построение предметно-развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС
материал

арманова оксана борисовна

Предметно-развивающая среда - это определенное пространство, организационно оформленное и предметно-насыщенное, оно должно удовлетворять потребности каждого ребенка в общении, познании, труде, физическом и духовном развитии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Построение развивающей предметно-пространственной среды

в соответствии с требованиями ФГОС.

Отчет Арманова О.Б.  об особенностях развивающей

 предметно – развивающей среды группового помещения

в соответствии с требованиями ФГОС

Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые, необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.

Предметно – развивающая среда – это определенное пространство, организационно оформленное и предметно – насыщенное, оно должно удовлетворять потребности каждого ребенка в общении, познание, труде, физическом и духовном развитии. В своей группе я построила предметно – развивающую среду в соответствии с современными пониманиями и требованиями.

Развивающая предметно – развивающая среда должна быть насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого и ребенка, а так как в основе замысла детской игры лежит предмет, я каждый раз стараюсь обновлять игровую среду (игрушки, постройки и материалы)- это позволяет пробудить у малышей любопытство. В то же время детям очень необходимо пространство, для самостоятельной двигательной деятельности, поэтому я стараюсь предусмотреть площадь, свободную от мебели и игрушек, подбираю игрушки, стимулирующие двигательную активность – мячи, кегли, скакалки.

Чем старше становятся дети, тем важнее становится для них то, что они, используя свое воображение сами по- своему перестраивают игровое пространство. Для этого они любят использовать различные ширмы, занавески, стулья, кубы.

Большое влияние при организации предметно – развивающей среды я уделяю тому, чтобы все зоны были хорошо разграничены («центры», «уголки»,  «площадки»). Для этого необходимо большое количество развивающих материалов плюс книги, игрушки, материал для творчества и многое другое. Все это позволяет детям выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течении дня, а мне организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Групповое помещение условно можно разделить на три зоны.

*Зона умеренной активности: «Центр познания», «Уголок уединения», «Центр лиги», «Центр природы», «Центр патриотического воспитания».

*Зона средней активности:        «Центр конструирования», «Центр

экспериментирования», «Центр творчества».

*Зона повышенной активности: «Центр двигательной активности», «Центр музыки», «Центр театра», «Центр дежурства»,

Зона умеренной активности.

Центр познания».

Для этого центра предметы и игрушки подобрала из различного материала, к ним свободный доступ. Дидактический материал наполняю и меняю по мере изучения. Пособия занятий храню на закрытых полках. Для организации центра привлекаю и детей, что вызывает интерес у них положительное отношение к материалу, желание играть. В этом центре находятся такие пособия и игры: лото, домино, иллюстрации, мозаика, игры для развития мелкой моторики, пазлы, настольно-печатные игры разного содержания, схемы звукового состава слов, шашки, магнитная доска, логические игры.

«Центр природы».

В этом центре у меня находятся цветы, которые не требуют много времени для ухода и сложного оборудования. Растения расположены по принципу тене-и светолюбия. На стене календарь погоды и   природы, инвентарь для ухода за растениями, иллюстрации по сезону, энциклопедии, схемы потребностей растений и животных. В этом центре дети производят уход за растениями, ведут наблюдение в календарях. Так же производим посадку семян и выращивания «огорода на окне»

«Центр книг». Этот уголок находиться вдали от шума. Содержание центра периодически меняется в зависимости от сезонных изменений и тематических праздников. На этой полке находятся не только книги, но и иллюстрации к произведениям, сюжетные картинки, портреты писателей.

«Центр патриотического воспитания»

Расположила на стене подальше от игровых зон. Здесь постоянно находятся государственная символика нашей страны. Также обновляется его содержание в зависимости от календарных дат. Этот центр обогащает жизненный опыт детей.

Зона средней активности.

«Центр конструирования» расположила там, где много пространства, чтобы детям было удобно использовать постройки в играх. Крупный строительный материал разложила на нижних полках, а над ними расставила машины. Возле этого центра есть свободное пространство для сооружения из строительного материала. В этом центре у меня находятся: крупный строительный материал, настольный конструктор, конструктор - «лего», фигурки людей и животных для обыгрывания построек, машинки, светофор, дорожные знаки, образцы построек различной сложности. 

«Центр творчества». Одна из любимых зон детей. Предметы находятся на высоте роста ребенка. На этих полках расположены разнообразные и очень простые в использовании материалы для изобразительной деятельности: кисти краски карандаши и т.д. Для воспитания у детей любви к родной культуре в уголке представлены изделия народного искусства, репродукции, предметы старинного быта.

Зона повышенной активности.

«Центр двигательной активности». В то же время дет; пространство, для самостоятельной двигательной деятельности стараюсь предусмотреть площадь, свободную от мебели и игрушек, подбираю игрушки, стимулирующие

двигательную активность - мячи разных размеров, обручи, корзинка для метания, кольцеброс, флажки, ленты, скакалки, мешочки, массажные коврики. 

Этот центр меня выручает при проведении подвижных игр дыхательных упражнений, при отработке основных видов расположены на максимальном уровне. Мелкие предметов ящиках, чтобы дети могли свободно ими пользоваться.

«Центр сюжетной игры».

Используются самые разнообразные реалистических до заместителей любой зоны,  я обязательно стараюсь избегать  «Застывших», однообразных зон, по моему мнению, это перестает пробуждать фантазию ребенка. Дети сами воссоздают обстановку для игры. Применяя для этого полифункциональные атрибуты. В нашей группе есть кукольный         уголок (гостиная, кухня, ванная), парикмахерская, больница.  

«Центр театра». 

Самый мобильный центр. Его можно реализовать в любое место. Это очень хорошо для детей – для их свободы творчества. Подобраны эстетические и разнообразные костюмы, много шапочек. Мы очень часто вечерне время инсценируем знакомые сказки, а потом показываем в других группах.  

«Центр музыки». На этой полке находятся музыкальные инструменты,

магнитофон, аудиозаписи, народные игрушки, музыкальные игрушки. Записи музыкальных произведений используются во время проведения режимных моментов. Музыкальные инструменты - для проведения дидактических игр, индивидуально каждым ребенком, но не забывать, что их нужно регулярно мыть.

Разнообразие зон, игрушек все это позволяет детям выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а мне организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Развивающая предметно - развивающая среда должна выступать, как динамичное, подвижное, и легко изменяемое пространство. Самым главным при организации предметно - развивающей среды я считаю заботу о сохранении здоровья детей. Мебель в группе, раздевалке, спальне закреплена и устойчива, стулья и столы соответствуют росту детей. Весь игровой материал, канцелярские товары сертифицированы.

Очень популярны у детей разнообразные ширмы, мягкие модули, предметы детской мебели, уголок для театрализованной деятельности. Все эти предметы дети с легкостью могут переносить из одного места в другое. Это позволяет соблюдать принцип полифункциональности предметно - развивающей среды.

ФГОС ДО говорит нам о том, что кроме различных материалов (игровых, спортивных и др.) образовательное пространство должно быть оснащено техническими средствами обучения и воспитания. Процесс информатизации в дошкольных учреждениях обусловлен требованиями современного развивающегося общества, где педагог должен идти в ногу со временем, использовать новые технологии в воспитании и образовании.

В нашем детском саду, стараниями заведующей, сформирована новая образовательная среда, включающая высокотехнологичные информационные средства обучения и развития дошкольников. Оборудована комната с интерактивным оборудованием  мультимедийный проектор;  интерактивная доска;  2 интерактивных стола High Table с сериями развивающих и образовательных мультимедиапродуктов: «Дорога в школу», «Умный ребенок», «Игрополис» «Лого Ассорти USB»; «Готовимся к школе: свойства и расположение предметов; Представление об окружающем мире; Цифры и счет»,  а также световые столы для рисования песком-10 штук.

ЦЕЛЬ: - создание одного из видов предметно-пространственной среды; - мы не ставим целью обучение детей рисованию, наша работа направлена на сам процесс рисования и на деятельность с песком для общего развития детей; - способствовать гармоничному развитию личности ребенка, т.к. гармоничное развитие личности является главной целью обучения и воспитания детей в детском саду. Одними из требований Федеральных Государственных образовательных стандартов в современном дошкольном образовании – это требования к развивающей предметно-пространственной среде: - должна соответствовать возрастным возможностям детей и обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами; - эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением; -возможность самовыражения детей. Руководство ДОУ побывав однажды на одном из мероприятий, увидев песочное шоу, непременно решило организовать в нашем саду помещение для занятий по рисованию на песке.

У нас в ДОУ имеется 10 столов с подсветкой для рисования песком. Столы легкие (4,5 кг.), удобные, безопасные, прочные, оригинально оформленные, изготовленные из природных материалов (корпус-сосна, береза; декор-дуб) и качественные (угловые крепления скрытые, без винтов, углы закругленные). Материал рабочей поверхности-ударопрочное органическое стекло (толщина-4мм). Подсветка-светодиодная лента. Имеется пульт для управления цветом. Световые столы «Чудвиль»  оснащены крышкой, гравировкой, лопаткой, ровнителем, гребнями, трафаретами, заборчиком и песком (обычный и цветной).

Песочная терапия снимает стресс, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает настроение, может использоваться для выявления тревожности, агрессивности и страхов у детей, кроме того, пробуждает интерес к познанию самого себя и окружающего мира природы.  Кварцевый песок для творчества и игр, не токсичен, не красит руки. Рисование песком на стекле улучшает мелкую моторику, снимает усталость и напряжение. Световой планшет для рисования песком (стол с подсветкой) способствует развитию фантазии, цветовосприятия, тренирует усидчивость и аккуратность, а раскрашивая трафарет, познакомится с разными видами симметрии (осевой, центральной и поворотной) – не в теории, а на практике, познает искусство орнамента. Рисование песком на стекле позволяет не только развить творческие навыки ребенка, расширив его кругозор и проявив талант в художественной сфере, но и способствует развитию мелкой моторики рук детей любого возраста. Рисунки, воспроизведенные на песке вместо бумаги, сделают игру особенной и веселой.

Песочница может стать и альбомным листом. Гладкая поверхность песка больше привлекает и побуждает ребенка к творчеству, чем чистый лист бумаги. Поэтому деятельность с песком – это залог развития ребенка, его хорошего настроения, возможность творить, создавать что-то своими руками, не боясь ошибиться или сделать что-то неправильно. Рисование песком, на песке – это нетрадиционное рисование, оно не ставит целью научить ребенка изобразительному искусству. Во время обычного рисования, если у ребенка что-то не получается, он теряет интерес к этой деятельности. Во время деятельности с песком у него появляется свобода движений: - ребенок развивает себя сам; - планирует и воплощает свои фантазии; - у него закрепляется направленность на процесс, а не на результат. Деятельность с песком я широко использую, как в свободных, самостоятельных играх детей, так и в образовательном процессе, например, предлагаем изобразить из геометрических фигур предметы ближайшего окружения (животные, рыбка, домик, машина, снеговик, гусеница, елочка и т.д.). Затем дети тут же обыгрывают свои рисунки.  В процессе деятельности с песком можно использовать для фона музыку: классическую или для релаксации. Занятия побуждают ребенка к творческим экспериментам, к получению захватывающих впечатлений, развитию воображения и фантазии. Во время увлекательного рисования песком, на песке развивается: - моторика, память, мышление; - подготовка рук ребенка к письму; - чувство симметрии, пространственное восприятие; - умение адаптироваться в меняющихся условиях; - исследовательский интерес, познавательная активность; - уверенность в себе, действовать нестандартно; - дисциплинирует, н-р: при рисовании на песке спирали и геометрических фигур требуется концентрация внимания, направленное на выполнение нужных действий (в дальнейшем ребенку будет легче освоить написание букв, идет подготовка ребенка к письму, он учится соблюдать правила). Деятельность с песком очень рекомендуется детям с импульсивным поведением, не терпеливым, поэтому ее можно использовать в качестве физиотерапии, т.к. во время таких занятий решается ряд психологических проблем: - неуверенность в себе; - различные страх; - обидчивость; - гиперактивность. Вот слова из книги немецкого педагога-практика Мариеллы Зейц: «Обыкновенный песок – это нечто волшебное….» «Песок» - это слово детства, что-то теплое, приятное, особенное…». И, действительно, песок привлекает, дает ощущение нежности, наслаждения, массу положительных эмоций не только детям, но и взрослым. Для этого мною составлена программа художественно-эстетической направленности по дополнительному образованию детей старшего дошкольного возраста под названием «Русуем на песке». Сейчас я уже не представляю свою образовательную деятельность без ее песочного рисования. И я, и дети, получаем массу положительных эмоций (см. Приложение).

Образовательный процесс в ДОУ строится с использованием различных развивающих технологий. Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда нашего детского сада обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства не только группы, но и всей территории. Администрация детского сада принимает все необходимые меры и приобретает пособия, игрушки и материалы для обеспечения и насыщения пространственной среды современным оборудованием. Все оборудование имеет сертификаты соответствия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему :" Построение развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования"

Развивающая среда детства – это система условий, обеспечивающая возможность осуществления детской деятельности и предусматривающая ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эс...

Организация предметно-развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Никакое обучающее влияние взрослого  без реальной деятельности самого ребенка не может быть успешно осуществлено. Содержание и способы этой деятельности обуславливаются окружающей ребенка предмет...

«Организация предметно-развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Никакое обучающее влияние взрослого  без реальной деятельности самого ребенка не может быть успешно осуществлено. Содержание и способы этой деятельности обуславливаются окружающей ребенка п...

Консультация для педагогов ДОУ "Построение предметно-развивающей эстетической среды"

Театрализованный центр - центр сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность по...

Статья "Организация предметно-развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО"

Статья "Организация предметно-развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО"...

Характеристика модели построения коррекционно-развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования в ДОУ

Предметно – пространственная среда группы, значение для речевого развития.Требования к организации предметно – пространственной среды группы.Нормативные требования по организации развивающ...

Выступление на методическом объединении на тему: «Построение развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС во второй группе раннего возраста»

Выступление на методическом объединении на тему: «Построение развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС во второй группе раннего возраста»...