Годовое перспективное планирование к программе по изобразительному искусству « Природа и художник » Т.А.Копцевой.
материал (средняя группа) на тему

Годовое перспективное планирование к программе по изобразительному искусству « Природа и художник » Т.А.Копцевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon godovoe_planirovanie.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

Годовое перспективное планирование к программе по изобразительному искусству

« Природа и художник »

Т.А.Копцевой.

                                 

                                               

СЕНТЯБРЬ (9 часов)

                                                                             средняя группа

Основные темы и

сюжеты занятий

Вводное занятие, «Улыбка природы» (яркое солнышко) 2 часа.

«Что я умею лепить», «Светлые и тёмные краски неба», «Краски осеннее земли», «Маленькие и большие деревья», «Цветик шестицветик», «Аленький цветочек».

Цель

Закрепить понятие «многоцветие окружающего мира».

Задачи программного

содержания занятий  

1. Развитие навыков ориентации на листе.

2. Формировать композиционные умения.

3. Формировать умение различать близкие цвета: красный, оранжевый.

4. Закрепить технические умения: мазок, примакивание.

5. Отработка умений использовать формообразующие движения,

    проводить узкие, широкие полосы, кольца, дуги, точки.

6. Освоение в лепке и закрепление операций: круговое скатывание,

    продольное раскатывание, соединение частей прижимая и примазывая их.

7. Формировать сенсорные способности (форма, цвет).

Формы и методы

проведения занятий

- беседа, рассказ (см.программу).

- игровые ситуации.

Используемые средства на занятии

- демонстрация приемов смешивания красок

- рисунок педагога

- репродукции с живописных произведений, иллюстрирующие

   природные явления

 - использование музыкальных произведений классики

- использование стихов

- физкультминутка

Подготовительная работа с детьми

- рассматривание репродукций картин.

- рассматривание книжных иллюстраций с осенними пейзажами.

- чтение стихов про осень .

Работа с

родителями

- беседа о важности развития образного мышления.

- задания для детей и родителей: подобрать иллюстрации по

   пройденным темам для индивидуального альбома.

                                                                  ОКТЯБРЬ (9часов)

                                                                         средняя  группа

Основные темы и

сюжеты занятий

«Образы деревьев» (2 часа).

«Образы цветов» (2 часа).

«Дары природы» (5 часов) (овощи, фрукты, грибы).

Цель

Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства, понимания содержания, средств выразительности (цвет, форма, композиция).

Задачи программного

содержания занятий  

1. Познакомить с понятием натюрморт.

2. Развивать воображение для создания самостоятельных изобразительных работ, вносить инициативу в замысел, содержание, форму изображаемого.

3. Сформировать представление об изменении внешнего вида деревьев в различные периоды осени, научить отображать эти изменения в предметных и сюжетных рисунках.

4.Закрепить навык рисования концом кисти тонких, наклонных линий с постепенным удлинением, закреплять приём вертикального мазка (листва деревьев).

5.Формировать умение различать оттенки основных цветов.

6. Формировать первоначальные представления о колорите ясного осеннего дня и пасмурного.

7. Закреплять технические приёмы в лепке: вдавливание, вытягивание, примазывания.

Формы и методы

проведения занятий

- беседа, рассказ

- игровые ситуации

- рисование линий в воздухе

Используемые средства на занятии

- репродукции с живописных произведений

- музыкальные произведения

- наглядное пособие «Основные и дополнительные цвета»

- дидактические игры на цвет

- рисунок педагога или детей на мольберте

- пальчиковая гимнастика

- использование стихов для углубления образных представлений

Работа с

родителями

- прогулка по осеннему парку

- составление осеннего букета

- придумай и составь свой натюрморт

- беседы с родителями по индивидуальным вопросам

Подготовительная работа с детьми

- загадывание загадок на тему «овощи, фрукты»

- внесение в развивающую среду иллюстраций с изображением осенней природы

- чтение и разучивание стихов про осень (по выбору воспитателя)

- наблюдение погоды в солнечный и пасмурный день, за изменением      цвета листьев на участке

Координационная работа с пед.доп.образования

- слушание музыки

                                        НОЯБРЬ  (8 часов)

                                                                средняя группа

Основные темы и

сюжеты занятий

Грибная поляна (2 часа)

Образы природы 2 часа Любование картинами природы «Художник – друг животных»

Образы животных 3 часа (Червячок сердится, Червячок – сороконожка, весёлая и грустная черепаха)

Цель

Познакомить с произведениями художников, работающих в анималистическом жанре

Задачи программного

содержания занятий  

1. Познакомить детей с одним из видов изобразительного искусства – скульптурой малой формы, учить понимать её содержание и выразительные средства.

