Представление педагогического опыта Дорофеевой Натальи Михайловны - воспитателя МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №73»
методическая разработка по теме

Дорофеева Наталья Михайловна

 

Представление педагогического опыта Дорофеевой Натальи Михайловны -  воспитателя МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №73»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_ped._opyta.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта

Дорофеевой Натальи Михайловны -  воспитателя МАДОУ

«Центр развития ребенка – детский сад №73»

Актуальность и перспективность опыта.

 В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания подрастающего поколения.

Нравственно-патриотическое воспитание детей на современном этапе — одна из основных задач дошкольного образования, важной частью которого является знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город. Задача педагогов и родителей как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, развивать интерес к истории своего края.

Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Преданность к отечеству нужно воспитывать, прежде всего, через воспитание у детей любви и уважения к родному дому, улице, городу. Если маленький гражданин нашей большой страны будет знать свой родной край: особенности природного края, его достопримечательности, историю, то он вырастет настоящим гражданином нашей Родины.

Формированию нравственных ценностей у детей придавал огромное значение в своей педагогике К.Д. Ушинский. Нравственное воспитание, по его мнению, должно быть неразрывно связано с умственным и трудовым воспитанием детей.

Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: 

- особенности дошкольного возраста, 

- многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, 

-отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы). 

Таким образом, система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы невозможна без  знания традиций своей Родины, своего края. 

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы комплексного взаимодействия, сотрудничества, сотворчества детей и взрослых через применение технологии проектирования, вовлечение всех субъектов в социально-значимую деятельность, создающей благоприятные условия для формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников.

Теоретическая база опыта:

Изучив методическую, педагогическую литературу, был определен круг авторов, чьи позиции по вопросам нравственно- патриотического воспитания детей через ознакомления с родным городом наиболее близок.   Это прежде всего: Н.В.Алешина "Патриотическое воспитание дошкольников", К.Д.Ушинский, который  ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность, богатый материал для воспитания любвик Родине, развитие личности в духе патриотизма. Особый вклад в научное обоснование нравственно - патриотического воспитания дошкольников внесли Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, Е.И.. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине эти педагоги считают накопление ими социального опыта жизни: о своем селе, городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Технология опыта.

На аналитическом, теоретическом и практическом этапах используются разнообразные формы взаимодействия с субъектами воспитательно-образовательного пространства: педагогами, детьми и родителями.

На первоначальном этапе применяется метод всестороннего обследования детей по вопросам нравственно-патриотического воспитания.

Для повышения профессионального мастерства педагогов и уровня культуры и знаний родителей проводятся теоретические и практические семинары, родительские собрания в нетрадиционной форме, даются консультации, организуются экскурсии по историческим и культурным местам города.

Для формирования нравственно-патриотического воспитания дошкольников ДОУ создана развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО, способствующая обогащению знаний детей о Мордовии:

-мини-музей краеведения, где собраны национальная одежда, предметы быта;

-составлена картотека мордовских народных игр;

-собрана историческая и художественная литература на мордовском и русском языках о  Мордовии;

- в каждой возрастной группе оборудованы уголки национальной культуры.

Используются следующие наглядные пособия:

- герб, флаг и карта Республики Мордовии;

-папки- передвижки «Люби и знай свой родной край»;

-фотоальбомы достопримечательностей г. Саранска;

-фотографии писателей, спортсменов Мордовии;

- куклы в национальных костюмах;

-уголок национальной культуры;        

- книги и альбомы о Мордовии.

Анализ результативности работы показал, что возрос уровень знаний детей о своем городе, его структуре, достопримечательностях, интерес к истории культуре, чувство причастности к жизни своей малой родины:

высокий уровень составил - 78 %, средний - 22 %.

Результат работы позволяет сделать вывод, что использование программы «Лейне» в целях формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников является весьма действенным и эффективным.

Самым сложным в работе по знакомству с родным краем является составление рассказов для дошкольников, так как в методической литературе таких рассказов мало. Иногда подобные рассказы бывают очень сложными для детей. Поэтому,  составляя рассказ об истории родного края, желательно учитывать следующее:

-рассказ обязательно должен сопровождаться наглядным материалом; это могут быть фотографии, репродукции, слайды, простейшие схемы, рисунки мелом на доске и др.;

-рассказ воспитателя должен быть не чистым монологом, а диалогом, т. е. в процессе объяснения необходимо обращаться к детям с теми или иными вопросами,  активизировать их внимание, вызывая интерес, любопытство, стремление узнать что-то самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому;

-воспитателю нет необходимости называть даты, потому что они ни о чем не говорят и в то же время затрудняют восприятие материала. Лучше использовать такие выражения: « Это было очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими же маленькими, как вы» или « Это было очень-очень-очень давно, когда ваших мам, бабушек и дедушек не было на свете». Этого достаточно, чтобы дети поняли, что они не современники рассказанных событий;

-язык рассказа должен быть очень простым; если встречаются незнакомые слова, то их необходимо пояснить;

-рассказывая о каком-либо здании, не надо подробно рассматривать архитектуру, использовать специальную терминологию.

Выводы, рекомендации: представленный опыт соответствует критериям передового педагогического опыта, так как ему присущи актуальность, высокая результативность, оптимальность, стабильность, научность.

Опыт может быть использован в массовой практике.

В процессе инновационной деятельности Дорофеевой Н.М. была проявлена целенаправленная работа по формированию у детей знаний о родном крае. Опыт работы Натальи Михайловны обобщен в работе программы дополнительного образования « Лейне» («Родничок») и распространен в рамках проведения курсов стажировки руководителей ДОУ г. Пензы и Пензенской области в декабре 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта воспитателя МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №6"

Обобщение опыта воспитателя МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №6"...

Представление воспитателя МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №6"

Представление воспитателя МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №6" Макшаевой Светланы Валерьевны...

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 1 "Бэлэкэч" Воспитателя Кукаркиной Оксаны Олеговны

Цель:- повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность,  формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельности;- внедрять в работу новые методы и направле...

Представление педагогического опыта Власовой Марины Викторовны, воспитателя МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №6» ТЕМА: «Развивающая предметно-пространственная среда группы как условие художественно-эстетического развития детей дошкольного возра

DВ статье раскрываются особенности организации развивающей предметно-пространственной среды,направленной на художественно-эстетическое развитие детей дошкольноговозраста. Описаны формы, методы, приемы...

АТТЕСТАЦИЯ 2019 г. Представление педагогического опыта «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка»

АТТЕСТАЦИЯ 2019 г. Представление педагогического опыта «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка»...