитателем. А я вас прошу, чтобы один подарок вы сделали для Антонины Сергеевны, ей будет очень приятно. Вот вам адрес (передает бумагу с адресом), по которому проживает Антонина Сергеевна. Ваше письмо надо отправить по почте, вы знаете, где в Грязовце находится почта? (ответы детей). Очень хорошо, Антонина Сергеевна будет очень рада!

Воспитатель:  Ребята, о чем мы с вами беседовали сегодня? (о Дне Победы, о детях войны …) А вы расскажите своим друзьям когда празднуют День победы? (9 мая). А сможете рассказать как жили дети во время войны, чем они занимались?  (ответы  детей). Куда возлагают цветы дети и взрослые 9 мая? (к Вечному Огню, к памятникам, к могилам солдат на воинском кладбище) 

- Молодцы, ребята! Мне было очень приятно с вами познакомиться и пообщаться. Большое спасибо вам и до свидания!

Звучит песня «День победы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности подготовительной группы Тема: «Легко про войну слушать, да тяжело видеть»

Конспект образовательной деятельности подготовительной группы  Тема: «Легко про войну слушать, да тяжело видеть»...

Конспект НОД в подготовительной группе "Отечественная война 1812 года"

Данный конспект знакомит детей с Отечественной войной 1812 года, показывает героизм русских солдат и простого народа.Воспитывает в детях чувство гордости за свой народ, армию....

Конспект занятия о Великой Отечественной войне в подготовительной группе

Воспитать чувство патриотизма, уважение к ветеранам войны, к историческому прошлому родного города...

Конспект НОД в подготовительной группе на тему "Ветераны Великой Отечественной войны"

Государственное  бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №  64Приморского района Санкт-Петербурга  Конспект непосредственной образовательной деятельности Те...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе Тема: «У войны не детское лицо»

Формирование интеллектуальной компетентности дошкольников на примерах жизни детей и взрослых во время Великой Отечественной войны. Познакомить детей  с  событиями   Великой...

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Маленькие герои большой войны»

Знакомство детей  с  событиями   Великой  Отечественной войны, расширение представлений о героическом прошлом народа, о том, как защищали свою Родину юные герои в годы Великой...