Главные вкладки

    Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе "Пришельцы из космоса"
    план-конспект занятия (старшая группа) на тему

    Тихонова Елена Николаевна

    Коспект НОД по закреплению представлений детей об особенностях камней и их свойствах, знакомство с камнями-метеоритами

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_nod_v_starshey_gruppe_prisheltsy_iz_kosmosa.docx29.6 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД в старшей группе  по познавательному развитию

    тема «Пришельцы из космоса»

    Программное содержание:

    Образовательные задачи:

    • Закреплять представления детей об особенностях камней и их свойствах.
    • Способствовать самостоятельному выявлению свойств и качеств нового камня- метеорита.
    • Продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

    Развивающие задачи:

    • Развивать  воображение, внимание, умение наблюдать, сравнивать, анализировать; мелкую моторику.

    Воспитательные задачи:

    • Воспитывать  интерес  к космосу.
    • Воспитывать умение работать в коллективе, выполнять  сообща общее задание .

    Методические приемы:

    Наглядные:  использование  плана-схемы «Что рассказать о камнях», модели «Описание свойств камней», ТСО ( слайд-шоу «Лунтик»),иллюстраций.

    Словесные:  вопросы ,напоминание, совет, поощрение, художественное слово.

    Практические: игровые приемы, экспериментирование в малых группах, творческое задания по выкладыванию камней на пластилиновую основу.

    Материал  к  НОД:

    Демонстрационный: Коллекция камней, ноутбук , слайды  с изображением Лунтика, карточки  по теме «Что можно рассказать о камнях), модель «Свойства камней» , портрет Ю.А.Гагарина, космическая музыка ,картинки на космическую тему, мольберт, игрушка Лунтик.

    Раздаточный: Для экспериментирования: метеориты, лупы, стакан с водой, ложка, весы, магниты, подносы, салфетки .

    Для творческой работы: наборы  декоративных камней  ( разного цвета и размера) , основа  для аппликации   ( майонезные крышки с нанесенной пластилиновой  основой).

    Предварительная работа: 

    коллекционирование камней; чтение  детской художественной литературы: английской народной  сказки «Три поросенка», П.Бажова «Серебряное копытце», Г-Х Андерсена «Огниво»; проведение опытов с камнями; игры с камнями:  «Выкладывание узоров из камней по схемам», «Придумываем узоры».

    Ход  НОД:

    Воспитатель:

    Дети, вчера вечером раздался телефонный звонок. Я  была очень удивлена. Мне звонил – кто бы мог подумать! – Лунтик.  Да-да! Тот самый веселый озорной Лунтик, который упал на Землю  с ….(– с Луны).

    Лунтик узнал, что вы собираете коллекцию камней. Он уверен, что вы знаете очень многое о камнях и сможете интересно рассказать о них . Он прав, ребята? (Да)

    Что мы можем рассказать Лунтику о камнях?

          Предполагаемые ответы детей: мы можем показать коллекцию камней, назвать их,  рассказать, как  образовались камни,  про их свойства и качества, как камни используются, можем прочитать знакомые стихи…

          Воспитатель  поощряет детей,  на каждый предложенный  вариант выставляет на мольберт  соответствующую карточку

    Воспитатель:

    Сейчас Лунтик выйдет с нами по скайпу на связь

          Воспитатель включает демонстрацию слайдов с изображением Лунтика  в программе  Power Point.

         Слова  Лунтика записаны на магнитофон или воспитатель обыгрывает ситуацию с наушниками и передает речь  Лунтика  от своего имени.

    Воспитатель:

       Лунтик рад встрече с вами. Ему не терпится  познакомиться с коллекций камней.

       Дети рассказывают о камнях, опираясь на карточки для составления рассказа о камнях и  модель «Описание свойств камней»: камни бывают разные по цвету и форме, по размеру(большие, маленькие, средние ; могут быть    гладкими и шероховатыми; на поверхности камней могут быть  разные  крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д. ; камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые. камни могут быть теплые и холодные. камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные. Камни используются в строительстве. Они красивые –делают украшения.

