Креативность как профессионально значимое качество личности педагога ДОО
методическая разработка

интеллектуальная игра для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра для педагогов

«Креативность как профессионально значимое качество личности современного педагога ДОО»

Шаримова Л.В., старший воспитатель

МБДОУ «Д/с № 4 «Ручеек» г.Мариинска

Цель игры: осознание и осмысление участниками игры барьеров  в проявлении творческого мышления и креативности, снижающие профессиональные и личностные достижения, развитие творческого потенциала педагогов.

Задачи:

- продемонстрировать основные барьеры в проявлении креативности мышления;

- тренировка интеллектуальных качеств, входящих в состав креативности: оригинальности мышления, воображения, умения находить неожиданные ассоциации, выделять оригинальное в обыденном;

- демонстрация участниками игры личностных возможностей использования креативного мышления.

 

Сл. 1.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сл. 2. Внимание, на слайд – людей каких профессий вы видите? Что соединяет людей данных профессий с профессией педагога? Какие качества? Педагог соединяет в себе интеллект ученого, талант актера, убежденность политика, выдержку разведчика, осмотрительность сапера, гибкость дипломата, творчество и креативность художника.

Сл. 3. Среди важнейших факторов, влияющих на развитие детей можно выделить готовность и стремление педагога внедрять новые стратегии обучения, повышать уровень педагогического мастерства, креативно мыслить и оживлять взаимодействие с детьми новыми идеями. Труд педагога – это каждодневная работа не только с детьми, но и регулярная работа над собой.

Педагог  находится в постоянном живом общении, ему ежедневно приходится сталкиваться с проблемными ситуациями, которые требуют нестандартного решения.

Сл. 4. Креативная компетентность педагога ДОО – одна из базовых компетенций.

В структуру креативной компетенции педагога традиционно включают следующие личностные качества: способность к творческому подходу в решении проблемных задач, изобретательность, гибкость и критичность ума, способность переноса собственного опыта в условия необычных ситуаций, чувство новизны, проницательность, чуткость к противоречиям и т.д. Признаками креативного продукта деятельности педагога считаются актуальность и польза принятых решений, необычность, новизна, оригинальность педагогических технологий; непредсказуемость, целенаправленность, целостность псиолого-педагогического продукта –, развитие творческого мышления и креативных способностей воспитанников,  а также оптимальная организация деятельности, которая характеризуется минимальными личными энергозатратами.

Сл. 4. Как показывает практика, способность к креативному  мышлению – одна из проблемных зон педагога. На сегодняшний день в развитии профессиональной креативности педагога остаётся много неясного, дискуссионного, нерешённого как в плане проектирования средств и способов формирования профессиональной креативности, так и применительно к условиям ее поддержки и развития с учетом индивидуальных особенностей воспитателя дошкольной образовательной организации.

Развитие профессиональной креативности педагогов в дошкольной образовательной организации в контексте реализации требований ФГОС ДО и профессионального стандарта педагога остается одной из важных задач методических служб.

Существует несколько путей развития педагогической креативности. Во многом этому способствует поиск нестандартных приёмов решения различных задач, а также аргументации для защиты собственной точки зрения. Кроме того, развитие критического мышления и создание ситуаций, требующих от педагога принятия творческих решений, также можно рассматривать как эффективный путь совершенствования креативности педагога. Осмысление собственной педагогической деятельности, смещение акцентов с пассивных методов обучения на активные методы (например, проблемные методы обучения) также используется в качестве раскрытия креативности педагога.

Развитое креативное мышление – это точилка для ума, или мышца, которую можно и нужно прокачать. Что мы и сделаем.

Предлагаю Вам поискать нестандартные выходы из стандартных ситуаций, мыслить креативно.

Сл. 5. Внимание, на слайд. Что Вы видите? (геометрическая фигура, куб, комната, квадрат, коробка, 12 прямых линий, соединенных между собой).

Какие препятствия существуют в работе педагога, мешающие ему мыслить неординарно и нестандартно?

В психологической литературе по развитию креативности традиционное мышление описывается как мышление внутри коробки, когда человек отталкивается и вырабатывает идеи, ограничиваясь 4 гранями этой коробки.

Сл. 6. Первая сторона коробки – это страх.

Внутри многих из нас этот страх живет, он родом из детства. Ребёнок часто слышит «Нельзя! Не трогай! Не хвастайся! Не умничай! Не высовывайся!» У нас нет другого видения мира, есть только привычная сторона коробки. А чтобы нас заметили, нужно не бояться, нужно пробовать, переступать через свой страх и, делать вещи, которые, кому-то покажутся совершенно абсурдными и не привычными. 

Вторая сторона коробки – это привычка к правильным ответам.

В нас с самого детства закладывают, что на любой вопрос существует только один правильный ответ. Вспомните фразу «Кто знает правильный ответ, поднимите руку?» «Нет, твой ответ неверен!» Но в жизни мы сталкиваемся и замечаем, что правильных ответов может быть много.

Третья сторона коробки – это критика.

Креативно мыслить нам мешает критика. В первую очередь это внутренний критик, который сидит в каждом из нас. И когда в нашей голове возникает идея, он сразу же включается и упорно заражает нас фразами типа «У меня не получается, мне это не по силам!» И если с внутренним критиком как- то и возможно договорится, и он пропускает свежие новые идеи, то к нему сразу же подключается критик внешний – это наше окружение. Люди, по сути, так устроены, что они не хотят, чтобы кто-то сильно вырывался и поднимался из традиционной шаблонной колеи жизни. Таким образом, критика со стороны окружающих отрубает все маленькие росточки идей, которые зарождаются, и особенно в детстве. И уже во взрослой жизни идеи возникают реже, они не растут, не расцветают и не доживают до созревших результатов.