2. Подведение детей к пониманию того, что цвет передает настроение (добрый, злой, грустный, веселый…)

3. Закреплять умение располагать изображение по всему листу.

4. Закрепление самостоятельности в работе и аккуратности.

5. Упражнять в лепке закрепляя технические приемы.

6. Развивать творческое воображение в создании композиционного решения в лепке.

7. Воспитывать чувство радости за работу товарища.

8. закреплять технические приемы в рисовании

Формы и методы

проведения занятий

- игровые ситуации

- самостоятельная работа над завершением композиции

- анализ объектов рисования

Используемые средства на занятии

- репродукции с живописных и графических произведений

- наглядный материал, Книги.

- пальчиковая гимнастика и пантомима

- игры (эмоции)

- углубление образных представлений с придумыванием названия работы

- комплексное рисование на большом листе бумаги

- стихи

- загадки «грибы»

Подготовительная работа с детьми

Закрепление на группе технических приемов в лепке и рисовании (работа концом кисти).

Внесение в развивающую среду работы художников – анималистов (жуки, гусеницы, червячки)

Работа с

родителями

Беседа об особенностях стилистики детского рисунка.

Выучить стихотворение про любое животное (гриб)

Координационная работа с пед.доп.образования

- игры на имитацию движений

- песня про грибы

- слушание музыки

                                            ДЕКАБРЬ (8 часов)

                                                 средняя группа

Основные темы и

сюжеты занятий

Образы насекомых 2 часа (Заботливые пчелы, осы, семья жуков).

Образы диких животных 2 часа (Колючий ёж, семья ежей).

Образы птиц 4 часа («Как розовые яблоки на ветках снегири…», «Сказочная птица…», «Птичка невеличка», «Мудрая сова».

Цель

Познакомить с творчеством Ю.Васнецова, формировать интерес к книжной графике.

Задачи программного

содержания занятий  

1. Донести до детей информацию, что художник с помощью рисунка, цвета, расположения художественных образов на книжной страничке по своему  «рассказывает» нам потешку, сказку.

2. Помочь освоить в лепке и рисовании форму   в изображении животных и птиц.

3. Закрепить умение располагать изображение по всему листу.

4. Развивать умение выбирать изобразительный материал, соответствующий образу животного (щетинная кисть).

5. Развивать у детей интерес к совместной деятельности в лепке – объединять индивидуальные работы в общий сюжет.

6. Закрепление умения использовать в работе более четырёх цветов, накладывать краску другого цвета на высохшую.

7. Развивать творческое воображение.

Формы и методы

проведения занятий

Игровая ситуация.

Сюрпризный момент.

Анализ объектов рисования

Используемые средства на занятии

-Фотографии.

-Иллюстрации книг.

-Пальчиковая гимнастика и пантомима.

-Коллективное рисование.

-Загадки

- Стихи

Подготовительная работа с детьми

Игры на закрепление знаний цвета и геометрической формы.

Составлять из листьев разной формы изображения рыб, птиц, зверей.

Учить стихи.

Работа с

родителями

Подобрать иллюстрации по пройденным темам для индивидуального альбома.

Беседа «Значение развития мелкой моторики пальцев рук».

Беседа «Украшения для Нового года».

Координационная работа с пед.доп.образования

Игры – имитации.

Дидактические игры: «Чья музыка?», «Чья песенка?».

                                                ЯНВАРЬ (8 часов)

                                                            средняя группа

Основные темы и

сюжеты занятий

Образы животных 4 часа («Кот усатый, полосатый», «Пушистый котёнок», «Кошка и собака»).

«Какие разные животные – обобщающее занятие.

Образы подводного мира (медуза, морская звезда).

Образы природы (Любование картинами).

Цель

Познакомить с техникой работы щетинной.