    Воспитатель поощряет детей за  интересные рассказы.

    В случае необходимости задать вопросы:

    Какой камень самый любимый? Почему?

    Какой камень имеет много поэтических названий: «слезы моря», дар солнца»? Почему?

    Как образуется жемчуг?

    Какими камнями можно рисовать? (уголь, мел, графит (в карандаше)?

    Какие книги о камнях читали?

    Воспитатель:

        Лунтику понравилась ваша коллекция камней. Он узнал очень много нового о камнях.

        Лунтик, ты прилетел с другой планеты. А теперь посмотри, как наши  космические ракеты  будут стартовать в далёкий Космос.  Приготовились!  Внимание!

                Физкультминутка (2 раза).
    Завести  реактивные двигатели .
    (вращение вытянутых рук).
    Соединить контакты
    . (руки соединить, частые касания кончиков пальцев).
    Приготовиться к запуску ракеты.
    (все дети приседают).
    Пуск!
    (резко выпрямляются и подпрыгивают, руки вверх, тянуться вверх с поднятыми руками).

         Молодцы!

    Воспитатель:

        Лунтику интересно у вас . Он  принёс  вам  космический  подарок – метеорит ( воспитатель достает коробочку с метеоритами)

        Ребята, а вы знаете, что такое метеорит?

    Предполагаемые ответы детей: Это камни, упавшие на Землю из Космоса.

    Воспитатель:

    Да, вы правы!

    Издалека сюда он прилетел-

    Осколок неба, космоса посланник.

    Он мне ладонь, как солнца луч согрел,

    Чудесный камешек – межзвёздный добрый странник.

                                                                           ( Е.Шендрик)

    Интересно, а чем же космические камни отличаются от земных? Как узнать?

    Предполагаемые ответы детей: Нужно провести опыты

    Воспитатель:

    Космические камни очень редкие. У нас их всего 3. Сколько детей  на занятии ? (9) На сколько групп нам надо разбиться, чтобы в каждой лаборатории работало одинаковое количество лаборантов ( на 3)

    Ребята, перейдем в свои лаборатории (дети садятся за столы по подгруппам)

    В наших лабораториях есть всё необходимое оборудование для опытов.

    В работе вам поможет подсказка - модель «Описание свойств камней». Вы уже знаете, как работать с этой моделью.

         Дети приступают к самостоятельной работе.

          Воспитатель оказывает необходимую помощь в случае необходимости.

         Поощряет детей за слаженность в работе, взаимопомощь, соблюдение алгоритма в работе.

    Воспитатель:

    Какие выводы вы можете сделать на основании ваших опытов?

         Предполагаемые ответы детей : метеорит тяжелый, шероховатый, твердый, непрозрачный, намагничивается.

          После  того, как дети определят у метеорита такое свойство ,как намагничивание, уточнить: «Ребята, метеориты бывают  двух видов: каменные и железные. Как вы думаете, с каким метеоритом вы сегодня  экспериментировали ? Почему»

    Воспитатель:

        Похожи  ли  метеориты и  земные камни?(Да)

         Учёные в современных лабораториях  проводят более глубокий анализ метеоритов.

         Как вы думаете, почему люди, земляне, стараются как можно больше узнать о метеоритах, изучить их, исследовать?

    Предполагаемые ответы детей: Изучая метеорит, люди узнают больше о Космосе, о других планетах.

    Воспитатель:

    Вы правы! Человечество всегда хотело узнать побольше о далёком и неизведанном Космосе. Кто был первым космонавтом, облетевшим нашу планету Земля?

    Предполагаемые ответы детей: Юрий Алексеевич Гагарин

    Воспитатель:

    Да, я с вами согласна. Первый космонавт Земли- гражданин России  Ю.А.Гагарин.

