Содержательная характеристика профессионально значимых качеств педагога-дефектолога
материал по логопедии

Грязнова Юлия Петровна

Основные требования к личности педагога дефектолога включают знание специфики дефектологии, эмпатию и понимание особенностей детей с особыми образовательными потребностями, терпение и толерантность, гибкость и адаптивность, коммуникативные навыки, умение работать в коллективе, профессиональную этику и ответственность, а также стремление к саморазвитию и повышению квалификации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat._po_resursnomu_obespecheniyu_defek.obraz_.docx25.73 КБ

Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(НИУ «БелГУ»)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра дошкольного и специального (дефектологического) образования

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Ресурсное обеспечение специального дефектологического образования»

студентки заочной формы обучения

направления подготовки 44.03.04 Специальное (дефектологическое) образование магистерская программа «Содержательная характеристика профессионально значимых качеств педагога-дефектолога»

1 курса группы 02022359

Грязновой Юлии Петровны

Руководитель:

К.п.н., доцент

Е.А. Николаева

БЕЛГОРОД 2023

Содержание

Введение……….….….….….….….….….….….….….….….….….….………...3

1.    Глава 1. Профессионально значимые качества педагога-дефектолога…5

2. Глава 2. Развитие профессионально значимых качеств педагога-дефектолога…….….….….….….….….….……...……………………………...11

Заключение…….….….….….….….….….….….….….….….….….….…….….13

Список использованной литературы………………….….….….….….….……15

        


Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что не существует профессионального стандарта дефектолога. Соответственно нет единой системы профессионально важных качеств дефектолога.

   Существуют юридически оформленные документы, такие как профессиональные стандарты, федеральные государственные общеобразовательные стандарты. Именно они диктуют будущим профессионалам, какими качествами нужно обладать, какие задачи им требуется выполнять и на каком уровне. Однако на подготовку будущего специалиста оказывает влияние не только изучение различных документов, общих и специальных дисциплин, но и уровень их понимания, усвоения, образованности, психологическая направленность и особенности личности каждого студента.

Профессия педагога-дефектолога является востребованной, она требует серьезной подготовки специалистов. Подготовка компетентного педагога дефектолога — одна из актуальных проблем современного образования.  

      Цель исследования заключается в определении качеств, которыми должен обладать дефектолог, знаниями, умениями, готовность к инклюзивному образованию.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Выявить характеристики профессиональной деятельности педагога-дефектолога и выделить профессионально значимые качества специалиста.

2. Разработать план по формированию профессионально значимых качеств педагога-дефектолога.

3. Проводить курсы по формированию профессионально значимых качеств педагога- дефектолога.

4. Определить готовность педагога-дефектолога к инклюзивному образованию.

Выбор профессии педагога-дефектолога должен быть глубоко и обоснованно продуман, ибо он сопряжен с большой ответственностью: необходимо быть уверенным в наличии у себя способности действовать в системе «человек — человек», а не «человек — техника» или, например, «человек — знаковая система» и четко понимать, что в этой системе «человек — человек» предстоит постоянно и продуктивно взаимодействовать и общаться с человеком «не таким, как все», отличающимся от других внешним видом, речью, движениями, способом и возможностями мышления и взаимодействия. Важны не только толерантность, принятие каждого такого человека, но и внутреннее признание своего естественного равенства с ним.

Структура. Реферат состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.


Глава 1. Профессионально значимые качества педагога-дефектолога

  Представления о личностных качествах, необходимых для педагога- дефектолога формировались с течением времени. Изначально они высказывались отдельными учеными как определенные требования.

  В начале ХХ в. стали появляться первые работы, направленные на исследование личностных качеств, необходимых педагогу-дефектологу в его профессиональной деятельности. Стоит также отметить, что в начале 20-х гг. ХХ в. к абитуриентам, которые хотели поступить на дефектологический факультет, предъявлялись особые требования. Так, поступающий должен быть полностью здоров физически и психически, т.е. в то время осуществлялся профессиональный отбор, отсутствующий в настоящее время.

  В 1975 г. А.И. Живина в своем педагогическом исследовании систематизировала и обобщила опыт профессиональной подготовки специалистов в 70-х годах В данном исследовании она рассмотрела требования, предъявляемые к качеству профессиональной подготовки педагога-дефектолога. Эти требования включали в себя владение такими областями знаниями, как педагогика, неврология и психопатология, специальная психология, специальные методы обучения и воспитания аномальных детей, а также практическую подготовку, цель которой была формирование профессиональных качеств учителя-дефектолога [1, 84].

