Конспект НОД в подготовительной к школе группе Тема: «У войны не детское лицо»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Формирование интеллектуальной компетентности дошкольников на примерах жизни детей и взрослых во время Великой Отечественной войны.

 Познакомить детей  с  событиями   Великой  Отечественной
войны. Объяснить, что значит термин «Великая Отечественная»;
дать представление о том, что она была освободительной, велась
во имя мира, процветания и благополучия нашей Родины;

познакомить  с  детьми-героями  Советского Союза  Лёней Голиковым, Надей Богдановой, Валей Котик и их боевыми подвигами.

воспитывать чувство гордости за свой народ, стремление быть
похожими на тех солдат, которые отстояли нашу Родину.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vov.docx134.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной к школе группе

Тема: 

«У войны не детское лицо»

Интеграция образовательных областей: 

Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие

Цель: 

Формирование интеллектуальной компетентности дошкольников на примерах жизни детей и взрослых во время Великой Отечественной войны.

 Познакомить детей  с  событиями   Великой  Отечественной
войны. Объяснить, что значит термин «Великая Отечественная»;
дать представление о том, что она была освободительной, велась
во имя мира, процветания и благополучия нашей Родины;

познакомить  с  детьми-героями  Советского Союза  Лёней Голиковым, Надей Богдановой, Валей Котик и их боевыми подвигами.

воспитывать чувство гордости за свой народ, стремление быть
похожими на тех солдат, которые отстояли нашу Родину.

Задачи:

Образовательные: 

  -Дать представление об организации жизни и быта взрослых и детей во время войны.

   -Дать детям знания о значении средств коммуникации в информировании людей о положении в стране и на фронтах Великой Отечественной войны.

. Развивающие:

   -Способствовать формированию умений в установлении простейших связей и отношений между фактами и событиями военного времени.
   - Содействовать развитию слухового и зрительного восприятия через рассказ.
   - Развивать речевую компетентность детей посредством введения новых понятий, терминов.

Воспитательные:

- Воспитывать личные качества: патриотизм, справедливость, доброту. 
-   Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, победивший в тяжелой войне с врагами.
-  Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла, к женщинам и детям, пережившим все ужасы и тяготы военного времени.

Обогащение словаря:

Эвакуация, оккупированная территория, тыл, Левитан, паёк.

 Предварительная работа:

-    Чтение художественной литературы о Великой Отечественной войне.
-    Разучивание песен, стихов.
-    Проведение бесед с детьми о Великой Отечественной войне. 
-    Изготовление поделок на военные темы в подарок ветеранам. 
-    Организация выставки детского рисунка совместно с родителями
-    Посещение Обелиска и возложение цветов у вечного огня. 


Материал и оборудование для занятия: 

-Мультимедийный проектор;

-Презентация;

отографии военных лет;

-Фотографии детей-героев ВОВ;

-Выставка детских рисунков;

ллюстративный материал; 

 -Георгиевские ленточки на каждого ребенка.

Дети  входят в музыкальный зал и садятся (стульчики,ковёр)

Ребёнок. 

«Ночь перед войной»

Раскрыты были окна школы

Сирень цвела,

Звенел над садом смех весёлый,

Светлела мгла.

Уже порозовели дали

И гладь реки,

И радостно рассвет встречали

Выпускники.

Улыбки, светлые одежды, кругом цветы.

Прекрасны юности надежды-

Любовь, мечты.

Казалось, что волною льётся

Бал выпускной, но кто мог знать, что мир взорвётся

В ту ночь войной?

Воспитатель: 22 июня самая короткая ночь в году. В этот день во всех школах страны проводили последний выпускной бал. По традиции выпускники школ встречали рассвет, они пели, смеялись, мечтали о будущем

 Ребёнок.

«22 июня 1941г.»  С. Щипачев.

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего,  каких – то пять минут осталось.

Воспитатель: Так на нашу землю пришла беда, началась самая страшная война за все время существования человечества – Великая Отечественная война советского народа с фашистской Германией. 

Слайд №2. Звучит голос Левитана в записи: «Говорит Москва…»

Никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война.

С первых дней войны на улицах городов были расклеены плакаты «Родина - мать зовет». Весь народ встал на защиту своего Отечества.

Слайд №3.Звучит запись песни «Священная война»

   Под эту песню уходили на фронт наши солдаты защищать свою Родину, родных, детей. (Дети рассматривают фотографии солдат, идущих в колоннах.)

   А дети, такие же, как вы,  помогали матерям прокормить семью: летом собирали грибы, ягоды, которые сушили в виде лепешек, а зимой размачивали в воде и ели. Весной рвали лебеду и варили из нее суп. 
Много дел было у ребятишек военной поры: присматривали за младшими, кроме собственного огорода работали на полях – помогали выращивать для фронта урожай. А зачем солдатам на фронте продукты? (Ответы детей)
Женщины выращивали хлеб, овощи, скот, чтобы прокормить нашу армию, Повсюду в тылу создавались производства, где делали орудия и снаряды для защиты нашей Родины от фашистских захватчиков.  

