Тренинг для педагогов "Общаться с родителем. Как?"
план-конспект занятия на тему

Педагог в современном детском саду должен быть широко образованной и эрудированной личностью, профессионально компетентным, умеющим найти "ключик" к каждому ребенку, родителю, иметь свою "изюминку", быть интересным для окружающих.
Важно, чтобы воспитатель не только владел внедряемыми технологиями и ориентировался в новой организации воспитательно-образовательного процесса, но и был открыт к общению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_dlya_pedagogov_obshchatsya_s_roditelem_kak.docx41.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг «Общаться с родителем. Как?».

Цель: формирование коммуникативной компетентности педагогов ДОУ при взаимодействии с родителями воспитанников.

Задачи:

- ознакомить педагогов с основами психологии общения;

- развивать умение осознавать собственные сильные и слабые стороны в общении;

- поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению этой темы.

Материалы: презентация, листы бумаги, простые карандаши, музыка для релаксации, доска, карточки с именами, коробка, материал «Активный словарь аудиала, визуала, кинестетика».

Ход занятия:

  1. Мини лекция «Роль общения в работе педагога».

Успешность работы педагога в большой степени зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и  родителей все-таки принадлежит педагогу, так как именно он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения. Поэтому воспитателю необходимо иметь не только теоретические знания, но и практические навыки общения с разными родителями. Но прежде чем говорить о конкретных навыках, проанализируем сущность понятия «общение» и его роль в успешности профессиональной деятельности педагога.

Общение – это сложный процесс установления и развития контактов между людьми. Потребность в общении, потребность человека в человеке В.А. Сухомлинский называл самой неискоренимой и самой человечной. Он считал, что там, где нет культивирования этой потребности никакими хитроумными организационными зависимостями, никаким подчинением и руководством не возместить убогость воспитания.

Дается ли человеку от природы умение общаться или этому нужно учиться? Конечно же, навыкам общения люди обучаются всю жизнь. Причем научиться общению можно только в процессе самого общения, а не по книгам и советам знающих людей. И именно поэтому при обучении педагогов конструктивному поведению при взаимодействии с родителями так важна отработка определенных навыков в конкретных ситуациях. В связи с этим, одной из эффективных форм обучения становится не лекция, а тренинг, дающий возможность каждому его участнику, используя уже имеющийся опыт, приобрести и закрепить новые навыки взаимодействия с окружающими.

В процессе взаимодействия человека с человеком важным оказывается все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимается информация партнером по общению. Поэтому первым и необходимым фактором успешности взаимодействия педагога с родителями является знание структуры общения. В психологии выделяют три составляющие общения: интерактивная, перцептивная и коммуникативная. Так, перцептивная сторона включает в себя восприятие человека человеком в процессе общения, как воспринимает друг друга. Коммуникативная представляет собой процесс передачи информации: обмен мнениями, переживаниями, сведениями, желаниями – это то, что мы говорим. Интерактивная сторона подразумевает организацию совместной деятельности, взаимодействия в разговоре (как мы говорим, какие цели преследуем), которое может выражаться в давлении, уклонении, пассивности одного из партнеров или обоих участников взаимодействия.

Традиционно все средства общения делят на вербальные (слова, которые мы говорим), невербальные (жесты, мимика, дистанция, позиция общения, позы), паралингвистические (тембр голоса, темп, интонация, паузы).

В некоторых случаях, в том числе и в ситуациях педагогического общения, одна из сторон испытываеттрудности при вступлении в контакт с партнером. Иногда педагоги со страхом думают о предстоящей беседе с какой-либо мамочкой или бабушкой, о выступлении на родительском собрании. Для тех, кто испытывает неуверенность или страх перед публичным выступлением В. Квинн приводит следующие рекомендации (ознакомьтесь с ними на слайде, в конце занятия вы получите их в виде памяток):

- смиритесь с тем, что при любом публичном выступлении возможны, а порой и неизбежны казусы;

- сохраняйте самообладание;

- с достоинством выходите из трудных ситуаций;

- прощайте самому себе оплошность (тогда и другие простят);

- тренируйте навык уверенного выступления на практике как можно чаще;

- записывайте и прослушивайте свои выступления, анализируйте их;

- оставайтесь самим собой, таким, каким знают вас близкие.

В случаях возникновения особого беспокойства желательно позаботиться заранее о нескольких «заготовках» начала беседы.

