Статья на тему "Особенности произвольной памяти в старшем дошкольном возрасте".
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Решецкая Лада Олеговна

Этот материал поможет воспитателям в понятии и принятии актуальности проблемы развития памяти у дошкольников. Мы знаем, что  мнемотехнические процессы это одни из важнейших процессов человеческой психики. В современном же обществе происходит информационный «бум»: количество радиостанций, телеканалов, газет увеличилось в численном и качественном объеме. Соответственно, увеличилась нагрузка на процессы запоминания информации, сохранения и воспроизведения той или иной информации. Обучаемость разным предметам  в каждом возрасте имеет свои особенности, которые связаны индивидуальным своеобразием познавательных процессов личности субъекта учебной деятельности. Это должно учитываться при организации учебной деятельности. Одной из часто встречающейся причины     низкой обучаемости дошкольников является слабое развитие памяти, т.е. плохое запоминание материала. Формирование способов эффективного осмысленного запоминания должно осуществляться в дошкольном возрасте поэтому, следует обратить на них особое внимание, предприняв максимум усилий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности произвольной памяти в старшем дошкольном возрасте.

В старшем дошкольном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной.

В ходе непосредственной образовательной деятельности ребенок должен многое запоминать: заучивать материал, буквально, уметь пересказать его близко к тексту или своими словами, а, кроме того, помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время.

В младшем дошкольном возрасте хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни.

Виды непроизвольной  памяти  дошкольников  к концу учебного года выявлялись в процессе выполнения учащимися задания по анализу нового для них понятия. В результате выявилось, что примерно 20% детей смогли правильно принять задачу, удержать ее, выполнить заданную цель действия и при этом непроизвольно запомнить и воспроизвести содержание теоретического материала.

Примерно 50-60% дошкольников переопределили поставленную задачу в соответствии со своими интересами к новым фактам. Они непроизвольно запомнили и воспроизвели лишь фактический материал задания и поэтому решали предложенную задачу недостаточно осознанно.

И, наконец, третья группа  дошкольников  (примерно 20-30%) не смогли вообще правильно удержать в  памяти  задание, непроизвольно запомнили лишь отдельные фрагменты фактического материала, и решение задачи проходило у них неосознанно.

Таким образом, к концу младшего школьного возраста складывается три качественно различных форм непроизвольной памяти. Только одна из них обеспечивает осмысленное и систематическое запоминание учебного материала. Две другие, которые проявляются более чем у 80% дошкольников, дают неустойчивый мнемический эффект, в значительной мере зависящий от особенностей материала или от стереотипных способов действий, а не от фактических задач деятельности.

Однако далеко не все из того, что приходится запоминать ребенку в подготовительной группе, является для него интересным и привлекательным. Поэтому непосредственная память оказывается здесь уже недостаточной.

Заинтересованность ребенка в занятиях, его активная позиция, высокая познавательная мотивация являются необходимыми условиями развития памяти.

Совершенствование памяти в старшем дошкольном возрасте обусловлено в первую очередь приобретением в ходе непосредственной образовательной деятельности различных способов и стратегий запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Однако без специальной работы, направленной на формирование таких способов, они складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными.

Способность детей старшего дошкольного возраста к произвольному запоминанию неодинакова . Так, для детей 6 –7 лет «характерны ситуации, когда запомнить без применения каких-либо средств гораздо проще, чем запомнить, осмысливая и организуя материал. Испытуемые этого возраста на вопросы: «Как запоминал? О чем думал в процессе запоминания? и т. д.» - чаще всего отвечают: «Просто запоминал, и все». Это отражается и на результативной стороне памяти. Для дошкольников проще выполнить установку «запомнить», чем установку «запомнить с помощью чего-либо».

По мере усложнения учебных заданий установка «просто запомнить» перестает себя оправдывать, и это вынуждает ребенка искать приемы организации памяти. Чаще всего таким приемом оказывается многократное повторение – универсальный способ, обеспечивающий механическое запоминание.

В подготовительной группе, где от ребенка требуется лишь простое воспроизведение небольшого по объему материала, такой способ запоминания позволяет справляться с нагрузкой. Но нередко он остается у дошкольников единственным. Это связано в первую очередь с тем, что в дошкольном возрасте ребенок не овладел приемами смыслового запоминания, его логическая память осталась недостаточно сформированной.

Основой произвольной памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании.

В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы: смысловое соотнесение, классификация, выделение смысловых опор, составление плана и др.

Прежде чем использовать прием классификации для запоминания материала, необходимо овладеть классификацией как самостоятельным умственным действием.