Слайд№4. Война исковеркала судьбы не только оказавшихся на фронте детей, но и тех, кто был в тылу. Вместо беззаботного счастливого детства с веселыми играми и забавами, маленькие дети по десять-двенадцать часов работали на станках, помогая взрослым изготавливать оружие для победы над врагом. Ребятишки, плохо одетые, опухшие от голода, никогда не высыпавшиеся, они работали наравне с взрослыми.    Школьники, как могли, старались помочь фронтовикам поднять их боевой дух, вселить веру в победу, подбодрить добрым словом. Они писали письма бойцам, собирали для них посылки.  

   Старушки вязали варежки и шарфы для солдат, чтобы те не мерзли и могли смело бить врага. 
  Поскольку в военное время очень трудно было с продуктами, то все люди получали паек. Это одинаковая для всех норма хлеба. Тем, кто работал, давали 250граммов хлеба на весь день, а детям – 150 граммов. (Показываю хлебный паек).

   Как вы думаете, этого много или мало для человека, чтобы жить? (Ответы детей) Люди жили, несмотря на все трудности военного времени.

Слайд№5.Трудные, голодные и холодные военные годы называют военными лихими, злыми годами. Тяжело достались они всему нашему народу, но особенно тяжко пришлось маленьким детям.

   Многие дети остались сиротами, их отцы погибли на войне, другие потеряли родителей во время бомбежек, третьи лишились не только родных, но и отчего дома, четвертые оказались на оккупированной врагами территории, пятые — в плену у немцев.

   Дети — слабые, беспомощные, оказались лицом к лицу с жестокой, беспощадной, злой силой фашизма.

Ребёнок

Война - не место для детей

Война — не место для детей!

Здесь нет ни книжек, ни игрушек.

Разрывы мин и грохот пушек,

И море крови и смертей.

Война — не место для детей!

 Ребенку нужен теплый дом

И мамы ласковые руки,

И взгляд, наполненный добром,

И песни колыбельной звуки.

И елочные огоньки,

С горы веселое катанье,

Снежки и лыжи, и коньки,

А не сиротство и страданье!

   В начале занятия я упомянула о том, что на фронт уходили не только взрослые, но и дети, которые воевали наравне со старшими товарищами. Многим из них присвоено звание героя.

   Ребята, а каким должен быть герой (Ответы детей). Правильно, а чтобы стать сильным, отважным, выносливым нужно дружить с физкультурой.

Физкультминутка «Самолёт»: 

Руки ставим мы вразлёт: (Руки в стороны.) 
Появился самолёт. ("Полетели" как самолёты.) 
Мах крылом туда-сюда, (Наклоны влево вправо.) 
Делай "раз", делай "два". (Повороты влево вправо.) 
Раз и два, раз и два! (Хлопаем в ладоши.) 
Руки в стороны держите, (Руки в стороны.) 
Друг на друга посмотрите. (Повороты влево вправо.) 
Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте.) 
Опустили руки вниз, (Опустили руки.) 
И на место ты садись! (Сели на места.). 
Слайд№6.

   До войны это были самые обыкновенные девчонки и мальчишки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные и друзья. Пришёл час - они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём любовь к Родине и ненависть к её врагам. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Маленькие герои большой войны.

Лёня Голиков

  Леня рос в деревне Лукино в Новгородской области, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.http://www.nnmama.ru/upload/Golikov.jpg

 Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд, под откос летели вражеские поезда и машины, рушились мосты, горели вражеские склады.

 

Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня погнался за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.

   В его недолгой жизни было еще немало боев, и он ни разу не дрогнул, сражаясь плечом к плечу со взрослыми. Погиб Леня в бою под селом Острая Лука Псковской области зимой 1943 года. 2 апреля 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Валя Котик

   Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Присмотревшись к мальчику, солдаты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.http://www.nnmama.ru/upload/Kotik.jpg

   Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Ему только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу с взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту.

   Валя Котик погиб как герой, и Родина удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный мальчик, поставлен ему памятник. 

http://teachpro.ru/EOR/School/OBJSupplies11/Html/der11163.files/image008.jpg

Надя Богданова

Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили.

В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде "дяди Вани" Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты.

Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой...

Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В.П.Филатов вернул Наде зрение.

Спустя 15 лет услышала она по радио, как начальник разведки 6-го отряда Слесаренко - её командир - говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь...

Только тогда и объявилась она, только тогда и узнали люди, работавшие с нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек она, Надя Богданова, награждённая орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалями.

   Война не знает возраста. Перед страшным ликом ее уничтожающей силы равны и стар и млад. У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа.

   Их детство прервалось 22 июня 1941 года. Горькое сиротство, разрушенные дома, вражеские лагеря, угон в германское рабство, бесправное голодное существование на оккупированных территориях – вот что стало уделом сотен тысяч детей.