Прежде чем перейти к практической части нашего занятия, давайте обговорим наиболее важные правила работы группы:

- доверительный стиль и искренность в общении;

- конфиденциальность (все, что происходит во время занятий не обсуждается за пределами группы);

- без оценок (не критикуем и не оцениваем высказывания других, уважаем мнение другого человека).

Перейдем к практической части нашего занятия и выполним следующее упражнение.

  1. Упражнение на создание непринужденной рабочей атмосферы («Порядковый счет»).

Упражнение начну я. Смотря в глаза кому-то из участников, я говорю «один». Этот участник устанавливает зрительный контакт с другим участником и произносит: «два» и так далее.

А сейчас я попробую помочь вам осознать ваши сильные стороны в общении с родителями и определить существующие проблемы.

  1. Упражнение «Мой взгляд на мои отношения»

Материалы: лист бумаги, карандаш.

Возьмите, пожалуйста, листы бумаги и карандаши. Давайте сразу договоримся, что упражнение, которое мы с вами будем выполнять, носит конфиденциальный характер, поэтому, если вам неудобно, можно занять другое место в зале. Также, не стоит задавать друг другу никаких вопросов. Однако, если кто-то захочет поделиться своими мыслями, чувствами или содержанием проделанной работы, он может высказаться в конце упражнения.

Я прошу вас нарисовать на листе бумаги себя и родителей своих воспитанников в виде правильных или неправильных геометрических фигур.

Закончили? Сейчас я начну задавать вам вопросы, ответы на которые вы обдумываете самостоятельно, не фиксируя ответы на бумаге. (после каждого вопроса давать 15-30 секунд на обдумывание участниками ответа, ответы на  последние 2 вопроса, возможно, потребуют больше времени)

- Посмотрите, пожалуйста, на свой рисунок. Как расположены фигуры: на одном уровне или разных (кто-то выше, кто-то ниже), почему? Что для вас значит «выше» или «ниже»? Или, возможно, вы расположены в центре, в окружении других геометрических фигур, почему?

- На каком расстоянии друг от друга расположены геометрические фигуры? Почему?

- Кто расположен правее, а кто левее? Почему? Вкладываете ли вы какой-то личный смысл в понятия «левый», «правый»? Какой?

- Посмотрите, сколько места на листе занимает ваше изображение и сколько – фигуры, изображающие родителей? Почему?

- Одинаковыми ли геометрическими фигурами вы изобразили себя и родителей, почему?

- Много ли острых углов в ваших изображениях, почему? Вкладываете ли вы какой-то личный смысл в понятие «острые углы» и если да, то какой?

- Если бы я попросила нарисовать идеальные отношения с родителями, то как бы вы изменили свой рисунок, почему? Если бы не изменили совсем, то почему?

- На какие еще размышления наводит вас ваша картинка, почему? Кого еще бы вы хотели изобразить на рисунке, почему?

- Какие свои сильные стороны в общении с родителями вы хотели бы отметить? Постарайтесь найти не менее трех позиций, по которым вы чувствуете себя уверенно. Какие личностные качества помогают вам добиваться успеха?

- Что бы вам хотелось изменить или улучшить в ваших взаимоотношениях с родителями? Какие личностные факторы мешают вам это сделать?

Теперь я разделю вас на подгруппы по 4-5 человек, в которых вы сможете высказаться по поводу своих ощущений, мыслей.

Теперь я раздам вам листы результатов выбора геометрических фигур, по которым вы также сможете охарактеризовать ваш выбор. (Приложение 1)

затем все возвращаются в круг.

  1. Упражнение «Эффективность общения»

Сейчас я попрошу вас определить условия, необходимые для эффективного взаимодействия педагога с родителями. (все желающие высказывают свою точку зрения, а тренер записывает их на доске, затем группа выбирает 3 наиболее важных, как правило, одним из них оказывается умение общаться (умение слушать и слышать собеседника, желание общаться, чувство такта, грамотная речь, доверительные отношения ))

Очевидно, что педагог, обращаясь к родителям воспитанников, должен проявить необходимое уважение и внимание. Как это сделать в первые секунды встречи? (ответы участников)

Очевидно, что для приветствия мы используем не «привет» или «здрасьте». Гораздо приятнее звучат фразы «добрый день», «здравствуйте», «рада вас видеть». Далее, лучше называть родителей, по крайней мере, в стенах детского сада, по имени отчеству и на «Вы». Форма «Вы» является более нейтральной и ее использование даст вам возможность быть менее зависимыми от собеседника и при необходимости сообщить не самую приятную для него информацию, не испытывая при этом неудобства.

