Статья Использование технологии «Петербургский калейдоскоп» в работе с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Автор: Толкачёва Т.Ю.
статья по окружающему миру (старшая группа) по теме

Толкачева Татьяна Юрьевна

Рекомендую Вам, свой новый, интересный, авторский материал, который я разработала и успешно использовала в работе с детьми. Хотелось бы поделиться своим опытом с коллегами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья39.82 КБ

Предварительный просмотр:

                

Статья  Использование технологии «Петербургский калейдоскоп»  в работе с детьми старшего дошкольного возраста в группе  компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Автор: Толкачёва Т.Ю.

    В настоящее время происходят существенные изменения в области дошкольного образования. Это обусловлено переходом дошкольных учреждений  на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в пункте 3.2.7. рекомендовано в группах  компенсирующей направленности, имеющих дошкольников с ограниченными возможностями здоровья осуществлять образовательный процесс только по адаптированной образовательной программе, поскольку освоить основную образовательную программу дошкольного образования эти дети часто  не в  состоянии. Образовательный процесс дошкольников с ограниченными возможностями здоровья с применением технологий, методов и приемов, характерных для детей с нормальным развитием, может неблагоприятно влиять на их развитие, а образовательный процесс будет не здоровьесберегающим.  Все это требует новых подходов к работе, новых форм инклюзивного образования, инновационных и современных технологий. Внедрение новых технологий может быть обусловлено рядом причин. Инновационные технологии в дошкольном образовании используются, в первую очередь, для решения актуальных проблем. В последние годы резко возросло количество детей с речевыми проблемами. В группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи проблема развития речи стоит наиболее остро, является для работающего в ней педагога предметом особо пристального внимания. Очевидно, что актуальность и значимость проблемы коррекции речевых нарушений в настоящее время по-прежнему велика. Каждый раз мы задаем себе вопрос: «Как исправить ребенку речь быстро и эффективно?  Как сформировать их речь яркой, выразительной, эмоциональной?  Пробудить у детей интерес к выполнению различных упражнений, заданий, расширить круг знаний?». Мы используем разнообразные методы и приёмы, чтобы коррекционный процесс обучения протекал в хорошей эмоциональной обстановке, чтобы детям было занимательно, интересно и в то же время познавательно. Любая совместная образовательная деятельность с детьми, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность.  Для этого мы разработали технологию «Петербургский калейдоскоп», которая включает в себя двигательно-речевые физкультурные минутки краеведческого характера, направленные на снижение усталости и снятие статического напряжения у детей.  Целью технологии является активизация познавательной активности детей на основе рече-двигательной деятельности детей, развитие связной речи, коммуникативных способностей детей, воспитание устойчивого интереса к изучению культуры родного города.

Задачи технологии «Петербургский калейдоскоп» следующие:

-расширение словаря детей на основе петербургской тематики;

- выполнение рече -двигательных упражнений для снятия напряжения в процессе познавательной деятельности;

- формирование у детей выразительных навыков при чтении стихов.

Данный материал в коррекционно-развивающей деятельности мы предлагаем использовать в качестве физкультурных минуток в непосредственно образовательной и совместной деятельности с детьми.

    В поисках подхода и разработки технологии «Петербургский калейдоскоп» и подбора речевого материала, мы учитывали место проживания наших детей это - культурный город Санкт-Петербург. Нашим детям посчастливилось родиться в замечательном городе, и хочется вырастить из каждого малыша истинного петербуржца, патриота, любящего свой город, знающего его достопримечательности. Поэтому мы решили включить в текст физических минуток  небольшие авторские познавательные стихотворения, содержание которых связано с городской тематикой.  Каждое стихотворение сопровождается простыми, доступными для детей движениями. Произнося слова стихов, дети одновременно выполняют различные движения, как бы, инсценируя их.

  Предложенная технология используется для детей старшей и подготовительной групп дошкольного возраста и рассчитана на целый год. В работе также представлены названия тем, о достопримечательностях Санкт-Петербурга, по которым можно побеседовать с детьми.

Таким образом, можно сделать вывод о том,  что использование технологии «Петербургский калейдоскоп» в коррекционно-развивающей деятельности способствует развитию речи ребенка, формирует положительный эмоциональный настрой, помогает отдохнуть, развлечься, снять напряжение, получить ощущение физической разрядки, улучшает кровообращение, снимает утомление мышц, нервной системы, активизирует мышление детей, создаёт положительные эмоции и повышает интерес к образовательной деятельности.


