«Организация предметно-развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
статья на тему

Тихонова Елена Евгеньевна

 

Никакое обучающее влияние взрослого  без реальной деятельности самого ребенка не может быть успешно осуществлено. Содержание и способы этой деятельности обуславливаются окружающей ребенка предметной средой, в которой он постоянно живет, действует, творит. Маленького ребенка окружают различные предметы, придуманные для развития ребенка и имитирующие мир взрослых. Ребенок пытается установить взаимосвязь между предметами и явлениями действительности, манипулирует этими предметами, стремится узнать, для чего они предназначены, как они устроены. Ребенок интересуется тем, как устроен человек, как объясняются те или иные явления природы, как работают различные машины и механизмы.  Играя в ролевые игры, он познает правила жизни в коллективе и закономерности окружающего его мира. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mihaylova_e.n._tihonova_e.e.3.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 15 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга

«Организация предметно-развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Авторы:   Тихонова Елена Евгеньевна

                      Михайлова Елена Николаевна

2015

Организация предметно-развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО

«Организация предметно-развивающей среды, обеспечивающей «зону ближайшего развития» ребенка, является непременным элементом в осуществлении педагогического процесса»

(Л.С.Выготский)

Никакое обучающее влияние взрослого  без реальной деятельности самого ребенка не может быть успешно осуществлено. Содержание и способы этой деятельности обуславливаются окружающей ребенка предметной средой, в которой он постоянно живет, действует, творит. Маленького ребенка окружают различные предметы, придуманные для развития ребенка и имитирующие мир взрослых. Ребенок пытается установить взаимосвязь между предметами и явлениями действительности, манипулирует этими предметами, стремится узнать, для чего они предназначены, как они устроены. Ребенок интересуется тем, как устроен человек, как объясняются те или иные явления природы, как работают различные машины и механизмы.  Играя в ролевые игры, он познает правила жизни в коллективе и закономерности окружающего его мира.

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С.Л.Новоселова)

Одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо. Грамотно организованная среда педагогом способствует максимальному развитию личности ребенка. В соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста насыщение окружающего ребенка пространства должно постоянно изменяться. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

 С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), вопрос организации предметно-развивающей среды ДО стоит особо актуально. В ФГОС четко прописаны требования к:

1) структуре основных образовательных программ  и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ

 

Проведенный педагогами нашего детского сада анализ федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в части требований к построению предметно-пространственной среды, показал, что стандарт дает четкие принципы  построения развивающей предметно-пространственной среды. Основными понятиями стандарта являются термины «индивидуализация» и «социализация». Во время  развития  ребенка формируется особая позиция к миру: создается его система общения, усваиваются этические нормы, поэтому в дошкольных учреждениях должна создаваться специальная образовательная среда. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным особенностям воспитанников группы и индивидуальным возможностям ребенка и содержанию Программы.

Сравнительный анализ ФГТ и ФГОС к  построению  развивающей предметно-пространственной среде

Показатели

ФГТ

ФГОС

Требования к предметно-пространственной среде

Требования к предметно-развивающей среде

Соблюдение принципов:

- информативности, вариативности, полифункциональности, педагогической целесообразности, трансформируемости, интеграции образовательных областей

Возможности:

- осуществления не только образовательной деятельности, но и присмотра

и ухода за детьми;

- организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников,

так и самостоятельной деятельности;

- построения образовательного процесса с использованием адекватных

возрасту форм работы с детьми;

- организации разнообразной игровой деятельности;

- выявления и развития способностей воспитанников в любых формах

организации образовательного процесса;

- оказание индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи;

- учета национально-культурных, демографических, климатических условий;

- использования образовательных технологий деятельностного типа;

- эффективной и безопасной организации самостоятельной деятельности

воспитанников;

- физического развития воспитанников;

- Учет полоролевой специфики

Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы

2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых

3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

- реализацию различных образовательных программ;

- в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

- учет возрастных особенностей детей.

4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной

5. Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

Создавая предметно-развивающую среду, мы учитывали:

1. Среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она  работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Мы старались выстроить гибкое и вариативное пространство, чтобы среда служила удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

 3. Элементы декора  легко сменяемые и соответствуют реализуемой теме.

 4.  Место для детской экспериментальной деятельности предусмотрено в каждой группе.

5. Дизайн и форма предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

6. При создании развивающего пространства в групповом помещении мы учитывали  ведущую роль игровой деятельности.

7. Предметно-развивающая среда группы  меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

8. Цветовая палитра  представлена теплыми, пастельными тонами.

9.После наблюдений в период проведения мониторинга развития воспитанников в начале учебного года   мы организуем  предметную среду в групповом помещении, учитывая закономерности психического развития, показатели  здоровья воспитанников, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.

Предметная среда в группах имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Среда не только развивающая, но и развивающаяся. Предметный мир, окружающий ребенка стараемся пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Организация предметно-развивающей среды  осуществляется по следующим видам детской деятельности:

-игровая;

-двигательная;

-познавательно-исследовательская;

-коммуникативная;

-изобразительная;

-музыкальная;

-самообслуживание и элементарно-бытовой труд;

-восприятие художественной литературы.

Основные функции развивающей среды:

- служит носителем разносторонней информации об окружении;

- влияет на эстетическое развитие,  на интеллектуальное нравственное;

- в процессе самостоятельной деятельности создает благоприятные условия для обучения ребенка;

-способствует  познанию особенностей устройства собственного организма, физическому развитию;

- становится основой для его самостоятельной деятельности, условием для самообразования обеспечивает разные виды активности ребенка;

-раскрывает индивидуальность каждого ребенка, повышает его активность и заинтересованность.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Список используемой литературы:

1.Микляева И.В «Игровая среда в дошкольном учреждении».

2. Меремьянина О.Р, Казинцева О.С «Предметно-развивающее пространство в ДОУ» журнал «Воспитатель ДОУ» 2009г №2.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

При организации образовательного процесса в дошкольной организации выступает ориентация не только на компетенции, которые формируются в дошкольном возрасте, но и на развитие совокупности личност...

Методические рекомендации к организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Методические рекомендации к организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО...

Организация предметно-развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Никакое обучающее влияние взрослого  без реальной деятельности самого ребенка не может быть успешно осуществлено. Содержание и способы этой деятельности обуславливаются окружающей ребенка предмет...

Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".

Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....

Справка по итогам тематической проверки на тему: « Организация развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Справка по итогам тематической проверки на тему: « Организация    развивающей  предметно -   пространственной среды в  соответствии  с  тре...

Статья "Организация предметно-развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО"

Статья "Организация предметно-развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО"...

построение предметно-развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС

Предметно-развивающая среда - это определенное пространство, организационно оформленное и предметно-насыщенное, оно должно удовлетворять потребности каждого ребенка в общении, познании, труде, физичес...