МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ».
учебно-методический материал по рисованию

 Матвеева Татьяна Олеговна

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_.docx270.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад

общеразвивающего вида с приоритетным направлением художественно –эстетического

развития воспитанников «Звездочка» п. Первомайский

Оренбургского района Оренбургской области

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

НА ТЕМУ:

«МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ».

Подготовила:

Воспитатель

Матвеева Татьяна Олеговна

2023г.


В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

Остановимся на рисовании.В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида:  предметное, сюжетное и декоративное.

Предметное:

Основная задача обучения рисованию изобразительной деятельности - формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами.
Общими задачами обучения рисованию отдельных предметов, для всех возрастных групп являются следующие:
-научить изображению формы и строения предмета, передаче пропорциональных соотношений частей, изменений в связи с несложным движением;
-научить изображению некоторых характерных деталей, делающих изображение выразительным, образным;
-передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа;
-развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами.

Для каждого возраста раскрываются свои задачи.

Сюжетное рисование:

Основная цель сюжетного рисования - научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности

 Общими задачами обучения сюжетному рисованию в детском саду являются следующие:

-научить передаче содержания темы, выделению в ней главного;
-научить передавать взаимодействия между объектами;
-научить правильно передавать пропорциональные соотношения между объектами и показывать их расположение в пространстве.

Начинается  со второй младшей группы, где детей учат создавать несложные композиции, повторяя изображение одного предмета (елочки на участке), и изображая разнообразные предметы. Учить располагать изображения по всему листу.

Сюжетное рисование с учебными целями вводится не ранее чем в средней группе, причем вначале как изображение 2-3 предметов, расположенных рядом.

Расположение нескольких предметов на одной линии является наиболее простым композиционным решением темы. Дети четырех лет способны усвоить, что в жизни предметы располагаются один возле другого, поэтому невозможно на месте одного предмета поместить еще один. Прямая линия, на которой дети рисуют предметы, является, по мнению Е. А. Флериной, тем ритмическим упрощением изображения пространства земли, которое доступно детскому пониманию.
Темы, предлагаемые детям, несложны: дом, около него растет дерево, стоит скамейка; дом или дерево, рядом гуляет девочка; трава, растут цветы, светит солнышко; по траве гуляют цыплята.
В этих рисунках сюжетное развитие действия ребята не показывают. Дети рисуют рядом 2-3 предмета, между которыми не будет действенной связи.
В средней группе дети знакомятся и с другим приемом композиции сюжетного рисунка - расположением предметов на всем листе. Воспитатель раздает ребятам листы бумаги определенных цветов, соответствующих изображаемому сюжету (зеленый - для поляны, голубой - для воды, желтый - для песка и т. д.), и они свободно располагают на выбранном цветном фоне задуманные объекты, используя всю плоскость листа (цветы на лугу, рыбки плавают).

Декоративное рисование

Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции.  

Знакомя детей с произведениями декоративного искусства различных областей и народностей нашей страны, педагог должен воспитывать в ребятах любовь к Родине, уважение к труду людей, создающих эту красоту.

Задачи:

-развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах;

-развивать чувство цвета;

-развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своем творчестве;

-совершенствовать технические навыки в рисовании кистью и карандашом.

Первоначальные изобразительные навыки дети приобретают в первой и второй младших группах, причем некоторые задания во второй младшей группе носят декоративный характер (например, украсить края платочка полосками). Но основная цель такого занятия - не создание узора, а закрепление умений проводить прямые линии в разных направлениях.

Непосредственное обучение декоративному рисованию начинается с детьми четырех лет.

Дети, знакомясь с декоративным рисованием, должны научиться ясно представлять себе, что такое ритм и симметрия, без чего декоративное искусство не может существовать. В декоративном рисовании развитие чувства цвета выделяется как важная задача. Цвет в расписном орнаменте тесно связан с композицией, в узоре они неотделимы друг от друга.

Уже с раннего возраста необходимо приучать детей к определенным правилам пользования материалом. Иначе дети будут привыкать к неправильной технике рисования, которая приведет к трудностям при выполнении в будущем более сложных рисунков.

Желательно пользоваться трехгранными карандашами, для правильного захвата пальчиками.

Очень важно с раннего детства приучать принимать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняясь низко над листом бумаги); учить бережно относиться  к материалам (промыв кисточку в воде, после окончания рисования класть на место).Учить держать карандаш тремя пальцами, выше отточенного конца;   кисть – чуть выше железного наконечника. Обмакивая кисть в баночку, снимать лишнюю краску , прикасаясь ворсом к краю баночки.

Цель моей работы с детьми: «Воспитать счастливую, психологически здоровую, творческую личность». Нестандартные подходы к организации образовательной деятельности, вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, раскрепощенными, уверенными, что их работа лучше всех.

Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка.

Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается можно создать соленую картинку, а ладошка может превратиться в голубого слоника. Серая клякса может стать деревом, а морковка с картошкой могут удивить необычными узорами.

Например, с детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:

  • рисование пальчиками;
  • рисование ладошками;
  • печать из ниток;
  • печать из картофеля или морковки.

