организация и проведение изобразительной деятельности в детском саду
статья по рисованию на тему

Влияние иобразительной деятельности на умственное, сенсорное, нравственное и трудовое воспитание детей.

Организация и структура занятий состоящая из трёх этапов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx35.73 КБ

Предварительный просмотр:

Организация и проведение

изобразительной деятельности в детском саду

В изобразительной деятельности выделяется три вида – рисование, лепка, аппликация. И все они в полной мере влияют на всестороннее развитие ребенка, а именно: на умственное развитие. Ведь мыслительная деятельность ребенка находится в зависимости от деятельности руки. Благодаря руке ребенок получает более дифференцированные сведения о форме предметов, о пространстве и величине. На занятиях по изобразительной деятельности дети учатся анализировать и сравнивать. Непосредственное, наглядное, чувственное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами составляет область сенсорного развития ребенка, т.е. происходит знакомство и овладение знаниями о цвете, форме, величине, положении в пространстве. Рисование, лепка и аппликация способствуют эстетическому развитию, формируют творческое воображение. Так же изобразительная деятельность развивает нравственные качества. Особенно это проявляется на коллективных занятиях, когда возникает необходимость делиться, оказывать помощь друг другу, советоваться и договариваться. Для создания рисунка, лепки или аппликации необходимо проявить усилие, приложить труд, овладеть умениями лепить, вырезать, рисовать предмет, а также овладеть техническими навыками. Все это влияет на развитие таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. Участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них – один из видов трудового воспитания, осуществляемый в процессе  изобразительной деятельности.

Таким образом, изобразительная деятельность влияет на умственное, сенсорное, эстетическое, нравственное и трудовое воспитание детей.

Для полноценного проведения рисования, лепки и аппликации педагогу необходимо знать методику проведения занятия и владеть техническими приемами и навыками. Как правило, занятия по изобразительной деятельности проводятся фронтально. Для успешного его проведения большое значение имеет хорошая заблаговременная подготовка к нему. Подготовка  занятия складывается из подготовки материала для работы детей, материала для показа и объяснения воспитателя и подготовленности самого воспитателя.  К подготовке материала относится следующее:

1.Подбор и нарезка бумаги нужного цвета, формы и размера для рисования и аппликации. При заготовке бумаги всегда следует иметь 5-10 листов запасных. Она дается детям, быстро выполнившим задание, с предложением нарисовать, что они хотят. Иногда приходятся сменить лист ребенку, нечаянно залившему бумагу краской или по другой причине.

2.Подбор красок и приготовление оттенков, необходимых для данного занятия. Все краски во флаконах необходимо заранее проверить и, если требуется залить водой (1ч.л. воды) и размешать щетинной кистью до тех пор, пока не получится ровная однородная масса консистенции жидкой сметаны.

3.Проверка наличия и состояния кистей, карандашей, салфеток, клеенок, банок для воды. Воду в банки наливают в день занятия, примерно на 3-4 см. ниже верхнего края горла банки.

4.Подбор и нарезка цветной бумаги для аппликации. Вырезывание правильных геометрических фигур и декоративных элементов нужного размера, изготовление шаблонов, трафаретов.

5.Приготовление и разлив по чашечкам клея из пшеничной муки.

6.Приготовление и скатывание исходной формы из пластилина. Утром в день занятия следует положить пластилин в теплое место, чтобы к моменту работы он был достаточно мягок и пластичен.

7.Подготовка материала для демонстрации во время объяснения воспитателя. Сюда может входить: а) подбор натуры или модели; б) приготовление образца; в) материал для показа приемов рисования, вырезывания или лепки.

Весь перечисленный материал, как для работы детей, так и для показа воспитателем должен быть заранее хорошо продуман и тщательно подготовлен. Заготовка  материала к таким занятиям, как аппликация или рисование требует много времени, поэтому готовить его нужно накануне, а иногда и еще раньше. На утро можно оставить мелкие дела, такие как надписывание листов бумаги, скатывание исходной формы из пластилина, варка клея для аппликации, разлив приготовленных красок в чашечки.

