Психолого-педагогический тренинг для педагогов: «Общаться с родителями – как?»
методическая разработка на тему

Данилова Ольга Сергеевна

Во все времена  обыватели требуют от обладателя этой профессии безгрешного существования, рассматривают поступки педагога под микроскопом, и такое отношение вынуждает соответствовать.

Педагог, как и 100 лет назад, должен быть широкообразованным, добрым, чутким, интеллигентным, красивым, хорошим психологом.

Причем, в век информации, когда есть телевизор, сотовые телефоны, компьютеры, интернет, и уже подавляющему большинству родителей и воспитанников не стоит труда этой информацией обладать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konflikt.docx27.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинговые задания

Этюд "Эмпатийный танец"

Цель: достичь эмоционального единства в процессе дуэтного взаимодействия.

.

Мастерство конфликтолога выражается в умении выступать в роли посредника, который помогает разобраться в конфликте.

Предлагаем основные рекомендации посреднику: быть независимым и нейтральным человеком; при разрешении конфликта надо не советовать, а создавать условия для самостоятельного выхода из него, глядя на себя и на партнера со стороны.

Посреднику желательно попросить конфликтующих внимательно слушать и не перебивать друг друга. Для этого они договариваются о том, что прежде чем начать разговор после партнера, необходимо повторить его последнюю фразу. Это условие является обязательным. Оно заставляет слушать, а значит, и слышать мнение партнера.

Затем каждый конфликтующий рассказывает о конфликте. Посредник в паузах обязательно уточняет: "Правильно ли я вас понял, что...", "Пожалуйста, объясните...", "Когда вас обвиняют, как вы себя чувствуете?", "В чем, по-вашему, причина конфликта, сформулируйте ее", "Какие факты могут подтвердить ваше мнение?".

Посредник может прояснять смысловое содержание и эмоциональное отношение к проблеме каждого партнера, задавая вопросы типа: "Что вы думаете?", "Что вы чувствуете?", "Чем вы обеспокоены?", "Что, по-вашему, необходимо сделать, чтобы решить проблему?", "Что партнеру необходимо сделать, чтобы вы лучше его понимали и доверяли?", "Готовы ли вы принять позицию партнера?", "Вы можете решить дело, не обвиняя личность?".

И в завершение посредник выражает удовлетворение: "Меня радует, что вы оба озабочены делом, но у вас были разные подходы к его решению. Вы решили проблему только тогда, когда обсудили вопросы непредвзято, без обвинений и обид. Это та цель, которая оправдывает метод. Решение улучшит ваши взаимоотношения. Я рад, что это произошло, и вы сами пришли к консенсусу".

Старайтесь не оставаться наедине со своими неприятностями. 1.

Умейте на время отвлечься от забот. 2.

Не впадайте в гнев. Приучайте себя к паузе, предшествующей вспышке гнева. 3.

Бойтесь быть капризным.

Уступайте. 4.

Не предъявляйте чрезмерных требований. Тот, кто слишком многого ожидает от окружающих, постоянно испытывает раздражение от того, что окружающие чаще всего не отвечают его чрезмерным требованиям.

Психодрама "Суд над конфликтом"

Конфликтолог рекомендует

Участники конфликта распределяют роли. Выбираются члены суда: следователь, прокурор, адвокат, судья. Конфликт разыгрывается по ролям. Главное действующее лицо - подсудимый. В поисках причины конфликта члены суда ведут следствие. Начинает допрос следователь, он выясняет подробности конфликта, скрытые мотивы преступления. Адвокат определяет смягчающие обстоятельства. Начинается суд над конфликтом. Прокурор обвиняет подсудимого, проанализировав стратегию и тактику его поведения, возможные методы провокации, скрытую мотивацию конфликтного поступка. Адвокат защищает подсудимого. Судья выносит приговор.

Психодрама "Суд над конфликтом" позволяет, ретроспективно вспоминая, пережить состояние конфликта, посмотреть на него как бы со стороны (если подсудимого играет не реальный участник конфликта) и по-новому переосмыслить его.

Ситуация "Конфликт"

Необходимо разбиться на пары. Один партнер невербально вспоминает состояние в конфликте. Другой, не знающий причину конфликта, наблюдает и замечает разницу, фиксирует изменение состояний, невербальные выражения.

Затем проводится рефлексия.

Этюд "Экран"

С целью глубокого осознания причины конфликта предлагается этюд "Экран".

Перед началом этюда желательно провести релаксацию. 1.

Представьте конфликт с человеком, как на экране, лучше в цвете и динамике. 2.

Представьте себя на месте партнера по конфликту, а его - на вашем. Говорите с собой как будто с ним, а с ним, как с собой.

Как вы себя чувствуете? Испытываете дискомфорт? 3.

А теперь посмотрите на "этих двоих" со стороны. Чувство дистанции, как у режиссера на спектакле.

Сконцентрируйтесь. Встряхнитесь. Опять сконцентрируйтесь.

Как вы ощущаете ту же ситуацию? Что бы вы хотели изменить в себе, улучшить? 4.

