Проект "День Победы"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Ермолинская Алевтина Викторовна

Проект "День Победы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_den_pobedy.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание:

  1. Анализ ситуации
  2. Проблема
  3. Планируемые результаты
  4. Система работы
  5. Диагностический инструментарий
  6. Условия, обеспечивающие достижения новых образовательных результатов
  7. Список используемых источников

1. Анализ ситуации

«Только тот, кто любит, ценит и     уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

                                                                                                     С. Михалков

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. В специализированной государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации говорится: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов».

В концепции модернизации содержания общего образования говорится, что основным результатом деятельности образовательного учреждения, должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и других сферах. В письме Министерства образования и науки России от 21.10.10г. говорится о том, что и практические работники дошкольных учреждений и представители органов управления образованием испытывают определенные трудности, связанные с необходимостью реализации ФГТ к  структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования. Образовательная программа должна реализоваться не только в процессе НОД, но и в ходе режимных моментов с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде.

В современных условиях, когда происходят  изменения в жизни общества, одним из актуальных направлений работы с подрастающим поколением является патриотическое воспитание. В настоящее время возникает необходимость вернуться к лучшим народным традициям, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви   к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач нашего дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это  любовь  и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.

Таким образом, в педагогическом аспекте под патриотическим воспитанием нами понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и рос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.

2. Проблема

Одной из проблем детей дошкольного возраста является недостаточный объем знаний об истории нашей страны. У них не четко дифференцируются такие понятия как война, защитники, ветераны, оборона, захватчики.   Понимая важность и значимость данного направления,  мы поставили перед собой задачи по углублению знаний детей о защитниках  Отечества, нашего родного города в годы Великой Отечественной войны.

День Победы близок и понятен детям  дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, - идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.

9 Мая! Великий праздник для нашего народа. День радости и вместе с тем день печали. В этот праздник мы поздравляем ветеранов и чтим память погибших. Многие десятилетия эта традиция передается из поколения к поколению.

Мы провели с детьми исследование  знаний по патриотическому воспитанию, для проведения которого был составлен опросник, включающий более 10 вопросов  для детей  старшего дошкольного возраста. В результате опроса детей  выявлено следующее: 18% детей имеют высокий уровень знаний, 52% - средний уровень, 30% -низкий уровень знаний в данном направлении. Дети слабо ориентировались в знании о Великой Отечественной войне,  какие улицы в нашем городе названы в честь героев – защитников Отечества, кто такие ветераны,  какие подвиги они совершили, и за что награждают медалями и орденами. Параллельно было проведено анкетирование родителей,  которое показало, что не все родители считают себя компетентными в вопросах патриотического воспитания. Родители отмечают, что не все рассказывают своему ребенку о защитниках Отечества, об истории нашего города, о людях, кто защищал наш город в годы Великой Отечественной войны  и нуждаются  помощи в этом вопросе  от педагогов.

Следующим этапом данной работы стало составление годового плана дошкольного учреждения, в котором была поставлена задача по патриотическому воспитанию.

Для решения поставленной задачи в нашем структурном подразделении был сформирован комплексно-тематический план, куда вошли различные мероприятия, формы работы. Приоритет мы отдали технологии проектной деятельности. Так, например за 2011- 2012 учебный год в рамках патриотического воспитания в дошкольном учреждении были созданы и проведены проекты: «Воспитываем патриотов», «Родной свой край люби и знай», «С чего начинается Родина», «Мой город», «День Победы».

Одним из ярких, запоминающих проектов, стал проект «День Победы». В данном проекте мы обратились к теме Великой Отечественной войны.

Тема проекта:  « День Победы»

Участники проекта: Дети, педагоги, родители воспитанников.

Направление проекта: нравственно- патриотическое

Возраст детей, участников проекта: дети от 5 до 7 лет.

Тип проекта: информационно-творческий, групповой, среднесрочный.

Цель проекта: заложить нравственное начало в детях через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны, формировать представления о том, как  люди защищали нашу Родину в годы Великой Отечественной войны. Расширить представления детей о традиции памяти защитников Отечества (праздник 9 Мая, возложение цветов к обелиску).

Задачи проекта:

1. Обобщать и расширять знания детей об истории Великой Отечественной войны.

2. Обобщать и расширять знания о героях войны и о подвигах юных героев, о боевой технике.

3. Способствовать формированию чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги.

4. Продолжать развивать творческие способности в рамках реализации проекта.

5. Продолжать расширять сотрудничество с родителями воспитанников.

6. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов, ветеранам ВОВ.

3. Планируемый результат 

В результате проведенных мероприятий, посвященных Дню Победы, сформировать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов в годы Великой Отечественной войны, сформировать такие понятия, как ветераны, оборона, командиры, солдаты,  захватчики.

4. Система работы

Для решения поставленной задачи в нашем структурном подразделении был сформирован комплексно-тематический план, куда вошли различные мероприятия, формы работы. Приоритет мы отдали технологии проектной деятельности (формами работы метод взаимодействия, беседы

Работа над  проектом

«День Победы» (распределение деятельности по этапам)

Этапы проекта

Деятельность педагогов

Деятельность детей

Деятельность родителей

1 этап – мотивирующий (подготовительный)

1.Формирует  проблему, цель, задачи, определяет (продукт) результат проекта.

2. Проводит анкетирование  дошкольников и их родителей по изучаемой проблеме.

3.Вводит в игровую ситуацию (почтальон приносит письмо с фотографиями военных разных рода войск)

1.Вхождение в проблему

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задач проекта

1.Ознакомление с темой проекта

2. Ответы на вопросы анкеты по изучаемой теме

2 этап - планирующий

1.Помогает в решении задач

2. Помогает спланировать деятельность

3.Организует образовательную деятельность детей с интеграцией образовательных областей: познание, коммуникация, чтение художественной литературы, труд, физическая культура, музыка, социализация.

4.Вовлечь в работу музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.

5.Создание уголка памяти

6. Встреча с ветераном ВОВ

1.Сбор информации

2.Вопросы:

Кто такие военные?

Назовите рода войск нашей Армии?

Чем отличается военная форма солдата, летчика, моряка?

Какую боевую технику вы знаете?

Для чего солдатам нужно оружие?

3.Беседа с родителями дома с целью: воевали ли старшие члены семьи и были ли у них медали и за что.

1.Подбор рассказов, стихов по теме проекта для домашнего чтения

2.Организовать домашние беседы с детей с родителями о родственниках-участниках ВОВ

3.При помощи родителей произвести запись  рассказов, создание рисунков, фотографий

4.Консультации для родителей «Защитники Отечества»

5. Круглый стол «По страницам Великой Победы»

3 этап – практический

Организует информационно познавательную деятельность детей:

- беседы: «О Великой Отечественной войне», «Защитники Москвы», «День Победы», «Что такое героизм», «Защитники нашего города».

- чтение рассказов К.Паустовский

«Похождение жука – носорога» «Пионеры – герои», «Сегодня праздник», Л.Кассиль «Твои защитники», «Солдатская медаль», «Никто не знает, но помнят все»,  А.Гайдар «Война и дети»

- чтение  стихотворений: «Мать-Земля» (Я.Абидов), «Навек запомни» (М.Исаковский), «Советский воин» (Т.Трутнева), «Шинель» (Е.Благинина)

- рассматривание альбома «Защитники Отечества», «Октябрьск»

- рассматривание фотографий: «Дети – герои ВОВ», «Могила неизвестного солдата», «Города-герои»

- слушание аудиозапись песен: «День Победы» (сл.В.Харитонова муз.Д.Тухманова), «Журавли» (сл.Р.Газматова муз.Я.Френкеля), «Эх, дороги» (сл.Ошанина муз.А.Новикова), «Священная война» (сл.В.Лебедева-Кумача муз. А.Александрова)

- рисование «Солдат на посту», «Салют над городом в честь праздника Победы», «Вечный огонь»

- экскурсия к обелиску, возложение цветов, минута молчание, чтение стихов

- встреча с ветераном войны

- экскурсия в городской краеведческий музей (рассматривание экспоната защитников нашего города)

- аппликация «Матрос с сигнальными флажками»

- ручной труд «Ландыши» - поздравительная открытка для ветерана

- музыкально-спортивная игра-эстафета «Мы сильные»

- уголок памяти «Никто не забыт, ничто не забыто»

1. Сбор детьми информации

2.Участие в различных мероприятиях

3.Участие в игровой деятельности

1. Домашние беседы с детей с родителями о родственниках-участниках ВОВ

2. Произвести запись  рассказов, создание рисунков, фотографий

3.Помощь в участии в городском фестивале патриотической песни «Когда поют солдаты»

4.Участие в организации экскурсии,  в городской краеведческий музей, к обелиску.

4 этап – презентационный (рефлексирующий, итоговый)

1. Проведение литературно-музыкальной композиции «9 Мая!»

2.Организация выставки рисунков «Мир – глазами детей»

1. Участие детей в литературно-музыкальной композиции «9Мая!»

2. Участие в выставки рисунков «Мир – глазами детей»

1.Просмотр литературно-музыкальной композиции «9Мая!»

2. Просмотр выставки рисунков

5. Диагностический инструментарий

Опросник детей для старшего возраста (приложение № 1, анкета для родителей (приложение № 2).

На заключительном этапе работы, с детьми было проведено повторное анкетирование. В результате опроса детей было выявлено следующее:  38% детей имеют высокий уровень знаний, 48% - средний уровень, 14% -низкий уровень знаний в данном направлении. При реализации данного проекта осуществлялось сотрудничество с различными социальными партнерами: городским Краеведческим музеем, библиотекой. В реализацию проекта мы  постарались вовлечь   музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, а также родителей. У детей расширились знания об истории Великой Отечественной войны, о подвиге героях – зенитчиках, которые защищали наш город,  сформировалась гордость за свой народ, уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов, ветеранам Великой Отечественной войны.  Глядя на наших ребят, можно с уверенностью сказать, что память о героях Великой Отечественной войны будет жить. Мы считаем, что нужно продолжать работу по этому направлению и в свою работу  включать темы по патриотическому воспитанию дошкольников на различных мероприятиях, праздниках,  подключать родителей к активной жизни детского сада, сбором интересной информации о жизни людей.

«Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина – он еще не сирота.  Все проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда – никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине…..».

                                                                                                     В.П.Астафьев

6. Условия, обеспечивающие достижения новых образовательных результатов

Кадровые ресурсы

Воспитатель, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель

Учебно-методические ресурсы

Методическая литература, художественная литература, фонотека

Материальные

Групповая комната, музыкальный зал

Технические

Магнитофон, DVDплеер

Информационные ресурсы

Выход в сеть интернет

Организационные

Совместная деятельность воспитателя и родителей

7. Список используемых источников

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М., 2005г.
2. Гружинскас М., Е. Сидоренко, М. Корнилова, В. Стержнева. «День Победы» //Ребенок в детском саду, №2, 2008г.
3.
 Гурина Т. Ф. Патриотическое воспитание в условиях современного
дошкольного образовательного учреждения  http://worldofchildren.ru/scenarios-and-holidays/23-fevralya/1838-patrioticheskoe-vospitanie-v-usloviyax-sovremennogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya
4. День Победы! (Тематические коллекции)
http://www.metodkabinet.eu/BGM/Temkatalog/TemKollekzii_9_may.html
5. Детям о Великой Победе. Беседы о Второй мировой войне / А.П. Казаков, Т.А. Порыгина, М, 2009г.
6. Долматова. Е., Телегин М. Поговори с Ребёнком о войне, или как дошкольнику о Великой Отечественной Войне рассказать? / http://www.p4c.ru/671
7. Евдокимова Е. Проектная модель гражданского воспитания дошкольников. Посвящается 60-летию Великой Победы! Е. Евдокимова //Дошкольное воспитание, 2005. - № 3.  
8. Зацепина М.Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. М.. 2008.
9. Малышам (и не только) о
 празднике Победы - 9 мая, о войне, об орденах и медалях / http://kids-kids.ru/archives/138
10.Патриотическое воспитание дошкольников: Великая Отечественная война: [проекты, конспекты занятий] !! Ребенок в детском саду,  2007, №2. -
11.Т. Черединова. Детям своим расскажите о них». //Дошкольное воспитание., №5, 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Великая Победа» методическая разработка праздника, посвящённого 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне

«Великая Победа» методическая разработка праздника, посвящённого 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне музыкального руководителя Самсоновой Юлии Александровны...

победа деда-моя победа

сценарий, посвященный Дню Победы...

Вперед, к Победе. (сценарий праздника Победы с участием пап воспитанников)

Совместная Работа с родителями. Патриотическое воспитание детей......

"Письма Победы" участие во Всероссийском педагогическом конкурсе творческих работ к Дню Победы «Война. Победа. Память»

Задачи творческого проекта, посвященного 76 годовщине Победы в Великой Отечественной войне.Воспитание чуткого, доброго и уважительного отношения к ветеранам, к нашим предкам, победившим в страшной вой...

Дидактическое пособие "Памятник Победы" посвященное 75-летию победы. Цель: Изготовление памятника в качестве декорации ко Дню Победы посвященной 9 мая

Цель: Изготовление памятника в качестве декорации ко Дню Победы и выставке макетов, посвященной 9 мая...