Психологический тренинг для педагогов «Эмпатия как профессионально значимое качество современного педагога»
консультация
Эмпатия, как способность к пониманию другого человека, к сопереживанию, к умению поставить себя на место другого, очень важна в современных условиях, для эффективного взаимодействия с воспитанниками и всеми участниками педагогического взаимодействия. У педагогов с педагогическим стажем от 20 лет снижается способность к эмпатии, поэтому будут интересны и полезны упржнения на сморегуляцию, предложенные в данном тренинге.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 290.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ г. Иркутска д/с № 173
Психологический тренинг для педагогов ДОУ
Эмпатия как профессионально значимое качество современного педагога
Педагог-психолог
Ключникова О.В.
Цель: создание условий для развития у педагогов эмпатийной культуры.
Задачи:
-развитие умения не только слушать, но и слышать, что говорит собеседник;
-умения понимать, что и как он чувствует;
-развитие способности выражать искреннюю заинтересованность в том, что собеседник рассказывает о себе;
-способности сочувствовать его интересам и понимать его точку зрения.
Ход:
Приветствие в круге и упражнение «Свеча» (что ожидаете от сегодняшней встречи?)
Психологический тест «Что вы сделаете в первую очередь?»
Интерпретация ответов.
Выключить кипящий чайник (вы натура горячая и вспыльчивая, быстро и без малейших колебаний принимаете решения, ничто не способно остановить вас на пути к цели, быстро устаёте от монотонных занятий, заботитесь о собственной безопасности и не любите сюрпризов, вам проще следовать чёткому плану, без каких-либо неожиданностей)
Ответить на телефонный звонок (вы сосредоточенный и дипломатичный человек, вам сложно принимать ошибки других людей, вы деловой человек, способный управляться с несколькими задачами одновременно, вам легко даётся общение с людьми, вам нравится заводить полезные знакомства и находиться в центре внимания)
Успокоить плачущего ребенка (вы уравновешенная и предприимчивая личность, вам нравится помогать окружающим, и вы готовы пожертвовать собой во имя других, вы семейный человек и цените взаимоотношения между людьми, одиночество вас пугает, вам важно, чтобы рядом всегда кто-нибудь был, вам лучше провести вечер дома в кругу семьи, чем на шумной вечеринке в баре)
Запретить собаке грызть диван (вы не выносите беспорядка: как в доме, так и в жизни, вам важно держать все под контролем, вы не успокоитесь, пока всё не встанет на свои места, вы придаёте большое значение материальным ценностям и социальному статусу, знаете ответы на все вопросы и не теряетесь в любой ситуации)
https://vk.com/razvitie_i_podgotovka_k_chkole
Раскрытие темы «Эмпатия для современного педагога»:
- Всегда ведущую роль в труде педагога играет общение, непрерывное и постоянное взаимодействие педагога и ребенка, их сотрудничество. Если педагог обладает такими качествами, как уважительное отношение к детям, тактичность, умение поддержать в различных ситуациях, то и взаимодействие будет эффективным. В настоящее время профессионально значимым качеством личности для педагога является эмпатия – способность к пониманию другого человека (ученика, воспитанника), сопереживанию, сочувствию, умение проникнуть в его внутренний мир, поставить себя на его место и понять цель и мотивы его поведения и деятельности.
Базовая компетентность педагога заключается в умении организовать педагогический так, чтобы стимулировать критическое мышление, желание ставить оригинальные вопросы и формулировать идеи, думать и дискутировать, высказывая разнообразные точки зрения. Такая организация обучения и воспитания невозможна без индивидуального подхода к детям и высокого уровня эмпатии.
Эмпатичность педагога способствует возникновению взаимопонимания в процессе взаимодействия, всестороннему и адекватному восприятию и отражению образа собеседника, регулированию личностного поведения, созданию максимально доверительных, открытых, продуктивных и безопасных отношений между людьми.
На первый взгляд, такие проявления эмпатии, как эмоциональная отзывчивость, чуткость, доброжелательность, заботливость, тактичность априори должны быть присущи педагогу, но ряд исследователей отмечает, что способность к адекватному восприятию и пониманию учащихся находится в обратной зависимости от стажа работы учителя. Часто у педагогов, со стажем 20 лет и более, наступает период стагнации, когда снижается уровень рефлексивных процессов, способность педагога приспосабливаться к своему социальному окружению, непонимание других людей, конфликтность, повышенная раздражительность. Эмоциональная гибкость больше присуща педагогам со стажем не более пяти лет.
Как предотвратить стагнацию и развить у себя эмпатийную культуру?
1. Отказ от осуждения ученика, осознание необходимости понимания и безусловного принятия ребенка и самой ситуации – вот «скорая помощь» педагогу в конфликтной ситуации.