  В 1982 г. в Министерстве высшего образования СССР был разработан документ «Квалификационная характеристика учителя-дефектолога по специальности “Дефектология” (31 декабря 1982 г., № 1320)». В данном документе приводился перечень требований к профессиональному образованию педагогов-дефектологов на дефектологических факультетах 16 педагогических вузов страны. Помимо требований к необходимым знаниям и умениям дефектолога, там также содержался перечень нравственных качеств, которыми должен обладать выпускник [1, 85].

  В 90-е гг. государственная система специального образования переживала кризис, который был следствием кризиса коррекционной педагогики как науки. В 1993 году в рамках реформы высшего образования было введено несколько дефектологических специальных дисциплин: сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, тифлопедагогика. В этот период критике подвергался охват системой специального образования лишь части детей с особыми образовательными потребностями, а также отсутствие закона о специальном образовании, который бы мог гарантировать право на обучения всем категориям детей [1, 85].

  Значимые изменения произошли в подходе к высшему дефектологическому образованию в период с 1994 г. по 2005 г. В это время было разработано три поколения Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (1995, 2000, 2005). Они были вариативнее в своих учебных планах, учитывали специфику подготовки специалистов в вузах, а также учитывали запросы отдельно взятого региона, вуза, студента. Стандарты для специалистов дефектологов профиля определяли, обобщали и уточняли различные аспекты становления будущего профессионала.

  В настоящее время общество требует от специалиста творческого и нестандартного мышления, самостоятельности в получении новых необходимых знаний. Предполагается, что выпускник свободно ориентируется в своей профессии, а также способен работать на стыке разных специализаций. Это также и относится и к педагогу-дефектологу, который, к примеру, должен обладать знаниями не только олигофренопедагогики, но и специальной психологии и логопедии, более того, о него требуется усвоить эту информацию в сжатые сроки. От качества подготовки кадров зависит качество образования, поэтому методы преподавания в вузах направлены не столько на передачу профессиональных знаний, сколько на развитие самостоятельности студентов в обучении.

В своих работах Н.М. Назарова отмечает, что педагог специального образования должен быть оптимистично настроен в отношении своей профессиональной деятельности и к субъектам педагогического воздействия.

Необходимыми чертами характера педагога-дефектолога Назарова считает доброту, ответственность, эмпатия, профессиональная честность и уважение к детям [2, 36]. Важными качествами она также считает терпение, толерантность и выдержку. Также педагог-дефектолог редко ограничивается рамками своих должностных обязанностей, поэтому ему часто приходится брать на себя инициативу и организацию различных мероприятий. Сам же труд дефектолога требует поддержания общего здоровья организма, т.е. как физического, так и психического.

   В исследовании И.Н. Нурлыгаянова и Л.Ф. Хайртдиновой, направленном на определении образа педагога-дефектолога, на основе опросов и анкетирования студентов и преподавателей были определены ПЗК, которыми должен обладать дефектолог:

  1. Личностные характеристики, такие как: гуманность, доброжелательность, отзывчивость, ответственность, и т.д.
  2. Когнитивные характеристики, включающие в себя звукопроизношение, заинтересованность в оказании помощи, интеллект креативность/творчество и т.д.
  3. Социальные и профессиональные характеристики, предполагающие обладание профессиональными знаниями, умениями и навыками, коммуникабельность., компетентностью и пр.
  4. Эмоционально-регулятивные характеристики, которыми являются любовь к детям, альтруизм, уравновешенность, уважение к ребенку и т.д. [38].

   Таким образом, на основе теоретического материала, мы можем увидеть сходства в определении списка необходимых ПЗК для педагога-дефектолога разными исследователями. Также мы можем заметить, что многие ПЗК совпадают с компетенциями образованиями, например, такие как, творческая направленность, культура речи и ответственность [3, 38]

     Профессионально значимые качества – это такие качества субъекта трудовой деятельности, позволяющие успешно ей обучаться и эффективно реализовывать.

   В ходе изучения и наблюдения мы можем выделить профессионально значимые качества дефектолога:

  • Коммуникативные качества - представляют собой качества, которые позволяет педагогу-дефектологу адекватно взаимодействовать с людьми;
  •  Профессиональные качества - отвечают за возможность реализовывать себя в профессии.
  • Эмоционально-регулятивные качества – качества, позволяющие сохранять стабильность эмоционального состояния;
  • Личностные качества представляют собой ценностные ориентации и характерологические особенности;

Глава 2.   Развитие профессионально значимых качеств педагога-дефектолога

 Совершенствование профессионально значимых качеств педагога- дефектолога - это непрерывное и систематическое повышение квалификации и переподготовки, для того чтобы оказывать своевременную помощь детям с ОВЗ.

