Статья : «Здоровье сберегающие технологии и речевая деятельность в трудовом воспитании»
статья на тему

Черняева Елена Владимировна

Здоровье сберегающие технологии и речевая деятельность в трудовом воспитании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_trudovomu_vospitaniyu.docx26.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №1 г. Курганинска

                   Статья : «Здоровье сберегающие технологии и речевая

                             деятельность  в  трудовом воспитании»

                                                                                  Авторы:

                                                              Учитель-логопед: Черняева Е.В.

                                                              Воспитатель:  Васильева Т. П.

                                                             2015 г

Дети  поступающие в наш детский сад имеют не только речевые нарушения, но и много сопутствующих диагнозов, в том числе и отклонения в физическом развитии. Мы нашли решение этих проблем в трудовом воспитании. Мы считаем, роль труда так велика, что его влияние на развитие личности ребенка не может компенсироваться никакими другими видами деятельности.  В дошкольном возрасте ребенок активно участвует в трудовой деятельности. В труде у него формируются нравственные качества, чувство коллективизма, уважения к людям, развиваются физические качества, усиливается речевая активность. В процессе трудовой деятельности дети активно общаются между собой и  взрослыми, что является благоприятной почвой для, речевого развития и коррекции отклонений в физическом развитии. Своевременное освоение трудовой деятельности дает возможность ребенку самоутвердиться, чувствовать себя самостоятельным, умелым. Важно, чтобы ребенок испытывал положительные эмоции в ходе выполнения трудовых процессов, чувство радости от достигнутого результата это способствует развитию самостоятельности, самоутверждению, умению понимать поставленную  задачу, и самостоятельно реализовывать её. Вовлечение дошкольника в трудовую деятельность, постоянное руководство им со стороны взрослого - непременное условие всестороннего развития психики ребенка, и развития речевых навыков. Ознакомление с разнообразными видами труда взрослых обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современную социальную среду. Важно обеспечить ему условия для накопления и обобщения знаний об окружающей социальной действительности, для развития словарного запаса, и активизации речи.                                                    

  Приобщение ребенка к труду - одна из основных задач, при подготовке к школе, успешность обучения во многом зависит от того, насколько ребенок приучен трудиться, и сформированы ли у него необходимые личностные качества, позволяющие ему продуктивно выполнять  учебные задания.

  Не секрет что в настоящее время, время скоростей и компьютеризации когда за человека работают машины, люди разучились коллективно трудиться, стали мало общаться как между собой, так и со своими детьми. А это так важно ведь трудовое воспитание — это живое общение, которого так не хватает для формирования речевых навыков, это подготовка ребенка к жизни, к участию в общественно полезном труде, формирование активной целеустремленной личности. Дошкольный возраст является началом трудового воспитания ребенка. Именно в этом жизненном периоде он впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности. Важно уже в дошкольном возрасте научить умению ставить перед собой цель и добиваться ее решения, а также самостоятельно оценивать результаты своего труда.

В своей группе в разных видах трудовой деятельности мы создаем благоприятные условия, как для развития речевой деятельности детей, так и для использования природных факторов (воздух, солнце, вода) в сочетаниями с физическими нагрузками- комплексы закаливающих процедур.

Основные направления в трудовом воспитании детей:

  • Обогащение словарного запаса в процессе трудовой деятельности.
  • Развитие грамматического строя речи и звуковой культуры речи в процессе трудовой деятельности.
  • Развитие связной речи в процессе трудовой деятельности.
  • Обучение трудовым умениям и навыкам, их дальнейшее совершенствование
  • Воспитание интереса к труду, трудолюбия, ответственности, самостоятельности.
  • Ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к труженику и результатам его труда, стремление оказывать посильную помощь.
  • Формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта.
  • Развитие внимания, памяти, мышления в процессе трудовой деятельности.
  • Развитие общей и мелкой моторики в процессе трудовой деятельности.
  • Систематическая работа с родителями, единство детского сада и семьи в трудовом воспитании дошкольников.
  • Создание благоприятной обстановки для активизации речевой, трудовой, физической деятельности детей.
  • Использование здоровье сберегающих технологий в трудовой деятельности (развитие мелкой моторики, развитие общей моторики, закаливающие процедуры, речевое развитие детей, коррекция звуковой культуры речи)

      Для достижения наибольшей результативности в трудовой деятельности мы проводим комплексы мероприятий для привлечения родителей к трудовому воспитанию детей.

