Конструкт совместной образовательной деятельности по теме «Матрёшка - русская народная игрушка» для детей младшего возраста
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

Панкрушина Татьяна Сергеевна

работа в центрах для детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matryoshka.docx27.66 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования Свердловской области

«Институт развития образования»

КОНСТРУКТ

СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по теме «Матрёшка - русская народная игрушка»

для детей младшего возраста

Разработчик:

Панкрушина Татьяна Сергеевна.

Екатеринбург, 2015


Конструкт по технологии «Сообщество»

Тема: «Матрёшка – русская народная игрушка»

Возрастная группа: младший дошкольный возраст (3-4 года).

Форма совместной деятельности: работа в центрах.

Форма организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Учебно-методический комплект: ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368 с.

Средства:

Зрительный ряд: сундучок, расписной платок, 3 комплекта матрёшек.

Литературный ряд: загадка и стихи о матрёшке.

Музыкальный ряд: Русская народная песня "Барыня", русская народная песня "Полянка", русская мелодия "Красный сарафан" (А.Варламов), танец с платочками.

Мультимедийные, цифровые образовательные ресурсы: магнитофон.

Раздаточный материал: маленькие фигуры - "билетики" (жёлтые квадраты, зелёные круги, красные треугольники) и 3 фигуры большого размера, цветные платочки, шаблоны матрешек разного размера, восковые мелки, гуашь, кисти, баночки для воды, салфетки.

Цель: формирование у детей представлений о русской народной игрушке - матрешке через различные виды деятельности.

Задачи:

Обучающие:

  • Знакомить детей с русской народной игрушкой - матрёшкой.
  • Учить детей проявлять индивидуальность при создании образа матрешки.
  • Знакомить детей со свойствами и качествами дерева через проведение экспериментов, учить сравнивать предметы по характерным признакам и делать выводы.
  • Закреплять умение различать количество предметов, состав матрёшки.

Развивающие:

  • Обогащать словарный запас детей понятиями: деревянная, расписная, тяжёлый - лёгкий, звучит - не звучит, пусто, одна - много.
  • Развивать у детей познавательный интерес к матрешке, как к русскому сувениру.
  • Содействовать развитию творческих способностей детей.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к игрушкам народного искусства.
  • Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с матрёшкой.
  • Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, готовность сотрудничать со сверстниками и взрослым.

Этап I. Вхождение в тему.

Сказочница

Дети

Под русскую народную песню "Барыня" пританцовывая входит воспитатель в костюме сказочницы.

Дети находятся в зале.

Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть Вас в этом уютном зале. Давайте познакомимся. Я сказочница, потому что я очень люблю рассказывать сказки и разные истории.

Я на ярмарке бывала и подарок выбирала

И в волшебный сундучок складывала.

Сундучок мой не простой, и товар в нем расписной.

Ребята, а вам интересно, что я для вас принесла?

Приветствуют педагога, слушают.

А может быть кто-то уже догадался, что у меня в волшебном сундучке?

Я, ребята Вам сделаю маленькую подсказку - здесь находится народная игрушка, её называют русским сувениром.

Предполагают, выражают своё мнение.

Вспоминают названия народных игрушек.

Ну что, Вы ещё не догадались что это за игрушка? (А давайте мы с вами проверим, кто из вас прав).

Тогда внимательно слушайте загадку об этой игрушке!

Эмоционально откликаются.

Есть для вас одна игрушка, не лошадка, не Петрушка.

На ней шелковый платочек, яркий сарафан в цветочек,

А внутри секреты есть: может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко наша русская ... (Матрешка)

Мы похлопаем в ладошки, выходи сюда, Матрёшка!

(открывает сундучок и достаёт матрёшку)

Слушают загадку.

Договаривают предложение согласно рифме - отгадывают загадку.

Хлопают в ладоши.

Игра-приветствие "Цепочка" (русская народная песня "Полянка")

Ребятки, матрёшка - народная игрушка, это значит, что все-все люди с ней дружат и любят эту куклу. Давайте и мы с ней подружимся!

Ты с матрёшкой покружись

И дружочку поклонись!

Дети становятся в круг, играют в игру (передают матрёшку с выполнением движений и проговариванием слов).

Рассматривают, трогают, любуются матрешкой.

Скажите мне, пожалуйста, вы уже встречались с такой игрушкой?

Где вы могли её встретить? (в детском саду, дома, в магазине, по телевизору, в книге)

А что вы знаете про эту народную игрушку? Давайте проверим.

Как вы думаете, из чего сделана матрёшка?

Совершенно верно мастер вырезал матрёшку из дерева, значит она какая?

Ребята, а вы знаете, что когда мастер только вырезал матрёшку из дерева, она была ненарядная. Как вы думаете, что делают с матрёшкой, чтобы она стала нарядной, цветной, расписной?

Чтобы матрешка получились такая же красивая и нарядная, как эта, её украшали красками – расписывали. Поэтому она какая?

А ещё у матрёшки есть секрет, вы хотите о нём узнать?

Слушают и выражают собственные мысли, проговаривают какая матрёшка:

Из дерева.

Деревянная.

Расписная.

И сегодня мы познакомимся с этой замечательной игрушкой поближе, будем расписывать матрёшку (украшать её сарафан цветочками), рассмотрим из чего сделана, а ещё узнаем о её секретах.

А где мы можем это узнать? (задаёт наводящие вопросы):

Спросить у взрослого, посмотреть в книге, увидеть по телевизору.

Слушают.

Предполагают, выражают своё мнение.

Ой, кто же шепчется, ребята, вы не слышите? Да что такое. А, ребята, я догадалась, это матрёшка. (Воспитатель подносит матрёшку к уху и слушает её). Ребята, матрёшка хочет с Вами поиграть. А вы хотите?

Наблюдают за действием сказочницы, проявляют заинтересованность.

Отлично. А я пришла к Вам в гости не одна, а со своими подружками. Смотрите, они уже ждут Вас в центрах активности. И сейчас мы продолжим наш разговор о матрёшке там.

Но ребята, нам необходимо определиться, в каком центре вы сегодня будете играть, а поможет нам в этом мой волшебный сундучок, где лежат "билетики". Какой "билетик" вытяните, в тот центр и пойдёте играть! Договорились? Но помните, что можно выбрать только один "билетик", начинаем!

Ребята, кто выбрал жёлтый квадрат, поднимите их. Вы пойдёте в центр Искусства. Там вы сможете превратиться в настоящих художников и расписать свою собственную матрёшку.

Те, кто выбрал зелёный круг, поднимите их. Вы пойдёте в центр познания. Там вы сможете потрогать, пощупать, сравнить разные предметы, поиграть с водой и даже понюхать, как пахнет дерево.

Те, кто выбрал красный треугольник, поднимите их. Вы пойдёте в центр математики. Там вас ждут увлекательные игры с матрёшкой, новые интересные открытия.

Как вы думаете, интересная работа нас ждёт?

Слушают.

Вытягивают из сундучка "билетик".

Поднимают жёлтый квадрат те, кто его вытянул.

Поднимают зелёный круг те, кто его вытянул.

Поднимают красный треугольник те, кто его вытянул.

Тогда распределяемся по центрам и начинаем! (Наблюдает и по необходимости направляет детей в центры).

Расходятся по центрам согласно вытянутым фигурам.

Этап II. Работа в центрах

Центры активности

Презентация деятельности

Содержание деятельности

Материалы

Конечный результат

Центр искусства

«Очень любят все матрешки разноцветные одежки!» - в нашем центре вы сможете подарить каждой матрешке красивый наряд.

Дети выбирают шаблон матрешки и  расписывают его, самостоятельно подбирая узор и цветовую гамму.

Шаблоны матрешек разного размера, восковые мелки, гуашь, кисти, баночка для воды, салфетки

Умение сочетать разные виды изобразительных средств для достижения наиболее яркого и выразительного образа.

Проявление индивидуальности и самостоятельности при создании образа матрешки.

Центр познания

В этом центе вы сможете потрогать, пощупать, сравнить разные предметы, поиграть с водой и даже понюхать, как пахнет дерево.

Дети ощупывают предметы, наблюдают за происходящим в эксперименте и делают выводы.

Деревянные предметы, металлические предметы, мягкие игрушки, таз с водой, молоточки.

Знакомство детей со свойствами и качествами дерева.

Умение сравнивать предметы по характерным признакам, делать выводы.

Центр математики

В этом центре вас ждут увлекательные игры с матрёшкой, новые интересные открытия.

Рассматривают матрёшку.

Действуют с двумя взаимосвязанными сборно-разборными частями матрёшки.

Вступают в диалог.

Участвуют в коллективной игре.

Расписной платок, матрешка.

Знакомство с народной игрушкой - матрешкой.

Закрепление умения различать количество предметов, используя слова один – много.

Игра "Прятки".

Этап III. Итоговый сбор.

Ой, ребята, вы не слышите? Опять кто-то шепчется. Кто же это? А-а, да это же матрёшка зовёт всех ребят в свой хоровод. Скорей собирайтесь?

(Говорит матрёшка-игрушка):      Я к ребяткам собиралась долго, долго наряжалась.

По дорожке в садик шла много я платков нашла

Необычных, не простых, Разноцветных, расписных.

Весело мы все попляшем и платочками помашем!

Танец с платочками (матрёшка в центре круга, танец с платочками)

Мы вокруг матрешки Хороводом встали

Яркие платочки мы все в руки взяли.

Припев:

Ты, матрешка, посмотри, посмотри, посмотри -

Это пляшут малыши, малыши.

Мы вокруг матрешки весело гуляли, (2 р)

Весело гуляли, ножками шагали.

Припев тот же

Мы с тобой матрешка Поиграем в прятки.

Отгадай, матрешка, Где же все ребятки!

А теперь, матрешка Нам пора проститься.

Нам пора проститься, Низко поклониться.

Дети делают взмах платочком вверх перед собой, стоя в кругу.

Приседают, руки "полочкой".

Дети кружатся.

Дети, подняв платочки, идут друг за другом по кругу.

Дети присаживаются на корточки, накрываясь платочками.

Дети машут платочками - «прощаются», кланяются, машут платочком вслед матрёшке. Воспитатель убирает матрёшку в волшебный сундучок.

О какой игрушке мы говорили, с какой игрушкой играли? Чем запомнилась игрушка?

Что нового узнали, что делали с матрёшкой? (Обсуждение того, чем дети занимались в центрах, что получилось, что было сложно)

Что больше всего порадовало в вашей работе, чем понравилось заниматься?

А кому бы вы хотели рассказать о матрёшке.

Давайте попрощаемся с матрёшкой.

А кого мы с вами в следующий раз позовём в гости, с кем вы хотите поиграть?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность по физической культуре через русскую народную сказку, для детей младшего возраста.

Интегрированные  физкультурные  занятия  могут  развить  интерес  к  физическим  упражнениям, вызываю  ощущение  радости  на  пути  про...

Мероприятие совместной образовательной деятельности по теме « Путешествие по Санкт – Петербургу» для детей старшего дошкольного возраста ( 5-6 лет).

·        Тематические занятия о истории основания города, петропавловской крепости, адмиралтействе, летнем саде.·        Составлен...

Образовательная деятельность по развитию речи «Русская народная игрушка».

Данный материал может быть использован  на занятиях по развитию речи....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по сенсорному воспитанию на тему: «Большие и маленькие игрушки» для детей младшего возраста.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по сенсорному воспитанию на тему: «Большие и маленькие игрушки» для детей  младшего возраста....

Организованная образовательная деятельность на тему: "Чтение русской народной сказки «Хаврошечка» (В обработке А.Н.Толстого)" старшая группа

Организованная образовательная деятельностьна тему: "Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»(В обработке А.Н.Толстого)"старшая группа...


 

Комментарии

Панкрушина Татьяна Сергеевна

Музыка добавлена на моей странице в аудиозаписях