2. Изменение мира начинается с изменения самого себя. Педагогу необходимо сознавать, что эмпатия важна для него самого и тесно связана с владением приемами самоанализа и саморегуляции, при полном осознании и принятии собственных чувств и реакций.
Тренинговые упражнения для саморегуляции:
* трансовая ходьба (цель: укрепление здоровья через прорабатывание всплывающих внутренних проблем)
* мельница (цель: преодоление (при ежедневной текучке) тревоги, страха ничего не успеть в массе мелких дел, гнетущего состояния, т. к. вынуждены жёстко контролировать себя. Инструкция: освободить голову от ненужных мыслей! Мысленно представить, что вы – бетономешалка, мощный перерабатывающий агрегат, мельница, выполнять круговые движения руками, разведя их на уровне груди, одновременно в локтевых и плечевых суставах, от себя. С помощью такого вращения вы перетираете в труху, в хлам, в пыль, все свои негативные мысли, повторяя про себя: «Все перемелется! Все перемелется! Все перемелется!»)
* катапульта (цель: избавление от нежелательных мыслей и эмоций. Инструкция: представьте, что вы записали их на листе бумаги, или нарисовали, или отсняли на фотопленку, или даже сделали из них небольшой фильм. Теперь всё это мысленно запечатайте в маленький контейнер. Возьмите ящичек в руки, и вообразите, что вместо рук у вас – отличная катапульта. Резким движением зашвырните тревоги подальше за горизонт. Повторите это несколько раз, и вы и впрямь ощутите радость, облегчение и избавление)
* долой неудачу (обезьянка) (цель: преодоление «черной полосы» в жизни. Инструкция: представить её Величество Неудачу в виде маленькой злобной обезьянки, усевшейся вам на плечи. Именно она дергает за все ниточки, держит в противных лапках сложности в вашем деле и вашей семье. Начните делать резкие движения плечами и руками назад, как бы скидывая с себя вредную обезьянку. Вам понравится!)
* самомассаж рук и ногтей (улучшение микроциркуляции крови, релакс, расслабление, снятие и «выпуск» энергетических зажимов в среду )
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ:
- постоянно изучать причины своих чувств и реакций и динамику их развития;
- учиться слушать и слышать партнёра, не перебивать, если даже мало времени;
- использовать в общении с детьми невербальные приемы общения: спокойное внимание, улыбку, контакт глаз, ободряющие жесты, ласковые прикосновения;
- стараться подмечать мельчайшие детали в общении
с обучающимися: жесты, мимику, интонации – для того, чтобы определить, в каком состоянии они находятся и что чувствуют в настоящий момент; - пытаться примерить на себя чувства собеседника, посмотреть на мир его глазами.
Рефлексия, отзывы и упражнение «Свеча» по кругу (Ожидания от сегодняшней встречи оправдались? Что нового узнали? Что почерпнули для себя, возьмёте в работу?)
Упражнения в круге «Цветок» (командообразующее, ресурсное, инструкция: протягиваем руки в центр круга (бутон, выдох все вместе) и медленно поднимаем (расцвёл, вдох все вместе) В мир с успехом поспешите и силу нашего цветка возьмите!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/07/picture-272842-1373220148.jpg)
основные качества современных педагогов
Весьма распространенным среди практиков является разделение педтехнологий на «новые» и «не новые». Здесь следует заметить, что когда речь идет о «новых» педагогических технологиях, имеется в виду не в...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/16/picture-595129-1424115524.jpg)
Педагогическая толерантность как профессиональное качество современного педагога
Современное общество переживает сложный период в духовно-нравственной сфере. Утрата основных ценностей и преемственности поколений приводит к возникновению духовного кризиса. Задачи воспитания молодог...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/30/picture-1194291-1575118216.jpg)
Семинар-практикум «Развитие креативности как профессионально значимого качества педагога»
Семинар-практикум «Развитие креативности как профессионально значимого качества педагога»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/22/picture-1300605-1608649872.jpg)
Консультация для педагогов "Синдром эмоционального выгорания - реалии жизни современного педагога"
В настоящее время выгорание входит в топ – 3 корпоративных заболеваний – 76% опрошенных испытывали его хотя бы однажды. Данный материал даст представление о факторах, влияющих на раз...
Креативность как профессионально значимое качество личности педагога ДОО
интеллектуальная игра для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/13/picture-1484439-1694615506.jpg)
Содержательная характеристика профессионально значимых качеств педагога-дефектолога
Основные требования к личности педагога дефектолога включают знание специфики дефектологии, эмпатию и понимание особенностей детей с особыми образовательными потребностями, терпени...