Статья "Здоровье сберегающие технологии для детей с тяжёлыми нарушениями речи""
статья (старшая группа) на тему

Статья "Здоровье сберегающие технологии для детей с тяжёлыми нарушениями речи""освещяет работу в ДОУ по здоровьесбережению с детьми старшего дошкольного возраста, также представлены различные формы закаливания, самомассажа с помощью специальных средств (аппликатурные поверхности, комплекс Су-Джок,)речевое сопровождение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сиповская Светлана Александровна, воспитатель I квалификационной категории.

КОУ Омской области «АШДС № 292», г. Омск

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи

            Усилия работников дошкольных образовательных учреждений сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.

        Установлено, что здоровье человека зависит не только от успехов здравоохранения, но от образа жизни, поэтому встает вопрос о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровье сберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного дошкольного учреждения.

Здоровье сберегающий педагогический процесс - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках взаимодействие детей и педагогов, процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

        Остро проблема сохранения и укрепления здоровья стоит у воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи. Дети часто болеют, имеют много   сопутствующих соматических заболеваний, с трудом адаптируются к окружающей обстановке, часто не посещают учреждение по болезни. Родители опекают своих детей, но не знают, как справиться с этой проблемой. Для внедрения здоровье сберегающих технологий в ДОУ подобраны теоретические материалы.  Структура внедрения здоровьесберегающих технологий для детей   с тяжелыми нарушениями речи включает: ознакомление с теоретическими основами методики, технологии (воспитатели и другие специалисты) Изучение мнения родителей и получение семейной поддержки (анкетирование родителей) Изготовление необходимого оборудования.  Включение методики в педагогический процесс (элементы оздоровительного занятия, виды двигательной деятельности).  Анализ результатов использования. Мониторинг детей. Специальный опрос родителей, педагогов (индивидуальные консультации) Показ результата (фотографии, видео материал, стенгазеты, коллажи и др. наглядный материал, отображающий деятельность по здоровье- сбережению в семье). Выводы и предложения.

         Подробнее рассмотрим модель работы с родителями. В работе с родителями необходима система. Цель: информировать родителей о здоровье сберегающих технологиях, применяемых в ДОУ. Задачи: Расширить и обобщить знания родителей о разных видах закаливания, их пользе. Привлечь родителей к активному участию в работе по оздоровлению детей.  Структура работы с родителями включает 7 этапов

I этап. Ознакомительный.

Сбор информации (собеседование, анкетирование родителей воспитанников). Выделение детей «группы риска» (по результат исследований).

II этап. Профилактический.

Наглядная агитация: оформление стенда, памятки: «Правила массажа», «Активные точки на стопе», «Ходьба босиком», «Польза занятий в бассейне», «Профилактика ОРВИ: народные рецепты», «Что такое обширное умывание».  Статьи из газет, журналов, посвящённые закаливанию, укреплению организма. Встречи со специалистами (Инструктором по плаванию, физкультурным работником, медсестрой физиотерапевтического кабинета, диетсестрой, педиатром, психологом).  

III этап. Работы с детьми «группы риска».  

Выявление проблем (беседы, наблюдения, тесты, опрос родителей). Коррекция родительских установок (тренинги, беседы).  

IV этап. Индивидуальная работа Выявление, знакомство с опытом семейного закаливания. Консультативная индивидуальная помощь родителям

V этап. Рефлексивный.

Выявление изменений родительских установок по вопросам закаливания, Дополнительное обсуждение отдельных вопросов.

VI этап. Интегративный

Современные мероприятия (соревнования «Мама, папа, я - спортивная семья», семейные походы, коллективные выезды на природу, семейные участия в лыжных соревнованиях, посещение бассейна, выезды в дома отдыха по путёвкам выходного дня, участие в занятиях финской ходьбой и др.)

Дискуссии, совместное обсуждение проблем.

VII этап. Перспективный. Совместное обсуждение планов, помощь родителей в изготовлении оборудования (коврики, дорожки с аппликатурными поверхностями, различные массажные мячики, колечки, комплексы и др.)