Мысленно "выйдите" из себя и "войдите" в другого. Что почувствовали? Нет скованности? 5.

"Сойдите" с экрана, отойдите и посмотрите на ситуацию и ее героев со стороны. Что изменилось? Что чувствуете, когда "входите" в другого? Посмотрите на их взаимоотношения со стороны. Исчезло ли первоначальное давление на партнера? Что изменилось в их отношениях? 6.

Представьте себя наблюдателем. Как надо измениться конфликтной личности?

Это упражнение дает новый взгляд на проблему, открывая перспективы ее разрешения.

Варианты этюда "Экран" "Ролевые позиции в конфликте"

Проиграйте три ролевые позиции: "Я - в конфликте", "Я - другой", "Я - со стороны". Возможен следующий вариант. Представьте себя в трех позициях: "Я - родитель", "Я - взрослый", "Я - ребенок" (по Э.Берну).

Конфликт между "Я - ребенок" и "Я - взрослый" можно инсценировать.

Варианты позиций:

"Я - подчиненный" и "Я - руководитель"; "Я - студент" и "Я - преподаватель".

Что делать, если у вас назревает конфликтная ситуация? Необходимо обдумать возможные варианты разрешения предстоящего конфликта. Предлагаемая технология поможет предотвратить его отрицательные последствия.

Представьте конфликт на большом цветном экране, от зарождения до возможной кульминации и развязки. Желательно его слышать в ролевом исполнении. 2.

Посмотрите на себя со стороны. Что вы чувствуете?

3. Мысленно войдите в эмоциональное состояние партнера. Что чувствует он? Если партнеров по конфликту несколько, то надо мысленно войти в образ каждого и ощутить его состояние. Представьте возможности стабилизации состояний и взаимоотношений. Что необходимо каждому партнеру от вас? Запомните это и составьте стратегию поведения, которая не приведет к конфликту. Представьте возможные варианты его решения или предотвращения отрицательных последствий Конфликта.

Если вы не знаете, как остановиться в споре, конфликте, то представьте на экране себя и остальных участников конфликта и посмотрите на всех со стороны. Вы многое осознаете до возможного конфликта, что поможет вам его избежать.

* ± *

Этюд "Вхождение в идеальное "я" (по НЛПу

Цель: изменения нежелательного эмоционального состояния, поведения или отрицательной черты характера на положительные.

Задача: использовать в качестве инструмента умение перевоплощаться из реального "я" в идеальное "я".

Этапы упражнения: 1.

Ощутить "я" как нежелательное реальное поведение. 2.

Переместиться на другое место: в "я" идеальное. 3.

Затем потихоньку приблизиться к первому "я" - реальному, но с идеальной установкой. Если вы потеряли ощущение идеального, то представьте себя опять в идеальном образе. Затем возвратитесь в "я" реальное. 4.

Вернуться в реальное "я", но остаться в "я" идеальном. 5.

Закрепить это состояние.

Этюд "Выход из неприятной эмоциональной ситуации"

Разбейтесь на пары. Станьте лицом друг к другу. 1.

Вспомните последнюю неприятную ситуацию, которая вызвала внутренний дискомфорт, плохое настроение, раздражение. Ваш партнер наблюдает за вами и фиксирует все внешние изменения. Определите свое состояние при вхождении в данную ситуацию. Представьте ее на большом экране и "войдите" в нее, прочувствуйте, ощутите дискомфорт. 2.

Перейдите в другой круг (физический и временной) и представьте ситуацию, где вы были бы самим совершенством, чувствовали бы себя превосходно и остались бы довольны собой. Партнер фиксирует все изменения, которые происходят с вами. Определите состояние совершенства. Можете ли вы расширить эту картину, увидеть ее в цвете? движущуюся? Представьте ее на большом цветном экране. Затем внутри себя. Мысленно "вступите" в эту картину. 3.

А теперь войдите в круг дискомфортной ситуации, где вы не были совершенны. Представьте ее на большом экране и "вступите" в нее. Почувствуйте, как изменились ваши ощущения. Кажется ли ситуация вам такой же раздражающей?

Выясняется вопрос об эмоциональных состояниях в двух ситуациях. Партнер анализирует происходящие невербальные изменения. Происходит сравнение с реальными ощущениями, видением двух миров "я" и двух ситуаций. Какие цвета были характерны для них (яркие, темные...)? Слышали ли вы происходящее в ситуации? на экране? картине? Выстройте образы внутри себя и сравните их. Раздаются ли "внутренние голоса" в воображаемой ситуации? Ощущали ли вы себя вовлеченным в ситуацию? В какую больше? Почему? Где в вашем теле "находится" это чувство (вверху, внизу...)? Есть ли образы, движения, которые повторяются? Как происходили перемещения из одной ситуации в другую? Каков ваш первый шаг и эмоциональное ощущение? Что говорил вам внутренний голос?

Достигли ли вы изменений в себе? Надо ощутить их. Нельзя оставаться в плохом настроении, желательно заменить его хорошим. Надо создать картину перехода из одного состояния в другое на невербальном, эмоциональном уровне.