    Предлагаю и вам вместе с Лунтиком отправиться в космическое путешествие. Закройте глаза, представьте, что мы с вами и в космосе .( звучит космическая музыка) Что мы видим с вами в иллюминаторе? (звёздное небо). Какого цвета небо? (чёрное, синее, фиолетовое и т.д.). Какого размера звёзды? (ответы детей). А ещё в космосе можно увидеть комету  и разные планеты. Какие? ( Марс, Венера, Юпитер, Сатурн…) Вот сколько всего интересного мы с вами увидели!   Может быть, мы всё это изобразим  с помощью разных камней на наших волшебных кругах, чтобы показать друзьям и близким красоту звёздного неба?

    Дети проходят за столы.  Самостоятельная работа детей по созданию декоративной творческой работы с помощью камней на пластилиновой основе. В зависимости от ситуации, возникающей в процессе работы, воспитатель может стимулировать творческую активность детей фразами:

    • Давай вместе  подумаем , что можно изобразить
    • Как здорово, что ты предложил по-другому взглянуть на…
    • Посмотрите, как замечательно, такого нет ни у кого.

    По мере завершения работы, дети самостоятельно располагают свои поделки на  «космической»  стене. Придумывают названия своим работам.

    Воспитатель

         Лунтик, посмотри, каким  интересным, ярким, необычным получилось  космическое пространство … Сразу видно, что дети  работали с удовольствием. А  волшебные камни помогли воплотить   вашу фантазию. Какие вы молодцы! Вы проявили творческую фантазию, умение. Я думаю, что впереди вас ждет много новых открытий. А некоторые из вас, возможно, станут космонавтами и разгадают много тайн Вселенной.

         Лунтик благодарит детей за интересную встречу . На прощание дарит игрушку Лунтика.

    Дети прощаются с Лунтиком, благодарят его за подарки.

    Помещают метеорит в коллекцию камней.

    Приложения

    Художественное  слово о камнях

               Ветер на него дует,

               Вода его мочит,

               А люди его ценят.

            Ведь он могуч и прочен.

    Он очень нужен детворе

    Он на дорожках во дворе.

     Он и на стройке, и на пляже,

    И он в стекле расплавлен даже.

    В серёжках у мамы огнём он горит.

     В пыли на дороге ненужным лежит.

    Меняет он форму, меняет он цвет,

    А в стройке годится на тысячу лет.

    Он может быть мелкий-

    В ладошке лежать.

    Тяжёлый, большой-

    Одному не поднять.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка с использованием ИКТ по познавательному развитию в старшей группе "Освоение космоса".

    Методическая разработка предназначена для детей старшей группы ( 4 - 6 лет ). В данной образовательной деятельности учавствуют 18 детей и воспитатель. Место проведения - групповое помещение, в котором...

    Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе.Тема: Космос- вселенная. Планеты солнечной системы.

    Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе.Тема: Космос- вселенная. Планеты солнечной системы....

    Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Космос. Планеты»

    Цель: познакомить детей с основными планетами, закрепить знания о космосе.Задачи: Образовательные:• Познакомить детей с названиями планет: Земля, Меркурий, Марс, Венера, Юпитер, Нептун, Плутон;• Систе...

    Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Покорение космоса"

    Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному  развитию с детьми подготовительной группы (6 – 7 лет) общеобразовательной направленности с использованием интерактивной доски...

    КОНСПЕКТ ООД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «ПОКОРЕНИЕ КОСМОСА»

    КОНСПЕКТ ООД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «ПОКОРЕНИЕ КОСМОСА»Задачи: образовательные. Расширить представления детей о космических полетах   познаком...

    Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Если очень захотеть, можно в космос полететь»

    Цель: формирование у дошкольников познавательного интереса к космической сфере, базовых представлений о космосе.Образовательные задачи:- уточнять представления детей о космосе, звездах, ксмонавта...

    план-конспект по познавательному развитию в старшей группе "Покорение космоса"

    ЗАНЯТИЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ  «ПОКОРЕНИЕ КОСМОСА».Программные задачи: Воспитывать чувство гордости за родную страну, которая стала первой в освоении космоса. О...