Роль музыкального руководителя в создании условий для эмоционального благополучия дошкольников
методическая разработка на тему

Быковских Надежда Львовна

Доклад на тему "Роль музыкального руководителя в создании условий для эмоционального благополучия дошкольников"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Роль музыкального руководителя в создании условий для эмоционального благополучия дошкольников.

Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников с отклонениями в эмоциональной сфере. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. От того, какое эмоциональное состояние преобладает у ребенка  - зависит то, как он будет воспринимать новую информацию, да и в целом окружающий мир.

Вследствие занятости родителей и подмены их телевизором или компьютером у дошкольников скудеет фантазия и эмоциональный фон. А ведь эмоциональная система у детей дошкольного возраста еще незрелая, и поэтому у детей существуют проблемы с выражением своих эмоций. Эти проблемы связаны, в первую очередь, с запретами родителей и родственников на громкий смех, шум, на выражение страха, обиды, гнева. Всё это часто вызывает у дошкольников стресс, находясь в котором продолжительный период они испытывают огромный эмоциональный дискомфорт, который влечет за собой нарушение психического и физического здоровья. Недостаток обычного общения детей со сверстниками и взрослыми негативно влияет на эмоциональную сферу ребёнка и часто усугубляет неадекватные эмоциональные реакции  детей. А ведь любое личностное общение играет основную роль в обогащении чувственной сферы.

Поэтому работа, направленная на создание условий для эмоционального благополучия дошкольника очень актуальна и важна.

В настоящее время в результате реформирования системы дошкольного образования появляются новые программы дошкольного воспитания, методические материалы, направленные, в основном, на интеллектуальное развитие детей, а вот развитию эмоционального благополучия дошкольника не всегда уделяется полноценное внимание.

Однако, как справедливо указывали Л. С. Выготский и А. В. Запорожец, только гармоничное взаимодействие интеллектуального и эмоционального развития может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Для развития эмоциональной сферы, как базиса психики ребенка, важно, чтобы его развитие проходило в свойственных ребенку видах деятельности - игре, рисовании, пении и танце.

Дошкольный возраст - благодатный период для того, чтобы научить детей соответствующим образом направлять и проявлять свои эмоции. Грамотно построенная педагогическая работа обогащает эмоциональный опыт дошкольников, что значительно снимает или даже устраняет недостатки в их эмоциональном развитии и благополучии. Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка, но особую роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Поэтому, на музыкального руководителя возлагается огромная ответственность за своих воспитанников, за их эмоциональное благополучие.

Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования  является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка является и одной из основополагающих задач дошкольного воспитания.

Эмоциональное благополучие определяется как положительно окрашенное эмоциональное самочувствие ребенка, характеризуемое ощущением значимости, принятия, доверия, нужности, и возникающее в результате удовлетворения фундаментальных потребностей в безопасности, любви, уважении,  самовыражении и общении. Эмоциональное благополучие дошкольника обуславливается разнообразными факторами: физическое самочувствие, психологический климат в семье, самооценка ребенка, его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, стили общения педагогов с детьми (К. Н. Вентцель).

Показатели эмоционального благополучия:

- физическое здоровье;

- самореализация в деятельности, которая основана на активности и позволяет пережить «гордость за достижения»;

- наличие референтного круга общения, в котором ребенок получает признание своей личности и достижений со стороны сверстников и взрослых;

- адекватно высокая самооценка, обеспечивающая ребенку самоуважение.

        На основе изученной психологической  и методической литературы по данной теме, мною составлены рекомендации для музыкальных руководителей.

Рекомендации для музыкальных руководителей

«Создание условий для эмоционального благополучия дошкольников».

1. Всем педагогам дошкольного образовательного учреждения (в том числе и музыкальному руководителю) необходимо в единстве обеспечивать эмоциональное благополучие дошкольников через создание интерактивной образовательной среды как одного из требований ФГОС.

2. Музыкальному руководителю необходимо учитывать психолого-педагогические условия ФГОС, необходимые для сохранения эмоционального благополучия дошкольников:

- уважение к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

- использование в образовательной деятельности (на музыкальных занятиях, в свободной деятельности детей, на праздничных и досуговых мероприятиях) форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;

- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя с детьми, ориентируясь на интересы и возможности каждого ребёнка;

- поддержка музыкальным руководителем положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах музыкальной деятельности и на праздничных мероприятиях;

- поддержка инициативы и самостоятельности детей на музыкальных занятиях и в свободной деятельности в группах;

- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

- защита детей от всех форм физического и психического насилия;

- поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

3. Учитывая то, что в ФГОС закреплен игровой характер обучения, музыкальному руководителю нужно использовать в работе больше игровых методических приёмов.