Содержание физкультурных минуток по педагогической технологии «Петербургский калейдоскоп»

Старшая группа

Месяц

Неделя

Тема

Физминутки

1

Сентябрь

1 неделя

«Это моя улица, это мой дом»

Мы шагаем по дорожкам,                                                   И у нас устали ножки.                                                      Сели, дальше не идут,                                                     А сидят и транспорт ждут.                                            

По высокому мосту,                                                      Мчится поезд  ту – ту - ту!                                              

По проспекту не спеша.                                                       Едет автобус  та – та - та!                                                

А по рельсам стуча.                                                    Электричка загудела  ча  -  ча – ча!              
А в метро во весь дух,                                                    

Мчится поезд  чух – чух – чух!                                                                                                                        

Дети шагают на месте.

Хлопают по коленкам руками.

Все присели, руки положить на колени.

Крутят руками воображаемый руль.

Руки в замок, поднять вверх дугой.

Изображают руками поезд.

Шагают на месте.

Крутят рукамивоображаемый руль.

Вытягивают вперед  две прямые руки.

Руки согнуты в  локтях, далее круговые  движения рук.  

Перетопы на месте ногами.

Сгибают руки в локтях, имитируют движение поезда.

2

Сентябрь

2 неделя

«Посмотри,  как хорош, детский сад, где ты живешь!»

По проспекту дружно вряд,

Детворы спешит отряд.

Миши, Даши, Танечки

Вслед за ними – мамочки!

А за ними вслед спешат,

Стая преданных щенят.

И вот так все мчатся в ряд –

Так куда спешит отряд?

Ну конечно – в детский сад!

Там все будем веселиться!

Бегать, прыгать и учиться!

Шагают на месте.

Прыгают на  двух ногах с продвижением вперед.

Руки на поясе,  выполняют пружинки.            

Руки к щекам – повороты вправо, влево.

Руки перед грудью «лапки», бегут на месте.

То же самое.

Бегут на месте.

Поднимают плечики, руки в стороны «удивление».

Хлопают в ладоши с продвижением вперед.

Наклоны головы вправо – влево с пружинкой.

Бегут…,  прыгают..., «пишут...» в воздухе.

3

Октябрь

1 неделя

«Городской транспорт»

По шоссе спешат машины.

И шуршат спокойно шины – Ш-ш-ш!

Машины, машины,

Машины малютки,

Машины большие

Желтые и красные,

Все такие разные.

Не спеши на вираже – ж –ж –ж.

Ванечка с дружком и мешком,

По шоссе идет пешком.

Крутят в руках воображаемый руль.

Трут ладошку о ладошку.

Указательным пальцем пересчитывают все машины.

Протягивают две руки вперед.

Грозят  указательным пальчиком.

Руки на пояс, повороты вправо-влево.

Шагают на месте.

4

Октябрь

2 неделя

«Чудо -  великаны над рекою встали»

Целый день – тук да тук!

Раздается звонкий стук – тук – тук- тук.

Молоточки стучат – ат-  ат – ат.

В мастерской у ребят – ят – ят – ят.

Будем строить мы мосты,

Для красавицы Невы.

Чтоб сдружиться берегам,

И проехать к островам.

Над широкой Невой –

Мост Дворцовый, разводной.

Над бурливой Невой –

Мост гранитный и цепной.

Над могучею Невой  -

Мост с решеткой резной.

А над узкой рекой –

Деревянный мост,  резной.

Стучат кулачек о кулачек.

Хлопают в ладоши три раза.

Правая рука в кулачке, стучит по ладошке.

Выполняют ритмичные хлопки руками.

Руки в замок и дугой перед собой.

Плавные движения двумя руками «волны»

Соединят  ладошки вместе перед грудью.

Ладошки вместе, повороты вправо-влево.

Разводят руки  широко в стороны.

Ладошки вместе, затем разводят с продвижением вверх.

Выполняем  кулачками круговые движения.

Сцепляют пальцы правой и левой руки.

Качают правой и левой рукой – вперед-назад.

Показывают раскрытые ладони обеих рук.

Вытягивают вперед руки соединяют их вместе.

Пальцы соединить в замок, руки поднять над головой.

5

Ноябрь

1 неделя

«Невский проспект – наша главная улица»

По Невскому будем сегодня гулять,

И многое можем о нем мы узнать.

Главный наш проспект,

Он знаком нам с детских лет.

