Программа по изобразительному искусству"Природа и художник" Тематический блок: "Мир природы"
методическая разработка по рисованию (старшая группа) по теме

Данный материал подготовлен на основе программы Т.А. Копцевой "Природа и художник"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_priroda_i_hudozhnik.docx79.2 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

по изобразительному искусству

«Природа и художник»

Тематический блок: «Мир природы»

(по программе Т. А. Копцевой)

                                                                                       

Цель программы: формировать у детей дошкольного возраста целостные представления о природе как живом организме.
Программа сочетает в себе формирование у детей 4—6 лет представлений о природе как живом организме и развитие их творческой деятельности. Средствами изобразительного искусства автор предлагает решать задачи экологического и эстетического воспитания детей, приобщать их к мировой художественной культуре, посредством системы творческих заданий развивать у дошкольников эмоционально-ценностное отношение к миру, а также их собственные творческие навыки и умения.

На каждом занятии изобразительного искусства решаются следующие задачи:

  1. передавать и накапливать опыт эстетического (эмоционально-ценностного) отношения к миру, формировать экологическую культуру ребенка, воспитывать духовно богатую личность;
  2. передавать и приумножать опыт творческой деятельности, формировать «культуру творческой личности» (самореализация личности);
  3. обучать способам деятельности, формировать умения и навыки детей в изобразительных, декоративных и конструктивных видах творчества, обучать «языку изобразительного искусства»;
  4. приобщать к мировой художественной культуре.
  5. Для занятий по изобразительному искусству с дошкольниками актуальны все четыре задачи. Однако приоритетную роль в системе художественно-творческого развития личности имеет первая — передача и накопление опыта эстетического (эмоционально-ценностного) отношения к миру. Осуществляя эту воспитательную задачу, педагог развивает и формирует в детях:
  6.  умение одухотворять (очеловечивать) «живую» и «неживую» природу;
  7. способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы, другим человеком или героем художественного произведения;
  8. готовность прочувствовать боль и радость живых существ, сопереживать им, выражать свое неравнодушное отношение к редким и находящимся под угрозой исчезновения (занесенным в Красную книгу) видам растений и животных;
  9. стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над природой, по мере сил облагораживать ее;
  10. умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном значительное, любоваться уголками родной и экзотической природы;
  11. способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать свое отношение к ним в пейзажах-настроениях (утро, день, вечер, ночь, осень, зима, весна, лето);
  12. готовность эмоционально переживать образную форму произведений изобразительного искусства и т.п.

Структурно-содержательная характеристика

Программа «Природа и художник» рассчитана на четыре года (вторая младшая, средняя, старшая и подготовительная к школе группы). Система художественно-творческих заданий имеет концентрический принцип построения. Каждая новая ступень вбирает в себя основное содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности.

1. Вторая младшая группа «Художник, природа и я».

          2. Средняя группа «Художник и природа родного края».

3. Старшая группа «Художник и природа нашей страны».

4. Подготовительная к школе группа «Художник и природа пяти континентов».

Структурная особенность программы — блочно-тематическое планирование содержания занятий. Основные разделы программы группируются вокруг единой темы. Содержание каждой ступени основывается на четырех тематических блоках: «Мир природы», «Мир животных», «Мир человека», «Мир искусства». Темы внутри каждого блока могут быть переставлены, педагог сам определяет порядок их рассмотрения.

Организация процессов созерцания, созидания и общения — три вида педагогического творчества на занятии по изобразительному искусству. Система художественно-творческих заданий рассчитана на одно занятие в неделю. Основу каждого занятия по программе составляют созерцание родной природы, любование объектами реального мира, восприятие и сравнение многообразных форм художественного их воплощения. Педагог активизирует процесс восприятия-созерцания, основываясь на сопоставлении и сравнении образов, запечатленных художниками в произведениях искусства, с реальными природными картинами. Удивление, возникающее у ребенка в процессе рассматривания знакомых ему вещей, стимулирует активность восприятия.

