Понятие психологической культуры современного педагога
статья на тему

Кукарцева Ксения Олеговна

В статье приведены определения отечественных авторов понятия «психологическая культура», рассматривается необходимость формирования психологической культуры педагога, выделены основные составляющие психологической культуры современного педагога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Понятие психологической культуры современного педагога

Аннотация: В статье приведены определения отечественных авторов понятия «психологическая культура», рассматривается необходимость формирования психологической культуры педагога, выделены основные составляющие психологической культуры современного педагога.

Ключевые слова: педагог, психологическая культура, психологическая грамотность, компетентность, рефлексия.

Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессионально-психологической культуры педагога на одно из ведущих мест. Педагог-профессионал сочетает в себе компетентность в области специальных знаний,  общекультурные качества, основанные на индивидуальных психологических особенностях личности.

Важнейшим элементом педагогического мастерства, обеспечивающим успех деятельности, является психолого-педагогическая культура педагога, уровень его подготовленности к практическому осуществлению учебно-воспитательных задач и степень проявления в его непосредственной деятельности качеств организатора и воспитателя.

Психологическая культура включает в себя как образованность (обученность и воспитанность) в области психологии, так и основные параметры развития личности. Причем, психологическая культура личности не может рассматриваться вне контекста той культуры, в которой человек вырос, живет.

Психологическая культура педагога непосредственно влияет на атмосферу эмоционального благополучия в детском коллективе, которое, в свою очередь, во многом определяет результативность учебно-воспитательной деятельности.

Характеристику общей психологической культуры дает О.И. Мотков: «Психологическая культура включает комплекс активно реализующихся культурно-психологических стремлений и соответствующих умений... Развитая психологическая культура включает: систематическое самовоспитание культурных стремлений и навыков; достаточно высокий уровень обычного и делового общения; хорошую психологическую саморегуляцию; творческий подход к делу; умение познавать и реалистически оценивать свою личность» [2].

В работе А.Б. Орлова дается следующее определение профессиональной психологической культуры педагога: «Подлинная психологическая культура учителя предполагает культуру его убеждений, переживаний, представлений и влияний, проявляющуюся в отношении и к самому себе и к учащимся. Такая культура является результатом постепенного преодоления и изживания невротических (т. е. неаутентичных, иллюзорных) компонентов собственного внутреннего мира в разного рода психотерапевтических по своей сути практиках» [3].  

К основным составляющим психологической культуры современного педагога, относится:

1. Психологическая грамотность.

2. Психологическая компетентность.

3. Ценностностно-смысловой компонент.

4. Рефлексия.

Психологическая грамотность означает знакомство педагогов с системой научных психологических знаний о человеке и социальном взаимодействии людей, системой правильных представлений о своем внутреннем психическом мире и личностно-индивидуальных качествах ребенка. Овладение психологическими знаниями (фактами, представлениями, понятиями), умениями, символами, способами психологического познания, правилами и нормативами в сфере общения и поведения способствует эффективному взаимодействию с детьми и их родителями. Психологическая грамотность может проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных явлений психики ребенка.

В характеристику психологической компетентности, обеспечивающей эффективность поведения или взаимодействия с детьми, можно отнести: наблюдательность, внимательность к людям, психологическая проницательность, умение воспринимать самого себя и других людей, прогностические способности, чуткость к людям, развитие эмпатии и умения сопереживать, стремиться к эмоциональной стабильности, отзывчивости, доброжелательности, великодушию, милосердию, чувству собственного достоинства, чувству юмора, умению общаться с разными людьми, правильно воспринимать и передавать информацию. Задача развития компетентности - не просто больше и лучше узнать ребенка, а включение этих знаний в «психологическую практику» жизни.

Ценностно-смысловой компонент психологической культуры педагога представляет собой совокупность личностно значимых и личностно ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, отношений, верований в области психики человека, его деятельности, взаимоотношений с окружающими и т.д.

Система ценностей, принятая педагогом, определяет его личностно-профессиональную позицию и проявляется в этических и психологических установках.

Среди них наиболее важными являются следующие:

  • Отношение к обучающимся и воспитанникам: установка на понимание, сопереживание, на относительную независимость и самостоятельность, на выявление творческого потенциала каждого ребенка;
  • Отношение к организации коллективной деятельности: установка на развитие демократического самоуправления, на коллективное творчество, на создание общих дел не только в стенах ДОУ или школы, но и за его пределами, в том числе и дома, на соблюдение традиций и норм коллективной жизни.
  • Отношение педагога к самому себе: установка на заинтересованность в успешной воспитательной работе, ориентация на профессиональный и личностный рост и самоанализ.

Рефлексия педагога представляет собой отслеживание целей, процесса и результатов своей деятельности, а также осознание тех собственных внутренних изменений, которые происходят вокруг. Рефлексия включает понимание себя и других, адекватная самооценка и оценка других людей, саморегулирование личностных состояний и свойств, саморегуляция деятельности, регулирование отношений с другими людьми.

Таким образом, педагогическая культура, являясь личностной характеристикой педагога, предстает как способ реализации профессиональной деятельности в единстве целей, средств и результатов. Следует стремиться формировать зрелую психологическую культуру, как развитый механизм личностной саморегуляции, которая обеспечивает эффективное взаимодействие педагога с детьми.

Литература

  1. Колмогорова Л.С., Гуляева Е.К. От самопознания - к самоорганизации и саморазвитию. Пособие для психологов, педагогов. Барнаул, 1997.
  2. Мотков О.И. Психология самопознания личности. Практическое пособие. М., 1993.
  3. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: пособие для студентов психологических ф-тов. М., 1995.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная культура педагога - важная составляющая профессиональной компетентности современного педагога

в статье раскрываются основные аспекты по формированию проектной культуры педагогов...

Психолого-педагогический тренинг для педагогов: «Психологическая культура педагога»

Существует много видов профессиональной деятельности, касающиеся человека, но есть среди них профессии врача, юриста, педагога, которые непосредственно влияют на судьбу. Вот почему каждая из этих проф...

Профессиональная культура современного педагога

Статья "Профессиональная культура современного педагога"...

Психологический тренинг для педагогов «Эмпатия как профессионально значимое качество современного педагога»

Эмпатия, как способность к пониманию другого человека, к сопереживанию, к умению поставить себя на место другого, очень важна в современных условиях, для эффективного взаимодействия с воспитанниками и...

Консультация для педагогов «Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ в условиях современных инноваций»

Консультация для педагогов«Взаимодействие инструктора по физической культуре с педагогами ДОУ в условиях современных инноваций»...

«Психологический климат в семье. Понятие психологического здоровья детей»

Консультация для родителей детей дошкольного возраста. Основные понятия, важность психологического здоровья в жизни ребенка....