Задачи программного

содержания занятий  

1. Закреплять технику рисования животных приёмом « тычок»;

2. Познакомить с правилами тонирования листа с помощью цветных мелков;

3. закрепить знания полученные ранее о скульптуре малой формы, понимая её содержание;

4. закрепить в лепке и рисовании форму овоида в изображении животных;

5. формировать умение замечать характерные особенности разных животных и отражать их в лепке и рисунке;

6. Стараться придавать образам животных выразительность через изображение несложных движений и их позу;

7. развивать у детей интерес к совместной деятельности в лепке – объединять индивидуальные работы в общий сюжет;

8. воспитывать самостоятельность, желание выполнить работу аккуратно;

9. развитие творческого воображения.

Формы и методы

проведения занятий

- игровая ситуация (заданная темой занятия);

- самостоятельная работа над завершением композиции.

Используемые средства на занятии

- демонстрация приёмов работы щетинной кистью;

- рисунок педагога;

- использование пальчиковой гимнастики и средств пантомимы

- фото (открытки);

- иллюстрации книг (У.Чарушин);

- использование стихов для углублений образных представлений

- объемные игрушки (для лепки);

- физкультминутки.

Работа с

родителями

- понаблюдать за взрослой кошкой, котёнком

- беседа по индивидуальным вопросам

- подбор иллюстраций по прошедшим темам для альбома

Подготовительная работа с детьми

- внесение в развивающую среду книги оформленные Е.Чарушиным;

- игры средней подвижности (малой) с элементами имитации животных;

- игры на классификацию: дикие и домашние животные.

Координационная работа с пед.доп.образования

- подвижные игры на прогулке;

- слушание музыки: «Что под музыку делает котёнок?», «Узнай настроение котёнка».

Материал

Щетинная кисть, тонированная и белая бумага (А3, А4), гуашь, цветной мелок, кисти №5, глина.

                                                           ФЕВРАЛЬ (8 часов)

                                                                    средняя группа

Основные темы и

сюжеты занятий

Образ человека 3 часа («Я – весёлый художник», «Автопортрет», «Папа, мама и я – дружная семья» (брат, дедушка), (сестра, бабушка).

Лепка 3 часа (по сказке «Колобок», «Бабочка»).

Я художник – фантазёр 2 часа (Ожившая клякса, превращение кляксы в бабочку).

Цель

Познакомить с жанром изобразительной деятельности – портрет. Вызвать желание нарисовать свою семью.

Задачи программного

содержания занятий  

1. Познакомить детей с малыми формами скульптуры – статуэтками, изображающими людей в разных позах.

2. Познакомить с одним из жанров живописи – портрет.

    Объяснить, что портрет – это изображение конкретного человека,     его душевных качеств и настроения.

3.Способствовать в лепке и рисунке изображать человека в разной одежде (зимней, нарядной).

4. Формировать умение передавать в рисунке настроение (весёлое, грустное) и выражение лица (удивленное, испуганное…).

5. Продолжать развивать композиционные умения.

6. В лепке продолжать упражнять в умении самостоятельно и аккуратно работать.

7. Отрабатывать умение работать концом кисти.

8. Развивать воображение, фантазию.

9. Поддерживать интерес к совместной деятельности в лепке – объединять индивидуальные работы в общей сюжет (сказка «Колобок»).

Формы и методы

проведения занятий

Беседа (по теме «портер».

Анализ объектов рисования.

Используемые средства на занятии

- репродукции с живописных произведений

- фотографии людей

- работы педагога

- работы детей прошлых лет

- статуэтки людей

- иллюстрации к сказке «Колобок»

- иллюстрации с изображением бабочек

- пальчиковая гимнастика

- физкультминутка

- игры на мимику.

Материал

Гуашь, гелевая ручка, бумага разного формата (А3, А4), цветной мелок, глина, досочки, стенки, кисти № 2, 5

Работа с

родителями

Подобрать фотографии членов семьи для рассматривания.

Придумывание рассказа на тему «Папа, мама, я – дружная семья».

Подготовительная работа с детьми

- внести в группу репродукции картин – портретов (по программе)

- игры на пантомимику, мимику

- игра «Угадай, что мы делали не скажем, а что делали покажем»

- выучить стихи про папу, маму.