Программа «Природа и художник» предусматривает занятия на открытом воздухе, когда любование природой связывается в сознании детей с узнанным на занятиях, а впечатления, полученные во время прогулки, непосредственно отражаются в детском творчестве.

С детьми разных возрастных групп предлагается проводить занятия в живом уголке, а для подготовительной к школе группы организовать поездку в зоопарк, осуществить экскурсию в ботанический сад или посетить музей, посмотреть на подлинные произведения искусства, предметы быта, окаменелые ископаемые, показать слайд-фильм, состоящий из выразительных кадров.

Мир природы по программе «Природа и художник» выступает как предмет пристального наблюдения и средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность воспитанников. Предлагаемая система художественно-творческих заданий направляет педагогическую работу на формирование у детей целостных представлений о природе как живом организме, что является сутью экологического и художественного воспитания.

Содержательная основа программы «Природа и художник» экологична по своей сути. Основная смысловая установка этой программы заключается в том, что экология природы и экология культуры — грани одной проблемы: сохранения в человеке человечности. Ребенок-художник, наблюдая за природой, выражает в творчестве свое видение происходящих в ней явлений. Воспитатель помогает ребенку «открыть глаза» на видимый им мир, реализуя основной методический принцип программы — одухотворение природных явлений.

Особенности организации работы специалистов ДОУ

Педагог создает на занятии ситуацию образных сравнений, при которой максимально раскрываются творческие потенции ребенка, его наблюдательность, фантазия и воображение. Педагог — главный устроитель художественно организованного занятия. Поэтому в поведении воспитателя важно все, он камертон доброжелательности, чутко реагирующий на ход учебно-воспитательного процесса.


Тема года: «Художник и природа родного края»

Тематический блок: мир природы

Занятие 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (Рисунок на свободную тему)

Содержание. Если дети впервые пришли в группу, в которой у них будет проходить занятие по изобразительному искусству, то нужно познакомить их с оборудованием студии-мастерской, рассказать им о профессии художника и с многообразием материалов, которыми работают художники (акварель, гуашь, карандаши, уголь, сангина, пастель, восковые мелки,  тушь, перо-палочку, пластилин и др.).

Организуется маленькая выставка детских работ – рисунков и поделок, выполненных детьми разных возрастных групп в прошлые годы.

Можно показать работы самодеятельных  и профессиональных художников (репродукции или оригиналы). Показ и анализ творческих работ педагога (эскизов, рисунков с натуры и по представлению, декоративных композиций и др.) будут способствовать тому, что в сознании детей ваш образ будет связываться с образом настоящего художника.

Задание. Предложить детям представить себя художниками и на ½ альбомного листа фломастером (коричневым или черным) или простым карандашом изобразить то, что им хочется нарисовать в данный момент. Это задание носит диагностический характер, анализ рисунков позволит педагогу определить уровень творческого развития детей, их графические умения и тематические предпочтения.

Материалы. Бумага, простой или цветные карандаши (фломастеры или другие материалы).

Примечание. Рисунок на свободную тему нужно выполнить в начале занятия, до того как дети увидят чужие рисунки. Поскольку это задание повторяется в начале и в конце каждого года обучения, то важно, чтобы дети каждый год выполняли одним и тем же материалом.


Занятие 2. ОБРАЗЫ НЕБА  («Улыбка Природы».«Яркое солнышко»).

Содержание. Рассмотреть вместе с детьми картины природы, на которых изображённое солнце. Привести для примера картины известных художников-пейзажистов (В. Ван Гога, А. Куинджи, В. Васнецова, К. Богаевского). «Какое оно, солнце? Как изобразить его сияние?» - вопросы, на которые должны ответить дети в своем рисунке.

