Годовое перспективное планирование к программе по изобразительному искусству « Природа и художник » Т.А.Копцевой.
материал (средняя группа) на тему
Годовое перспективное планирование к программе по изобразительному искусству « Природа и художник » Т.А.Копцевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
godovoe_planirovanie.doc | 140 КБ |
Предварительный просмотр:
Годовое перспективное планирование к программе по изобразительному искусству
« Природа и художник »
Т.А.Копцевой.
СЕНТЯБРЬ (9 часов)
средняя группа
Основные темы и сюжеты занятий | Вводное занятие, «Улыбка природы» (яркое солнышко) 2 часа. «Что я умею лепить», «Светлые и тёмные краски неба», «Краски осеннее земли», «Маленькие и большие деревья», «Цветик шестицветик», «Аленький цветочек». |
Цель | Закрепить понятие «многоцветие окружающего мира». |
Задачи программного содержания занятий | 1. Развитие навыков ориентации на листе. 2. Формировать композиционные умения. 3. Формировать умение различать близкие цвета: красный, оранжевый. 4. Закрепить технические умения: мазок, примакивание. 5. Отработка умений использовать формообразующие движения, проводить узкие, широкие полосы, кольца, дуги, точки. 6. Освоение в лепке и закрепление операций: круговое скатывание, продольное раскатывание, соединение частей прижимая и примазывая их. 7. Формировать сенсорные способности (форма, цвет). |
Формы и методы проведения занятий | - беседа, рассказ (см.программу). - игровые ситуации. |
Используемые средства на занятии | - демонстрация приемов смешивания красок - рисунок педагога - репродукции с живописных произведений, иллюстрирующие природные явления - использование музыкальных произведений классики - использование стихов - физкультминутка |
Подготовительная работа с детьми | - рассматривание репродукций картин. - рассматривание книжных иллюстраций с осенними пейзажами. - чтение стихов про осень . |
Работа с родителями | - беседа о важности развития образного мышления. - задания для детей и родителей: подобрать иллюстрации по пройденным темам для индивидуального альбома. |
ОКТЯБРЬ (9часов)
средняя группа
Основные темы и сюжеты занятий | «Образы деревьев» (2 часа). «Образы цветов» (2 часа). «Дары природы» (5 часов) (овощи, фрукты, грибы). |
Цель | Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства, понимания содержания, средств выразительности (цвет, форма, композиция). |
Задачи программного содержания занятий | 1. Познакомить с понятием натюрморт. 2. Развивать воображение для создания самостоятельных изобразительных работ, вносить инициативу в замысел, содержание, форму изображаемого. 3. Сформировать представление об изменении внешнего вида деревьев в различные периоды осени, научить отображать эти изменения в предметных и сюжетных рисунках. 4.Закрепить навык рисования концом кисти тонких, наклонных линий с постепенным удлинением, закреплять приём вертикального мазка (листва деревьев). 5.Формировать умение различать оттенки основных цветов. 6. Формировать первоначальные представления о колорите ясного осеннего дня и пасмурного. 7. Закреплять технические приёмы в лепке: вдавливание, вытягивание, примазывания. |
Формы и методы проведения занятий | - беседа, рассказ - игровые ситуации - рисование линий в воздухе |
Используемые средства на занятии | - репродукции с живописных произведений - музыкальные произведения - наглядное пособие «Основные и дополнительные цвета» - дидактические игры на цвет - рисунок педагога или детей на мольберте - пальчиковая гимнастика - использование стихов для углубления образных представлений |
Работа с родителями | - прогулка по осеннему парку - составление осеннего букета - придумай и составь свой натюрморт - беседы с родителями по индивидуальным вопросам |
Подготовительная работа с детьми | - загадывание загадок на тему «овощи, фрукты» - внесение в развивающую среду иллюстраций с изображением осенней природы - чтение и разучивание стихов про осень (по выбору воспитателя) - наблюдение погоды в солнечный и пасмурный день, за изменением цвета листьев на участке |
Координационная работа с пед.доп.образования | - слушание музыки |