Координационная работа с пед.доп.образования

Выучить песни про маму, папу.

Игра: «Я покажу, а ты угадай».

Игры – пантамимо.

М А Р Т  (8 часов)

средняя группа

Основные темы и

сюжеты занятий

Любимые телевизионные персонажи 3 часа (Каркуша – любопытная ворона, Хрюша – весёлый неунывающий поросёнок,Степашка – серьёзный, добросовестный заяц).

Лепка 4 часа (Зайчишка, Хрюша, Каркуша, пряник для друзей)

Итоговая выставка – обобщающее занятие.

Цель

Вызвать интерес и желание изображать героев любимой телепередачи «Спокойной ночи».

Задачи программного

содержания занятий  

1. Продолжать знакомить детей с малыми формами скульптуры – статуэтками.

2. Закрепить в рисовании и лепке форму овоида в изображении животных и птиц.

3. Закреплять умения замечать характерные особенности героев телепередачи и передавать их в лепке и рисовании.

4. Развивать фантазию в придании образам животных выразительность через изображение несложных движений и их позу.

5. Развивать у детей интерес к совместной деятельности в лепке – объединять индивидуальные работы в общий сюжет.

6. Воспитывать чувство радости за удачные работы своих товарищей.

7. Развивать чувство цвета в подборе краски для выполнения работы.

8. Продолжать развивать композиционные умения.

Формы и методы

проведения занятий

Игровая ситуация.

Сюрпризный момент.

Рассматривание героев – игрушки.

Используемые средства на занятии

- наглядный материал. Книги.

- современные детские песни

- пальчиковая гимнастика и пантомима

- выставка рисунков и работ из глины детей-выпускников.

- игрушки

Материал

Гуашь, глина, цветной мелок, тонированная или белая бумага, кисти двух размеров.

Работа с

родителями

Просмотр телепередачи «Спокойной ночи».

Составление описательного рассказа про любимого героя.

Беседа с родителями по индивидуальным вопросам.

Подготовительная работа с детьми

Игры на закрепление знаний цвета (оттенков), формы.

Аппликация на тему: «Герои телепередачи».

Придумывание загадок про поросёнка, зайца, собаку.

         

АПРЕЛЬ (9 часов)

средняя группа

Основные темы и

сюжеты занятий

Художник – гример 2 часа (Клоун весёлый и печальный)

Лепка «Петрушка».

Художник – мультипликатор (Лошарик)

Художник – иллюстратор (Весёлый незнайка, Знайка – серьезный человек, Доктор Пилюлькин).

Художник архитектор 2 часа (Цветочный город).

Лепка – «Что я хочу подарить жителям Цветочного города».

Цель

Познакомить детей с жителями Цветочного города.

Задачи программного

содержания занятий  

1. Продолжать знакомить детей с малыми формами скульптуры.

2. Отрабатывать умение изображать в лепке и рисовании человека, передавая характерные особенности, пропорцию тела.

3. Изображать в лепке и рисунке сказочного персонажа в разной одежде, украшать одежду орнаментом.

4.Формировать умение передавать в рисунках настроение (серьезное, радостное, спокойное) и выражение лица (удивленное …)

5. Познакомить детей с различной архитектурой многоэтажных зданий.

6. Развивать фантазию в изображении различных по архитектуре зданий в рисунке.

7. Предложить способ расположения  разных по величине и форме зданий в сюжетном рисунке на широкой полосе земли ближе и дальше.

8. Продолжать формировать у детей навыки коллективной работы (распределять работу между собой, участвовать в совместном обсуждении композиции).

9. Развивать воображение и чувство цвета в выборе краски для работы.

Формы и методы

проведения занятий

Игровая ситуация.

Сюрпризный момент.

Рассматривание иллюстраций рассказа про Незнайку.

Используемые средства на занятии

Книги, куклы герои, статуэтки.

Игры на пантомимо.

Физкультминутки

Иллюстрации архитектурных сооружений

Игры:  «Какой кому дом», «Составь дом из геометрических фигур».

Подготовительная работа с детьми

- Игры на закрепление цвета, формы, геометрических фигур.

- Закреплять изображение разных по архитектуре зданий в аппликации и конструировании.

Разучивание миниатюр из рассказа Н.Носова «Незнайка в Солнечном городе».

Работа с

родителями

Беседа: «Развитие у детей воображения и фантазии».

Задание для индивидуального альбома.

Придумай и нарисуй дом для зайца, волка, мышки.

Материал

Гуашь, глина, бумага разных форматов (А3, А4), цветные мелки, кисти разных размеров.

                                                                М А Й  (8 часов)

                                                                    средняя группа  

Основные темы и

сюжеты занятий

Нарядные игрушки 2 часа (дымковские игрушки).

Знакомство с филимоновской игрушкой 2 часа (украшение силуэта). Рассматривание дымковской и филимоновской игрушки. Лепка: филимоновская лошадка.

Сказочная птица, Красивые цветы.

Итоговое занятие: Развлечение «Здравствуй, лето!»

Цель

Знакомство с дымковской и филимоновской игрушкой.

Итоговое занятие – развлечение «Здравствуй, лето!»

Задачи программного

содержания занятий  

1. Познакомить детей с  яркой красочной нарядной дымковской игрушкой, Уточнить какие цвета использовали народные художники при росписи дымковских игрушек.

2. Познакомить детей с нарядной филимоновской игрушкой.

3. Упражнять в умении  выделять элементы украшения игрушек, их расположение по форме игрушек, цветовое решение.

4. Закрепить знания уже известных цветов: красный, синий, жёлтый, зелёный. Обратить внимание детей на белый и черный цвета в игрушках, подчеркнуть, что на белом фоне ярче звучат все другие цвета, а черный цвет используется в небольшом количестве, что бы подчеркнуть, украсить отдельные элементы узора.

5. Развивать эстетическое восприятие у детей, развивать воображение, творчество, подводить детей к пониманию различия реальной окраски и необычной, фантастической.

6. Закреплять знание формы для изображения цветов.

7. Закреплять умение рисовать красками и тонкой кистью.

8. Способствовать умению сравнивать игрушки (дымковскую и филимоновскую), выделять их сходство и различия, отмечать специфику цветового решения, украшающих игрушки узоров, их композицию.

9. Вызвать радость у детей от восприятия красивых нарядных игрушек.

Формы и методы

проведения занятий

Сюрпризный момент.

Игровая ситуация.

Рассматривание игрушек.

Используемые средства на занятии

- дымковские и филимоновские игрушки.

- иллюстрации с изображениями дымковских и филимоновских игрушек.

- работы детей прошлых лет.

- рисунок педагога.

- дидактические игры «Разрезанные картинки».

- физкультминутки

- пальчиковая гимнастика

Материал

Гуашь, глина, бумага, силуэты (из бумаги) дымковских и филимоновских игрушек, кисти разных размеров.

Работа с родителями

Беседа с родителями по индивидуальным вопросам

Подготовительная работа с детьми

Внесение в развивающую среду филимоновскую и дымковскую игрушки, иллюстрации с изображением игрушек.

Координационная работа с пед.доп.образования

Помощь в подготовке и проведении занятия – досуга «Здравствуй, лето!»


Список  литературы:

Т.А.Копцева «Природа и художник» Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов. ( Творческий Центр «Сфера». Москва 2001 год. ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по изобразительному искусству"Природа и художник" Тематический блок: "Мир природы"

Данный материал подготовлен на основе программы Т.А. Копцевой "Природа и художник"...

Годовое перспективное планирование к программе по изобразительному искусству « Природа и художник » Т.А.Копцевой.

Годовое перспективное планирование к программе по изобразительному искусству « Природа и художник » Т.А.Копцевой. (младший возраст)...

Консультация по теме «Синтез искусств», программа «Природа и художник» Т.А.Копцева

Экология природы, экология культуры – это грани одной проблемы – сохранения в человеке человечности, вот основная смысловая установка программы «Природа и художник». Ребенок- х...

Тематический годовой план по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством

Тематический годовой план по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством...

Экспериментальная рабочая программа изобразительного искусства «Природа и творчество»

Программа сочетает в себе формирование у детей 5—6 лет представлений о природе как живом организме и развитие их творческой деятельности. Средствами изобразительного искусства решаются задачи эк...