Волшебница-природа дарит художнику и всем нам улыбку, посылая на землю теплые солнечные лучи. Масляной пастелью (восковой пастелью или мелками) теплых оттенков (желтого, оранжевого, красного цветов и т.п.) показать детям возможные способы изображения солнечного диска и лучей (точками, штрихами, волнистыми линиями, спиралью, зубчиками, запятыми и т.п.). Перерыть получившиеся изображение солнца акварельными красками  в технике «по-сырому», фиксируя, таким образом, небо в том или ином эмоциональном настроении (ясное, веселое, темное, закатное и т.п.). Воск оттолкнет от себя водяные краски и получится необычный эффект смешанной техники: теплое солнышко засияет в окружении холодноватых оттенков неба.

Задание. Изображение лучезарного, веселого солнышка (лучив виде волн или прямых линий, точек, зигзагов и т.п.).

Материалы. Бумага, масляная пастель (восковая постель или мелки), акварель, кисть, баночка, тряпочка. Возможно, выполнение работы гуашью или другими материалами.


Занятие 3. ОБРАЗЦЫ НЕБА (Светлые и темные краски)

Содержание. Показать и проанализировать картины природы с ярко выраженным настроением (тревога, веселье, пасмурно, утро, вечер, сумерки и т.п.).

Волшебница Природа окрашивает видимый нами мир в разные краски: то грустные, то веселые, то светлые, то темные. Художник учится у природы и при помощи акварели создает красочные картины-настроения.

Показать детям приемы работы акварельными красками в технике «по-сырому» (кистью смочить альбомный лист и, накладывая один цвет за другим, создавать цветовые переливы того или иного настроения).

Обратить внимание детей на действие черной краски: смешиваясь с другими, она вносит в картину темные, пасмурные, контрастные или тревожные интонации. Спросить у детей: «Какой цвет самый веселый? Сочетание каких цветов создает впечатление праздника, «дождливое» настроение, состояние тревожной ночи?» и т.п.

Зрительный ряд. Наглядное пособие «Времена суток» (изображение одного и того же пейзажа в разное время суток: утро, день, вечер, ночь).

Произведения художников-пейзажистов (А.  Куинджи, И. Левитан, К. Юон, Д. Эль Греко, У. Тернер и др.), работы педагог и детские акварельные  подмалевки в технике «по-сырому».

Задание. Изображение двух разнохарактерных акварельных « подмалевок» в технике «по-сырму»: на одном листе произвести смешение светлых, нежных или радостных красок, на другом – темных или контрастных.

Материалы: Бумага, акварельные краски, кисти, баночка с водой, тряпочка.


Занятие 4. ОБРАЗЦЫ ЗЕМЛИ (Осенняя трава. Краски осеней земли).

Содержание. Показать осенние картины природы (И. Левитан, владимирские пейзажисты  и др.), фоторепродукции ранней, золотой и поздней осени. Обратить внимание на то, как меняются краски осеней травы за три осенних месяца: от насыщенных зеленых и желто-зеленых. Вспомнить смешение основных цветов: красного, синего, желтого. Спросить детей, как получить составные, дополнительные цвета: зеленый, оранжевый, фиолетовый (показать наглядное пособие «Основные и дополнительные цвета»). Анализируя наглядные пособия «Смешение цветов с черной краской», «Смешение цветов с серой краской», обратить внимание на изменение желтой гуаши при смешении с черной и серой (она изменяет свой цвет на зеленый). Занятие пройдет более живо, если принести разные по цвету травы и осенние листья, рассмотреть окраску как ярких травинок, так и сухих, имеющих темные, блеклые оттенки.

Задание. Изображение одного или двух цветовых подмалевок – ковров из осенних трав и листьев. Ковер «Унылая пора» получится на основе смешения желтой краски с синей, черной  и серой; ковер «Утренняя земля» - на основе смешения желтой краски с синей и желтой с красной (смешение красок производится на всей поверхности листа, кисточка оставляет след-мазок – травинку, листочек).

Материалы. Бумага цветная, гуашь (желтая, синяя, белая, черная, серая), кисти.