Если вы испытываете трудности с запоминанием имен, то рекомендуется составить список и держать его на видном месте. Кроме того, существуют специальные техники запоминания, с одной из которых я вас познакомлю.

Она состоит в том, чтобы при знакомстве постараться повторить имя собеседника в самые первые секунды встречи.

  1. Упражнение «Шушаника Минична».

Материалы: карточки с именами (Приложение 2)

Сейчас каждый из вас возьмет себе карточку, где написано имя и отчество. Затем все участники по кругу, начиная с меня, спрашивают своего соседа слева:«Скажите, пожалуйста, как вас зовут?» Тот произносит имя на карточке, например, «Шушаника Минична». В ответ на это первый участник должен ответить любой фразой, при этом обязательно повторив услышанное имя собеседника. Например, «Очень приятно с вами познакомиться, Шушаника Минична!»  «Шушаника Минична, какое у вас красивое имя!» После ответа Шушаника Минична обращается к своему соседу «Представьтесь, пожалуйста» и так до тех пор, пока не дойдет до первого участника.

Кто-то хочет поделиться впечатлениями, может какие-то мнемотехники использовали? Выскажитесь, пожалуйста.

  1. Упражнение «Что я вижу на картине».

Материал: репродукция какой-либо картины

Я передам по кругу репродукцию картины и попрошу каждого одной короткой фразой сказать о своем впечатлении о картине, ответив на вопрос: что вы видите (или слышите, или чувствуете), глядя на картину. Например, «Я чувствую дыхание приближающейся осени», «Я вижу высокие деревья», «Я слышу дуновение ветра». Фраза должна быть максимально короткой.

Участники высказываются по кругу

У каждого участника было свое первое впечатление о картине, и каждый высказал его в удобной форме. Кто-то начал со слов «Я вижу», кто-то сказал «Я слышу», а кто-то «Я чувствую».

  1. Беседа «Специфика общения педагога с «аудиалами», «визуалами», «кинестетиками»».

Мы говорим о каналах восприятия. В нейролингвистическом программировании выделяют три типа людей с характерными для каждого особенностями восприятия и взаимодействия с другими людьми: «аудиалы», «визуалы» и «кинестетики». «Визуалы» - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. Люди, воспринимающие большую часть информации через слуховой анализатор, относят к «аудиалам». Те, чьим ведущим каналом восприятия информации являются чувства, ощущения, называются «кинестетиками». Некоторые авторы выделяют еще и четвертый тип – «дискреты». Это те, кто воспринимают информацию через логическое осмысление с помощью цифр, знаков, логических доводов. Как правило, в жизни редко встречаются представители чистой категории, чаще всего каждый из нас обладает некоторыми чертами и той, и другой и третей категории, но есть ведущий тип восприятия. Умение определить его у собеседника является важным и необходимым для построения эффективного общения.

(раздать активный словарь – Приложение 3) В раздаточном материале вы можете ознакомиться с характерными чертами каждого типа. Для чего это нужно? Чтобы лучше понять собеседника  и наладить контакт с ним. Например, при предстоящем общении с родителем –«визуалом» педагогу необходимо уделить больше внимания своему внешнему виду, так как они наблюдательны в мелочах. В беседе с родителем – «аудиалом» важно, чтобы они сами проговорили проблему вслух. Включить их в диалог, можно, используя такие фразы, как «Давайте поговорим», «Выслушайте меня, пожалуйста».

Родителям – «кинестетикам» обычно трудно выдержать родительские собрания или длинные монологи, они не усидчивы. При объяснении такому родителю способов решения проблемы лучше не давать устных инструкций, а совместно выполнить  1-2 задания.

Общаясь с родителями – «дискретами», педагогу желательно приводить факты, цифры и следить за логичностью своих доводов.

А сейчас мы с вами выполним упражнение.

  1. Упражнение «У попа была собака».

