перспективный план "Чтение художественной литературы"
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

Легчакова Оксана Алексеевна

Рассказ Л. Толстого

«Филиппок»

 

Донести до сознания детей замысел автора: стремление к учению естественно для ребенка; вызвать у детей уважение к их сверстнику -  «человеку дела».

 

 

[1,с. 94]

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_hud_lit-ry.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

Чтение художественной литературы.

Месяц

Дата

Тема

Программное содержание

Литература

С

Е
Т
Я
Б
Р
Ь

Рассказ Л. Толстого

«Филиппок»

Донести до сознания детей замысел автора: стремление к учению естественно для ребенка; вызвать у детей уважение к их сверстнику -  «человеку дела».

 

 

[1,с. 94]

Рассказ М. Пришвина «Золотой луг»

Довести до сознания детей авторский замысел: в обыкновенном можно найти чудесное, если  внимательно вглядываться; дать знания об одуванчике; воспитывать интерес к поэтическому образу.

[1, с.  148]

О
К
Т
Я
Б
Р
Ь

«В тридевятом царстве, в тридесятом

государстве»

Закрепить знания детей о типичных особенностях волшебных сказок (традиционные начало и конец, структура сказки, противодействие положительных и отрицательных героев, наличие

героев-помощников, фантастичность содержания, сквозные темы, особенности языка); систематизировать знания об отличиях народных и литературных сказок (сложность сюжета, особенности языка, поэтическая форма); подвести к пониманию идеи «Сказка ложь, да в ней намек»; развивать объяснительную речь, совершенствовать умения дополнять ответы детей, вести конструктивный спор, участвуя в коллективном диалоге; формировать эмоциональную сферу детей, желание выражать свои чувства и отношения в речи.

 

[1,с.  115]

Игра «Волшебные

предметы и их хозяева»

Развивать умения анализировать знакомый сказочный предмет,

называть его волшебные свойства; побуждать детей к творческому объединению волшебного предмета со знакомым сказочным персонажем.

[1, с.  112]

Н
О
Я
Б
Р
Ь

Рассказ В. Осеевой

«Печенье»

Довести до сознания детей замысел автора: радость не будет

полной, если думаешь только о себе; помочь увидеть картины,

нарисованные писателем; учить оценивать поступки героев, со­

относить личный опыт и опыт прочитанного; воспитывать в детях чуткость к душевному состоянию близких.

[1,с. 90]

Нанайская народная

сказка «Айога»

Довести до сознания детей замысел сказки: эгоизм, черствость, себялюбие наказываются; трудолюбие и отзывчивость вознаграждаются; учить детей оценивать поступки персонажей и аргументировать свои суждения; обратить внимание детей на национальный колорит сказки.

[1,с. 89]

Д
Е
К
А
Б
Р
Ь

Долгосрочный образовательный проект

«Детское книгоиздательство»

 Углубить интерес детей к книге, способствовать расширению и углублению читательских интересов детей; познакомить с раз­

личными видами книг, строением книги, деятельностью писателя и художника при создании книги; заинтересовать изготовлением книжек-самоделок; развивать представления детей о способах изготовления книжек-самоделок; расширять и обогащать

знания детей о возможностях различных художественных материалов и их использовании в книгоиздательстве; поддерживать

стремление детей проявлять оригинальность и творчество; развивать умение составлять рассказы разных видов; развивать изобразительные умения в процессе оформления книг; способствовать овладению детьми конструктивными способами взаимодействия в процессе совместного изготовления книг- самоделок; познакомить с этапами проектной деятельности.

[1,с.  125]

Долгосрочный образовательный проект

«Детское книгоиздательство»

Углубить интерес детей к книге, способствовать расширению и углублению читательских интересов детей; познакомить с раз­

личными видами книг, строением книги, деятельностью писателя и художника при создании книги; заинтересовать изготовлением книжек-самоделок. Развивать представления детей о способах изготовления книжек-самоделок; расширять и обогащать

знания детей о возможностях различных художественных материалов и их использовании в книгоиздательстве; поддерживать стремление детей проявлять оригинальность и творчество; развивать умение составлять рассказы разных видов; развивать изобразительные умения в процессе оформления книг; способствовать овладению детьми конструктивными способами взаимодействия в процессе совместного изготовления книг- самоделок; познакомить с этапами проектной деятельности.

[1,с.  125]

Я
Н
В
А
Р
Ь

Стихотворение

В. Маяковского «Эта книжечка моя про моря и про маяк».

Познакомить детей с назначением маяка, довести до их сознания

замысел автора: «Дети, будьте как маяк!». Обратить внимание

детей на языковые средства стихотворения: эпитеты («дуют ветры яростные», «исключительное стекло увеличительное»), срав­

нения («фонарище яркий, как пожарище».

[1,с. 95]

Чтение рассказа «На горке»

Развивать способность чувствовать и понимать характер художественного произведения. Усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания.

[2,370]

Ф

Е
В
Р
А
Л
Ь

Русская народная

сказка «Сестрица

Алёнушка и братец

Иванушка»

Довести до сознания детей замысел сказки: любовь и преданность помогают преодолеть любые испытания; привлечь внимание детей к описанию внутреннего состояния героев сказки;

помочь дать мотивированную оценку персонажам; обратить

внимание детей на яркость и образность повествования (повторы, песни героев и т. п.); воспитывать у детей добрые чувства по отношению к близким людям и чувство сострадания к тем, кто попадает в беду.

 

[1,с.  143]

Стихотворение

С. Михалкова «Дядя Стёпа».

Помочь детям воспринять стихотворение в его многозначности -  

единстве героического и комического; обратить внимание детей на характерные особенности героя -  стремление прийти на помощь попавшему в беду, готовность к защите Родины; учить

мотивировать свои оценки строками из стихотворения; вызвать

у детей восхищение героем, желание быть похожим на него.

[1,с. 96]

М
А
Р
Т

Литературная викторина «Творчество А. Барто и С. Михалкова»

Систематизировать знания детей о литературном творчестве А. Барто и С. Михалкова, добиваться выразительного чтения детьми стихотворений.

[2,c. 410]

Заучивание стихотворения С. Маршака «Стихи о весне»

Учить детей чувствовать напевность, ритмичность языка стихотворения, передавать свое отношение к содержанию; формировать навыки выразительного исполнения стихотворения.

[2,c. 420]

А
П
Р
Е
Л
Ь

Театрализация литературного произведения «Сказки

А. С. Пушкина»

Обогащать познавательный и эмоциональный опыт по темам и идеям сказок А. С. Пушкина; развивать театральные умения: передавать образы в статике (показ позы); в динамике (цепь движений и сценическое движение), освоение средств невербальной

выразительности (мимики, жестов, позы, движений), развитие речевых умений за счет освоения средств интонационной и языковой выразительности; развивать художественное творчество детей в процессе подготовки спектакля.

[1, с.  161]

Театрализация литературного произведения «Сказки

А. С. Пушкина»

Обогащать познавательный и эмоциональный опыт по темам и идеям сказок А. С. Пушкина; развивать театральные умения: передавать образы в статике (показ позы); в динамике (цепь движений и сценическое движение), освоение средств невербальной

выразительности (мимики, жестов, позы, движений), развитие речевых умений за счет освоения средств интонационной и языковой выразительности; развивать художественное творчество детей в процессе подготовки спектакля.

[1, с.  161]

М
А
Й

Чтение словацкой сказки «У солнышка в гостях»

Учить детей воспринимать наиболее яркие, выразительные языковые средства в  тексте и соотносить их с содержанием.

[2,c. 520]

«Герои русских

народных сказок

в творчестве писателей, художников,

музыкантов»

Закрепить и систематизировать знания детей о традиционных

героях русских народных волшебных сказок (главный герой, герой, которому помогают, вредитель, помощник, даритель), помочь выделить черты их различий и сходства в разных сказках

(например: главный герой царевич или крестьянский сын, он умен или простодушен, настойчив или везуч, при этом всегда

храбрый, добрый, готов к испытаниям и победе и т. п.); подвести к пониманию того, что каждый из них имеет значение для развития сказочного сюжета; углубить знания детей (на конкретных примерах) о том, что сюжеты и герои народных волшебных сказок нашли отражение в произведениях писателей (А. Пушкин

«Сказка о царе Салтане...», П. Ершов «Конёк-Горбунок),  художников (В. Васнецов  «Снегурочка», «Баба Яга», «Царевна-лягушка», «Царевна-Несмеяна», «Иван-Царевич на Сером Волке», И. Билибин «Василиса Прекрасная», «Баба-Яга») и композиторов (Г. Свиридов «Колдун», П. Чайковский «Баба Яга»,

М. Красев -  фрагменты опер «Царевна-Несмеяна», «Морозко»)

[1, с. 114]

Литература

1.Акулова,  О.  В.  Образовательная область «Чтение художественной литературы». Как работать по программе «Детство»  : учеб.-метод. пособие / О. В. Акулова, Л. М. Гурович ; науч. ред. А. Г. Гогоберидзе. -  СПб.  : ООО «Издательство «Детство-Пресс» ; М.  : ТЦ Сфера, 2012.- 192 с.
2.Т. М. Бондаренко Практический материал по освоению образовательных областей в старшей группе детского сада. – Воронеж: Метода – 2013. – 560с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1 мл группа.

Перспективное планирование по чтению художественной литературы на год....

Перспективный план "Художественная литература как средство формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста"

Предлагаемый перспективный план представляет интеграцию детской деятельности на основе ознакомления с произведениями художественной литературы. Интегративный подход напрвлен на формирование  нрав...

Перспективный план Художественная литература Средняя группа

Перспективный план Художественная литература Средняя группа...