Занятие 5. ОБРАЗЫ ДЕРЕВЬЕВ (Маленькие и большие деревья)        

Содержание. Показать детям разные о характере лиственные деревья. Обратить внимание детей на конструкцию дерева (ствол, корни, ветки, сучки, листочки, плоды), на необычные формы стволов (изогнутое, сильно наклоненное к земле, с дуплом, со сломанной веткой и т.п.). Сравнить образ дерева с образом человека: макушка дерева – голова, ствол – туловище, ветки руки, корни – ноги и т.п. Поиграть с детьми  в игру «Я – дерево» (ребята пластикой собственного тела изображают образ того или иного дерева: «Я – сильный дуб протягиваю свои руки – ветки к солнцу», «Я – тонкая березка склоняю свои ветки-руки к земле», «Я - клен, у которого сломана веточка», «Я - плакучая ива» и т.п.). Расскажите сказку о том, как волшебница Природа превратила сломанную ветром веточку березы в рисовальный уголь и подарила его Художнику.

Показать приемы работы углем (торцом, плашмя, растиркой, точкой и т.п.) изображая на белом листе деревья разного роста и графического облика: маленький прутик вырастает в юное деревце, стройное высокое дерево превращается в старый, толстый дуб и т.п.

Зрительный ряд. Фоторепродукции причудливых по форме лиственных деревьев, угольные рисунки деревьев И. Шишкина, И. Левитана, П. Пикассо и др., работы педагога, детские рисунки.

Задание. Изображение большого и маленько деревьев, потягивающих друг другу свои ветки-руки «Дерево-мама и дерево-сын», «Дерево-папа и дерево-дочь», «Одинаковое деревце», «Деревце без листочков» и т.п.

Материалы. Бумага, уголь или другие материалы (в качестве фона можно использовать рисунок с предыдущего занятия «Краски осенней земли»).


Занятие 6. ОБРАЗЦЫ ЦВЕТОВ («Цветик - многоцветик». «Шестицветник»)

Содержание. Вместе с детьми полюбоваться цветами, разными по форме и цвету. Рассматривая слайдовые изображения или живые цветы, обратить внимание детей на строение головки цветка, на то, что все лепестки соединяются в центре. Вместе с детьми придумать образные характеристики цветам, определить, на что они похожи, кого напоминают (например одуванчик похож на солнышко, ромашка на глаз с ресницами, бутон розы – на красивую вазу, астра – на взрыв салюта и т.п.).

Проанализировать наглядное пособие «Основные и дополнительные цвета». Вспомнить с детьми названия основных цветов – красный, желтый, синий, и составных – зеленый, оранжевый, фиолетовый.

Рассказать сказку о том, как волшебница Природа подарила художнику цветик - шестицветик и научила его смешивать между собой цвета трех пластилинов – красного, синего и желтого (желтый+синий=зеленый, красный+желтый=оранжевый, красный=синий=фиолетовый).

Показать приемы работы с пластилином (снимание, раскатка шариком и колбаской, придавливание и т.п.). Попросить детей методом снимания соединить два разных по цвету кусочка пластилина, причем получение нового цвета должно проходить как открытие и вызывать у детей исследовательский интерес. После того как дети самостоятельно (или при помощи педагога) получат три дополнительных, попросить их отщипнуть от каждого маленький кусочек и смешивать все шесть цветов между собой. Попросить ребят дать название получившемуся новому оттенку цвета (сероватый, буроватый, коричневатый и т.п.). Показать этапы работы над рельефным изображением сказочного цветка – многоцветика (зафиксировать на картонке серединку, а затем по кругу, как солнечные лучики, присоединять лепестки разного цвета).

Зрительный ряд. Живые цветы или фоторепродукции многолепестковых  цветов (астра, одуванчик, пион, роза, ромашка и т.п.). Набор репродукций «Русский изразец». Наглядное пособие «Основные и дополнительные цвета».