Разделить группу на 3 подгруппы

Сейчас каждая группа получит карточку с названием одной из ведущих систем восприятия. Другим группам вы ее не сообщаете. Задание следующее: «Пересказать своими словами докучную сказку «У попа была собака», используя словарь той преобладающей системы, что указана у вас на карточке». Напомню сказку: «У попа была собака, он ее любил, она съела кусок мяса, он ее убил, и в землю закопал, и надпись написал, что… у попа была собака…». У вас есть 10 минут на подготовку, после чего представители каждой подгруппы по очереди читают свои «произведения», а остальные участники отгадывают, от имени кого написана сказка.

Зачитывание рассказов. Обсуждение трудностей при выполнении данного упражнения.

Релаксация

Уберите, пожалуйста, свои стулья, перейдите на ковер, расположитесь по кругу, сядьте на корточки, обнимая руками плечи, прижимая голову.

Включить музыку звуки природы

В лесу под сугробом спрятался нежный цветок. Он крепко сложил свои лепестки, чтобы не погибнуть от холода. Уснул до весны.

Солнышко стало пригревать сильнее. Лучики солнца постепенно пробуждают цветок. Он медленно растет, пробиваясь сквозь снежный сугроб. (медленно приподняться и встать).

Кругом лежит снег. Ласковое солнышко так далеко, а цветочку очень хочется почувствовать тепло (вытянуть руки вверх, напрягая пальцы, поднимаясь на носки).

Но вот подснежник вырос, окреп (опуститься на ступни). Лепестки стали раскрываться, наслаждаясь весенним теплом. Цветок радуется, гордится своей красотой (медленно опускаем руки, плечи). «Это я – первый весенний цветок, и зову меня подснежник», - кивает он всем головой.

Но весенняя погода капризна. Подул ветерок, и стал подснежник раскачиваться в разные стороны (раскачиваемся). Цветочек склоняется все ниже и ниже и совсем лег на проталину. (лечь на ковер)

Побежали ручьи, вода подхватила и унесла подснежник в длительное сказочное путешествие. Он плыл, удивляясь весенним превращениям (лежать на ковре, слушая музыку с закрытыми глазами).

Открываем глаза. На этом наше занятие окончено. До следующей встречи.

Литература:

1. Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: метод. аспект/ О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.- 80 с.

2. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары-практикумы, тренинги, рекомендации/ авт.- сост. А.В. Ненашева, Г.Н. Осинина, И.Н. Тараканова. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2014. – 143с.

3. Кротова Т.В. Практическая подготовка педагога к сотрудничеству с родителями/ Т.В. Кротова, О.А. Комарова// Справочник старшего воспитателя. – 2008.-№ 3.

4. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети: метод. пособие для воспитателей, классных руководителей/ Л.И. Маленкова. – М., 2000.

5. Скаткин М.И. Психология общения: курс лекций/ М.И. Скаткин. – Воронеж, 2000.

Приложение 1  

ТЕСТ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР

ПРЯМОУГОЛЬНИК: изменчивость, непоследовательность, неопределенность, возбужденность. Любознательность, позитивная установка ко всему новому, смелость, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость. Нервозность, быстрые, резкие колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость, склонность терять вещи, непунктуальность. Новые друзья, имитация поведения других людей, тенденция к простудам, травмам, дорожно-транспортным происшествиям.

ТРЕУГОЛЬНИК: лидер, стремление к власти, честолюбие, установка на победу. Прагматизм, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность. Импульсивность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия, склонность к риску. Высокая работоспособность, буйные развлечения, нетерпеливость. Остроумие, широкий круг общения, узкий круг близких и друзей.

ЗИГЗАГ: жажда изменений, креативность, жажда знаний, великолепная интуиция. Одержимость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее. Позитивная установка ко всему новому, восторженность, энтузиазм, непосредственность. Непрактичность, импульсивность, непостоянство настроения, поведения. Стремление работать в одиночку, отвращение к бумажной работе, безалаберность в финансовых вопросах. Остроумие, душа компании.

КВАДРАТ: организованность, пунктуальность, строгое соблюдение инструкций, правил. Аналитическое  мышление, внимательность к деталям, ориентация на факты. Пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность, сухость, холодность. Практичность, экономность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие. Профессиональная эрудиция, узкий круг друзей и знакомых.

КРУГ: высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, забота о другом. Щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция. Спокойствие, склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность. Доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешительность. Болтливость, способность уговаривать, убеждать других, сентиментальность, тяга к прошлому. Склонность к общественной работе, гибкий распорядок дня, широкий круг друзей и знакомых.