  Развитию профессионально значимых качеств способствуют личностные качества педагога-дефектолога, готовность постоянно учиться и совершенствовать свои навыки [4, 3-6].

  Под формированием профессионально значимых качеств дефектолога мы понимаем условия образовательного процесса в вузе [5, 14].

Условия для эффективного формирования ПЗК:

- организационное, обеспечивающее направленность учебного процесса на освоение специальных знаний, умений и навыков;

- содержательное, внедрение в учебный процесс обновленных программ дисциплин профессионального блока;

- технологическое, использование информационных образовательных программ и контекстно-модульного обучения;

  Существуют требования к профессиональной подготовки педагога-дефектолога.

Специалист в данной области должен хорошо знать:

- возрастную и специальную педагогику и психологию;

-анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;

- методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся;

-программно-методические аспекты работы с обучающимися, имеющими отклонения в развитии;

-новейшие достижения дефектологической и педагогической науки;

- современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения [4, 4].

Педагог-дефектолог должен уметь:

- проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс на основе анализа и оценки достигнутого уровня развития, обученности и воспитанности детей;

- разрабатывать индивидуальную программу развития, образования и коррекции на основе психолого-педагогической диагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- использовать разнообразные методы и приемы построения коррекционно-развивающей среды с учетом психофизиологических и индивидуально-- типологических особенностей и компенсаторных возможностей детей;

- проводить психолого-педагогическое обследование и оказывать консультативную помощь детям с отклонениями в развитии, их родителям и педагогам [4, 5]

Эти требования формируют компетентность педагога-дефектолога. В российском образовании активно разрабатывается компентентосный подход, согласно которому главным результатом образования должны стать не отдельные знания, умения и навыки в определенных областях знания, а способность и готовность к эффективной и продуктивной деятельности в различных ситуациях[110].

    Компетентность — совокупность качеств личности и профессиональных знаний, умений и навыков и готовность к инклюзивному образованию. [111].

Важным компонентом компетенции является опыт — интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач. Выделяют ключевые компетенции — это универсальные специалисты и они не могут быть специализированными [27].

   Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании способствует достижению основной цели — подготовка квалифицированного специалиста, который готов к профессиональному росту, способен к эффективной работе и может ориентироваться в смежных областях деятельности [29].

     Готовность — это определенный уровень развития качеств личности, которое обеспечивает ее оптимальное функционирование [205].

Основные ценности инклюзивного образования — взаимное уважение, толерантность, предоставление возможностей развития навыков и талантов конкретного человека, взаимопомощь. Инклюзивная деятельность в образовании — это необходимые условия для повышения качества образования специалиста [303].

    Процесс формирования компетентного специалиста для инклюзивного образования является одной из главных проблем современной педагогики [307].

   Выделяют оптимальный, продвинутый, допустимый и критический уровни готовности к осуществлению инклюзивного образования [205].

   Оптимальный уровень характеризуется успешным выполнением профессиональных обязанностей, полный объем освоения профессиональных значимых качеств, высокий или средний уровень толерантности, высокий уровень эмпатии.

   Продвинутый уровень характеризуется адекватным выполнением профессиональных обязанностей. Объем освоения ПЗК достаточный для осуществления профессиональной деятельности. ПЗК сформированы, но нуждаются в дополнении, уточнении. Средний уровень толерантности, высокий уровень эмпатии [205].

   Допустимый уровень характеризуется тем, что ПЗК недостаточны для осуществления профессиональной деятельности, но предполагает его осмысление. Толерантность снижена, присутствуют симптомы выгорания [206].

   Критический уровень характеризуется недостаточной сформированностью готовности. Отмечается владение перекладными психолого-педагогическими знаниями, отмечаются значительные трудности в общении. Низкий уровень толерантности и эмпатии [206].

   Сравнительный анализ результатов изучения готовности педагогов к инклюзивному образованию показал, что в начале изучения преимущественным уровнем был допустимый, а затем стал продвинутый [206].

  Проанализировав информацию можно сделать вывод, что профессиональная деятельность учителя-дефектолога на современном этапе выходит за традиционные рамки работы учителя, тесно взаимодействуя и переплетаясь с различными видами социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психо-терапевтической, собственно коррекционной деятельности, направленными к одной важнейшей цели — содействию человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его социальной адаптации и интеграции средствами специального образования.

 

Заключение

В данной работе было определено понятие профессионально значимые качества. Профессионально качества (ПЗК) – это такие качества субъекта трудовой деятельности, позволяющие успешно ей обучаться и эффективно реализовывать. В то же время, организация ПЗК как важнейших субъектных факторов профессиональной деятельности является достаточно сложной и внутренне разнородной.

Были также определены сходства и различия в терминах «компетенция» и «профессионально значимые качества». В ходе рассмотрения данного вопроса было установлено, понятие ПЗК соотносимо с понятием компетентности, в то время, как компетенции напрямую связаны с требованиями профессии и с профессиональными задачами, которые должен или может решать человек в ходе своей профессиональной деятельности. Ключевое отличие компетенций от ПЗК будет заключаться в требованиях, которые стоят за тем или иным понятием. Компетенции являются целью и предполагаемым результатом обучения, ПЗК рассматриваются как качества, необходимые для выполнения работ на нормативном уровне.

    Решение по реализации инклюзивного образования дает возможность детям с ОВЗ получать новые знания, умения, навыки, которые им пригодятся во взрослой жизни.

      Определены важнейшие черты профессионального характера педагога-дефектолога — доброта, ответственность, оптимизм, терпение, эмпатия, энергичность, увлеченность своей работой, преданность жизненным интересам людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, уважение и любовь к своим воспитанникам, профессиональная честность и порядочность.

      Проанализировали компетентность педагога-дефектолога, которая определяется не только теоретическими знаниями, практическими умениями, но и главное значение имеет личностные качества, характер педагога-дефектолога — доброта, ответственность, оптимизм, терпение, эмпатия, энергичность, увлеченность своей работой, преданность жизненным интересам людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, уважение и любовь к своим воспитанникам, профессиональная честность и порядочность. Успешность коррекционно-развивающего воздействия связана с умением педагога-дефектолога активно взаимодействовать с коллегами, которые участвуют в образовательном процессе.


Список использованной литературы

1. Гузикова Т.А. Профессионально-личностные качества специального педагога (исторический аспект) // Специальное образование. - 2014 - №10 — С.84-85.

2. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. - С. 27-29

3. Зубарева Т.Г. Развитие профессиональной компетентности специалистов в области инклюзивного образования // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - №4 — С.303-307.

4. Михеева Т.Б. «Компетенция» и «Компетентность»: к вопросу использования понятий в современном российском образовании // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Педагогика и психология - 2011. - №5 - С.110-111.

5. Назарова Н.М., Пенин Г.Н. Специальная педагогика // Специальная педагогика: в 3 т. / под ред. Н.М Назаровой. – М. - 2007, 2008. - Т. 1. – С.36

6. Нурлыгаянов И.Н., Хайртдинова Л.Ф. Образ учителя-дефектолога: динамические и структурно-содержательные особенности// Научно- методический журнал «Дефектология». - 2015 - №4 — с.38

7. Пурышкина Н.В. «Требования к профессиональной подготовке педагога-дефектолога» Статья - 2019 г. с.2-5

8. Поникарова В.Н. Готовность педагогов к осуществлению инклюзивного образования – динамика и особенности // Специальное образование. - 2016. - №XII - С.205-206.

9. Сариева К.Н., Саякова А.М. - Развитие профессиональных компетенций педагога-дефектолога.- Статья. с.3-6

10. Ястребова Л.А. Формирование ПЗК будущих педогогов-дефектологов. Диссертация. -2008 г. с.14.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретический семинар Тема: Представление о понятии «среда» Структурно-содержательная характеристика образовательной среды

Среда человека охватывает совокупность природных (физических, биологических, химических) и социальных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь человека.Ч...

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА...

Характеристика профессионально важных качеств воспитателя

В исследованиях по психологии деятельности воспитателя традиционно выделяют ряд качеств, рассматриваемых как профессионально важные: педагогический такт, педагогическая наблюдательность, любовь к ребе...

Психологический тренинг для педагогов «Эмпатия как профессионально значимое качество современного педагога»

Эмпатия, как способность к пониманию другого человека, к сопереживанию, к умению поставить себя на место другого, очень важна в современных условиях, для эффективного взаимодействия с воспитанниками и...

Семинар-практикум «Развитие креативности как профессионально значимого качества педагога»

Семинар-практикум «Развитие креативности как профессионально значимого качества педагога»...

« Профессионально важные качества педагога-дефектолога»

Исследовательская работа на тему:  « Профессионально важные качества педагога-дефектолога»Содержание Введение……………………&hell...