 Задание. Лепка на квадратной или круглой  картонной основе (тарелочке) рельефного изображения чудо-цветка с шестью разноцветными лепестками: желтым, зеленым, синим, фиолетовым, красным, оранжевым, в центре – смешение всех цветов.

Материалы. Три кусочка пластилина красного желтого и синего цвета, картон круглой или квадратной формы по размеру не более детской ладошки.

Примечание. Изображение цветка-шестицветка можно выполнить в технике обрывной аппликации.


Занятие 7. ОБРАЗЫ ДЕРЕВЬЕВ («В багрец и в золото одетые леса…»)

Содержание. Организовать для детей прогулку в лес, полюбоваться красками золотой осени. Принести на занятие собранные на прогулке разноцветные листья, внимательно их рассмотреть, найти на них разнообразные оттенки цвета. Прочитать стихотворение «Осень на опушке краски разводила…» (З. Федоровская, «Осень»), проанализировать его образный смысл. Вспомнить с детьми название основных цветов и результаты их механического смешения (цветик-шестицветик). Проанализировать произведения художников, которые использовали живописный мазок типа «точки» (В. Ван Гог, И. Грабарь и др.).

Используя только три гуашевые краски: красную, желтую и синюю,  показать приемы работы гуашью, способы получения оранжевого оттенка (красный+желтый), зеленого (желтый+синий) и фиолетового (красный+синий). На листе цветной бумаги или на акварельном «подмалевке» с предыдущих занятий показать возможные варианты изображения стволов деревьев (смешивая красный с синим). Затем, используя метод «точечной живописи» дерево украшается (одевается) золотой листвой, красными, желтыми, оранжевыми листьями.

Зрительный ряд. Произведения художников-пейзажистов на тему «Золотая осень» (И. Грабарь, Ж. Сера, И. Левитан и др.).Наглядное пособие «Основные и дополнительные цвета». Работы педагога и детей за прошлые годы.

Задание. Изображение ствола лиственного дерева с наклоненной макушкой и ветками-ручками, украшение веток желтыми, красными и оранжевыми  листочками методом точечной или пальчиковой живописи.

Материалы. Бумага синяя или черная, гуашь, (желтая, красная, синяя), кисти, баночка с водой, тряпочка (в качестве фона можно использовать рисунки занятия 3.).

Занятие 7-б. ОБРАЗЦЫ ДЕРЕВЬЕВ (Семья хвойных деревьев)

Содержание. Продолжать гулять по лесу. Цель данной прогулки – хвойные деревья. Обратить внимание детей на конструкцию деревьев (елей, сосен), на то, что у деревьев, так же как и у людей, бывает семья – лес, где живут старые и молодые деревья, большие и аленькие.

Показать приемы работы грушевыми красками: для изображения хвои молодых деревьев использовать смешение синей и желтой гуаши, для изображения старых – желтую и черную. По-разному  накладывая живописные мазки (штрихами, запятыми, точками, волнами, иголками и т.п.), изобразить лохматую ель, взъерошенную елочку, строгую сосну, мягкую сосенку и т.п.

Зрительный ряд. Произведения художников-пейзажистов с изображением хвойных деревьев (И. Шишкин и др.). Наглядные пособия «Основные и дополнительные цвета», «Смешение с черным цветом». Рисунки педагога и детей по теме «Хвойные деревья».

Задание. Изображение елочки-мамы и елочки-деточки, которые наклонили друг другу головки-макушки. Зелень большой елки получается смешением желтой и черной красок, маленькой –смешением синей с желтой, травка под деревьями – тем  и другим способом.

Материалы. Бумага, гуашь (желтая, синяя и черная), кисти, тряпочка, баночка с водой.