Осознайте произошедшие эмоциональные изменения.

Этюд "Конфликтная проблема"

Подумайте, что такое конфликтная проблема. Это сложная ситуация? Жизненная задача, требующая разрешения? Затруднение в выборе действия или решения?

Жизненная ситуация становится проблемной лишь тогда, когда вы не видите путь, или алгоритм, ее решения.

Помните золотое правило: "Не ставь себя в зависимость от проблемы, а проблему ставь в зависимость от себя!" Расширяйте сферу возможных решений и наиболее удачных выходов из затруднений. Решая проблему, постарайтесь пройти спокойно "долгую работу" принятия решений от позиции "должен", "обязан" к позиции "могу", "буду", "сделаю". Запомните, что так, как вы относитесь к конфликтной проблеме, остальные будут относиться к вам: как к неудачнику, который не может найти выход из создавшегося положения, или как к сильному и волевому человеку, которому любое дело по плечу.

Народная мудрость гласит: "Не было бы счастья, да несчастье помогло". Как вы понимаете эту пословицу? Вспомните сложные ситуации из своей жизни, когда у вас происходило аналогичное. Опишите их в своем дневнике "Самопознание" и поразмышляйте над причинами и их последствиями.

В каждой конфликтной или проблемной ситуации есть выбор решения и поведения. Часто он сводится к следующему выбору из двух возможностей человека.

1. Стратегия избегания, которая называется "страусиная". (Название возникло на основе поведения страуса: он зарывает голову в песок, чтобы не видеть опасности.)

Это не всегда эффективная стратегия, особенно в конфликтной ситуации. Она выражается в том, что человек, не замечая "пожара" конфликта, говорит, что его нет, и сам "сгорает" в "огне".

Ситуацию, проблему и конфликт надо решать, иначе они превратятся в хронические. Если человек избегает принятия решения и как бы закрывает глаза на проблему, то это подобно следующей нелепой ситуации: чтобы перейти проезжую часть дороги, пешеход завязывает глаза. Он боится идущего транспорта и принимает решение - лучше его не видеть. Чем это закончится, нетрудно догадаться.

2. Стратегия достижения, которая результативно позволяет принять мудрое решение в конфликте и выбрать наиболее удачное и оптимальное поведение при создавшейся проблеме, чтобы конструктивно достичь желаемой цели.

Если конфликт или проблема очень трудные и у вас нет мудрого решения, то предложите как можно больше вариантов ответа, исходя из своего опыта.

Ролевая игра "Театрализация конфликтной ситуации"

Представьте телевизионный экран или театральную сцену. Вообразите спектакль "Конфликт...". А теперь представьте всех действующих лиц этой конфликтной ситуации, развитие ее на сцене или в кино и возможные варианты решения разными действующими лицами. Посмотрите на них со стороны и оцените их поведение в сценарии вашего конфликта.

Что вы чувствуете? Что вы думаете по этому поводу?

Игровая конфликтная ситуация по условиям ролевого сценария

Соберите близких друзей и постарайтесь проиграть с ними роли всех действующих лиц конфликтной ситуации.

Вы - главное действующее лицо или ведущий игры. Вы распределяете роли участников конфликта.

В игре нет негативных последствий для вас и не так опасно сделать ошибку, потому что можно переиграть все сначала. Вместе с тем, проигрывая условия ролевого конфликтного сценария, вы приобретаете неоценимый опыт решения данного типа проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов "Общаться - что бы услышать, общаться - что бы понять"

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Один из аспектов этого вопроса – поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педа...

Тренинг для педагогов "Общаться с родителем. Как?"

Педагог в современном детском саду должен быть широко образованной и эрудированной личностью, профессионально компетентным, умеющим найти "ключик" к каждому ребенку, родителю, иметь свою "изюминку", б...

Психолого-педагогический игровой тренинг для педагогов "До свидания конфликт!"

Межличностные конфликты между педагогами сложны и многообразны. Особенности конфликтов во взаимоотношениях педагогов во многом обусловлены причинами, их вызывающими. Объект конфликта влияет на характе...

"Сказкотерапия - путь к познанию себя" психолого-педагогический семинар-тренинг для педагогов-психологов ДОУ

Сказкотерапия - это терапия средой, особой сказочной атмосферой, в которой могут оказаться потенциальные черты личности, что-то нереализованное; может материализоваться мечта; а главное - возникает ощ...

Тренинг для педагогов "Общаться с родителями.Как?"

Тренинг  для педагогов "Общаться с родителями.Как?"...

Тренинг для педагогов : "Общаться с родителями.Как?"

Тренинг для педагогов "Общаться с  родителями.Как?"педагог-психолог Молчанова Елена ВалентиновнаЦель: формирование коммуникативной компетентности педагогов ДОУ при взаимодействии с роди...

Тренинг для педагогов "Общаться с родителями. Как?"

Тренинг для педагогов "Общаться с родителями. Как?"...