НОЯБРЬ (8 часов)
средняя группа
Основные темы и сюжеты занятий | Грибная поляна (2 часа) Образы природы 2 часа Любование картинами природы «Художник – друг животных» Образы животных 3 часа (Червячок сердится, Червячок – сороконожка, весёлая и грустная черепаха) |
Цель | Познакомить с произведениями художников, работающих в анималистическом жанре |
Задачи программного содержания занятий | 1. Познакомить детей с одним из видов изобразительного искусства – скульптурой малой формы, учить понимать её содержание и выразительные средства. 2. Подведение детей к пониманию того, что цвет передает настроение (добрый, злой, грустный, веселый…) 3. Закреплять умение располагать изображение по всему листу. 4. Закрепление самостоятельности в работе и аккуратности. 5. Упражнять в лепке закрепляя технические приемы. 6. Развивать творческое воображение в создании композиционного решения в лепке. 7. Воспитывать чувство радости за работу товарища. 8. закреплять технические приемы в рисовании |
Формы и методы проведения занятий | - игровые ситуации - самостоятельная работа над завершением композиции - анализ объектов рисования |
Используемые средства на занятии | - репродукции с живописных и графических произведений - наглядный материал, Книги. - пальчиковая гимнастика и пантомима - игры (эмоции) - углубление образных представлений с придумыванием названия работы - комплексное рисование на большом листе бумаги - стихи - загадки «грибы» |
Подготовительная работа с детьми | Закрепление на группе технических приемов в лепке и рисовании (работа концом кисти). Внесение в развивающую среду работы художников – анималистов (жуки, гусеницы, червячки) |
Работа с родителями | Беседа об особенностях стилистики детского рисунка. Выучить стихотворение про любое животное (гриб) |
Координационная работа с пед.доп.образования | - игры на имитацию движений - песня про грибы - слушание музыки |
ДЕКАБРЬ (8 часов)
средняя группа
Основные темы и сюжеты занятий | Образы насекомых 2 часа (Заботливые пчелы, осы, семья жуков). Образы диких животных 2 часа (Колючий ёж, семья ежей). Образы птиц 4 часа («Как розовые яблоки на ветках снегири…», «Сказочная птица…», «Птичка невеличка», «Мудрая сова». |
Цель | Познакомить с творчеством Ю.Васнецова, формировать интерес к книжной графике. |
Задачи программного содержания занятий | 1. Донести до детей информацию, что художник с помощью рисунка, цвета, расположения художественных образов на книжной страничке по своему «рассказывает» нам потешку, сказку. 2. Помочь освоить в лепке и рисовании форму в изображении животных и птиц. 3. Закрепить умение располагать изображение по всему листу. 4. Развивать умение выбирать изобразительный материал, соответствующий образу животного (щетинная кисть). 5. Развивать у детей интерес к совместной деятельности в лепке – объединять индивидуальные работы в общий сюжет. 6. Закрепление умения использовать в работе более четырёх цветов, накладывать краску другого цвета на высохшую. 7. Развивать творческое воображение. |
Формы и методы проведения занятий | Игровая ситуация. Сюрпризный момент. Анализ объектов рисования |
Используемые средства на занятии | -Фотографии. -Иллюстрации книг. -Пальчиковая гимнастика и пантомима. -Коллективное рисование. -Загадки - Стихи |
Подготовительная работа с детьми | Игры на закрепление знаний цвета и геометрической формы. Составлять из листьев разной формы изображения рыб, птиц, зверей. Учить стихи. |
Работа с родителями | Подобрать иллюстрации по пройденным темам для индивидуального альбома. Беседа «Значение развития мелкой моторики пальцев рук». Беседа «Украшения для Нового года». |
Координационная работа с пед.доп.образования | Игры – имитации. Дидактические игры: «Чья музыка?», «Чья песенка?». |
ЯНВАРЬ (8 часов)
средняя группа
Основные темы и сюжеты занятий | Образы животных 4 часа («Кот усатый, полосатый», «Пушистый котёнок», «Кошка и собака»). «Какие разные животные – обобщающее занятие. Образы подводного мира (медуза, морская звезда). Образы природы (Любование картинами). |
Цель | Познакомить с техникой работы щетинной. |