Процесс развития произвольной памяти  у дошкольников  должен быть специально организован, поскольку в подавляющем большинстве дети этого возраста самостоятельно (без специального обучения) не используют приемы смысловой обработки материала и с целью запоминания прибегают к испытанному средству – повторению. Но, даже успешно освоив в ходе обучения способы смыслового анализа и запоминания, дети не сразу приходят к их применению в учебной деятельности. К этому необходимо специальное побуждение со стороны взрослого.

В развитии произвольной  памяти  дошкольников  необходимо выделить еще один аспект, связанный с овладением в этом возрасте знаковыми и символическими средствами запоминания, прежде всего письменной речью и рисунком. По мере освоения письменной речи (в подготовительной группе) дети овладевают и опосредствованным запоминанием, используя такую речь, как знаковое средство. Однако и этот процесс у детей «происходит стихийно, неуправляемо, как раз на том ответственном этапе, когда складываются механизмы произвольных форм запоминания и припоминания».

Формирование письменной речи идет эффективно в ситуации, когда требуется не простое воспроизведение текста, а построение контекста. Поэтому для освоения письменной речи нужно не пересказывать тексты, а сочинять, при этом наиболее адекватный для детей вид словотворчества - сочинение сказок.

Подготовительный  возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемотехнической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. Важным ее условием является учет индивидуальных характеристик памяти ребенка; ее объема, модальности (зрительная, слуховая, моторная). Но независимо от этого каждый ребенок должен усвоить основное правило эффективного запоминания: чтобы запомнить материал правильно и надежно, необходимо с ним активно поработать и организовать его каким-либо образом.

В.Д. Шадриков и Л.В. Черемошкина выделили 13 мнемических приемов организации запоминаемого материала: группировка, выделение опорных пунктов, составление плана, классификация, структурирование, схематизация, установление аналогий, мнемотехнические приемы, перекодирование, достраивание запоминаемого материала, серийная организация, ассоциации, повторение.

Целесообразно сообщить дошкольникам и младшим школьникам информацию о различных мнемотехнических приемах запоминания и помочь в овладении теми из них, которые окажутся наиболее эффективными для каждого ребенка.

Намерение запомнить тот или иной материал еще не определяет содержание мнемической задачи, которую предстоит решить субъекту. Для этого он должен выделить в объекте (тексте) конкретный предмет запоминания, что представляет собой особую задачу. Одни школьники в качестве такой цели запоминания выделяют познавательное содержание текста (около 20% детей подготовительной группы), другие-его сюжет (23%), третьи-вообще не выделяют определенного предмета запоминания. Таким образом, задание трансформируется в разные мнемические задачи, что может быть объяснено различиями в мотивации и уровнем сформированности механизмов целеполагания.

Только в том случае, когда дети в состоянии самостоятельно определить содержание мнемической задачи, найти адекватные ей средства преобразования материала и сознательно проконтролировать их применение, можно говорить о мнемической деятельности, произвольной во всех своих звеньях. На этом уровне развития памяти к моменту окончания детского сада находится около 10% детей. Примерно столько же дошкольников самостоятельно определяют мнемическую задачу, но еще не достаточно владеют способами ее решения. Остальные 80% дошкольников либо вообще не осознают мнемическую задачу, либо она навязывается им содержанием материала.

Таким образом, любые попытки обеспечить развитие памяти разными способами без реального формирования саморегуляции (в первую очередь целеполагания) дают неустойчивый эффект. Решение проблемы памяти в старшем дошкольном возрасте - возможно только при планомерном формировании всех компонентов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЛИЯНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Влияние дидактической игры на развитие произвольной памяти  у детей дошкольного возраста и представлена подборка дидактических игр на развитие зрительной, слуховой и объема кратковременной зрител...

Развитие произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста

Важность развития произвольности памяти в дошкольном возрасте вызвана двумя причинами. Во-первых, осознанность и произвольность рассматривается в качестве центральных и определяющих сторон развития пс...

Дидактическая игра, как средство развития произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста

Получаемая человеком информация об окружающем мире и происходящих вокруг событиях, оставляет в его сознании и подсознании, определённый след. Отражённые в таком отпечатке моменты начинают воспринимать...

Статья на тему:"ИГРА С ПРАВИЛАМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

ТЕМА: "ИГРА С ПРАВИЛАМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"  Актуальность данной рабо...

Мастер-класс на тему: «Развитие произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр».

Мастер-класс на тему: «Развитие произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр»....

Статья на тему:"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР".

Публикация в сборнике "Актуальные проблемы и современные тенденции в развитии специальной педагогики и психологии" :материалы Всероссийской научной конференции, 23–26 марта 2015 г., г....

Особенности развитие внимания и памяти в старшем дошкольном возрасте. Что такое произвольность?

Знакомим родителей с понятиями произвольное и непроизвольное внимание, главная движущая сила развития внимания - интерес. Гаджеты , телевизор и внимание. Игры для развития памяти и внимания....