4. В своей работе музыкальный руководитель должен применять разнообразные технологии, методы и приёмы, в том числе и инновационные.

5. Музыкальному руководителю необходимо создавать и обновлять предметно-развивающую среду в музыкальном зале и в музыкальных уголках в группах.

6. Музыкальному руководителю необходимо чаще использовать в своей работе методы повышения эмоциональной активности.

7. Музыкальному руководителю совместно с воспитателями и другими специалистами дошкольного учреждения необходимо создавать благоприятную, творческую атмосферу для развития ребёнка и  его самоактуализации.

8. Речь музыкального руководителя в общении с детьми должна быть вдохновенна и выразительна.

9. Музыкальный руководитель должен в совершенстве владеть не только знаниями и умениями своей профессии, но и психологическими знаниями, и педагогическим мастерством.

В нашем детском саду ведётся активная работа по созданию интерактивной образовательной среды, которая предполагает открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников. В связи с этим есть возможность вовлечения родителей в образовательный процесс. Мы проводим совместные музыкально-спортивные, развлекательные мероприятия, концертные выступления для старшего поколения, беседы с родителями, оформляем консультации в групповых комнатах и на сайте МАДОУ «Детский сад «Радуга», привлекаем родителей для организации совместных походов. Также на сайте нашего детского сада мы информируем родителей об образовательном процессе, проведённых мероприятиях, выкладываем фотоотчёты с праздников. Для воспитателей проводятся консультации и тренинги по проблеме эмоционального благополучия детей. На занятиях и во время досуговых мероприятий наши воспитанники обогащают эмоциональную сферу, знакомясь с опытом сверстников, с литературой, изобразительным искусством, кукольными спектаклями и музыкой.

 Таким образом, созданы все условия для эмоционального благополучия детей.

На мой взгляд, роль музыкального руководителя в создании условий для эмоционального благополучия дошкольников очень важна. Поэтому, я стараюсь в своей работе создавать благоприятные условия, предоставляя своим воспитанникам простор для дальнейшей творческой самореализации.

В своей работе я применяю разнообразные технологии, методы и приёмы, в том числе и инновационные. Например, провожу логоритмические задания и музыкальные игры. С целью создания условий для развития эмоциональной сферы дошкольников использую технологию О. П. Радыновой «Развитие  творческого   слышания   музыки», которая построена  на  основе концепции, обосновывающей  важность  накопления в  раннем  возрасте   музыкально-интонационного  опыта  восприятия  высокого  искусства  в  разных  видах   музыкальной  деятельности.  В своей работе использую разработанные мною комплекс карточек с условно-образным изображением содержания музыки и пособие «Термины-синонимы», составленный мною фотоальбом «Природа родного края» и другие пособия.

Для проведения совместной деятельности с детьми применяю компьютерные технологии (презентации, буклеты, видео).

Для проведения непосредственно образовательной деятельности осуществляю оптимальный отбор методов, форм и средств обучения и воспитания, учитывая психофизические возможности каждой возрастной группы. Чтобы музыкальные занятия были интересными и разнообразными, помимо традиционных, применяю и нетрадиционные виды занятий. Такие, как занятия-соревнования, занятия-путешествия, занятия-фантазии.

В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы воспитание и обучение носило творческий характер, создаю ситуации практического и условного плана. Дети участвуют в этюдах, музыкально-дидактических играх, учатся в распознавании эмоционального состояния с опорой на изображение, музыкальное произведение. В результате у детей углубляется понимание эмоциональных состояний, развивается способность к выражению эмоций, они овладевают навыками определения произведений, учатся правильно изображать музыку в рисунках, музыкальных импровизациях, играх.

На занятиях и во время проведения досуговых мероприятий я стараюсь преподносить художественный материал в увлекательной форме, используя игровые методы и приёмы. Например, в своей работе я применяю игровые приёмы Сергея  и Татьяны Беляевых, Е. И. Юдиной. Игровая методика вызывает положительный эмоциональный отклик у детей и позволяет достигнуть хороших результатов.    

