Театральная игра «Незабытая горница»
план-конспект урока (подготовительная группа) на тему

Котик Татьяна Ивановна

Ознакомление детей с потешкой , пестушкой, прибауткой, небылицей как с жанрами устного народного творчества ,формировать целостное восприятие детского фольклора :воспитывать уважительное отношение к народному творчеству ;развивать память, кругозор, эмоциональную сферу ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nezabytaya_gornitsa.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ  ИГРА

«Незабытая горница»

                        Воспитатель:  Котик Т.И.

                                                                   

с. Приволжье 2013 г

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА:

«НЕЗАБЫТАЯ  ГОРНИЦА

Пр.содержание :Познакомить детей с потешкой , пестушкой, прибауткой, небылицей как с жанрами устного народного творчества ,формировать целостное восприятие детского фольклора :воспитывать уважительное отношение к народному творчеству ;развивать память, кругозор, эмоциональную сферу ребенка.

                                      (Звучит народная музыка)

Воспитатель: Девочки и мальчики, давайте откроем еще одну           страничку в истории культуры нашего великого народа .А наши уважаемые гости, а среди них бабушки и самая старейшая бабушка Оля, которой 83 года сочиняющей частушки -веселушки; вспоминает себя молодыми девушками и порадуются за своих внучат .Русские традиции не забываются ,двери в горницу открываются:

Ход: горница-хозяин и хозяйка поджидают гостей.

Хозяин: В старые времена был такой обычай у русских людей: как      заканчивали полевые работы, собирали урожай, а хлеб в закрома засыпали-коротали осенние да зимние вечера вместе ,устраивали посиделки. Как говорится в русской пословице «От скуки бери дело в руки».

Хозяйка: Вот проводили время за любимым рукоделием. Кто за прялкой сидит, кто узор на полотенце вышивает. Один посуду из глины лепит, другие ложки расписывают,а кто и с маленькими детками пришел- пестушками , прибаутками, потешками успокаивает .Весело было! То песню затяну, то шуткой-небылицей перебросятся.

Вместе: Вот работа у них спорилась, да игралось весело.

Хозяин: Эй, ребята- молодцы ,озорные удальцы .Приходите ,приходите долгий вечер скоротать. Пожалуйте и гости дорогие, присаживайтесь.

Стук в дверь. Бабушка - сказительница:

Здравствуйте, хозяева! Здравствуйте, гостьюшки !

Здоровья и счастья всему дому.

(ХОЗЯИН С ХОЗЯЙКОЙ ОБРАЩАЮТСЯ К БАБУШКЕ)

Хозяюшка: Давно мы тебя ждем поджидаем, посиделок без тебя не начинаем.

Хозяин: У нас  для каждого найдется и местечко и словечко.

Бабушка-сказительница: Спасибо милые за добрые слова.

Хозяин с хозяюшкой: Бабушка, а что ты нам принесла?

Бабушка : Я весною на завалинке, а зимою в горнице посиживаю, сижу и на народ всегда поглядываю. Все всегда запоминаю и копилку собираю (показывает на корзинку) Вот она, моя корзинка- копилка. Сяду рядышком на лавку ,вместе с вами посижу ,загадаю вам загадку и потешку расскажу:

1.мордочка усатая, шубка полосатая ,часто умывается ,а с водой не знается(появляется живой кот)

2.Как у нашего кота ,шубка очень хороша ,как у котика усы ,удивительной красы, глаза смелые , зубки белые.

А кто из вас ,ребята, про котика потешку расскажет ,а я ее в корзинку-копилку положу.

1.Рома.Пошел котик на торжок

            Купил котик пирожок,

            Пошел котик на улочку

            Купил котик булочку

            Самому ли есть

            Либо Бореньке снесть?

            Я и сам укушу

            Да и Бореньке снесу.

  1. Три –та -та! Три –та -та!

Вышла кошка за кота

За кота котовича

За Иван Петровича.

     3.Сережа: А коток, коток ,коток

                       Кучерявенький лобок.

                       Украл у бабушки клубок

                 И запрятал в уголок.

                 А бабушка  догнала и за ушко подрала.

4.Слава:   Кот на печку пошел

                  Горшок каши нашел

                  На печи калачи, как огонь горячи

                  Пряники пекутся

                  Коту в лапки не даются.

5.Женя Н.Выйдет котя в огород

                  Всполонится весь народ:

                  И петух и курица

                  С деревенской улицы

                  Станут котю в гости звать.

                  Станут котю угощать.

Л.А.(зовет кота): Котя ,котя приходи

                              Я сметанкой покормлю

Бабушка-сказительница(за кота):

                               Я сметанку люблю,

                                А ребятам лапкой помашу

                                (уносит кота)

Бабушка-сказительница: Да, немного тяжелее стала копилка .Ведь через потешки- вы познаете окружающий мир ,получаете знания о домашних животных и птицах и их роли в жизни человека, проникаясь гуманным отношением к ним.

Хозяюшка: У бабушке нашей супрядка была. Что ,ты ,бабушка ,нам прясть дашь?

Бабушка :Старым старушкам -шерсти клочок.А красным молодушкам -ленок.

Девочки поют песню- инсценировку «Прялица»

Хозяин: Где песня льется ,там легче живется. А не запеть ли и нам, ребята,(к мальчикам обращается) песню шуточную ,прибауточную .Песня Марьюшка -Марьяна.