 С родителями проводятся:

  • Родительские собрания
  • Беседы
  • Консультации
  • Дни открытых дверей
  • Тематические стенды
  • Лекции
  • Привлекаем к участию в жизни детского сада.
  • Субботники
  • Конкурсы

Помощь родителей в трудовом воспитании очень важна. Семья воспитывает ребенка, не только тогда, когда родители специально обучают ребенка тем или иным навыкам и умениям, дают знания, представления, направляют поведение и так  далее. А так же  на ребенка оказывают воздействие  особенности быта, уклад жизни семьи, ее традиции, характер взаимоотношений  членов семьи между собой, их нравственные качества, потребности и интересы.

      С возрастанием материального уровня жизни семьи, улучшением условий быта отпадает в значительной мере практическая необходимость участия детей в бытовом труде семьи. Ведь труд ребенка является единственным доступным ему видом деятельности, в котором он может реально ощутить свою причастность к жизни семьи и даже некоторую зависимость от его трудовых усилий.

      Исследования ученых и опыт практиков свидетельствуют о том, что во многих семьях отцы и матери (часто бабушки и дедушки) недооценивают значение роли труда, общения в трудовой деятельности. Именно в трудовой деятельности возможны самые различные формы проявления реального внимания ребенка к окружающему: оказание помощи по хозяйству, выполнение несложных обязанностей, доброжелательное отношение, выполнение совместных художественных работ, речевое общение, а так же физического развития ребенка.

      Очень важное значение в процессе трудового воспитания дошкольников является единство детского сада и семьи в вопросах трудового воспитания. Родителям важно организовать труд таким образом, чтобы дети могли не только наблюдать его, но и участвовать в нем. Во время трудовой деятельности дети могут посильно трудиться с родителями – сгребать листья, сажать кусты и цветы, поливать, мыть посуду, пылесосить, совместно изготавливать различные поделки и во время трудовой деятельности общаться.

Родителям с детьми дома рекомендуем проводить:

  • Чтение художественной литературы по ознакомлению детей с профессиями.
  • Просмотр мультфильмов с трудовой тематикой.
  • Беседы о труде.
  • Экскурсии
  • Наблюдения
  • Рисование
  • Аппликации
  • Изготовление поделок
  • Сюжетно-ролевые игры.
  • Оригами.
  • Совместный труд на свежем воздухе.
  • Предлагать детям выполнить поручения в бытовом труде.

             При выполнении работы таким образом происходить взаимодействие детского сада и семьи по вопросам трудового воспитания. Значительно обогащается словарный запас детей: знают и называют большое количество профессий, знают много пословиц и поговорок о труде, знакомы с орудиями труда. Умеют изготавливать различные поделки своими руками.  Дети чувствуют себя более раскрепощенными и самостоятельными, активнее общаются как со взрослыми так и с детьми. Видя результативность, у родителей появляется интерес к образовательному процессу, развивается соучастие в творчестве, желание общаться как с педагогами так и со своими детьми, а так же активно участвовать в жизни группы. В результате дети быстрей преодолевают свои отклонения в развитии и в дальнейшем успешно обучаются в школе.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки конспекта-занятия с элементами диалоговых и здоровье сберегающих технологий непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы на тему: "Лепестки здоровья"

Данное занятие поможет сохраненить и укреплепить физическое и психическое здоровье детей. Закрепить знания детей о влиянии на здоровье двигательной активности, закаливания, питания, свежего воздуха, н...

Статья: Здоровье-сберегающие технологии в ДОУ по ФГОС

Статья: Здоровье-сберегающие технологии в ДОУ по ФГОС...

Статья "Здоровье сберегающие технологии для детей с тяжёлыми нарушениями речи""

Статья "Здоровье сберегающие технологии для детей с тяжёлыми нарушениями речи""освещяет работу в ДОУ по здоровьесбережению с детьми старшего дошкольного возраста, также представлены различные формы за...

Статья «Здоровье-сберегающие технологии в ДОУ».

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – одна из задачдошкольного образовательного учреждения, решение которой во многомзависит от правильной организации физического воспитания и создани...

Статья "Здоровье сберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении"

Здоровье сберегающие технологии в дошкольном образовательном учрежденииСегодня уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольног...

Статья: "Здоровье-сберегающие технологии в детском дошкольном образовательном учреждении (детском саду)"

Здоровье – это состояние полного физического, психического, интеллектуального, нравственного и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и физических дефектов. Сохранение и ук...

статья "Здоровье сберегающие технологии".Опыт работы с детьми дошкольного возраста

Хотела бы представить свой опыт  работы, целью которой я поставила внедрение здоровье сберегающих образовательных технологий  в условиях  комплексной информатизации образования....