Собственная методическая разработка на тему: "Особенности проведения мастер – классов в детском саду".
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Гончарова Ульяна Валерьевна

Использование данных методических рекомендаций позволит обеспечить эффективное проведение мастер – классов в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_provedeniya_mk_v_detskom_sadu.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности проведения мастер – классов в детском саду.

Детский мастер-класс – это всегда праздник, сопряженный с радостью познания и творческого самовыражения! Обучение, проходящее в игровой форме, как нельзя лучше отвечает потребностям детей разных возрастов в освоении окружающего мира и открытии тех безграничных возможностей, которые представляет мир идей. Мастер-классы помогают детям лучше узнать себя и свои способности, они развивают внимательность, мелкую моторику и артистизм. Мастер-классы для детей дают возможность маленьким исследователям попробовать себя в разных областях деятельности, а создаваемое в ходе мероприятия творческое пространство открывает широкий простор для увлекательных экспериментов. При должном таланте ведущего дети легко вовлекаются в процесс усвоения новой информации, расширяющей кругозор, и освоения различных умений и навыков. Это гарантия того, что время не пройдёт даром. Как минимум, мастер-класс – это занимательное времяпрепровождение и источник позитивного настроя.

В настоящее время детские мастер-классы завоёвывают всё большую популярность. Существует множество их видов и направленностей. И это вполне оправданно. Ведь детям всё интересно, всё хочется потрогать, во всём поучаствовать. А родители, в свою очередь, хотят понять, к чему у их чад больше склонностей и способностей. Тематический обучающий мастер-класс вполне может им в этом деле помочь. Конечно, следует учитывать, что многое зависит от таланта ведущего, поэтому тут уж не получится дать никаких чётких советов и критериев выбора – всё в конечном итоге зависит от родительских симпатий, целей и приоритетов. Единственное пожелание – выбирать мастер-класс, который более-менее соответствует возрасту ребенка

   Очень условно можно разделить все мастер-классы на развлекательные и познавательные. Хотя все они в той или иной мере совмещают обучение с развлечением. Просто одни из них предполагают больше двигательной активности и умения импровизировать, а другие направлены на сосредоточенную, местами даже кропотливую работу руками. По форме преимущественной подачи материала можно выделить демонстрационные, обучающие и игровые мастер-классы. Сочетание двух и более подходов превращает мероприятие в настоящее интерактивное шоу.

Вот некоторые наиболее известные детские мастер-классы: кулинарные, мыловарение, оригами и бумагопластика, флористика, валяние, батик, витраж, вязание, кукольный театр, создание самодельных свечей, лепка из пластилина, роспись пряников и украшение пряничного домика, фоторамки и фотографирование, бисероплетение, декупаж, скрапбукинг, фигурки-травянчики, изготовление бижутерии, квиллинг, тряпичные куколки, керамика, плетение фенечек, приготовление конфет и создание конфетных композиций, поделки из фетра и аппликации, роспись футболок, посуды и деревянных игрушек, плетение косичек, мультипликация, поделки из природного материала. Даже премудрости чайной церемонии могут стать вполне достойным предметом для проведения соответствующего мастер-класса. И это далеко не полный список! Немалое количество мастер-классов посвящено подготовке к праздникам. Сюда входит создание всевозможных ёлочных игрушек, валентинок, оригинальных открыток на 23 февраля и 8 марта, подарков ко дню рождения, карнавальных костюмов и масок, а также подготовка небольших сценок, танцевальных и театральных номеров.

Ведущим мастер – класса в детском саду может быть:

  • Воспитатель
  • Специалист
  • Родитель
  • Ребёнок
  • Родитель и ребёнок
  • Группа детей

В любом случае, педагог курирует подготовку к МК, при необходимости проводит тренировки и репетиции, знакомит предполагаемых ведущих со способами и алгоритмами действий.

Участниками также могут быть:

  • Воспитатели
  • Дети
  • Родители
  • Родители с детьми


Мастер класс должен:

  • обладать логической завершенностью, быть результативным, содержать набор оптимальных средств решения целей и задач занятия;
  • демонстрировать личные интересы и особенности автора Мастер-класса, его образованность, широту кругозора, интерес к перспективе развития образования, умение выйти за рамки своего предмета, подняться до философских обобщений;
  • показать социальную и гражданскую зрелость.

При подготовке и проведении мастер-класса важно не только придерживаться выше описанному алгоритму, но и правильно определить собственную позицию ведущего. Это прежде всего позиция консультанта и советника, помогающего организовать  работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов деятельности. Проводя мастер – класс,  ведущий никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что  мешает в саморазвитии. Все задания ведущего  и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы. Это мягкое, демократичное, незаметное руководство деятельностью. Ведущий создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении, работает вместе со всеми, равен участнику мастер-класса в поиске знаний и способов деятельности.  Ведущий должен применять определённый стиль, проявляя свои личностные качества: коммуникативность,  общекультурное развитие,  интеллигентность, взгляды, убеждения, мировоззрение, характер, волю, темперамент и др.  Авторские технологии,  представляемые в рамках мастер-класса, не обладают свойством фотографической воспроизводимости;  однако каждая из них несёт идейный заряд, обладает множеством воспроизводимых деталей, приемов, элементов учительского мастерства. Эта личностно-процессуальная, аффективная инфраструктура авторской технологии очень трудно фиксируется на бумаге, но она передаётся путём примера, подражания через:

  • речь и голос (тон, сила, выразительность, дикция, интонация, техника речи);
  •  мимику, жест, управление эмоциями, чтение эмоционального состояния на лице;
  •  пантомимику (осанка, умение стоять, сидеть, наблюдать за поведение участников);
  • умение сосредоточиться на предмете разговора, владение мнемотехникой, аутогенной тренировкой, отсутствие скованности;
  •  искусство общения: психологическая избирательность, способность к педагогическому вниманию, эмпатия;
  •   импровизацию: умение работать по плану «в голове», привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациями;
  •   психологическую зоркость, умение вычислять «гениев» и поддерживать «отстающих»;
  • коммуникативную культуру, умение вести диалог, дискуссию;
  •  чувство времени

     Использование данных методических рекомендаций позволит обеспечить эффективное проведение мастер – классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ К ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТАЦИОННОЙ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Организация адаптационной группы раннего возраста в ДОУ способствует мягкой безболезненной адаптации ребенка к условиям детского сада. В игровой форме чередуются различные виды детской деятельности, п...

Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер - класса

Брошурка по проведению и подготовке мастер - класса для педагогов...

Методическая разработка по конструированию, ручному труду. Мастер – класс изготовления кукол – матрёшек из бросового материала.

Уважаемые коллеги, хочу поделиться очень простым и быстрым изготовлением кукол-матрёшек из бросового материала.Для работы нам понадобятся баночки из под дезодоранта, кусочки ткани, картинки кукольных ...

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ».

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении вп...