Занятие 8-а. ОБРАЗЫ ЦВЕТОВ (Грустный и веселый цветок) 

Содержание образ. Вместе с детьми полюбоваться луговыми, полевыми, лесными и декоративными цветами. Обратить внимание детей на конструкцию цветка (стебель, листочки, головка, плоды – семечки, пыльца), на то, что под натиском ветра и дождя, капелек росы стебелек сгибается к земле (образ одуванчика – толстые щеки). Поиграть с детьми в игры-пантомимы: «Я – цветок, радуясь  поднимаю свои руки – листья к солнцу», «Два цветка разговаривают, шепчутся между собой», «Цветок грустит» и т.п. (попросить их пластикой собственного тела передать веселого, стройного цветка и образ согнувшегося, печального, больного, образы цветов шепчущихся и т.п.).

Используя работы предыдущих занятий в качестве фона, попросить ребят гуашью (пастелью, цветными или восковыми мелками) изобразить многолепестковый цветок или круглый одуванчик с наклонной головкой («цветок задумался», «цветок загрустил»), а рядом или на другом листе – с прямым стеблем («цветок выздоровел», «цветок радуется», «цветок смотрит на солнышко»). В зависимости от настроения цветка дети вместе с педагогом выбирают цвет фона.

Зрительный ряд. Фоторепродукции или слайды разных цветов (одуванчик, ромашка, незабудка), согнувшихся до земли. Наглядное пособие «Цвет и форма» (изображение одного и того же форме цветка на разном цветовом фоне,  изображение разных по форме цветов на одном фоне). Работы педагога и детей по теме «Цветы».

Задание. Изображение цветов с наклонёнными и прямыми стеблями, в качестве фона можно использовать акварельные «подмалевки» с предыдущего занятия или листы цветной бумаги.

Материалы. Гуашь или иной материал, цветная бумага или рисунки с предыдущего  занятия, кисти, тряпочка.

Примечание. Возможно выполнение этого задания в смешанной технике: восковыми мелками изображается цветок с наклоненной головкой, а затем акварельными красками  изображение перекрывается в технике «по-сырому».

Интересно пройдет занятие, если дети внимательно рассмотрят цветы, растущие в комнате для занятий, охарактеризуют их, найдут среди них цветок, который наклонил головку, или цветок, который гордо держит головку, и т.п. Под впечатлением от беседы о комнатных цветах попросить детей изобразить их «портрет» пастелью или фломастерами.

Занятие 8-б СОЛНЕЧНЫЙ ОДУВАНЧИК («Одуванчик - толстые  щеки»)

Содержание. Показать детям пейзажи разных художников-графиков.  Обратить внимание на то, что черно-белое изображение получается в результате применения туши, пера ли палочки.

Показать детям приемы работы палочкой (специально подточенной, как карандаш, веточки дерева или палочки из-под мороженного и т.п.). Линия, точка, пятно, штрих – изобразительные средства, которые использует художник для реализации своего замысла.

Задание. Изображение «Одуванчика – толстые щеки» и солнышка. Каждый ребенок использует понравившийся ему метод изображения одуванчика при помощи точек, линий, штрихов или комбинируя их. Вокруг одуванчика изображаются разлетающиеся  в разные стороны семена-парашюты.

Материалы. Бумага (1/4 альбомного листа), пастель.

Примечание. Изображение одуванчика можно выполнить в технике обрывной аппликации или фломастерами.

Аболенихина Мила, 4 года «Одуванчики»  


Занятие 9-а   ДАРЫ ПРИРОДЫ («Аппетитные, ароматные, сладкие…..»)

Содержание. Организовать процесс любования спелыми фруктами: румяными яблоками, грушами, персиками и др. Можно использовать муляжи, однако лучше принести на занятие свежие овощи и фрукты, разложить их на декоративные подносы или на красивые тарелки.

Познакомить детей с приемами работы пастелью (метод растирки, плашмя, торцом, точкой и т.п.) при изображении разных по форме фруктов и овощей.

Задание. Изображение подноса (блюда, тарелки и т.п.) с лежащими на нем и рядом с ним фруктов (вид сверху), передать ощущение сочности и спелости фруктов. Возможно сначала нарисовать фрукты, а затем «положить их на поднос», обрисовав вокруг них овальную форму тарелки.