Мы Аничков мостик знаем,

Всех коней пересчитаем.

Счет до четырех ведем –

Сколько их стоит на нем.

Устремим  вперед наш взор,

Впереди – Гостиный двор

На нечетной стороне.

Он знаком тебе и мне.

Вправо смотрим – там Пассаж.

Дух захватывает  аж!

Маршируют на месте.

Выполняют круговые движения кистями рук.

Протягивают две руки вперед.

Махи ладонями на себя.

Руки в замок и сделать дугу.

Загибают поочередно пальцы.

Хлопают в ладоши четыре раза.

Разводят руки в стороны.

Ставят руку «козырьком» перед глазами.

Протягивают руки вперед.

Поднимают правую руку вверх.

Выполняют поочередно по два хлопка слева и справа.

Повороты головой - вправо и влево.

Складывают ладони перед грудью.

6

Декабрь

1 неделя

«В гранит одетая красавица Нева»

По Неве плывет кораблик,

Он плывет издалека.

На кораблике четыре,

Очень храбрых моряка.

За штурвалом капитан,

Он отважный  мальчуган!

Ну а три его матроса,

Драят палубу без спроса.

Яркий парус подгоняет,

Нос кораблика вперед.

Волны на Неве играют,

Радостно лаская борт.

Ладошки сложить вместе, повороты вправо-влево.

Ставят руку «козырьком» перед глазами.

Показывают четыре пальца на правой руке.

Правая рука к виску, отдают честь.

Руками крутят мнимый штурвал.

Сгибают обе руки в локтях , затем качают кулачками.

Показывают три пальца на правой руке.

Изображают мытье палубы.

Руки в замок, поднять вверх, покачиваются влево-вправо.

Соединить ладошки изобразить «нос корабля».

Разводят руки в стороны, изображают плавные движения.

Махи руками на себя.

7

Декабрь

2 неделя

«Вот памятник царю Петру и царскому коню»

 На берегу реки Невы,

У самого причала.

Стоит памятник  царю Петру,

И царскому коню.

Петр гордо восседает,

От врагов нас защищает!

Цок,  да цок по мостовой,

Бьет копытом конь большой!

Камень - гром под ним стоит,

Получился дивный вид!

Выполняют плавные взмахи руками перед собой.

Ставят руки полочкой перед грудью.

Поставить руки на пояс, правой ногой выпад  вперед.

Бегут на месте «как лошадки», руки вытянуты вперед.

Выпад  вперед правой ноги и одновременно вперед руки.

Положить обе руки ладошками на голову.

Правой ножкой бьют о пол два раза, руки вперед.

Левой ножкой бьют о пол, руки вытянуть вперед.

Рисуют руками большой круг.

Прижимают руки к груди.

8

Январь

1 неделя

«В Петербурге рождество – наступает волшебство»

В Петербурге Рождество –

Наступает волшебство!

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем чудеса эти считать!

Раз! Дед Мороз исполнил наш заказ.

Два! Над землей зажглась звезда.

Три! Всюду сверкают огни.

Четыре! Все деревья в серебре.

Пять!  Будем в хлопушки стрелять.

Шесть!  Сладости будем  есть.

Чудесам  - то нет конца,

Ну, а нам, уж спать пора!

Хлопают ритмично в ладоши.

Крутят руками «фонарики».

Загибают поочередно пальцы на правой руке.

Выполняют скользящие хлопки ладошками.

Загибают большой палец.

Загибают указательный палец.

Загибают  средний палец.

Загибают безымянный палец.    

Загибают мизинец.

Загибают большой палец на другой руке.

Поднимают плечи «удивляются», разводят руками.

Складывают ладоши под голову «спят».

9

Январь

2 неделя

«Рождение города Санкт-Петербурга»  (Петропавловская крепость)

Эта крепость главная,

Эта крепость славная.

На Заячьем острове стоит,

Пушками врагу грозит!

С бастионами в углах,

Вызывает гордость страх.

Слышишь, выстрелила пушка,

Не пугайтесь: бабушка, сынишка!

Это куранты полдень  пробили,

В собор на службу пригласили.

Поднимают вверх правую руку с сжатым кулачком.

Поднимают вверх левую рук, с сжатым кулачком.

Ладошки показывают из-за головы «ушки зайца»

Грозятуказательным пальцем правой руки.

Соединяют и разъединяют ладошки рук.

Складывают руки к голове и покачают головой – вправо-влево.

Прижимают руки к ушам, крутят головой.

Ритмичные движения руками вытянутыми вперед.

Поднимают руки вверх, ладошки сложить вместе.

Выполняют наклон туловища вперед, рука к груди.

10

Февраль

1 неделя

«Это  наш, это наш петербургский  Эрмитаж!»

Это разве пальчики,

Это просто мальчики!

В Петербурге все живут,

Службу верную несут.

Этот вот большой толстяк,

Охраняет Эрмитаж.

Указательный – самый внимательный,

За порядком следит.

Шуметь детям не велит!

Средний палец  - молодец,

Приглашает  во дворец.

Безымянный  до утра,

Разгоняет флюгера.

А мизинец – мой любимец,

Поведу его в зверинец.

Леденец ему куплю,

Очень маленьких люблю!

Показывают раскрытые пальцы правой руки.

Показывают раскрытые пальцы левой руки.

Соединяют  и разъединяют ритмично пальцы рук,

Раскрывают пальцы  обеих рук веером.

Показывают большой палец на руке.

Покачивают пальцем влево – вправо.

Разгибают указательный палец.

Соединяют два указательных пальца и постукивают.

Грозят указательным пальцем.

Разгибают указательный палец.

Машут пальцем на себя.

Показывают безымянный палец.

Крутят палец по кругу.

Разгибают мизинец.

Двигают палец вправо, затем влево.

Хлопают в ладошки.

Соединяют оба мизинца вместе.

11

Февраль

2 неделя

«Площадь Искусств.  Вы узнали на ней памятник Пушкину, Русский музей?»

У нас сегодня выходной

В музей пойдем  с моей сестрой.

По площади Искусств пройдем,

Музей  мы Русский там найдем.

Там в музее очень тихо.

Там шуметь совсем нельзя!

Ходим дружно, не спеша,

Смотрим с чувством, чуть дыша.

 На портреты и пейзажи,

Дома маме все расскажем.

Шагают на месте, руки на поясе.

То же самое.

Разводят руки вперед через стороны.

Складывают ладошки над головой «крыша дома».

Прикрывают руками уши, крутят головой.

Прикладывают палец к губам.

Делают выпады  ногами вправо  - влево.

Ставят руки на грудь, голову вниз.

Показывают правой рукой, затем левой рукой.

Выполняют прыжки, кружась на месте.

12

Март

1 неделя

«Вот Адмиралтейство
и кораблик мой»

Ветер вдруг подул с Невы,

 У Адмиралтейства мы.

В небо шпиль – игла взывает,

И на самом острие

Золотой кораблик смело

Проплывает в вышине.

Видим башни мы большие,

Флаги плещутся над ними.

Арки видим с якорями,

Башню с круглыми часами.

Охраняя мир, покой,

Держат нимфы шар земной.

Раньше в зданье, знаем мы,

Собирали корабли.

Смотрим вверх и видим снова

Символ города родного.

Качают поднятыми руками над головой.

Маршируют на месте.

Сложить ладони над головой.

Сделать движение с устремлением вверх.

Держат руки над головой.

Покачиваются на расставленных ногах.

Складывают руки над головой – «крыша».

Качают руки параллельно над головой.

Складывают руки округло над головой.

Соединяют пальцы рук перед собой.

Встают на одно колено.

Поднимают руки округло над головой.

Протягивают руки вперед.

Стучат кулачком по кулачку.

Поднимают ладонь ко лбу «козырьком» и отпускают.

Хлопают в ладоши перед собой.

13

Март

2 неделя

«Величественный ансамбль стрелки Васильевского острова»

Любопытный кот Василий,

Жил на стрелке без усилий.

Головою он вертел,

Во все стороны смотрел.

Смотрит влево, там колонна,

Смотрит вправо, ведь такая совершенна.

Смотрит вверх, вот чудеса!

Пламя факела горит,

Кораблям пристать велит.

Смотрит вниз, а там Нева,

Разорвалась на рукава.

Прижимают  руки к голове «ушки», повороты туловищем.

Выполняют повороты  туловища влево-вправо с пружинкой.

Делают повороты головой влево-вправо.

То же самое.

Поворачивают голову влево, поднимают вверх левую руку.

Поворачивают голову вправо, правую руку поднять вверх.

Поднимают голову вверх, затем руки тоже вверх.

Поднимают руки вверх, шевелят пальцами «пламя».

Соединяют ладошки  «нос корабля», двигая ладони вперед.

Опускают голову вниз, руками выполняют плавные  движения.

Выставляют  обе руки вперед.

14

Апрель

1 неделя

«Виват царь Петр»

Жил когда – то Петр  мальчишка,

Не простой он был парнишка.

А потом он стал царем.

Был он смел, красив, умен!

Петербург наш основал,

Был во всем профессионал!

Создал Армию и флот,

Он лечил простой народ.

Был отличным кузнецом,                                    

Плотником и столяром.

Мы царя благодарим,

Память о царе храним!

Ставят руки на пояс, маршируют на месте.

Прикладывают руки к голове, качают головой, туловищем.

Поднимают раскрытые пальцы над головой  «корона».

Грозят указательным пальцем, притопывая правой ногой.

Складывают ладони над головой, «крыша дома».

Ритмично сгибают и разгибают пальцы рук.

Отдают честь правой рукой, затем ладошки вместе «нос корабля»

Стучат себя по груди ладошками.

Стучат кулачек о кулачек, с продвижением вверх.

Имитируют движения пилой, затем стучат молотком.

Делают поклон, правая рука к груди.

Поднимают руки вверх и одновременно голову вверх.

15

Апрель

2 неделя

«Домик  Петра Первого»

Тили – бом! Тили – бом!

Там в саду Петровский дом.

Сделан просто на века,

Для великого Петра.

В нем окошки расписные,

Ну и ставенки резные.

Тили – лей! Тили – лей!

А теперь это музей.

Приглашаем всех ребят,

В дом Петра и Летний сад!

Хлопают ритмично в ладоши.

Поднимают руки над головой, складывают ладошки «домик».

Стучат кулачек о кулачек.

Обводят руками большой круг.

Рисуют руками квадрат.

Делают руками зигзаг сверху-вниз.

Хлопают в ладошки.

Протягивают две руки вперед.

Машут руками на себя.

Складывают руки домиком над головой.

16

Май

1 неделя

«Старинные фонари»

Ножки, ножки, куда  бежите?

Бежим фонари искать.                                                

А зачем вам их искать?

Ночь темна, уж солнца нет,

Наступает в городе рассвет.

Нам домой дороги не найти,                

Ты фонарь нам помоги!

Освети нам ночь огнем,

Было, чтоб светло как днем.                        

Тут он глазки открывает,

 На дорогу свет бросает.

Ножки к дому прибежали,

Фонарям привет послали.

 Бегут на месте, хлопая руками по коленям.

Выполняют переминание с носка на пятку.

 Протягивают руки вперед.

Прикрывают руками глаза, затем поднимают руки вверх.

Вращают кисти рук.

Потряхивают кистями рук, покачиваясь из стороны в сторону.

 Поднимают плечики,  руки разводят в стороны.

Поднимают руки вверх, машут ладошками на себя.

 Поднимаются на носки и кружатся вокруг себя.

Моргают глазами.

Выбрасывают вперед поочередно кулачки, затем их раскрывают.

Бегут на месте.

Машут кистями рук одновременно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) Автор-составитель: учитель-логопед Зайцева Е.В.

Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ « Детски...

Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи «Мы будущие олимпийцы»

Цель: формировать у дошкольников начальные представления об Олимпийских играх современности как части общечеловеческой культуры....

Конспект интегрированного логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. "День Победы" (старший дошкольный возраст)

Патриотическому воспитанию в детском саду уделяется достаточно внимания. Эта тема коснулась и всех узких специалистов ДОУ, в том числе и логопедов. Согласно календарно-тематическому планированию для д...

Методическая разработка конспекта занятия с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по подготовке к обучению грамоте Игровая ситуация «Волшебное путешествие» (по мотивам русских народных сказок)

Данный конспект может быть использован учителями-логопедами, воспитателями дошкольных образовательных учреждений для реализации основной образовательной программы дошкольного образования....

Конспект совместной образовательной деятельности учителя -логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР " В стране удивительных предметов"

Конспект совместной образовательной  деятельности учителя -логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР...

Годовой план работы воспитателей Пономаренко С.А. в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи «Светлячок»

Целями и задачами на учебный год является:Цель – всестороннее развитие детей.Задачи:достижение гармоничного физического и психического развития воспитанников;диагностика и анализ уровня развития...

Статья «Опыт работы по организации родительского клуба в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи»

Представлена на Краевом фестивале инклюзивных практик в номинации «Практика сотрудничества с родителями воспитанников с ОВЗ в инклюзивном образовательном процессе»...