Задачи программного содержания занятий | 1. Закреплять технику рисования животных приёмом « тычок»; 2. Познакомить с правилами тонирования листа с помощью цветных мелков; 3. закрепить знания полученные ранее о скульптуре малой формы, понимая её содержание; 4. закрепить в лепке и рисовании форму овоида в изображении животных; 5. формировать умение замечать характерные особенности разных животных и отражать их в лепке и рисунке; 6. Стараться придавать образам животных выразительность через изображение несложных движений и их позу; 7. развивать у детей интерес к совместной деятельности в лепке – объединять индивидуальные работы в общий сюжет; 8. воспитывать самостоятельность, желание выполнить работу аккуратно; 9. развитие творческого воображения. |
Формы и методы проведения занятий | - игровая ситуация (заданная темой занятия); - самостоятельная работа над завершением композиции. |
Используемые средства на занятии | - демонстрация приёмов работы щетинной кистью; - рисунок педагога; - использование пальчиковой гимнастики и средств пантомимы - фото (открытки); - иллюстрации книг (У.Чарушин); - использование стихов для углублений образных представлений - объемные игрушки (для лепки); - физкультминутки. |
Работа с родителями | - понаблюдать за взрослой кошкой, котёнком - беседа по индивидуальным вопросам - подбор иллюстраций по прошедшим темам для альбома |
Подготовительная работа с детьми | - внесение в развивающую среду книги оформленные Е.Чарушиным; - игры средней подвижности (малой) с элементами имитации животных; - игры на классификацию: дикие и домашние животные. |
Координационная работа с пед.доп.образования | - подвижные игры на прогулке; - слушание музыки: «Что под музыку делает котёнок?», «Узнай настроение котёнка». |
Материал | Щетинная кисть, тонированная и белая бумага (А3, А4), гуашь, цветной мелок, кисти №5, глина. |
ФЕВРАЛЬ (8 часов)
средняя группа
Основные темы и сюжеты занятий | Образ человека 3 часа («Я – весёлый художник», «Автопортрет», «Папа, мама и я – дружная семья» (брат, дедушка), (сестра, бабушка). Лепка 3 часа (по сказке «Колобок», «Бабочка»). Я художник – фантазёр 2 часа (Ожившая клякса, превращение кляксы в бабочку). |
Цель | Познакомить с жанром изобразительной деятельности – портрет. Вызвать желание нарисовать свою семью. |
Задачи программного содержания занятий | 1. Познакомить детей с малыми формами скульптуры – статуэтками, изображающими людей в разных позах. 2. Познакомить с одним из жанров живописи – портрет. Объяснить, что портрет – это изображение конкретного человека, его душевных качеств и настроения. 3.Способствовать в лепке и рисунке изображать человека в разной одежде (зимней, нарядной). 4. Формировать умение передавать в рисунке настроение (весёлое, грустное) и выражение лица (удивленное, испуганное…). 5. Продолжать развивать композиционные умения. 6. В лепке продолжать упражнять в умении самостоятельно и аккуратно работать. 7. Отрабатывать умение работать концом кисти. 8. Развивать воображение, фантазию. 9. Поддерживать интерес к совместной деятельности в лепке – объединять индивидуальные работы в общей сюжет (сказка «Колобок»). |
Формы и методы проведения занятий | Беседа (по теме «портер». Анализ объектов рисования. |
Используемые средства на занятии | - репродукции с живописных произведений - фотографии людей - работы педагога - работы детей прошлых лет - статуэтки людей - иллюстрации к сказке «Колобок» - иллюстрации с изображением бабочек - пальчиковая гимнастика - физкультминутка - игры на мимику. |
Материал | Гуашь, гелевая ручка, бумага разного формата (А3, А4), цветной мелок, глина, досочки, стенки, кисти № 2, 5 |
Работа с родителями | Подобрать фотографии членов семьи для рассматривания. Придумывание рассказа на тему «Папа, мама, я – дружная семья». |
Подготовительная работа с детьми | - внести в группу репродукции картин – портретов (по программе) - игры на пантомимику, мимику - игра «Угадай, что мы делали не скажем, а что делали покажем» - выучить стихи про папу, маму. |
