Образовательная деятельность по развитию речи «Русская народная игрушка».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Канаева Ольга Олеговна

Данный материал может быть использован  на занятиях по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_narodnaya_igrushka.docx16.26 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx569.16 КБ

Предварительный просмотр:

 НОД по развитию речи

 «Русская народная игрушка».

Цель: Развитие связной речи детей, закрепление порядкового счета.

Задачи: Обогащать словарный запас детей по лексической теме. Совершенствовать лексико – грамматические навыки, ориентировку в пространстве. Формировать положительное отношение к народной культуре.

Восп: Сегодня мы отправимся на экскурсию, а поедем мы на автобусе.

Динамическое упражнение автобус.(музыку включить)

Музыка закончилась включать слайд 1

Восп: Вот мы и приехали, сегодня я приглашаю вас в русскую избу. Зайдем с вами.  Слайд 2

Что вы видите на столе?( Ответы детей). Раньше, длинными зимними вечерами садились дети на лавку и играли. Я тоже вас приглашаю присесть на лавки. Ребята, а давайте с вами вспомним, из каких материалов изготавливали игрушки в старину.

Ответы детей: из дерева, из соломы, из глины.

Восп: Игрушки из дерева как называются? (деревянные), а из соломы (соломенные), а из глины (глиняные). Все верно, а из каких материалов делают игрушки сегодня?

Ответы детей: из пластмассы (пластмассовые), из резины (резиновые), из металла (металлические).

Восп: Сосчитайте, сколько на столе деревянных игрушек? Сколько соломенных? Сколько глиняных?

А теперь давайте дадим на эти вопросы полные ответы. (проговаривают вместе с воспитателем).

Восп: Ребята, а сейчас я предлагаю вам выбрать понравившуюся игрушку. Я, например выбираю деревянную лошадку.  Дети продолжают.

Игрушки ставить в ряд. Назвать игрушки по порядку.

Упражнение на развитие зрительной памяти «Угадай, чего нет».

Восп: Сейчас я буду убирать по одной игрушки, а вы догадаетесь, какой не хватает.

Полные ответы детей (Здесь нет соломенной куклы).

Слайд 3

Восп: Ребята можно поиграть и без игрушек. Скажите, какое полотенце расстелено на столе?

Ответы детей (очень длинное, яркое, нарядное, красивое)

Восп: Посмотрите, какие на нем узоры, цветы. Такие полотенца раньше называли рушниками. Их обычно предлагали гостям на празднике, чтобы, вымыв руки, они их вытерли. Посмотрите какие разные были рушники. Дети с таким рушником могли устроить игру. Давайте и мы поиграем.

Мы сегодня с вами вместо рушника возьмем полотенце. Необходимо каждому аккуратно свернуть свой край полотенца и встретится с товарищем. Во время игры мы с вами будем говорить такие слова:

Чок-чок,чоки-чок-

Пальцы крутят рушничок.

Чей-чей, чоки- чей-

Ты закручивай ловчей!

Проводится игра.

Восп: Ребята под полотенцем мы с вами не увидели еще одну игрушку, с которой раньше играли дети. Отгадайте, что это:

Ростом разные подружки,

А похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

Но всего одна игрушка. (Матрешка).

Верно. Это нарядная деревянная кукла и сейчас нравится всем: и детям и взрослым. Посмотрите на нее.

Восп: Ребята, а вы хотите узнать как появилась матрешка? (да)

Восп: Сейчас я вам расскажу, историю матрешки.

Слайд 4,5,6,7,8.

Восп: Рассмотрите нашу матрешку. Как вы думаете, какими мастерами она изготовлена -семеновскими или сергиевопосадскими? Каких цветов больше в нашей матрешке?

Восп: Давайте ребята сосчитаем сколько фигурок спрятано в нашей матрешке.

Ребята в разных матрешках бывает разное количество фигурок и восемь и семь и пять.

Восп: Сейчас мы с вами поиграем с маленькими матрешками. Я посмотрю, какие вы внимательные.

        Повторяем слова за мной и выполняем соответствующие движения.

Я возьму матрешку в левый кулачок.

Положу матрешку справа на бочок.

А теперь поставлю на левое плечо.

Спрячу я матрешку в правый кулачок.

А теперь поставлю прямо пред собой.

А сейчас подвину влево левою рукой.

Положу я под ладошку куколку свою.

А сейчас из-под ладошки ее снова достаю.

Восп: А сейчас мы с вами представим, что мы матрешки. Улыбнулись матрешки и отправились гулять. Встаем в круг. Повторяем за мной.

Куда идешь матрешка? (семеним)

За ягодой морошкой!

Наберу морошки (наклоняются, собирают ягоды)

Полные лукошки.

Приходите в воскресенье (приглашаем руками)

Угощу вас всех вареньем (руки вперед с блюдцем и поклон).

Восп: Молодцы! Где мы сегодня с вами побывали? (Русская изба). О чем говорили? (об игрушках).

Из каких материалов в старину делали игрушки? (солома, глина, дерево). Спросите у своих дедушек и бабушек, какими они играли игрушками в детстве. На следующем занятии обязательно расскажите.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

История матрешки началась, когда в девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую Мамонтова "Детское воспитание", его супруга привезла из Японии фигурку добродушного лысого старика мудреца Фукурума . Считается, что именно эта игрушка послужила прообразом современной матрешки. Создателями первой матрешки считаются Василий Петрович Звездочкин и Сергей Васильевич Малютин. Звездочкин выточил из дерева подобные фигурки, которые вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин, будущий академик живописи, расписал их под девочек и мальчиков. На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга. Последняя, изображала младенца . Раскрашена была гуашью.

Слайд 5

Виды матрешек: Сергиевская матрешка — это круглолицая девушка в платке и сарафане с передником, роспись яркая с использованием 3-4 цветов (красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий). Линии лица и одежды обведены черным контуром.

Слайд 7

Самыми популярными считаются Майдановские (из Полхова Майдана) или Семеновские матрешки. Основной элемент Семёновской матрешки - многолепестковый цветок шиповника ("роза"), рядом с которым может быть полураскрытые бутоны на ветках. Роспись наносится по предварительно нанесенному контуру, сделанному тушью. Окраска производится по грунтовке крахмалом, после нее изделия дважды или трижды покрывают прозрачным лаком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывно образовательной деятельности по ручному труду «История народной игрушки. Тряпичная кукла. Кукла-закрутка»

Познавательно-занимательный досуг для детей подготовительной группы "История народной игрушки. Тряпичная кукла. Кукла-закрутка" с показом презентации «Игрушки на Руси как средство воспитания». Создани...

Организованная образовательная деятельность по развитию речи "Русская народная сказка "Колобок"

Помогать эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывании...

Образовательная деятельность по развитию речи: Русская народная сказка «Заюшкина избушка» в средней группе

Образовательная деятельность по развитию речи: Русская народная сказка «Заюшкина избушка» в средней группе...

онспект образовательной деятельности по развитию речи «Мои любимые игрушки» по стихам А. Барто

Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Мои любимые игрушки» по стихам А. БартоОбразовательные задачи :- Познакомить детей со стихами А. Барто.- Упражнять в ...

Конспект образовательной деятельности во второй младшей группе «Народная игрушка»

Конспект образовательной деятельности во второй младшей группе «Народная игрушка»...