Понятие психологической культуры современного педагога
статья на тему
В статье приведены определения отечественных авторов понятия «психологическая культура», рассматривается необходимость формирования психологической культуры педагога, выделены основные составляющие психологической культуры современного педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Понятие психологической культуры современного педагога
Аннотация: В статье приведены определения отечественных авторов понятия «психологическая культура», рассматривается необходимость формирования психологической культуры педагога, выделены основные составляющие психологической культуры современного педагога.
Ключевые слова: педагог, психологическая культура, психологическая грамотность, компетентность, рефлексия.
Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессионально-психологической культуры педагога на одно из ведущих мест. Педагог-профессионал сочетает в себе компетентность в области специальных знаний, общекультурные качества, основанные на индивидуальных психологических особенностях личности.
Важнейшим элементом педагогического мастерства, обеспечивающим успех деятельности, является психолого-педагогическая культура педагога, уровень его подготовленности к практическому осуществлению учебно-воспитательных задач и степень проявления в его непосредственной деятельности качеств организатора и воспитателя.
Психологическая культура включает в себя как образованность (обученность и воспитанность) в области психологии, так и основные параметры развития личности. Причем, психологическая культура личности не может рассматриваться вне контекста той культуры, в которой человек вырос, живет.
Психологическая культура педагога непосредственно влияет на атмосферу эмоционального благополучия в детском коллективе, которое, в свою очередь, во многом определяет результативность учебно-воспитательной деятельности.
Характеристику общей психологической культуры дает О.И. Мотков: «Психологическая культура включает комплекс активно реализующихся культурно-психологических стремлений и соответствующих умений... Развитая психологическая культура включает: систематическое самовоспитание культурных стремлений и навыков; достаточно высокий уровень обычного и делового общения; хорошую психологическую саморегуляцию; творческий подход к делу; умение познавать и реалистически оценивать свою личность» [2].
В работе А.Б. Орлова дается следующее определение профессиональной психологической культуры педагога: «Подлинная психологическая культура учителя предполагает культуру его убеждений, переживаний, представлений и влияний, проявляющуюся в отношении и к самому себе и к учащимся. Такая культура является результатом постепенного преодоления и изживания невротических (т. е. неаутентичных, иллюзорных) компонентов собственного внутреннего мира в разного рода психотерапевтических по своей сути практиках» [3].
К основным составляющим психологической культуры современного педагога, относится:
1. Психологическая грамотность.
2. Психологическая компетентность.
3. Ценностностно-смысловой компонент.
4. Рефлексия.
Психологическая грамотность означает знакомство педагогов с системой научных психологических знаний о человеке и социальном взаимодействии людей, системой правильных представлений о своем внутреннем психическом мире и личностно-индивидуальных качествах ребенка. Овладение психологическими знаниями (фактами, представлениями, понятиями), умениями, символами, способами психологического познания, правилами и нормативами в сфере общения и поведения способствует эффективному взаимодействию с детьми и их родителями. Психологическая грамотность может проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных явлений психики ребенка.
В характеристику психологической компетентности, обеспечивающей эффективность поведения или взаимодействия с детьми, можно отнести: наблюдательность, внимательность к людям, психологическая проницательность, умение воспринимать самого себя и других людей, прогностические способности, чуткость к людям, развитие эмпатии и умения сопереживать, стремиться к эмоциональной стабильности, отзывчивости, доброжелательности, великодушию, милосердию, чувству собственного достоинства, чувству юмора, умению общаться с разными людьми, правильно воспринимать и передавать информацию. Задача развития компетентности - не просто больше и лучше узнать ребенка, а включение этих знаний в «психологическую практику» жизни.
Ценностно-смысловой компонент психологической культуры педагога представляет собой совокупность личностно значимых и личностно ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, отношений, верований в области психики человека, его деятельности, взаимоотношений с окружающими и т.д.
Система ценностей, принятая педагогом, определяет его личностно-профессиональную позицию и проявляется в этических и психологических установках.
Среди них наиболее важными являются следующие:
- Отношение к обучающимся и воспитанникам: установка на понимание, сопереживание, на относительную независимость и самостоятельность, на выявление творческого потенциала каждого ребенка;
- Отношение к организации коллективной деятельности: установка на развитие демократического самоуправления, на коллективное творчество, на создание общих дел не только в стенах ДОУ или школы, но и за его пределами, в том числе и дома, на соблюдение традиций и норм коллективной жизни.
- Отношение педагога к самому себе: установка на заинтересованность в успешной воспитательной работе, ориентация на профессиональный и личностный рост и самоанализ.
Рефлексия педагога представляет собой отслеживание целей, процесса и результатов своей деятельности, а также осознание тех собственных внутренних изменений, которые происходят вокруг. Рефлексия включает понимание себя и других, адекватная самооценка и оценка других людей, саморегулирование личностных состояний и свойств, саморегуляция деятельности, регулирование отношений с другими людьми.
Таким образом, педагогическая культура, являясь личностной характеристикой педагога, предстает как способ реализации профессиональной деятельности в единстве целей, средств и результатов. Следует стремиться формировать зрелую психологическую культуру, как развитый механизм личностной саморегуляции, которая обеспечивает эффективное взаимодействие педагога с детьми.
Литература
- Колмогорова Л.С., Гуляева Е.К. От самопознания - к самоорганизации и саморазвитию. Пособие для психологов, педагогов. Барнаул, 1997.
- Мотков О.И. Психология самопознания личности. Практическое пособие. М., 1993.
- Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: пособие для студентов психологических ф-тов. М., 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/26/picture-62731-1622007893.jpg)
Проектная культура педагога - важная составляющая профессиональной компетентности современного педагога
в статье раскрываются основные аспекты по формированию проектной культуры педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/12/picture-225443-1536720854.jpg)
Психолого-педагогический тренинг для педагогов: «Психологическая культура педагога»
Существует много видов профессиональной деятельности, касающиеся человека, но есть среди них профессии врача, юриста, педагога, которые непосредственно влияют на судьбу. Вот почему каждая из этих проф...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/12/picture-366255-1386863879.jpg)
Профессиональная культура современного педагога
Статья "Профессиональная культура современного педагога"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/29/picture-1109486-1548766887.jpg)
Психологический тренинг для педагогов «Эмпатия как профессионально значимое качество современного педагога»
Эмпатия, как способность к пониманию другого человека, к сопереживанию, к умению поставить себя на место другого, очень важна в современных условиях, для эффективного взаимодействия с воспитанниками и...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/24/picture-836744-1477335454.jpg)
Консультация для педагогов «Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ в условиях современных инноваций»
Консультация для педагогов«Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ в условиях современных инноваций»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/04/picture-262311-1370348241.jpg)
«Психологический климат в семье. Понятие психологического здоровья детей»
Консультация для родителей детей дошкольного возраста. Основные понятия, важность психологического здоровья в жизни ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/02/picture-1403736-1659418945.jpg)
Семинар для педагогов "Культура общения современного педагога"
Требования к речи современного педагога...