Координационная работа с пед.доп.образования | Выучить песни про маму, папу. Игра: «Я покажу, а ты угадай». Игры – пантамимо. |
М А Р Т (8 часов)
средняя группа
Основные темы и сюжеты занятий | Любимые телевизионные персонажи 3 часа (Каркуша – любопытная ворона, Хрюша – весёлый неунывающий поросёнок,Степашка – серьёзный, добросовестный заяц). Лепка 4 часа (Зайчишка, Хрюша, Каркуша, пряник для друзей) Итоговая выставка – обобщающее занятие. |
Цель | Вызвать интерес и желание изображать героев любимой телепередачи «Спокойной ночи». |
Задачи программного содержания занятий | 1. Продолжать знакомить детей с малыми формами скульптуры – статуэтками. 2. Закрепить в рисовании и лепке форму овоида в изображении животных и птиц. 3. Закреплять умения замечать характерные особенности героев телепередачи и передавать их в лепке и рисовании. 4. Развивать фантазию в придании образам животных выразительность через изображение несложных движений и их позу. 5. Развивать у детей интерес к совместной деятельности в лепке – объединять индивидуальные работы в общий сюжет. 6. Воспитывать чувство радости за удачные работы своих товарищей. 7. Развивать чувство цвета в подборе краски для выполнения работы. 8. Продолжать развивать композиционные умения. |
Формы и методы проведения занятий | Игровая ситуация. Сюрпризный момент. Рассматривание героев – игрушки. |
Используемые средства на занятии | - наглядный материал. Книги. - современные детские песни - пальчиковая гимнастика и пантомима - выставка рисунков и работ из глины детей-выпускников. - игрушки |
Материал | Гуашь, глина, цветной мелок, тонированная или белая бумага, кисти двух размеров. |
Работа с родителями | Просмотр телепередачи «Спокойной ночи». Составление описательного рассказа про любимого героя. Беседа с родителями по индивидуальным вопросам. |
Подготовительная работа с детьми | Игры на закрепление знаний цвета (оттенков), формы. Аппликация на тему: «Герои телепередачи». Придумывание загадок про поросёнка, зайца, собаку. |
АПРЕЛЬ (9 часов)
средняя группа
Основные темы и сюжеты занятий | Художник – гример 2 часа (Клоун весёлый и печальный) Лепка «Петрушка». Художник – мультипликатор (Лошарик) Художник – иллюстратор (Весёлый незнайка, Знайка – серьезный человек, Доктор Пилюлькин). Художник архитектор 2 часа (Цветочный город). Лепка – «Что я хочу подарить жителям Цветочного города». |
Цель | Познакомить детей с жителями Цветочного города. |
Задачи программного содержания занятий | 1. Продолжать знакомить детей с малыми формами скульптуры. 2. Отрабатывать умение изображать в лепке и рисовании человека, передавая характерные особенности, пропорцию тела. 3. Изображать в лепке и рисунке сказочного персонажа в разной одежде, украшать одежду орнаментом. 4.Формировать умение передавать в рисунках настроение (серьезное, радостное, спокойное) и выражение лица (удивленное …) 5. Познакомить детей с различной архитектурой многоэтажных зданий. 6. Развивать фантазию в изображении различных по архитектуре зданий в рисунке. 7. Предложить способ расположения разных по величине и форме зданий в сюжетном рисунке на широкой полосе земли ближе и дальше. 8. Продолжать формировать у детей навыки коллективной работы (распределять работу между собой, участвовать в совместном обсуждении композиции). 9. Развивать воображение и чувство цвета в выборе краски для работы. |
Формы и методы проведения занятий | Игровая ситуация. Сюрпризный момент. Рассматривание иллюстраций рассказа про Незнайку. |
Используемые средства на занятии | Книги, куклы герои, статуэтки. Игры на пантомимо. Физкультминутки Иллюстрации архитектурных сооружений Игры: «Какой кому дом», «Составь дом из геометрических фигур». |
Подготовительная работа с детьми | - Игры на закрепление цвета, формы, геометрических фигур. - Закреплять изображение разных по архитектуре зданий в аппликации и конструировании. Разучивание миниатюр из рассказа Н.Носова «Незнайка в Солнечном городе». |
Работа с родителями | Беседа: «Развитие у детей воображения и фантазии». Задание для индивидуального альбома. Придумай и нарисуй дом для зайца, волка, мышки. |
Материал | Гуашь, глина, бумага разных форматов (А3, А4), цветные мелки, кисти разных размеров. |
М А Й (8 часов)
средняя группа
Основные темы и сюжеты занятий | Нарядные игрушки 2 часа (дымковские игрушки). Знакомство с филимоновской игрушкой 2 часа (украшение силуэта). Рассматривание дымковской и филимоновской игрушки. Лепка: филимоновская лошадка. Сказочная птица, Красивые цветы. Итоговое занятие: Развлечение «Здравствуй, лето!» |
Цель | Знакомство с дымковской и филимоновской игрушкой. Итоговое занятие – развлечение «Здравствуй, лето!» |
Задачи программного содержания занятий | 1. Познакомить детей с яркой красочной нарядной дымковской игрушкой, Уточнить какие цвета использовали народные художники при росписи дымковских игрушек. 2. Познакомить детей с нарядной филимоновской игрушкой. 3. Упражнять в умении выделять элементы украшения игрушек, их расположение по форме игрушек, цветовое решение. 4. Закрепить знания уже известных цветов: красный, синий, жёлтый, зелёный. Обратить внимание детей на белый и черный цвета в игрушках, подчеркнуть, что на белом фоне ярче звучат все другие цвета, а черный цвет используется в небольшом количестве, что бы подчеркнуть, украсить отдельные элементы узора. 5. Развивать эстетическое восприятие у детей, развивать воображение, творчество, подводить детей к пониманию различия реальной окраски и необычной, фантастической. 6. Закреплять знание формы для изображения цветов. 7. Закреплять умение рисовать красками и тонкой кистью. 8. Способствовать умению сравнивать игрушки (дымковскую и филимоновскую), выделять их сходство и различия, отмечать специфику цветового решения, украшающих игрушки узоров, их композицию. 9. Вызвать радость у детей от восприятия красивых нарядных игрушек. |
Формы и методы проведения занятий | Сюрпризный момент. Игровая ситуация. Рассматривание игрушек. |
Используемые средства на занятии | - дымковские и филимоновские игрушки. - иллюстрации с изображениями дымковских и филимоновских игрушек. - работы детей прошлых лет. - рисунок педагога. - дидактические игры «Разрезанные картинки». - физкультминутки - пальчиковая гимнастика |
Материал | Гуашь, глина, бумага, силуэты (из бумаги) дымковских и филимоновских игрушек, кисти разных размеров. |
Работа с родителями | Беседа с родителями по индивидуальным вопросам |
Подготовительная работа с детьми | Внесение в развивающую среду филимоновскую и дымковскую игрушки, иллюстрации с изображением игрушек. |
Координационная работа с пед.доп.образования | Помощь в подготовке и проведении занятия – досуга «Здравствуй, лето!» |
Список литературы:
Т.А.Копцева «Природа и художник» Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов. ( Творческий Центр «Сфера». Москва 2001 год. ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по изобразительному искусству"Природа и художник" Тематический блок: "Мир природы"
Данный материал подготовлен на основе программы Т.А. Копцевой "Природа и художник"...
Годовое перспективное планирование к программе по изобразительному искусству « Природа и художник » Т.А.Копцевой.
Годовое перспективное планирование к программе по изобразительному искусству « Природа и художник » Т.А.Копцевой. (младший возраст)...
Консультация по теме «Синтез искусств», программа «Природа и художник» Т.А.Копцева
Экология природы, экология культуры – это грани одной проблемы – сохранения в человеке человечности, вот основная смысловая установка программы «Природа и художник». Ребенок- х...
Годовое перспективное планирование к программе по изобразительному искусству «Природа и художник» Т.А.Копцевой. Старшая группа.
Годовое перспективное планирование к программе по изобразительному искусству...
Тематический годовой план по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством
Тематический годовой план по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством...
Экспериментальная рабочая программа изобразительного искусства «Природа и творчество»
Программа сочетает в себе формирование у детей 5—6 лет представлений о природе как живом организме и развитие их творческой деятельности. Средствами изобразительного искусства решаются задачи эк...