Организация занятий.

Целесообразно закрепить за каждым ребенком постоянное место. Примерно раз в полугодие следует производить новое распределение мест. Необходимо определить место для мольберта, на котором производится показ, крепится образец и т.д.  Свет на него должен падать слева или право, чтобы все показываемое было хорошо видно. При расстановке столов в 2 ряда мольберт располагается по оси прохода на расстоянии 2 м от передних столов. Если столы стоят в 3 ряда – то по оси среднего ряда, но на расстоянии не менее2,5 метров.

К подготовке материала следует привлекать детей.  Как показала практика целесообразно сочетать работу дежурных (начиная со средней группы) с самообслуживанием детей. Это дисциплинирует детей, создает серьезный, деловой настрой на занятие.  Все оборудование и материал к занятиям следует размещать в определенном месте, чтобы дети знали, откуда взять все необходимое для занятияи убрать после его окончания.

Процесс занятия делится на 3 части: 1) вступительная часть; 2) руководство процессом выполнения работы; 3) заключительная часть – просмотр и оценка детских работ.

Структура первой части занятия примерно такова:

1.Сообщение содержания предстоящей работы, создание интереса и эмоционального настроя.

2.Анлиз изображаемого (натуры, образца), напоминание о виденном ранее, чтение художественной литературы. Беседа с детьми.

3.Конкретные указания к выполнению работы. Активное участие детей в пояснениях и показе приемов выполнения.

Перед тем как приступить к работе, дети должны хорошо уяснить, с чего им следует начинать и как действовать во второй части занятия. В процессе выполнения детьми самой работы воспитатель должен руководить занятием в целом, а также уделять внимание отдельным детям. Иногда бывает полезно вскоре после начала занятия показать всем детям удачно начатую работу и подчеркнуть, что в ней хорошо выполнено. После того, как налажена работа группы в целом, можно на время перейти к индивидуальному руководству. Однако, спешить с помощью не стоит, надо дать возможность  ребенку самому справиться с возникшими трудностями. Если же он действительно не справляется, то следует ему помочь, в основном в форме наводящих вопросов, советом и лишь в редких случаях показом изображения и то только на отдельном листе, а не на рисунке ребенка. Если намечается какое-либо общее затруднение или ошибка, то надо предложить всем детям приостановить работу и прослушать дополнительное разъяснения.

Заключительная часть занятия – просмотр и оценка детских работ детьми и воспитателем. Анализ детских работ проводится тотчас же после окончания занятия или после прогулки (в первой и второй младших группах анализ ограничивается общей одобрительной оценкой работ). В первом случае между процессом работы и анализом необходим небольшой перерыв, чтобы дать физическую разминку детям. Целесообразно предложить воспитанникам встать из-за столов и убрать индивидуальное оборудование, а затем собрать их полукругом или опять посадить на свои места и дать оценку проделанной работе. Очень активно и плодотворно проходит анализ работ после прогулки занимает он всего5-7 минут, что не нарушает общего режима детской жизни. Вопросы, задаваемые воспитателем должны быть разнообразными. При работе по замыслу следует привлечь внимание детей к тому новому и интересному, что проявилось в какой-либо работе. При оценке сюжетных и предметных работ  акцент делается на образность, характерность персонажа (самый смешной, веселый, лучше всех танцующа Матрешка) и выразительность действий (лиса подкрадывается, цыпленок ловит жука). В рисунках  с натуры вопросы к детям должны натолкнуть их на сопоставление рисунка с натурой, на правильность строение предмета. Во всех случаях следует обращать внимание детей на эстетические качества работы – красоту цветосочетания, расположение на листе бумаги, иногда на чистоту и аккуратность выполнения. После ответов детей на вопросы и их самостоятельных высказываний заключительные слова говорит воспитатель. Он дает общую оценку занятию, выделяя в отдельных работах то, что он считает в данный момент важным. Этим подводится итог занятия.