С детьми среднего дошкольного возраста можно попробовать:

  • отпечатки-картинки;
  • печать пластилином;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошки;
  • рисование ватными палочками;
  • волшебные ниточки;
  • монотипия (симметричное рисование).

А с детьми старшего дошкольного возраста можно освоить более сложные техники:

  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • рисование солью;
  • кляксография;
  • пластилинография;
  • граттаж (воскография);
  • фроттаж.

Каждая из этих нетрадиционных техник - это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Эти техники развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения.


Мастер – класс «Нетрадиционная техника рисования»

Цель: Способствовать формированию представлений у педагогов о рисовании непосредственно пеной для бритья и получения рисунка при её помощи.

Задачи:

• Показать педагогам основные способы рисования пеной для бритья: монотипия, объёмные краски.

• Упражнять в изготовлении творческих работ в данной технике.

• Способствовать творческой самореализации педагогов.

• Создать психологически-комфортную обстановку.

Оборудование: гуашь (синяя, зелёная, жёлтая, красная, коричневая, кисти разного размера, линейка, бумага, салфетка, клей ПВА, трафареты на картоне с изображением радуги и мороженного, пена для бритья, ёмкости для приготовления краски.

Я предлагаю вам сегодня познакомиться с некоторыми нетрадиционными техниками рисования. «Рисование на пене для бритья» и «Рисование пеной для бритья».

Рисование пеной для бритья — процесс увлекательный и интересный. Пена приятна на ощупь, дарит новые тактильные ощущения и приятный запах. Легко смывается с рук, одежды и любой поверхности.

Рисование пеной для бритья, смешанной в равных пропорциях с клеем ПВА-очень занятный способ. Картина получается объемной и "мягкой" на вид, хотя через несколько дней пенка опускается, но все равно изображение остается интересным, пористым, выглядит необычно. В такой технике можно рисовать зимние пейзажи, можно капать на пенку разноцветные акварельные краски и с помощью тонких кисточек или зубочисток выводить замысловатые узоры, получать красивые эффекты.

Творчество с использованием такой нетрадиционной техники рисования создаёт положительную мотивацию к рисованию, расслабляет, будит фантазию и дарит массу положительных эмоций!

Есть несколько вариантов нанесения краски на основу.

Наносим «Пенную краску» на готовый контур или придумываем рисунок самостоятельно.

1. Вариант. Краску можно наносить кистью, ложкой, вилкой, палочкой от мороженного.

2. Вариант. «Пенную краску» помещаем в плотный пищевой пакет (или тюбик). Отрезаем ножницами кончик пакета, получается своего рода кондитерский шприц. Надавливая на пакет с краской, создаём рисунок.

Мы с вами будем рисовать кистью

Для работы нам понадобится: ёмкости для приготовления краски (ёмкостей должно быть столько, сколько цветов нам понадобится, широкая кисть, трафареты на картоне с изображением радуги и мороженного, салфетки.

Готовим «пенные краски»

Необходимые материалы для приготовления краски:

• Пена для бритья;

• Клей ПВА;

• Пищевые красители или гуашь.

1. Для приготовление объёмных красок нам потребуется смешать в равных пропорциях клей ПВА с пеной для бритья.

- В ёмкость налейте клей ПВА и добавьте пену для бритья;

- Влейте несколько капель пищевого красителя/гуаши и тщательно всё перемешайте. Учтите, что цвет краски после высыхания получится темнее, чем первоначальный цвет готовой смеси.

2. Рисовать объёмными красками лучше на картоне или плотной бумаге. Лучше выбирать простые крупные формы - в такой технике они будут смотреться более выигрышно.

3. Возьмите широкую кисть и нанесите на рисунок толстый слой краски.

4. Готовый рисунок оставляем сохнуть, время сушки - около 3 часов.

В итоге получается объёмная картина.

На этом мы заканчиваем. Надеюсь, Вам было интересно.

Я хочу подвести итог словами Жан-Жака Руссо: «Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают на пользу его ума».

Благодарю вас за активное участие в мастер-классе, творческих вам успехов, интересных задумок и успешной реализации педагогических планов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

организация и проведение изобразительной деятельности в детском саду

Влияние иобразительной деятельности на умственное, сенсорное, нравственное и трудовое воспитание детей.Организация и структура занятий состоящая из трёх этапов....

"Организация и проведение изобразительной деятельности в детском саду "

Презентация "Организация и проведение изобразительной деятельности в детском саду " для начинающих педагогов. В ней кратко вассказывается как организовать ИОЗО деятельность в детском саду....

Методическая разработка «Организация и проведение "Утреннего круга" в детском саду»

Учить детей взаимодействовать в детском коллективе, выстраивать дружеские отношения, проявлять инициативу в заботе об окружающих, развивать умение контролировать свое поведение, планировать свои дейст...

Методическая разработка «Организация и проведение "Утреннего круга" в детском саду»

Методическая разработка «Организация и проведение "Утреннего круга" в детском саду»Цель данной технологии:  • развитие связной речи детей,  • раскрытие «я» ребенка (познанию его себя, своих мыслей...

Методическая разработка «Организация и проведение "Утреннего круга" в детском саду»

Методическая разработка «Организация и проведение "Утреннего круга" в детском саду»Цель данной технологии:  • развитие связной речи детей,  • раскрытие «...