   Организованная эвакуация в тыл страны, забота государства и милосердие многих людей позволили спасти детей. В годы войны каждый ребенок совершил свой подвиг – несмотря на голод, и страх, дети продолжали учиться, помогали раненым в госпиталях, отправляли посылки на фронт, работали в полях. Дети встали к станкам вместо родителей, тяжким трудом приближая победу. Юные герои вместе с воинами Красной Армии встали на борьбу с врагом. Сыны полка боролись за победу с оружием в руках.

 Слайд№7. 9 мая прогремит салют Победы во многих городах нашей Родины. А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа. 
   День 9 мая 1945 года знает весь мир. Закончилась война. И шла она 4 года, это 1418 дней и ночей. За эти годы погибло 20 миллионов людей - солдат, офицеров, стариков, женщин и детей. Вы только представьте: если по каждому из 20 миллионов погибших в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать…32 года!  Но  память обо всех тех, кто погиб в годы Великой Отечественной войны, принято чтить минутой молчания.

Ребенок:

Тихо, ребята, минутой молчанья
Память героев почтим.
Кто ушел на фронт и не вернулся,
Вспомним через века, через года.
О тех, кто уже не придет никогда,
 
Вспомним!
            (Минута молчания) 

Воспитатель: Все народы помнят и чтят память тех, кто погиб, защищая свою страну и свой народ. А как они их помнят? (Ответы детей)

- В память о героях поэты слагают стихи.

- Композиторы пишут песни.

- Им возводят памятники.

- Освящают храмы.

- Их именем называют города, села, улицы, микрорайоны, учебные заведения.

- О них снимают фильмы.

- Пишут книги.

- Приходят поклониться на братские могилы, к местам боевых сражений.

- Возлагают цветы, во время праздников, когда создают семью.

Слайд№8.

   Люди нашего города глубоко хранят память о погибших воинах. Мы с благодарностью вспоминаем  героев, отстоявших мир в жестокой битве. Всем защитникам, сегодняшним ветеранам и тем, кого с нами нет, мы обязаны тем, что живем сейчас под мирным чистым небом. Каждый год 9 мая балаковцы  приходят к Обелиску славы, чтобы возложить цветы в благодарность за все то, что сделали наши воины-герои в годы Великой Отечественной войны.

   Будешь проходить мимо - поклонись, постой в молчании минуту: отдай дань погибшим в те страшные годы.

 Ребёнок

Куда б ни шел, ни ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой,

Всем сердцем поклонись.

 

Кто б ни был ты - рыбак, шахтер,

Ученый иль пастух, -

На век запомни: здесь лежит

Твой самый лучший друг.

 

И для тебя и для меня

Он сделал все, что мог:

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберег.

М. В. Исаковский, «Здесь похоронен красноармеец»

70 лет - это много или мало?
Если оглянуться на отдельного человека - целая жизнь…
Если окинуть взором страну - маленькая страница истории…
70 лет отделяют нас от того памятного дня в истории нашей Родины,
когда ВЕЛИКИЙ НАРОД одержал ВЕЛИКУЮ ПОБЕДУ.

   К 70-летию Победы в нашем городе Балаково на Аллее Героев у Обелиска будет установлен монумент «Солдата - победителя» (фото см. приложение)

Воспитатель: Ребята, что нового, интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей). Мне понравилось, как вы сегодня работали, как отвечали на вопросы. На память я хочу подарить вам георгиевские ленточки, которые предвещают праздник Великой Победы! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ ТЕМА: « ДЕТИ ВОЙНЫ»

В рамках общесадовского проекта к 70 летию Великой Победы "Я помню! Я горжусь!" мною была проведена работа по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группе: "Дети войны"....

Конспект занятия в подготовительной к школе группе . Тема: «Путешествие в лесную школу к учёной сове».Творческий отчёт.

Творческий отчётВ подготовительной к школе группе .Тема: «Путешествие в лесную школу в гости к учёной сове».Цель: Расширять у детей представление о школе. Обеспечить познавательную активность воспитан...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе. Тема: «Знакомство со школой»

Цель: развитие познавательных способностей.Задачи:- расширять словарный запас детей по теме «школа»;- развивать познавательные процессы (элементы логического мышления, память, слухово...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе Тема «Нет Войны»

Формирование у детей знаний о Великой Отечественной войне, о подвиге советских воинов, активизировать словарь по теме....

Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе. Тема недели "До свидания, детский сад! Здравствуй, школа!"

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ  «До свиданья, детский сад. Здравствуй, школа»!»Цель: Формирование представлений о себе как об активном члене коллектива через ...

Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группы Тема: «Ориентировка в помещении детского сада» (формирование умений ориентироваться в пространстве: умения «читать» план, проводить маршрут пути)

Тип и название занятия:Конспект занятия с детьми подготовительной к школе группыТема: «Ориентировка в помещении детского сада»(формирование умений ориентироваться в пространстве: умения &l...


 

Комментарии

Королева Нина Борисовна

ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНОЕ ЗАНЯТИЕ,ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОВЕДУ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ.