Поликультурное воспитание Приобщение дошкольников к народной культуре Кубани
консультация (старшая группа) на тему

Ходыкина Светлана Анатольевна

Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине, приобщение его к народным традициям, начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

Детство — пора эмоционального восприятия окружающего мира и только в этом возрасте душевный отклик на события, их отражение в литературе, музыке, изобразительном искусстве самый непосредственный искренний и чистосердечный. Глубина детских переживаний – благодатная среда для зарождения и формирования любви к Отчизне, к малой Родине, народным ценностям. Учитывая это, широко использовала народное творчество. В народных играх, песнях, танцах содержится богатый материал для нравственного воспитания ребенка. В простой, иногда в шуточной форме музыкальный репертуар прививает детям чувство товарищества и дружелюбия, учит осуждать такие качества, как лень, зависть, тщеславие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuban.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

Поликультурное воспитание

Приобщение дошкольников к народной культуре Кубани

Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине, приобщение его к народным традициям, начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

Детство — пора эмоционального восприятия окружающего мира и только в этом возрасте душевный отклик на события, их отражение в литературе, музыке, изобразительном искусстве самый непосредственный искренний и чистосердечный. Глубина детских переживаний – благодатная среда для зарождения и формирования любви к Отчизне, к малой Родине, народным ценностям. Учитывая это, широко использовала народное творчество. В народных играх, песнях, танцах содержится богатый материал для нравственного воспитания ребенка. В простой, иногда в шуточной форме музыкальный репертуар прививает детям чувство товарищества и дружелюбия, учит осуждать такие качества, как лень, зависть, тщеславие.

 В моей работе с детьми возникла необходимость взглянуть на воспитание с современных позиций, реализовать на практике условия для всестороннего развития дошкольников через приобщение их к ценностям народной кубанской культуры. Именно поэтому я начала работать над восстановлением утраченных связей между поколениями, формированием у детей чувства исторической сопричастности к своему роду, историческим корням.

Любимый уголок земли, где ты родился и живешь, называется Малой Родиной. Именно с нее начинается познание ребенком окружающего мира. Недаром в народе говорят: «Кубань — родная земля», «Кубань- жемчужина России», «Кубань — наша Родина», «Кубань- мать родная», «Кубань- житница России».

Пожалуй, ни в одном другом уголке нашей страны, ни в какой другой области и другом крае нет такого творческого своеобразия, такого уникального творческого сплава, как у нас на Кубани. В кубанской народной культуре соединились разом богатырская русская удаль и раздолье, стремительность русской души, задумчивая лиричность, веселая разухабистость, вечное стремление к прекрасному, и тут же чисто украинская располагающая задушевность и мягкость, доброта, щедрая и талантливая мастеровитость.

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Нельзя быть равнодушным к истокам национальной культуры, особенно нашей родной, кубанской. В задушевной кубанской казачьей песне, в ажурной легкости кубанской ковани, в красочном рисунке старинной прялки, в народной инкрустированной соломкой шкатулке, в наивной и радостной по цвету, росписи бытовой утвари, в черно-красном узоре вышитого рушника запечатлены представления о подлинной красоте и традициях кубанского народа

Использование в работе с детьми народного фольклора помогло приобщить их к истории, культуре и традициям Кубанского народа; обогатило личный опыт дошкольников в традиции народных праздников и событий семьи; дало положительный результат в воспитании личностной культуры гражданина - жителя Кубани. В нашем детском саду регулярно проводятся такие праздники, как: «Масленица», « Яблочный спас», «Пасха в кубанской семье», «Праздник Рождества». С  привлечением родителей. Подготовка к обрядовым праздникам и их проведение доставляют детям большую радость, песни на кубанском говоре схватываются на лету и поются с удовольствием. Ребята становятся более разговорчивыми, эмоциональными, раскрепощенными; они с интересом и удовольствием готовятся к развлечениям, принимая участие в изготовлении различных атрибутов, костюмов, подарков. У детей стали проявляться артистические таланты. Также постепенно и родители  стали проявлять интерес к кубанской культуре, обычаям и традициям своих предков. У родителей тоже возникла необходимость более углубленного изучения своих «корней».

Рассказывая детям о родном крае, городе, об их собственном доме, я дала представления о том, что это наша малая Родина. Но дом – это не просто строение, это- жилище человека, его родных и близких, самых дорогих ему людей. В родном доме проходит вся бытовая жизнь человека от начала и до конца. Наш родной город совсем маленький, но и в нем есть разные дома: есть «городские» и есть «сельские». Да и сами дети живут в разных домах, в разных условиях, поэтому каждый с интересом слушал товарищей и с особой теплотой и с желанием рассказывал о своем собственном доме. Таким образом, мы вместе с детьми выявили сходства и различия между городом и селом. С огромным интересом дети рассматривали фотографии и эскизы сельских домов украшенных ажурной резьбой по дереву. Резьбой украшали все детали дома – причелины, слуховые окна и балкончики, карнизы, наличники окон и дверей, крыльцо с навесом. Попутно рассказала детям, что из дерева кубанские мастера – резчики выполняли изделия для жилища: мебель, украшения, посуду, шкатулки и вазочки и т.д.

Дети с интересом слушали рассказы о родном крае, нашем городе, о том, что означают их имена и фамилии. Каждому интересно было узнать что-то новое, особенно о своих далеких предках, их жизни и ремеслах. Такие беседы способствовали тому, что дети стали более вежливы в общении между собой, внимательны и добры по отношению к своим близким. У них появилось чувство привязанности и любви к родному городу, восхищение его красотой. Дети приобщались к миру взрослых, у них воспитывались патриотические чувства.

Проведение дидактических игр «Подбери имя», «Назови ласково», «Угадай, кто я?» помогло закрепить знания детей о семье, родственных взаимоотношениях, именах.

Рассказ о крещении детей и этом старинном семейном обряде вызвал у детей неподдельный интерес и приятные воспоминания о своих крестных родителях, о том, как их крестили, как они ходили в гости к своим вторым родителям на праздник Рождества. После бесед и праздников, в которых дети принимали активное участие, они стали включать в сюжетные игры отдельные элементы обрядов. Но чтобы интерес к семейным обрядам не угасал быстро, я использовала народное поэтическое слово – образец духовного служения людям. Народное поэтическое слово как родник, как чистый ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. Народное слово передает прошлое, поступь настоящего и будущего. Ведь не зря звучат из поколения в поколение материнские колыбельные песни, сказки, потешки, небылички, поговорки, басенки… А в деревнях и станицах продолжают жить старинные обряды, традиционные праздники, гуляния, содержащие в себе стихи, песни, танцы, игровые приемы, а главное – народную мудрость.

Песенки поговорки, стихи, потешки – прекрасный речевой материал, который я использовала в работе. На его основе у ребенка отрабатываются понимание текста, возникает ситуативная связь между смысловым содержанием и конкретным действием. Знакомство детей с фольклором является еще одной скрытой пружиной действенного влияния народной поэзии и творчества на умственное, познавательное развитие ребенка.

Крохотные произведения, которые мы заучивали вместе с детьми, философичны в своей основе, поэтому они обращены внутрь человека. Например, колыбельные песни – сколько в них заложено ласки, нежности, любви и спокойствия. Слушая такие песенки, дети сразу же успокаиваются и затихают, просят спеть колыбельную песенку еще не раз. После знакомства с колыбельными песнями, дети стали часто использовать их во время таких игр, как «Моя семья», «Дом казака», «Детский сад». Я отметила, что колыбельные песни побуждают детей ласково, заботливо и бережно относиться не только к куклам, но и друг к другу и своим близким.

Рассказала детям, что у нас на Кубани в старину любили устраивать посиделки. На них собирались для того, чтобы веселее спорилась работа, чтобы при необходимости помочь друг другу. Объяснила, что на посиделках не только работали — вышивали, вязали, пряли. Совместная работа на посиделках всегда сопровождалась пением, шутками, прибаутками, играми, загадыванием загадок…Загадки и сейчас пользуются у детей популярностью. Это полезное занятие для детского ума. Они дошли до наших дней из глубокой древности и имеют огромное значение, ведь с помощью загадок проверяется сообразительность и мудрость того или иного героя сказки, человека, ребенка. Загадки, говоря о каком – либо предмете, заставляют задуматься: откуда он появился, из чего и как сделан, для чего и каков он, на что похож… Поиски отгадок развивают сообразительность, догадливость, приводят к пониманию связей одних предметов с другими и осознанию единства окружающего мира. Тематические загадки охватывают почти все предметы, которыми наполнены дом, хата, двор, то есть все то, что связано с жизнью человека и его хозяйством. Поэтому нетрудно было отыскать подходящие к любой теме загадки и дети всегда старались отыскать ответы на них.

Во время работы над лексической темой «Семья», беседовали с детьми о родственных отношениях. Уточнила кто такие бабушка и дедушка, брат им сестра, дядя и тетя, внук и внучка, племянник и племянница… А чтобы дети лучше усвоили эти понятия, попросила их принести из дома несколько фотографий. Мы собрали их в один альбом и по ним дети рассказывали о своих родных и близких, определяли, кто кем и для кого доводится, закрепляя термины родственных отношений. Так же для закрепления этих понятий проводили игру «Если я твоя племянница, то кто ты мне?!» Эта игра вызывает у детей смех, улучшает настроение, так как любой из играющих, может оказаться то бабушкой, то тетей, то братом…

Особое внимание детей обращаю на то, что мы живем на Кубани, а здесь издавна проживает талантливый народ – кубанские казаки. У казаков были свои обычаи и обряды. Так, например, у них мужчины носили серьги: в левом ухе серьга — старший сын, в правом ухе серьга – младший сын, наследник в обоих ушах серьги — единственный сын. Поначалу это вызывало у детей улыбку – мальчики с серьгами, но потом дети поняли, что означали серьги в ушах у кубанских казаков и для чего они их носили. Большое значение в работе по воспитанию у детей гражданской культуры и нравственных побуждений имело знакомство с принципами казачества.

Почитай каждого старика отцом своим, престарелую казачку – матерью.

Пожилые должны относиться к тем, кто молод, как к своим детям, каждого ребенка любить и оберегать как собственного.

Каждый казак обязан оберегать женщин и их честь.

На занятиях знакомились с трудом взрослых на Кубани. Кубанские казаки – народ хозяйственный и мастеровитый. Занимались они разными ремеслами: мужчины занимались кованью, резьбой по дереву и кости гончарным искусством, чеканкой, лозоплетением. Женщины – пряли, ткали, шили одежду, занимались вязанием и вышивкой, росписью посуды и предметов бытовой утвари. Но самое главное все вместе занимались сельским хозяйством – выращивали хлеб, разводили скот, занимались огородничеством и садоводством. Любили у нас на Кубани и поработать и повеселиться.

Нравятся детям и народные игры, сопровождающие каждый праздник. Особый интерес вызывают игры «Золотые ворота», «Гори – гори ясно», «Напои коня», «Передавай подкову», «Достань ложку»…

Подготовка к обрядовым праздникам и их проведение доставляют детям большую радость, песни на кубанском говоре схватываются на лету и поются с удовольствием. Ребята становятся более разговорчивыми, эмоциональными, раскрепощенными; они с интересом и удовольствием готовятся к развлечениям, принимая участие в изготовлении различных атрибутов, костюмов, подарков. У детей стали проявляться артистические таланты.

Я пришла к выводу, что знакомство детей с семейными обрядами и традиционными праздниками, приобщение к национальной культуре, ознакомление их с народно-прикладными искусствами помогло обрести прекрасные образцы поведения, речи и мастерства, подражание которым позволяет ребенку понять ценность национальной культуры, испытать гордость от причастности к ней. Приобщение дошкольников к ценностям народной кубанской культуры, к тому, что создали наши предки — это не только вопрос нравственности, духовности, но и залог психического здоровья детей, так как это благовидное ласковое поглаживание генетической памяти, того, что унаследовано от далеких предков.

Опыт показывает, какие широкие возможности дает использование потенциала народной культуры в воспитании детей. А сколько еще тайн хранят народные традиции!

Изделия талантливых мастеров, народные песни, игры, поговорки, пословицы и загадки называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: они прекрасны, образны.

Народное творчество, народные традиции – источник чистый и вечный. В чем бы ни высказал себя народ — в танце, песне, в искусных поделках мастеров, ясно одно — это идет от души. А душа народная добра и красива!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему "Приобщение дошкольников к народной культуре Кубани"

Опыт работы  над восстановлением утраченных связей между поколениями, формированием у детей чувства исторической сопричастности к своему роду, историческим корням....

Опыт работы музыкального руководителя МБДОУ детский сад № 9 г.Славянска-на-Кубани Гричан Юлии Викторовны на тему: «Приобщение дошкольников к народной культуре посредствам музыки»

Опыт работы музыкального руководителя МБДОУ детский сад № 9 г.Славянска-на-Кубани Гричан Юлии Викторовны на тему: «Приобщение дошкольников к народной культуре посредствам музыки»...

Конспект занятия по приобщению детей к народной культуре Кубани «Кубанские посиделки».

Цели:Приобщить детей к народной культуре Кубани.Обобщить знания детей о кубанских традициях, быте, названий вещей.Дать представления о названиях казачьей одежде, обычаях, песен и игр.Способствовать тв...

Семинар-практикум "Народный календарь основа приобщения дошкольников к народной культуре.

Представлен опыт работы по приобщению дошкольников к народной культуре на основе народного календаря....

Приобщение дошкольников к традиционной культуре Кубани. Тема : С чего начинается Родина ?

Край наш житница России,Главный  символ колосок,Обдуваемый ветрами,Омываемый морями,И обласканый лугами,Малой Родины исток....

Хакасские народные сказки как средство приобщения дошкольников к народной культуре.

Хакасские народные сказки как средство приобщения дошкольников к народной культуре....

Приобщение дошкольников к народной культуре с помощью русских народных игр "Калейдоскоп русских народных игр".

Материалы проекта ценны в педагогическом отношении, русские народные игры оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, ...