Материалы. Бумага тонированная  (темных оттенков), пастель или цветной школьный мел (восковая постель или мелки). Возможно выполнение работы в смешанной технике – восковой мелок + акварель.

Примечание. Изображение композиции из овощей и фруктов можно выполнить в технике обрывной аппликации или из природных материалов.


Занятие 9-б ДАРЫ ПРИРОДЫ (Грибной дождь)

Содержание. Принести на занятие различные по форме муляжи грибов. Обратить внимание на их разноцветные шляпы (красная – у красноголовика, синяя и зеленная – у сыроежек, коричневая – у белого гриба и т.п.). Особо указать на ядовитые (несъедобные) грибы – поганки, мухоморы.

На столах у детей стоят баночки с красной, белой, синей и зеленой красками.

Напомнить детям способы изображения красной шляпы мухомора (круг) и его белой ножки (столбика), украсить шляпу белыми точками.

Попросить детей изобразить большой и маленький мухоморы в хорошую и плохую погоду.

Показывая выразительные репродукции с нахмуренным   небом, читая стихи о дождике, спросить детей, как они понимают высказывание «У природы нет плохой погоды». Обратить внимание на то, что дождик бывает разный: веселый, озорной, как в стихотворении Б.Заходера «Дождик песенку поет: Кап, кап….» или К. Цвирики «Дождик весел, быстр и длинноного ….». Веселый теплый дождик называют грибным, идет он тогда, когда светит солнышко.

Напомнить приемы работы кистью методом «мозаичного мазка» при смешении белой и голубой, желтой и белой гуашевых красок (танец кисточки, кисть оставляет мазок в виде точки, запятой, кирпичика и т.п.). Проанализировать наглядное пособие «Живописная фактура».

Задание. Изображение дождика, который умыл грибы (сначала изображаются грибы, затем, поверх них, используя тот или иной живописный мазок, изображается дождик).


Занятие 10  ОБРАЗЫ ПРИРДЫ (Обобщающее занятие. Любование картинами природы. Природа – Художница – Волшебница).

Содержание. Используя сказочно-игровую форму общения с детьми, привлекая образ кукол волшебницы Природы или Художника, организовать восприятие  картин природы, обратить внимание детей на то, как меняется облик одного и того же пейзажа зимой, весной, летом и осенью. Повторить с детьми основные хроматические цвета – красный, синий, желтый и дополнительные – зелёный, оранжевый, фиолетовый, а также ахроматические (бесцветные) – белый, серый, черный. Вместе с детьми ответить на вопрос: «Какой цвет доминирует в пейзажах золотой осени, холодной зимы, ранней весны, солнечного лета?»

Рассмотреть и проанализировать произведения декоративно-прикладного  искусства – древнерусские кокошники, украшенные шитьем или жемчугом. Соотнести колористический образ головных уборов с цветовыми доминантами того или иного времени года. Помочь детям ответить на вопрос: «Какой из увиденных кокошников волшебница Природа надела бы зимой, какой – весной, летом и осенью?» Примеривая разные по форме и цвету кокошники, обратить внимание дошкольников на выразительные качества изделий, их цветовой облик.

Напомнить детям правила работы кистью, красками, водой и тряпочкой. Показать приемы работы гуашевыми красками, способы нанесения красок на лист (точка, круг, черта), обратить внимание на способы сочетания этих первичных элементов, их преобразование в новые изобразительные формы (крест, звездочка-снежинка, солнышко с лучами, цветочек, листок и т.п.).

Зрительный ряд. Наглядное пособие «Краски  времен года» (изображение одного и того же пейзажа в разное время года). Фоторепродукции или оригиналы древнерусских праздничных головных уборов – кокошников, корон и т.п. Работы педагога и детей за прошлые годы – разные по форме и цвету картонные кокошники, украшенные точками, кругами, крестиками, звездочками и т.п., их цветовой облик напоминает образ того или иного времени года.

