Статья о Санкт-Петербурге
статья на тему

Михеева Марина Борисовна

Знакомство с городом Санкт-Петербургом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_peterburge.odt644.76 КБ
Файл statya_rebenok_i_kniga.odt410.59 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

« Знакомство с нашим городом и его достопримечательностями.»

Санкт-Петербург — город Святого Петра. Город расположен на островах — кругом реки, каналы. Самая главная река Петербурга — Нева. Красота нашего города — особенная, неповторимая. Величественные дворцы, гранитные набережные, узорные решетки мостов, фонари, памятники. Наш город — Санкт-Петербург — один из самых больших и красивых городов в мире. И хотя ему уже больше 300 лет, он не считается старым городом. В мире есть немало городов намного старше Санкт-Петербурга. Нашим северным соседям — древнему Новгороду, старому-престарому Изборску, Старой Ладоге уже больше 1000 лет, они были основаны задолго до появления Петербурга. Так что для города 300 лет — это почти «детский возраст». Но это для города, а не для его жителей. Многие поколения петербуржцев сменились за это время, много событий произошло в жизни Петербурга: и радостных и печальных.

История города сохранилась и дошла до нас в стихах и песнях, посвященных Петербургу, в фотографиях и картинах художников, в рассказах и воспоминаниях. Вслушайтесь в эти строчки стихов, о чем они?

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит...
(А.С. Пушкин)

О дивный град! О чудо Света!

Тебя волшебник созидал...

И силы творческой, в мгновенье,

Болотный кряж окаменел,

Воздвигся град, - и, в удивленьи,

Свет чудо новое узрел.

(В. Романовский)

Нам всё помнится: в ночи зимние

Над Россией, над родимою страной,

Весь израненный, в снежном инее,

Гордо высился печальный город мой.

(А. Фатьянов)

Так о чем же эти стихи? Да, конечно, все они о любви к нашему городу. Хотя и написаны в разное время и разными людьми.

Великие поэты и прозаики, скульптуры и архитекторы воспели этот город в своих творениях.

Санкт-Петербург — это город корабелов и моряков, учителей и рабочих, врачей, ученых и артистов. Много в нашем городе заводов и фабрик. Многое из того, что нас окружает, сделано руками людей.

С началом строительства на берегах реки Невы нового города в первую очередь стали благоустраивать её берега. Ведь именно Нева стала самым главным водным проспектом Санкт-Петербурга. При царе Петре Первом набережные делали из дерева — лес был под рукой. В берег вбивали сваи, а лицевую сторону (фасад) облицовывали досками. Эти работы укрепляли берег, но не украшали его. Дерево быстро изнашивалось, набережным постоянно требовался ремонт. И вот, когда городу исполнилось 50 лет, появилась возможность одеть берега Невы камнем. Первой в гранит оделась Дворцовая набережная. И с той поры набережные нашей реки стали приобретать тот прекрасный облик, равный которому трудно найти в мире. Русские мастера — каменщики научились обрабатывать гранитные блоки, из которых складывалась набережная. Работы были выполнены так надежно, что почти 200 лет гранитным берегам не требовался ремонт. Набережные служат как бы постаментом прекрасным дворцам, расположенным на её берегах. Плавные спуски, служащие пристанями, приглашают плывущих по Неве причалить и подняться на набережную, а гуляющих вдоль реки спуститься  к воде. Любуясь красавицей Невой плавно текущей между гранитных берегов, трудно представить её злой, «выходящей из себя». А ведь за время существования города она совершила около 300 набегов на Петербург.

Под аркой Невских ворот Петропавловской крепости укреплены памятные доски с отметками уровня воды при самых крупных наводнениях. В наводнение Неву было не узнать:

Вставали волны... до небес,

И ветер выл, и пена клокотала.

(А. Кушнер)

Страдал город от наводнения и в наше время. Для защиты города в Финском заливе стали возводить сложное гидротехническое сооружение — дамбу. Давным-давно на месте нашего города были леса да болота, а по берегам Невы — маленькие деревушки. Именно, с Заячьего острова начинался наш город. Здесь царь Петр Первый приказал построить Петропавловскую крепость. С тех пор день закладки крепости — 27 мая 1703 года — стали считать днем рождения нашего города, а Петра Первого — его основателем. На небольшом островке, омываемом Невскими водами, стоит Летний сад. Захотел царь Петр завести такой сад, в котором будут и фонтаны, и оранжереи с удивительными растениями и разнообразные постройки, и многие другие диковины...чтоб и глаз радовал и восхищал, и удивлял! И вот что получилось:

На свете много есть чудес.

Но вот прекрасный сад:

С деревьями в одном ряду

Скульптуры там стоят.
А вдалеке, по глади вод,

Вокруг пруда большого,

Два белых лебедя плывут,

приветствуя любого.

Дорожки чинно нас ведут

 Вдоль мраморных богов,
В тенистом чудном уголке

Сидит поэт Крылов.

(В. Блейков)

Что такое Летний сад?

Это кружево оград,

Летний дом царя Петра,

Дивных статуй череда.

Перед входом — чудо ваза.
(В. Блейков)

При Петре Первом в саду было много фонтанов, украшенных многочисленными скульптурными группами, выполненными на темы басен. И река по соседству была названа Фонтанкой, потому что она питала Фонтаны водой.

Дворцовая площадь — это самая главная площадь нашего города. На Дворцовой набережной находится самый прекрасный и величественный дворец — Зимний дворец. Автор этой грандиозной постройки — Франческо Бартоломео Растрелли — один из лучших европейских строителей-зодчих. В 16 лет он приехал в Петербург вместе со своим отцом, скульптором Карло Растрелли, приглашенном в новую российскую столицу самим императором Петром Великим. Франческо Бартоломео Растрелли стал «в Российском государстве искусным архитектором». Ф.Б. Растрелли построил Строгановский дворец и Смольный собор в Петербурге, Екатерининский дворец в Царском селе и самый знаменитый — Зимний дворец, про который говорят, что это «поэтическая сказка русской архитектуры».

Есть в нашем городе еще одна знаменитая площадь, известная каждому петербуржцу. Это площадь Искусств. Нетрудно догадаться, почему она так названа. Здесь, в Филармонии и Театре оперы и балета, можно послушать прекрасную музыку, в Русском музее — увидеть картины великих русских художников, а в Музее Этнографии — узнать о разных народах нашей страны.

А вот и Адмиралтейство. Кто не знает кораблик, украшающий его башню! С петровских времен здесь сооружали корабли для русского флота. Отсюда и название здание — Адмиралтейство, то есть крупное судостроительное верфь (верфь — место, где строят суда). Много десятилетий строились в Адмиралтействе быстроходные фрегаты и корветы, парусно-весельные галеры и линейные корабли, имевшие 3 мачты и до 120 пушек. Большое внимание уделялось не только вооружению кораблей, но и их внешнему виду. Они имели красивые ярко окрашенные корпуса. Верхнюю носовую часть почти всегда украшала скульптура: то была фигура или голова женщины, воина, дикого зверя или птицы. Суда украшались барельефами, орнаментами, необыкновенными фонарями, им давались звучные имена, часто связанные с важнейшими историческими событиями. В 1706 году Адмиралтейство спустило на воду своих первенцев — восемнадцатипушечный корабль «Прам» и яхту «Надежда». Адмиралтейство стало колыбелью русского флота. Над созданием кораблей трудилось более 10 тыс. человек. Среди них талантливые мастера корабелы. Федосей Скляев и Гаврила Меньшиков, мастера парусного, мачтового, блокового дела. Петр Первый и Ф. Скляев заложили (начали строительство) первый крупный корабль Адмиралтейства шестидесятичетырехпушечную «Полтавы». Игла Адмиралтейства видна издалека. Прежде всего можно увидеть этот золочёный шпиль, а затем его подножие, со всех стороны окруженное колоннами и , наконец — основание башни с аркой.

Сенатская площадь. Сколько вокруг великолепных зданий: Сенат и Синод, Адмиралтейство, Исаакиевский собор. А в центре площади — памятник Петру Первому, который всегда привлекает внимание петербуржцев и гостей города, так же , как Зимний дворец, Летний сад, стрелка Васильевского острова. У памятника основателю нашего города многолюдно. Люди подолгу стоят у монумента, рассматривают его и не перестают удивляться и восхищаться. Для автора памятника очень важно было показать великого человека. Скульптор Этьен Морис Фальконэ приехал в Россию из Франции специально для создания памятника Петру Первому и по приглашению российской императрицей Екатериной Второй. Он 12 лет трудился в Санкт-Петербурге над созданием этого монумента, но ему не суждено было присутствовать при его открытии. Над головой Петра скульптор работал несколько лет. Голову всадника вылепила ученица Фальконэ, Мари Аннколло, добившись при этом удивительного портретного сходства. Учитель же придал лицу императора то выражение глубокой мысли и непоколебимой воле. Когда работа над моделью памятника в натуральную величину была завершена, приступили к отливке статуи из бронзы. Фальконэ изучил секреты литейного мастерства. Целый год шли подготовительные работы: была создана форма, построены печи, в которых нужно было расплавить медь и другие металлы для получения бронзы (отсюда и название памятника «Медный всадник», т.е сделанный в основном из меди). Отливкой руководил литейный мастер Емельян Хайлов. Работы по отливке продолжались еще 2 года, а пьедестал уже ждал своего всадника.

«Гром-камень» - так издавна называли огромный гранитный монолит, некогда расколотый молнией во время грозы. По преданию, на него поднимался сам Петр Первый. «Гром-камень» как нельзя лучше подходил для постамента памятника, гигантский камень обрабатывали 2 года. Фальконэ уже уехал из Санкт-Петербурга, когда по его замыслу русских скульптур Ф.Г. Гордеев создал змею, которая должна была обозначать зло, вражду, всё то, с чем боролся Петр Первый. Для скульптора змея послужила третьей точкой опоры, придававшей всей         скульптурной группе большую устойчивость и равновесие. Ф.Г. Гордеев руководил и установкой монумента, который был торжественно открыл 7 августа 1782 года. Надпись на пьедестале на русском и латинском языках гласит «Петру Первому — Екатерина Вторая».

Ужасен он в окрестной мгле!

Какая дума на челе

Какая сила в нем сокрыта!

А в сем коне какой огонь!

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы?

(А.С. Пушкин)



Предварительный просмотр:

РЕБЁНОК И КНИГА

Книга - не учебник, она не даёт готовых рецептов, как научить ребёнка любить литературу, потому что научить сложному искусству  чтения и понимания книги очень трудно. Ребёнок должен ярко, эмоционально откликаться на прочитанное ,  видеть изображённые события, страстно переживать их. Только приученный к книге ребёнок обладает бесценным  даром легко « входить» в содержание   услышанного   или прочитанного. Малыш рисует в воображении  любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Прочитанная в детстве книга, оставляет  более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.

Задача взрослого – открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею как  искусством, понимать сложность, уметь передавать свои чувства и переживания детям.

 В дошкольном возрасте дети знакомятся с русским и мировым фольклором во всём многообразии его жанров – от колыбельных песен,  потешек ,  считалок, дразнилок, загадок, пословиц

 до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. С произведениями  В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, П. Г. Ершова, Ш. Перро, братьев Гримм, Х. К. Андерсена, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, и многих других.

В младшем дошкольном возрасте особую роль в осознании текста играют иллюстрации. Они помогают малышу понять прочитанный текст.

В каждой возрастной группе есть дети, которые любят  слушать книги, но есть и такие, которым  чтение представляется непосильным и скучным делом. Заставить насильно такого ребёнка слушать книжку – значит окончательно отбить интерес к ней. Задача -  найти такой подход к ребёнку, выбрать такую книгу, которая затронет его эмоции, окажется ему интересной и внутренне созвучной.

Именно книги, волнуя ум, сердце и воображение детей, помогают им разобраться в сложных жизненных ситуациях, обостряют  чуткость к плохому и хорошему, побуждают самостоятельно находить правильные ответы на сложные вопросы.

 Часто дети приносят из дома свои любимые книги. Воспитатель, предварительно ознакомившись с книгой, может прочитать её всем, сказать, что рад встрече с книгой своего детства и поблагодарить ребёнка.

 Воспитатель всегда должен быть готовым отыскать, прочесть и обсудить нужную детям сегодня, сейчас книгу. Прочесть во время, сразу же после какого – то  конкретного случая – значит помочь найти нужный ответ.

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе играет уголок книги. Специально выделенное  и оформленное место в группе, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть. Здесь ребёнок видит книгу не в руках воспитателя, а  остаётся с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, ребёнок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Только в уголке книги воспитатель имеет возможность привить детям навыки  культуры общения и общения  с книгой.  Любовное, бережное отношение к книге – одно из важных  качеств культуры чтения, без которого немыслим настоящий читатель и которое наиболее успешно формируется вместе,  отведённом  для чтения.

Каждый из детей должен найти книгу по своему желанию и вкусу. Рассматривание книги  даёт ребёнку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления. Совместное общение воспитателя и ребёнка с книгой носит особо  тёплый и доверительный характер.

Таким образом, мы видим, что в течение всего дошкольного периода происходят  активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, то есть ребёнок успешно формируется как читатель. Это обстоятельство заставляет нас, педагогов, тщательно продумывать вопросы, связанные с чтением книг детям дошкольного возраста и, прежде всего с отбором произведений детской литературы для каждого возрастного этапа.

Как научить ребенка беречь книги?

Для этого необходимо следовать следующим правилам:

  1. Не делайте в книги пометок, надписей, рисунков.
  2. Не читать во время еды
  3. Не загибать листы, пользоваться закладкой
  4. Класть книгу только на чистый стол
  5. Не разбрасывать книги, хранить их в одном месте
  6. Своевременно оказывать «скорую помощь» больным книгам

Какие вопросы следует задавать ребенку во время рассматривания и чтения книги?

  1. «Что изображено на этой картинке?»
  2. «Посмотри на картинку и подумай, какой рассказ можно по ней составить»
  3. «О чем, глядя на картинку, захотелось тебе рассказать в первую очередь, о чем — подробно?»
  4. «Чем развеселила, огорчила или удивила она тебя?»
  5. «Чем ты закончишь рассказ по ней?»
  6. «Какие слова (имеются ввиду эпитеты, сравнения) нужно припомнить, чтобы рассказ получился интересным?»
  7. Предложить ситуацию: « Я начну рассказ, а ты продолжи. А теперь ты начни, а я продолжу. Какую ты мне поставишь оценку и почему.»

Как заучивать наизусть стихотворения с детьми?

1. Сначала следует прочитать стихотворение

  1. Выяснить все непонятные слова и выражения
  2. Снова прочитать стихотворение, но уже выразительно
  3. Предложить через 2 минуты ребенку повторить его вслух по памяти, при этом помочь ему, не раздражаясь.
  4. Предложить ребенку еще раз представить себе описываемые события, и прочитать стихотворение еще раз
  5. Через несколько часов предложить ребенку вновь прочитать стихотворение
  6. Перед сном еще раз предложить прочитать стихотворение
  7. Утром следующего дня сначала самим прочитать стихотворение выразительно, потом попросить это сделать ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности "Путешествие по Санкт - Петербургу" в рамках проекта "Мой город Санкт - Петербург".

Конспект совместной деятельности"Путешествие по Санкт - Петербургу"в рамках проекта "Мой город Санкт - Петербург".Составитель:воспитатель высшей квалификационной категории Костерева Н.Н.Исп...

Презентация "Санкт-Петербург-мой родной, любимый город. Дневной Санкт-Петербург

Пётр любил свой город, следил за его благоустройством. Однажды с полицмейстером ехал по мосту через канал. От моста отвалилось несколько досок. П.ётр начал "гладить" дубинкой спину генерала-полицмейст...

Презентация "Санкт-Петербург-мой родной, любимый город. Ночной Санкт-Петербург

Столица украшалась дворцами, набережными. проспектами, становясь одним из красивийших городов Европы....

Статья: Музеи Санкт-Петербурга для детей

Дети дошкольного и младшего школьного возраста – самые благодарные посетители музеев. Им уже все интересно, они с нетерпением ожидают похода в музей. И важно не упустить этот момент, поддержать ...

Статья: Блистательный Санкт-Петербург. Знакомство с родным городом.

В данной статье представлен материал, отражающий основные моменты и этапы по ознакомлению с родным городом, городом Санкт-Петербургом. Предлагается пошаговый алгоритм, разработанный педагогом. Предста...