Бабушка: Засиделись что-то слишком ,поиграйте-ка в ловишки.7

Хозяюшка: Охи, охи ,охи, ох!

                    Посадили мы горох

                    Уродился он густой

                     Мы помчимся, ты –постой!

Бабушка:     Не пора ли вам подружки,

                     Славные молодушки ,своих детушек качать ,пестовать:

                     (берут дочек и поют: Баю баюшки-баю не садись-ка на  

                     Краю ,придет серенький волчок и ухватит за бочок)

1.Рита:       Чук, чук, чук, чук,

                    Наловил дед щук,

                    Баба рыбку пекла,

                    Сковородка утекла

2.Катя М: Водичка ,водичка,

                  Умой мое личко

                  Чтобы глазки блестели

                  Чтобы щечки краснели

                  Чтоб смеялся роток

                  Чтоб кусался зубок

3.Лена:     Катя ,Катя ,маленька,

                 Катенька удаленька,

                 Пройди ,Катя, горенкой

                 Топни ,Катя, ноженькой.

4.Юля:     Умница, Катенька,

                 Ешь кашку, сладеньку,

                 Вкусную ,пушистую,

                 Мягкую ,душистую.

5.Настя:   Наша Маша маленька,

                 На ней шубка аленька.

                 Опушка бобровая,

                 Маша чернобровая.                    

                   

Пестушки- небольшие песенки ,которые ласково напевают малышу ,играя его пальчиками ,ручками, ножками. Пестушки и получили свое название от слова «пестовать»- «растить»,воспитывать ,носить на руках, нянчить. Пожалуйста ,девочки, забавляйте своих малышей:

Бабушка: Сменяют пестушек -прибаутки-маленькие сказочки в стихах в вопросно-ответной форме:

                       Вова: Чей нос?

                       Антон П.-Данилов

                       Вова: Куда едешь?

                       Антон П. –в Киев

                       Вова: Что везешь?

                       Антон П. -Рожь.

                       Вова: Что возьмешь?

                       Антон П .-Грош.

                       Вова: Что купишь:

                       Антон:- Калач да блин.

                       Вова: С кем съешь:

                       Антон П.:- Один.

                         Вова: Не ешь ,не ешь один!

А еще есть небылицы -особый вид песен с шутливым текстом. Небылица учит различать действительность и фантазию:

1.Алеша Б.:

                А где это видно.

                И в какой деревне слыхано               

2.Женя К.

                Чтоб курочка бычка родила,

                Поросенок яичко снес,

                Да на полочку унес.

3.Ваня В.: А полочка обломилась,

                  И яичко разбилось.

4.Антон Ив.

    Овечка расквохталась,

    Кобылка раскудахталась.

Все: Ох ,куда- куда- кудак ,

         Не бывало у нас так.

Бабушка: Вот, ребята -молодцы, позабавили девчат.

Девочки: А, мы в долгу не останемся:

       1.Юля:

 Мы частушек много знаем

И хороших и плохих

Хорошо тому послушать

Кто не знает никаких

       2.Настя:

П деревне я пошла,

Ромочку увидела

Под кустом сидел и плакал-

Курица обидела

       3.Лена:

Сидит Женя на заборе,

Новая рубашечка

На головке сапожок

На ноге фуражечка

       4.Рита:

Уж я топну ногой

Да притопну другой

Выходи ко мне Антоша

Попляши-ка со мной

      5.Катя М:

Ставим ножку на носок,

А потом на пятку.

Выходите к нам мальчишки,

Танцевать в присядку.

ТАНЕЦ «КАДРИЛЬ»

Хозяин:

Ну ,спасибо, гости дорогие!

Порадовали, повеселили

Хозяйка:

Садитесь все на лавочки

И гости ,и дети-лапочки.

(звучит мелодия: Конфеты –бараночки) (Слово Старейшей бабушке Оле)

Хозяйка: У меня есть угощенье знатное:

                 Пряники ,коврижки -медовые.

Бабушка: А, у меня для ребят-конфеты-петушки      леденцовые,(раздает)

Хозяйка: Не красна изба углами ,а красна блинами.

                С пылу ,с жару из печи! ( Из печи достает блины)

Дети: Гостеприимные хозяева .Спасибо за хлеб -соль, за блины знатные .Здоровья ,тепла ,радости вашему дому .А тебе бабушка, спасибо за ученье уму- разуму, и тебе здоровья ,больше радости от своих внучат!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по патриотическому воспитанию "Незабытый полк"

Презнетация, посвященная 70-летию Великой Победы....

Сценарий спортивного праздника ко Дню Победы "Незабытый полк"

Сценарий праздника посвященный Дню Победы....

Краткосрочный проект для детей подготовительной группы "Незабытый полк"

Краткосрочный проект для детей подготовительной группы "Незабытый полк"...

Проект "Незабытый полк"

Проект "Незабытый полк"...

Литературно - музыкальная композиция "Незабытый полк"

Литературно - музыкальная композиция...

Проект «Незабытый полк» - посвященный Дню Победы

Проект «Незабытый полк» - посвященный Дню Победы   Вид проекта: информационно – творческий, групповой,Проблема: Недостаток знаний о Великой Отечественной войне, слабая патр...

"Сурский рубеж: незабытый подвиг"

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группе на тему: «Сурский рубеж: незабытый подвиг». Цель: формирование у ...