Представление педагогического опыта Дорофеевой Натальи Михайловны - воспитателя МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №73»
методическая разработка по теме
Представление педагогического опыта Дорофеевой Натальи Михайловны - воспитателя МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №73»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление педагогического опыта
Дорофеевой Натальи Михайловны - воспитателя МАДОУ
«Центр развития ребенка – детский сад №73»
Актуальность и перспективность опыта.
В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания подрастающего поколения.
Нравственно-патриотическое воспитание детей на современном этапе — одна из основных задач дошкольного образования, важной частью которого является знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город. Задача педагогов и родителей как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, развивать интерес к истории своего края.
Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Преданность к отечеству нужно воспитывать, прежде всего, через воспитание у детей любви и уважения к родному дому, улице, городу. Если маленький гражданин нашей большой страны будет знать свой родной край: особенности природного края, его достопримечательности, историю, то он вырастет настоящим гражданином нашей Родины.
Формированию нравственных ценностей у детей придавал огромное значение в своей педагогике К.Д. Ушинский. Нравственное воспитание, по его мнению, должно быть неразрывно связано с умственным и трудовым воспитанием детей.
Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин:
- особенности дошкольного возраста,
- многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире,
-отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).
Таким образом, система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы невозможна без знания традиций своей Родины, своего края.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы комплексного взаимодействия, сотрудничества, сотворчества детей и взрослых через применение технологии проектирования, вовлечение всех субъектов в социально-значимую деятельность, создающей благоприятные условия для формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников.
Теоретическая база опыта:
Изучив методическую, педагогическую литературу, был определен круг авторов, чьи позиции по вопросам нравственно- патриотического воспитания детей через ознакомления с родным городом наиболее близок. Это прежде всего: Н.В.Алешина "Патриотическое воспитание дошкольников", К.Д.Ушинский, который ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность, богатый материал для воспитания любвик Родине, развитие личности в духе патриотизма. Особый вклад в научное обоснование нравственно - патриотического воспитания дошкольников внесли Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, Е.И.. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине эти педагоги считают накопление ими социального опыта жизни: о своем селе, городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Технология опыта.
На аналитическом, теоретическом и практическом этапах используются разнообразные формы взаимодействия с субъектами воспитательно-образовательного пространства: педагогами, детьми и родителями.
На первоначальном этапе применяется метод всестороннего обследования детей по вопросам нравственно-патриотического воспитания.
Для повышения профессионального мастерства педагогов и уровня культуры и знаний родителей проводятся теоретические и практические семинары, родительские собрания в нетрадиционной форме, даются консультации, организуются экскурсии по историческим и культурным местам города.
Для формирования нравственно-патриотического воспитания дошкольников ДОУ создана развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО, способствующая обогащению знаний детей о Мордовии:
-мини-музей краеведения, где собраны национальная одежда, предметы быта;
-составлена картотека мордовских народных игр;
-собрана историческая и художественная литература на мордовском и русском языках о Мордовии;
- в каждой возрастной группе оборудованы уголки национальной культуры.
Используются следующие наглядные пособия:
- герб, флаг и карта Республики Мордовии;
-папки- передвижки «Люби и знай свой родной край»;
-фотоальбомы достопримечательностей г. Саранска;
-фотографии писателей, спортсменов Мордовии;
- куклы в национальных костюмах;
-уголок национальной культуры;
- книги и альбомы о Мордовии.
Анализ результативности работы показал, что возрос уровень знаний детей о своем городе, его структуре, достопримечательностях, интерес к истории культуре, чувство причастности к жизни своей малой родины:
высокий уровень составил - 78 %, средний - 22 %.
Результат работы позволяет сделать вывод, что использование программы «Лейне» в целях формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников является весьма действенным и эффективным.
Самым сложным в работе по знакомству с родным краем является составление рассказов для дошкольников, так как в методической литературе таких рассказов мало. Иногда подобные рассказы бывают очень сложными для детей. Поэтому, составляя рассказ об истории родного края, желательно учитывать следующее:
-рассказ обязательно должен сопровождаться наглядным материалом; это могут быть фотографии, репродукции, слайды, простейшие схемы, рисунки мелом на доске и др.;
-рассказ воспитателя должен быть не чистым монологом, а диалогом, т. е. в процессе объяснения необходимо обращаться к детям с теми или иными вопросами, активизировать их внимание, вызывая интерес, любопытство, стремление узнать что-то самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому;
-воспитателю нет необходимости называть даты, потому что они ни о чем не говорят и в то же время затрудняют восприятие материала. Лучше использовать такие выражения: « Это было очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими же маленькими, как вы» или « Это было очень-очень-очень давно, когда ваших мам, бабушек и дедушек не было на свете». Этого достаточно, чтобы дети поняли, что они не современники рассказанных событий;
-язык рассказа должен быть очень простым; если встречаются незнакомые слова, то их необходимо пояснить;
-рассказывая о каком-либо здании, не надо подробно рассматривать архитектуру, использовать специальную терминологию.
Выводы, рекомендации: представленный опыт соответствует критериям передового педагогического опыта, так как ему присущи актуальность, высокая результативность, оптимальность, стабильность, научность.
Опыт может быть использован в массовой практике.
В процессе инновационной деятельности Дорофеевой Н.М. была проявлена целенаправленная работа по формированию у детей знаний о родном крае. Опыт работы Натальи Михайловны обобщен в работе программы дополнительного образования « Лейне» («Родничок») и распространен в рамках проведения курсов стажировки руководителей ДОУ г. Пензы и Пензенской области в декабре 2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/09/picture-326499-1383947184.jpg)
Обобщение опыта воспитателя МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №6"
Обобщение опыта воспитателя МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №6"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/09/picture-326499-1383947184.jpg)
Представление воспитателя МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №6"
Представление воспитателя МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №6" Макшаевой Светланы Валерьевны...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/10/picture-706529-1447180830.jpg)
Представление педагогического опыта воспитателя МАДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад №73" Цыгановой О.В.
Педагогический опыт...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/11/picture-665912-1441996807.jpg)
Представление педагогического опыта воспитателя МАДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад №73" Киржаевой Н.С.
Педагогический опыт...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/15/picture-1067110-1539625660.jpg)
Индивидуальный план профессионального развития воспитателя МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 1 "Бэлэкэч" Воспитателя Кукаркиной Оксаны Олеговны
Цель:- повышать педагогический уровень, профессиональную компетентность, формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельности;- внедрять в работу новые методы и направле...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/06/picture-1078919-1541536639.jpg)
Представление педагогического опыта Власовой Марины Викторовны, воспитателя МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №6» ТЕМА: «Развивающая предметно-пространственная среда группы как условие художественно-эстетического развития детей дошкольного возра
DВ статье раскрываются особенности организации развивающей предметно-пространственной среды,направленной на художественно-эстетическое развитие детей дошкольноговозраста. Описаны формы, методы, приемы...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/15/picture-960580-1576434180.jpg)
АТТЕСТАЦИЯ 2019 г. Представление педагогического опыта «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка»
АТТЕСТАЦИЯ 2019 г. Представление педагогического опыта «Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка»...