         Важной частью здоровье сберегающего процесса является использование следующих приёмов, повышающих двигательную активность детей, которые необходимо включать в структуру непосредственной образовательной деятельности, а также в различные режимные моменты.  Вторая младшая группа: гимнастика, двигательные упражнения с подтекстовкой, логопедическая гимнастика, чтение стихотворений с движениями, пальчиковые игры, самомассаж тела. Средняя группа: гимнастика, упражнения с озвученным выдохом, речь с движением, элементарный массаж с подтекстовкой (тела, рук, ног), упражнения двигательные и на развитие внимания, дыхательные упражнения.

Старшая группа и подготовительная группы:  утренняя гимнастика и гимнастика после сна, мимическая гимнастика, самомассаж лица с  текстовым сопровождением, ритмические и двигательные упражнения, закрепление основных движений в играх, пальчиковые игры, самомассаж ( рук, ног,  биологически активных зон) ходьба босиком с использованием аппликатурных поверхностей, пальчиковые игры с использованием комплексов Су-джок, гимнастика для глаз, подвижные и малоподвижные игры с текстом на свежем воздухе, упражнения на внимание и развитие дыхания, психогимнастика, релаксационные упражнения,  обширное умывание

              Виды двигательной деятельности детей предполагают: ежедневно утренняя гимнастика (в летний период на улице), дозированный бег и ходьба, подвижные и спортивные игры на прогулке. Организатор Воспитатели, инструктор по физической культуре. Профилактическая гимнастика (перед прогулкой, перед сном, в свободной деятельности), игры хороводы, релаксационные упражнения перед дневным сном, бодрящая гимнастика после сна, закаливающие процедуры (различные виды самомассажа, обширное умывание), динамические паузы (Физ.минутка) на занятиях. Организатор воспитатели.  3 раза в неделю физкультурные занятия. Организатор инструктор по физической культуре. 2 раза в неделю музыкальные занятия. Организатор музыкальный руководитель. 1 раз в месяц спортивный досуг, оздоровительный досуг. Организатор Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель. 2 раза в год физкультурный праздник, туристический поход старшая, подготовительная группа. Организатор инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели. Последняя неделя марта (весенняя каникулы) «Неделя здоровья» принимают участие все педагогические работники.

        Наиболее приемлемыми являются закаливающие процедуры в группе. Рассмотрим некоторые методы закаливающих процедур для детей 5-6 лет:

1. Использование зарядки после сна в лежачем и сидячем положении тела. Упражнения в виде потягивания для мышц туловища, рук и ног.

2. Использование упражнений на дыхание с обязательным указанием детям дифференцирование вдоха и выдоха. Упражнения для дыхания можно брать те же, что даются логопедом по лексической теме. Так поддерживается преемственность между обучающим процессом в непосредственной образовательной деятельности и непрямым обучением в режимные моменты.

3. Использование массажа и самомассажа. Одно из эффективных средств, т.к. закаливание воздухом усиливается при физической активности. Короткий энергичный массаж возбуждает, а длительный спокойный вызывает торможение нервных центров, успокаивает.

Массаж    повышает    не    только    физическую, но    и    умственную работоспособность.

        Правила при проведении самомассажа:

  1. Массирующие движения не должны быть болезненными.
  2. Продолжительность может варьироваться от 3 до 25 минут.
  1. Удобная поза, т.е. принять так называемое среднее физиологическое положение.
  2. Лимфатические узлы массировать нельзя. Все движения выполняются к ближайшим лимфатическим узлам, учитывая направление лимфотока.
  3. Лучше выполнять массаж простыми сухими руками.
  4. Приемы   начинать   с   поглаживания (легкое   движение, только   по направлению к лимфоузлам) (движения медленные). Затем растирание (движения вверх-вниз) более быстрые. Разминание - движения более сильные, глубокие, медленные, движения как при поглаживании.

Важными зонами при точечном массаже являются области подошв, которые можно массировать с применением вспомогательных средств, например, мячиков с аппликатурной поверхностью. Преимущества этих упражнений заключаются в том, что ребенок сам регулирует силу надавливания, основываясь собственными ощущениями. А также сам вид работы по оздоровлению принимает вид игры с ярким мячиком, стимулирующим со словами воспитателя воображение сказочного персонала (колобок, яблоко и т.д.).

        Использование аппликатурных мячиков на занятиях способствует развитию мышц кисти, стопы, мелкой моторики.