Соответствуя программе «Учимся, играя», я применяю в своей работе некоторые методы повышения эмоциональной активности, разработанные профессором С. А. Смирновым: игровые и воображаемые ситуации, придумывание рассказов, сюрпризные моменты, элементы творчества и новизны, юмор и шутку, соревнования и поощрения.

Учитывая возрастные особенности детей, внедряю в свою деятельность здоровьесберегающие технологии: провожу физминутки, танцевальные упражнения. Для развития песенного творчества дошкольников  мною применяется фонопедический метод развития голоса В. В. Емельянова.

На мой взгляд, грамотно организованная предметно-развивающая среда в музыкальном зале и в музыкальных уголках  в группах положительно влияют на психологическую комфортность и эмоциональное благополучие ребенка. Поэтому, в системе обновляю предметно-развивающую среду в музыкальном зале и в групповых комнатах: оформляю портреты композиторов, репродукции картин, пополняю комплекты музыкальных дисков, изготавливаю маски животных и многое другое.

В нашем детском саду мы, совместно с воспитателями и другими специалистами,  решили преобразовать развивающую среду в музыкальном зале и в группах с позиции принципа эмоциогенности.

В настоящее время реализуются следующие объекты среды для эмоционального благополучия:

1.Чудесные коробочки  и мешочки (для установления доверительных отношений между взрослым и ребенком).

2.Экран настроений (для понимания детьми собственных эмоций, эмоциональных состояний других).

3.Подборка расслабляющей музыки (для снятия у детей напряжения или усталости).

4. Театрализованный уголок (в процессе игры ребенок примеряет на себя различные социальные роли, отвлекается от своих отрицательных мыслей и тревог).

Планируем на будущее:

- организовать выставки творческих работ детей в группе, которые помогают неуверенным детям поднять самооценку, творческим детям дают повод гордиться собой, позволяют ребенку увидеть самоценность;

- предложить детям приносить из дома на занятия семейные фотографии, домашние реликвиии, которые помогают формировать у детей важнейшие духовные ценности и рождают в ребенке чувство защищенности, любви и потребности заботиться друг о друге.

Также, в новом учебном году я планирую проводить занятия кружка по программе «Музыка здоровья» в группе старшего дошкольного возраста.

Список литературы, интернет источники:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, 2014г.

2. Выготский Л. С. Психология развития человека». -М. : Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2004. - 136 с.

3. Радынова  О. П. Музыкальные шедевры: Настроения, чувства в музыке. – М.:ТЦСфера, 2009.- 208с. (1).

http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac131.htm

http://dohcolonoc.ru/cons/2087-konsultatsiya-dlya-vospitatelej-emotsionalnoe-blagopoluchie-rebenka-v-detskom-sadu.html

http://www.maam.ru/detskijsad/-yemocionalnoe-blagopoluchie-rebenka-v-detskom-sadu.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль музыкального руководителя в психологическом и эмоциональном благополучии участников образовательного процесса»

«Роль музыкального руководителя в психологическом и эмоциональном благополучии участников образовательного процесса»  музыкальный руководитель МДОУ д/с №4Шакирова Миляуша Салимовн...

Создание условий для эмоционального благополучия детей в повседневной жизни

Создание благоприятных социальных условий в группе в первую очередь зависит от складывающихся в ДОУ профессиональных и человеческих взаимоотношений взрослых: воспитателей, администрации, специалистов,...

Создание условий для эмоционального благополучия старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством коррекционно-развивающего обучения

На сегодняшний день дети дошкольного возраста с нарушениями речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Анализ имеющихся теоретических трудов специалистов в ...

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Создание условий для эмоционального благополучия детей в ДОУ»

Проблема эмоционального самочувствия ребенка является одной из актуальных на современном этапе. Между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь, а положительное эмоцион...

Презентация к педсовету " Уголок уединения как условие создания психологического комфорта и эмоционального благополучия дошкольников"

Перезентация к педсовету "Уголок уединения как условие создания психологического комфорта и эмоционального благополучия" (методические рекомендации для воспитателя)...

Консультация для воспитателей «Создание условий для эмоционального благополучия детей в ДОУ и семье»

Внимание к проблеме эмоционального благополучия у дошкольников, привлечено тем, что с каждым годом появляется все больше дошкольников с отклонениями в эмоциональной сфере. Современные дети стали...