Приложение 2

Карточки с именами к упражнению «Шушаника Минична»        

Глориоза Провна

Вильгельмина Авелевна

Вивиана Ионична

Геновефа Иринеевна

Феосения Патрикиевна

Саввакия Страновиковна

Антигона Маевна

Домитилла Ювенальевна

Синклития Рубеновна

Препедигна Аристидовна

Вестита Евменьевна

Ермиония Питиримовна

Апфия Мартирьевна

Вевея Вуколовна

Нунехия Амфилохьевна

Голиндуха Хрисанфовна

Геласия Доримедонтовна

Аста Радиевна

Агафоклия Наркисовна

Иовилла Иерониповна

Рипсия Флегонтовна

Кетевань Варнавична

Велимира Афиноторовна

Ксафиппа Викулична

Мамелфа Корнельевна

Фессалоникия Якубна

Эннафа Варсонофьевна

Венцеслава Витовирна

Маркеллина Ермилична

Шушанка Минична

Каллисфения Горациевна

Приложение 3

АКТИВНЫЙ СЛОВАРЬ «ВИЗУАЛА», «АУДИАЛА», «КИНЕСТЕТИКА»

Используемые слова,

выражения

«визуалы»

«кинестетики»

«аудиалы»

существительные

Видение, горизонт, перспектива, иллюзия, экран

Тяжесть, дыхание, напряжение, вес, нагрузка, удар, давление, прикосновение, температура

Тон, слово, крик, интонация, симфония, речь, шепот, голос, болтовня, монолог, диалог, эхо, мелодия, песня

Прилагательные и причастия

Четкий, блестящий, яркий, ясный, цветной, пестрый, гигантский, большой, маленький, светящийся, открытый, закрытый, изолированный, удаленный, узкий

Чувствительный, сентиментальный, ощутимый, раздраженный, душевный, невыносимый, спокойный, парализованный, крепкий, прочный, мягкий, холодный, ледяной, горячий и т.д.

Говорящий, глухой, немой, болтливый, шумный, молчаливый, мелодичный, неслыханный, громкий, тихий, благозвучный и т.д.

глаголы

Видеть, представлять, появляться, освещать, затемнять, фокусировать, различать, казаться, иллюстрировать и т.д.

Касаться, трогать, поражать, давить, стучать, мять, брать, смягчать, сжимать, ощущать, шевелиться и т.д.

Слушать, говорить, молчать, рычать, чавкать, кричать, шуметь, усиливать, гармонировать, звонить, звать, объявлять, опрашивать, выражать, обсуждать, излагать и т.д.

словосочетания

Точка зрения, угол зрения, быть на виду и т.д.

Воспользоваться случаем, стоять на своем, чувствовать проблему и т.д.

Находит отзвук, звучит как, напрягать слух, и т.д.

выражения

Видеть в розовых очках, пролить свет, показать в истинном свете, на первый взгляд и т.д.

Сдвигать камень, развязать проблему, вбивать клин, наложить лапу, резать подметки на ходу и т.д.

Говоря другими словами, задавать тон, медведь на ухо наступил и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

деловая игра с элементами тренинга "Взаимодействие педагогов ДОУ и родителей"

эффективность взаимодействия педагогов ДОУ и родителей...

Тренинг для педагогов "Общаться - что бы услышать, общаться - что бы понять"

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Один из аспектов этого вопроса – поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педа...

Психолого-педагогический тренинг для педагогов: «Общаться с родителями – как?»

Во все времена  обыватели требуют от обладателя этой профессии безгрешного существования, рассматривают поступки педагога под микроскопом, и такое отношение вынуждает соответствовать.Педагог, как...

Тренинг для педагогов "Общаться с родителями.Как?"

Тренинг  для педагогов "Общаться с родителями.Как?"...

Тренинг для педагогов : "Общаться с родителями.Как?"

Тренинг для педагогов "Общаться с  родителями.Как?"педагог-психолог Молчанова Елена ВалентиновнаЦель: формирование коммуникативной компетентности педагогов ДОУ при взаимодействии с роди...

Тренинг для педагогов "Общаться с родителями. Как?"

Тренинг для педагогов "Общаться с родителями. Как?"...

Тренинг для педагогов «Общаться с родителями. Как?»

Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд!Для того чтобы люди хотели с нами общаться...