Четвертая сторона коробки – единственная точка зрения.

Очень часто человек считает, что существует лишь его точка зрения, единственная и правильная. Часто мы хотим услышать лишь подтверждение собственных мыслей, собственной правоты. Люди забывают, что возможные пути решения проблемы откроются, если посмотреть на всё, приняв роль другого человека, иногда просто встав не его место.

Сл.7.Упражнение «Неожиданные связи». Упражнение развивает оригинальность и гибкость мышления, стимулирует творческое воображение и фантазию, развивает коммуникативные навыки.

Делимся на 2 группы. У каждой группы пара картинок: (перец и самокат, огурец и поезд, морковь и автомат). Необходимо найти 3 сходства и 3 различия между предметами и составить связное предложение. Размеры, способ применения, внешние признаки. Составьте с парой картинок связное предложение.

Сл. 8.Упражнение «Сумка. Нестандартные способы применения предмета». Вспомните 3 предмета, которые находятся у вас в сумке. Расскажите, как можно использовать их в работе с детьми и родителями. Гаджеты использовать запрещено.

Упражнение способствует развитию гибкости и беглости мышления, творческого воображения.

Сл. 9.Упражнение «Друдлы»

        Американец Роджер Пирс придумал игру-головоломку с названием Друдлы - (головоломки для развития воображения и креативности) - это незаконченная картинка, которую нужно додумать или дорисовать. Лучший ответ - тот, который сразу мало кому приходит в голову, но стоит его услышать - и решение кажется очевидным. Особенно ценится оригинальность и юмор. Стоит помнить, что правильного ответа в друдлах нет. Побеждает тот, кто придумает больше интерпретаций или игрок, который придумает наиболее необычный ответ. Использовать друдлы можно для взрослых для развития системного структурного мышления.

Сл. 10. Посмотрите на картинку и попробуйте назвать все, что может быть на ней нарисовано. Попытайтесь найти такое значение картинки, которое не сразу приходит на ум. 

  1. Человек в костюме с галстуком-бабочкой, защемленным дверью лифта.

Или бабочка, взбирающаяся по веревке вверх.

Геометрическая задача.

Флюгер на крыше дома (или какой либо рисунок на крыше).

Песочные часы, стоящие на столе.

Два громкоговорителя на столбе.

Шкаф с ручками.

Два клювика птиц.

Подарочная коробочка.

Ручки двери с двух сторон.

Закрытое окно.

Стрекоза над дорогой.

  1. озеро с втекающим в него ручейком.

заглушка в ванную на веревочке
Маятник настенных часов во время землетрясения.
возможно, телефонный аппарат с проводом к трубке.

3.Снеговик , вид сверху.

Из картинок-друдлов можно сочинить историю.

Взрослым сочинять истории сложнее, чем детям, - нет детской непосредственности, свободы, полета фантазии... А дошколятам нравится - они не боятся сказать что-то не так.

Упражнение «Чудесный мешочек»

Передавая чудесный мешочек друг другу по кругу, участники  достают из него по одному предмету (клубок ниток, платочек, магнит, конфета, стакан, ручка). Начиная со слов: «Я тебе желаю», придумывают пожелание, ассоциируя его с данным предметом.

Например, стаканчик – «Я желают тебе, чтоб этот стаканчик для тебя был всегда наполовину полон, чем наполовину пуст».

Сл. 11. Итог «Рюкзак. Мясорубка. Мусорная корзина»

Рефлексия: Наша игра завершается. Надеюсь, каждый из вас получил возможность проявить свои творческие способности. насколько полученный здесь и сейчас опыт был для вас новым, интересным? Возникло ли у кого-нибудь желание использовать его в своей практической деятельности? Итог поможет подвести упражнение «Рюкзак. Мясорубка. Мусорная корзина». Если вы считаете, что полученный опыт вам пригодится в работе, выбирайте знак «рюкзак», если этот опыт вам не пригодится, выбирайте знак «мусорная корзина», если вы готовы использовать его творчески, то ваш выбор - знак «мясорубка».

- Спасибо вам за ваше активное участие. Будьте креативными, творческими и используйте эти качества в работе с детьми!

Ведь

Какие они будут, наши дети!

Ведь все это зависит лишь от нас,

И на пороге будущих столетий

Быть может, они будут лучше нас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА...

Сообщение из опыта работы по теме «Формирование социально-значимых качеств личности у старших дошкольников на примере персонажей литературных произведений

цель - формировать социально-значимые качеств личности у старших дошкольников на примере персонажей литературных произведений....

Выступление на городском методическом объединении на тему: "Креативность как профессиональная значимость педагогов".

 В настоящий момент есть большая потребность в том, чтобы педагоги-воспитатели в новых меняющихся условиях развития образования, понимали важность развития у детей креативного подхода к ре...

Психологический тренинг для педагогов «Эмпатия как профессионально значимое качество современного педагога»

Эмпатия, как способность к пониманию другого человека, к сопереживанию, к умению поставить себя на место другого, очень важна в современных условиях, для эффективного взаимодействия с воспитанниками и...

Семинар-практикум «Развитие креативности как профессионально значимого качества педагога»

Семинар-практикум «Развитие креативности как профессионально значимого качества педагога»...

Проект : развитие социально-значимых качеств личности дошкольника посредством трудового воспитания

В проекте анализируются педагогическое условия для воспитания позитивного отношения детей дошкольного возраста к труду, основные формы, и методы организации труда дошкольников, позволяющие получать ре...

Содержательная характеристика профессионально значимых качеств педагога-дефектолога

Основные требования к личности педагога дефектолога включают знание специфики дефектологии, эмпатию и понимание особенностей детей с особыми образовательными потребностями, терпени...