        Массаж можно применять через день или 2-3 раза в неделю. Необходимо чередование воздушного закаливания в комплексе с самомассажем, с закаливанием водой.

        В свою очередь закаливание холодом осуществляется с помощью воздуха и воды. Закаливание водой осуществлять при обширном умывании после сна (последовательно кисти, до локтя, до плеч, лицо, шея), затем растирание.

        Использование ходьбы босиком благотворно влияет на укрепление здоровья, помимо этого есть еще другое положительное воздействие на ребенка. Как уже говорилось, что подошва представляет обширную рефлексогенную зону, связанную с многочисленными внутренними органами. Во время ходьбы можно искусственно создать в группе ощущение ходьбы по земле (разбросать мелкие игрушки, не острые пуговки, бусинки, не острые детали: цветные карандаши, шашки и др.). Дать детям возможность походить, а затем предложить в форме игры поднять пальцами ног, какую-либо деталь, положить её в контейнер, возможно проведение такой игры в форме соревнования. К ходьбе босиком нужно привыкнуть в домашних условиях, а на открытом воздухе начать летом. Первая доза 10-15 секунд.

Подводя итог, подчеркнём, что использованием здоровье сберегающих технологий даёт положительный результат только в том случае если она строиться совместно со всеми специалистами ДОУ, а также семьёй воспитанников. Применение в работе дошкольного образовательного учреждения здоровье сберегающих педагогических технологий способствует повышению результативности воспитательно-образовательного процесса, формированию у педагогов и родителей ценностных ориентаций, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а главное – укрепляет здоровье детей.

Список литературы

  1. Анохина И.А.  Система оздоровительной работы в ДОУ. – Ульяновск, 2005 г.;
  2. Дик Н.Ф., Жердяева Е.В. Развивающие занятия по физической культуре и укреплению здоровья для дошкольников. - Ростов - на-Дону,2005;
  3. Киселёва Т.В., А.И. Останина А.И. «Логопедическая зарядка в коррекционно-воспитательной работе с детьми, имеющими тяжёлые дефекты речи»;
  4. Литвинова О.М.  Система физического воспитания в ДОУ. - Волгоград, 2007;
  5. Овчинникова О.О.  О некоторых аспектах здоровья сбережения детей в дошкольных учреждениях. - Детский сад от «А» до «Я». № 3-2006;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия с использованием новейших компьютерных технологий с детьми имеющих тяжёлые нарушения речи.

Конспект логопедического занятия по духовно-нравственному воспитанию с детьми 6-7 летХабаровск-самый лучший город на Земле....

Статья Использование технологии «Петербургский калейдоскоп» в работе с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Автор: Толкачёва Т.Ю.

Рекомендую Вам, свой новый, интересный, авторский материал, который я разработала и успешно использовала в работе с детьми. Хотелось бы поделиться своим опытом с коллегами....

"Приключения Звуковичков".Методическая разработка по формированию фонематических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи предназначена для учителей-логопедов и воспитателей групп для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Данный материал призван помочь преодолению у детей с ТНР трудностей формирования фонематических функций в ходе игровой деятельности как основной и ведущей в дошкольном детстве....

Конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте для детей с тяжёлыми нарушениями речи подготовительной к школе группы «Путешествие в гости к звукам М, Мь, к букве «М» с использованием информационных компьютерных технологий.

Аннотация к занятию. Данное занятие посвящено разделу логопедии «Подготовка к обучению грамоте». Целями занятия являлись основополагающие пункты программы по преодолению общего недоразвити...

Использование инновационных технологий с детьми с тяжёлыми нарушениями речи в коррекционной работе учителя-логопеда"

Опыт работы содержит описание использования в коррекционной работе учителя-логопеда инновационных технологий - метода сенсорной интеграции, дидактического синквейна, "Умного зеркала Artik Me"...

Выступление на организационном заседании методического объединения для воспитателей компенсирующих групп. Тема:«Использование игровых технологий как средство сенсорного развития детей с тяжёлыми нарушениями речи"

Ознакомление педагогов с этапами развития основных сенсорных представлений у детей дошкольного возраста с ТНР.Работая с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, мы сталкиваемся так же с тем, что у них нару...