Задание. Выполнение свободной орнаментальной композиции: украшение картонного шаблона кокошника или короны «Зима»  или «Весна», «Лето» или «Осень».

Материалы. Цветной картонный шаблон кокошника, гуашь, кисть, тряпочка, банка с водой.

Литературный ряд. Занятие выстраивается как сказочное путешествие Художника в царство волшебницы Природы. В качестве волшебницы может выступать кукла или педагог (надевая корону на голову, воспитатель может играть роль волшебницы Природы, а роль Художника – кукла).

Ввести детей в мир образов сказки поможет присказка:

«В некотором царстве, в некотором государстве, а может быть в Московском  королевстве, жил да был Художник, который больше всего на свете любил рисовать и путешествовать по своей сказочной стране. Страна эта была не простая, а волшебная. Царицей в этом сказочном государстве была прекрасная волшебница  Природа. Наденет красавица красный сарафан, золотую корону – и наступит в сказочной стране золотая осень, наденет она синий сарафан и ледяную корону – наступит зима, а как наденет она зеленый сарафан и венок из цветов – так наступит весна, а как нарядится волшебница Природа в разноцветные одежды и кокошник, усыпанные цветами да солнышками, - наступает лето.

На каждый день у волшебницы Природы есть свой наряд, который она сама изготовила и украсила, а помогали ей в этом краски, краски не простые, а волшебные – Красная, Желтая, Синяя, Зеленая, Белая и Черная гуашь (педагог достает из коробочки краски, показывая их детям, просит определить, какая краска что напоминает, вместе с детьми все цвета наделяются образными характеристиками).

Желтая краска – это цвет солнышка, веселого настроения и ….

Красная – это цвет цветка, солнышка на закате, огня и ….

Синяя – это цвет неба, колокольчика, незабудки, холодного льда и ….

Зеленая – это цвет травки-муравки, листочков на деревьях … ...

Белая – это цвет облаков, снежных сугробов и ….

Черная – это цвет грозовой тучи, земли – чернозема и …

Подарила волшебница Природа Художника краски и попросила его помочь ей украсить разноцветные короны-кокошники.

Предложить каждому ребенку выбрать понравившийся ему цветной шаблон-кокошник и украсить его разноцветными точками (метод «примакивания»)  или крестиками, или полосками так, чтобы все смогли догадаться, какому времени года принадлежит этот наряд – зиме, весне, осени или лету.

На доске показать приемы работы кистью, объясняя детям правила работы с красками, тряпочкой и водой.

В конце занятия на полу или на доске организовать мини-выставку. Дети примеряют свои короны. Спросить у них: «Какую корону наденет волшебница Природа зимой, весной, летом или осенью? Почему вы так решили? Почему Природу называют волшебницей или художницей?» В процессе анализа отметьте выразительные работы, те, в которых замысел соответствует конечному результату.

   

Автор: Арсентьева Марина Ивановна

Воспитатель ГБОУ детский сад №2573

 г. Москва


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовое перспективное планирование к программе по изобразительному искусству « Природа и художник » Т.А.Копцевой.

Годовое перспективное планирование к программе по изобразительному искусству « Природа и художник » Т.А.Копцевой. (младший возраст)...

Методические рекомендации при составлении авторской парциальной программы по изобразительному искусству, соответствующей требованиям ФГОС.

В методических рекомендациях представлен личный опыт построения  и реализации парциальной программы по изо «Волшебные краски», который, надеюсь, поможет педагогам при создании собственной р...

Годовое перспективное планирование к программе по изобразительному искусству « Природа и художник » Т.А.Копцевой.

Годовое перспективное планирование к программе по изобразительному искусству « Природа и художник » Т.А.Копцевой....

Рабочая программа по «Изобразительному искусству»

Рабочая программа по ИЗО для детей 4-6 лет...

Дополнительная дошкольная образовательная программа по изобразительному искусству с использованием нетрадиционных техник для детей 5-7 лет

Знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании....