АКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЁЙ В ДЕТСКОМ САДУ
консультация на тему

Шашкова Елена Петровна

    Если человек  загадывает на год - он сеет хлеб.

Если человек  загадывает на десятилетия - он  сажает деревья.

              Если человек загадывает на века – он воспитывает детей.

(старая японская мудрость)

Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

Как изменить такое положение?

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aktivnye_formy_vzaimodeystviya_s_semmi_vospitannikov_doo.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЁЙ В ДЕТСКОМ САДУ»

        Если человек  загадывает на год - он сеет хлеб.

Если человек  загадывает на десятилетия - он  сажает деревья.

              Если человек загадывает на века – он воспитывает детей.

(старая японская мудрость)

Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

Как изменить такое положение?

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

 

Поэтому для любого коллектива ДОУ одна из приоритетных задач является «Привлечение родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе».

В  детском саду должны быть созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре,  медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Слайд 3.

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых — обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно - информационные.

К коллективным формам относятся:

  • родительские собрания,
  • конференции,
  • «Круглые столы» и др.
  • групповые родительские собрания

К индивидуальным формам:  

  • педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи.
  • тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся:

  • записи на магнитофон бесед с детьми,
  • видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий;
  • фотографии, выставки детских работ,
  • стенды, ширмы, папки-передвижки.

В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т. В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы:

  • информационно-аналитические (хотя они по сути приближены к методам изучения семьи),
  • досуговые,
  • познавательные,
  • наглядно-информационные.

Слайд 4.

 На сегодняшней встречи мы остановимся именно на нетрадиционных формах работы с родителями.  

Информационно – аналитические: Анкетирование, социологические опросы, « Почтовый ящик»

Цель: Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Вместо традиционной  «Почты доверия» используется так называемое «Дерево желаний», где каждый из родителей перед каким-либо мероприятием, имеет возможность задать интересующий его вопрос любому специалисту, а также внести свои предложения.

Досуговые: совместные досуги, праздники, участие в выставках, конкурсах, экскурсиях.

Наглядно-информационные : дни открытых дверей, родительские уголки, фотовыставки, копилка Добрых дел. 

Познавательные: Семинары – практикумы, родительские клубы, педагогические гостиные, родительские собрания, мастер- классы

С этой целью  используем  следующие активные формы и методы работы с родителями:

1. В группе, где  проходит адаптационный период – эффективной формой является – постепенное вхождение. Постепенное вхождение – это значит, что вместе с ребенком в группу приходит родной человек и проводит здесь первую половину дня в течение 2 недель в зависимости от психологического состояния малыша. Так малыш чувствует себя спокойно, уверенно, узнает детей и воспитателей. Родитель также знакомится с группой, ее правилами, педагогическим подходом. Затем взрослый уходит сначала на несколько минут, потом ее отсутствие увеличивается, но она всегда предупреждает  ребенка об этом заранее.

В нашем детском саду уже традиционным стало начинать родительские встречи с презентацией детской деятельности: открытые занятия, драматизация сказок, литературных произведений, музыкальные номера и т.д. где родители являются не только пассивными зрителями, но и активными участниками. А для привлечения родителей, используются эстетическое и содержательно-интересное объявления о предстоящем мероприятии ДОУ.

 Наглядно – информационное направление включает в себя:

  • родительские уголки
  • В приемной,  в уголке «Меню» повар делится своим фирменным рецептом приготовления, какого либо полезного для детей блюда.
  • папки - передвижки « Крепыш», «По Совету всему свету», «Советы доктора Айболита»  и т.д.
  • эмоциональный уголок «Мое настроение», где дети ежедневно выставляют значок соответствующий  своему настроению, родители наглядно видят, как ребенок чувствует себя в детском саду и чем он был занят в течение дня.

Участие семей в конкурсах на лучший рисунок,  поделку из природного материала, не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках  заранее вывешиваем  интригующее, яркое сообщение. Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Это помогает нам  лучше узнать моих воспитанников. 

  Родители с удовольствием принимают участие в создании и оформлении фотогазет, выставок из природного материала, «Дом для цветов» - изготовление цветочного горшка, «Дары природы», «Кормушек для птиц» и т.д.»

  • фотовыставки с «Моя бабушка - лучше всех», «Папа, мама, я - дружная семья», «Зимние забавы».
  • Интересным стал проект, приуроченный к праздникам 8 марта и 23 февраля, где родители готовили фото-коллаж  по темам «Наша дочурка» и «Наш сынок».
  • Экран « Добрых дел» - где отражается участие родителей в различных мероприятиях ДОУ.  Это повышает мотивацию родителей к активному участию в жизни детского сада или конкретной группы.

 Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным. Родители активно участвуют  в утренниках, праздниках в детском саду, и даже стало практиковаться, что роли некоторых персонажей,  играют  сами родители. Сценарии праздников и развлечений разрабатывали совместно с родителями.

 В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду.  Как правило, любой проект, как маленький, на уровне ДОУ, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей.  Тесный контакт ребёнка со старшими членами семьи эмоционально обогащает родственные связи, укрепляет семейные традиции, налаживает преемственность между поколениями.  В 2010 – 2011 году в детском саду работали проекты « Моя семья», «Моя родословная», общесадовый проект «Наш любимый детский сад», приуроченный к 90- летию ДОУ, «Никто не забыт, ничто не забыто» - к Дню Победы, «Давайте жить дружно».  При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле.  В сотрудничестве с родителями были организованны:

1. Выставка «История игрушки».

2. «Герб группы».

3. Экскурсии «Мы – друзья природы»,

4. Спектакли «Зайкина избушка », «Волк и семеро козлят»,

 В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группах ДОУ сделано руками пап и мам наших детей.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую – нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители.

 «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко.

Мы думаем, что это актуально всегда и везде, поэтому не забываем хвалить своих родителей и всегда делаем это при любом удобном случае, и родители платят нам тем же.

Практическая часть:

  1. Игра на деление на группы «Презентация»

Участники встают в круг и находят глазами себе партнера. В дальнейшем они должны презентовать друг друга.

  1. Упражнение «Закончить предложение». Закончить предложения   «словами из справок». И дополнить по одному высказыванию по каждому предложению.

  1. Решение педагогической ситуации «Взаимодействие»

Ситуация:

Вы опаздываете в детский сад и на работу,  на улице с утра идет дождик, но ваш ребенок хочет одеть именно туфли вместо сапог.

Задача:

Уговорить  ребенка (взрослого) одеть именно сапоги, с помощью вербальных и невербальных средств общения. Участник (ребенок  - взрослый) соглашается тогда, когда этого захочет. (т.е. родитель убедит)

  1. Деловая игра «Эрудит» по ознакомлению с художественной литературой.

 Перевертыши  названий книг:

  • «Синяя бейсболка»
  • «Квадратик»
  • «Мышка в босоножках»
  • «Счастье от глупости»
  • «Петушок бесцветный»
  • «Белый петух»
  • «Матери и родители»
  • «Прекрасная лебедь»

Перевертыши пословиц, поговорок и загадок:

  • От смелости затылок мал
  • На милиционере валенки мокнут
  • Ниже пяток не опустишься
  • Ложь уши ласкает
  • Это плохо, если плохо начинается
  • Начал развлечение – робко работай
  • Курица кабану подружка
  • Одна обутка и та на кнопках
  1. Игра  « Нить единства».

Участники встают в круг и начинают передавать клубок ниток  стоящему напротив, ответив на вопрос: «Семейный  секрет оздоровления»

  1. Рефлексия для молодых специалистов
  • Я убедилась…..
  • Я усомнилась…
  • Я утвердилась…
  • Я порадовалась…
  • Я поняла…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду»

рассматриваются основные и инновационные формы работы детского сада с семьей...

опыт работы Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду

Создание положительного эмоционального микроклимата  взаимодействия с родителями;Повышение педагогической грамотности родителей. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство...

Опыт работы воспитателя Земсковой Т.А. на тему: «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства»

Опыт работы воспитателя Земсковой Т.А. на тему: «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду с целью создания единого образовательного пространства»...

Опыт работы«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ РАБОТЫ С СЕМЬЁЙ В ДЕТСКОМ САДУ С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА»

В опыте работы раскрываются  инновационные методы работы с родителями, позволяющие паривлечь родителей к активному участию в ООП....

Опыт работы на тему: «Использование разнообразных форм работы с семьёй в детском саду»

Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.Реализация единого подхода к воспитанию и обучению де...

Активные методы работы с семьёй в детском саду

Активные методы работы с семьей в детском саду С давних времен люди обращались к наблюдению, как одному из важнейших источников информации, непосредственно воспринимающего и прямо регистрирующего все...