Театрализованная деятельность как инструмент всестороннего развития ребёнка раннего возраста.
статья (младшая группа) на тему

Силина Инна Леонидовна

Статья о развитии детей раннего возраста посредством вовлечения  их в театрализованную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_deyatelnost.docx16.57 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность как инструмент всестороннего развития ребёнка раннего возраста.

Подготовила: Силина И.Л. воспитатель 1 мл. группы ГБДОУ №39 Адмиралтейского района г. Санкт – Петербурга.

Детство – страна удивительная. В ней всё возможно, всё позволено.  Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное и неинтересное может оказаться весёлым и занимательным. В этой стране каждый может преодолеть все невзгоды и неприятности, сделать мир вокруг ослепительно красочным, ярким и интересным. Для этого достаточно всего лишь быть ребёнком, воображение и творчество которого могут создавать чудеса.          А помочь ребёнку создать чудо, перевоплатиться в сказочного героя помогает удивительная, магическая театрализованная деятельность.  Наверное, нет такого детского сада, где - бы педагоги не использовали в своей работе театрализованную деятельность. И хотя многие воспитатели выстраивают на театрализации свои инновационные методики, театральная игра как универсальное средство воспитания  является отнюдь не новшеством и используется в педагогике очень давно, со времени деятельности гениального чеха Яна Амоса Коменского, который через драматизацию текстов обучал детей древним языкам.                    Чрезвычайно важной особенностью театральной игры является то, что эта деятельность интересна всем – и детям, и взрослым, причём детям, начиная с раннего возраста. Используя педагогический опыт, фантазию, приёмы народного воспитания, знания художественной литературы и артистические способности, даже скучная, но необходимая процедура умывания может превратиться в игру, дающую массу информации. Вместо скучной  лекции о пользе водных процедур можно ласково приговаривать народную потешку:  «Водичка, водичка! Умой моё личико…» Или вспомнить К.И. Чуковского:                  «Надо, надо умываться по утрам и вечерам.                                                                  А нечистым трубочистам – стыд и срам…»                                                  Малышам, которые плохо кушают, можно придумать пьеску об обычной ложке: как она мылась горячей водой, сушилась, смотрелась в зеркало, как в её зеркальной поверхности отражается солнечный лучик, поэтому каша должна стать намного вкуснее. Действующими лицами в таких спектаклях могут стать и кроватка, и стульчик, и ручка малыша с крохотными пальчиками - братцами . Можно «оживить» любой предмет в игровой комнате, заговорить от его имени, и рассказать о его свойствах и назначении. И даже если ребёнок ещё не умеет говорить, но он умеет слушать и воспринимать речь взрослого. И если педагог смог сконцентрировать внимание малыша на действие с предметом, сопровождаемом словами, то он сделал большой шаг на пути развития ребёнка.                                                       На какие стороны общего развития ребёнка влияет театрализованная деятельность?  Эстетическое и эмоциональное развитие: ребёнок получает незабываемые впечатления от игры в театр, развивается его художественный вкус, воображение и фантазия. Социальное и нравственное развитие:  сказка позволяет определить положительные и отрицательные персонажи, разобраться в их поведении и поступках. Психическое развитие: развивается внимание ребёнка, наблюдательность, память, способность к подражанию. Познавательное развитие: вовлечение в театрализованную игру вызывает стремление узнать что – то новое, расширяет кругозор ребёнка. Речевое развитие: участие в играх – драматизациях  является огромным стимулом для развития и совершенствования речи ребёнка. В процессе игры дети узнают новые слова, знакомятся с разными литературными и фольклорными произведениями, учатся слушать сказки и стихи, участвовать в их пересказывании.                                                                                                         Какой вид театра лучше всего использовать в работе с детьми раннего возраста? Прежде всего -  это кукольный и пальчиковый театры. Если на каждый пальчик надеть чехольчик – куклу из обрезанных перчаток, дополненных глазками – бусинками, гребешками из лоскутков, усиками из лески или косичками из ниток, можно получить любого героя. Может быть театр с куклами би – ба –бо, которые надевают на всю руку. Спектакли с такими куклами лучше показывать из – за ширмы, которую легко соорудить , накинув покрывало на спинки рядом стоящих стульчиков.  Кукол можно сделать из бумажных пакетов, пустых пузырьков из – под шампуня, лоскутков ткани, из воздушного шарика и т.д. Театр может быть плоскостным, если вырезать персонажей из картона и разрисовать их. Такие фигурки будут хорошо держаться на твёрдой фанерке, обтянутой для безопасности тканью. Хороши для плоскостного театра сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Три медведя». А если на вырезанные фигурки направить луч проектора, то театр будет уже теневым. Поставив героев на подставки и разыгрывая действие на столе, мы получим настольный театр. Читая стихи А.Барто из цикла «Игрушки» или стихотворение З. Александровой «Мой мишка» и другие подобные им можно использовать обычные игрушки – куклы, машины, животных. Спектакль с использованием игрушек помогает малышам полнее воспринимать содержание художественного произведения, создавать яркие образы, обогащать впечатления. Участие в спектакле даёт возможность установить связи между чувственными и словесными впечатлениями, зависимость между способами действия с игрушками и характером персонажа. Ещё один вид театрального представления – драматизация литературных произведений. Предложив ребёнку элементы костюма, маску или шапочку, изображающую персонажа, малыши вовлекаются в игру, в которой им предлагаются посильные задания, связанные с движением, исполнением доступных для них ролей (Зайки, Кошечки, Цыплята и др.) .        В работе по организации театрализованной деятельности в группах детей раннего возраста  используются следующие методы и приёмы: - игровой, т.к. игра является основным видом деятельности малышей ; словесный –  прочтение произведений, беседы о прочитанном; наглядный – показ действий, побуждение к подражанию; практический – посещение театра с родителями или просмотр театральных спектаклей в детском саду, рисование, лепка персонажей художественных произведений.                      Если к трём годам ребёнок научился внимательно слушать, понимать, запоминать, действовать с игрушками, заговорил, освоил мимику, движения под музыкальное сопровождение, научился сочувствовать, отличать хорошее от плохого,  значит работа педагога по вовлечению детей в театрализованную деятельность ведётся в правильном направлении. Театрализованная игра научит ребёнка видеть прекрасное, думать творчески, эмоционально раскрепощаться, развивать и активизировать речь. Играйте вместе с детьми, творите!

Список использованной литературы:

А.И.Буренина « Театр всевозможного, от игры до спектакля»  С. Пб. 2002г.

Г.Г. Григорьева Н.П. Кочеткова « Кроха» Москва «Просвещение» 2003г.

В.Н.Белкина Н.Н.Васильева  «Дошкольник: обучение и развитие» Ярославль «Академия развития» 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста

Театрализованная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества, это большой простор для творческих фантазий ребенка. Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко...

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей раннего возраста

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей раннего возраста...

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей раннего возраста

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей раннего возраста...

«Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей раннего возраста»

Ранний возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В раннем возрасте у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышл...

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей раннего возраста

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей раннего возраста...

Многофункциональная ширма-игра как средство всестороннего развития ребёнка раннего возраста. «Центр ПДД», «Салон красоты»

Многофункциональную ширму можно использовать для сюжетно - ролевых игр. дидактических игр, уголка уединения, где ребёнок может отдохнуть....