«Проектная деятельность как средство системно-деятельностного подхода в образовательном процессе»
проект (подготовительная группа) на тему

Дуванова Любовь Рюриковна

На дошкольное образование возлагаются особые надежды, потому что везде в мире признано, что дошкольный возраст это золотой возраст развития личности и что именно те навыки, те основы деятельности, которые закладываются в этом возрасте, остаются с ребенком, с человеком на всю жизнь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Проектная деятельность как средство системно-деятельностного подхода в образовательном процессе»

Дуванова Любовь Рюриковна,

 воспитатель филиала  «Детский сад № 2 « Сказка»

 МБОУ « Средняя общеобразовательная школа № 7»

На дошкольное образование возлагаются особые надежды, потому что везде в мире признано, что дошкольный возраст это золотой возраст развития личности и что именно те навыки, те основы деятельности, которые закладываются в этом возрасте, остаются с ребенком, с человеком на всю жизнь.

  Слайд№2 Цель дошкольного образования на современном этапе – непрерывное накопление ребенком культурного опыта деятельности. Общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, с  другими детьми и взрослыми. Решение задач и проблем (познавательных, нравственных, эстетических, социальных и других) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, что должно стать основой формирования у него целостной картины мира, готовности к саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.
  Согласно ФГОС, основным подходом в современном образовании является системно-деятельностный подход.

  Слайд №3 Системно-деятельностный подход, реализующийся в практике работы воспитателей  дошкольных учреждений, дает возможность детям не быть в роли пассивных слушателей, которым выдается готовая информация. Дети включаются в самостоятельный поиск новой информации, в результате которого происходит открытие нового знания и приобретение новых умений. Действия детей мотивируются игровой развивающей ситуацией, предложенной педагогом, которая позволяет дошкольникам определить свою «детскую» цель деятельности и идти к ее выполнению.

   Слайд№4  В основе системно-деятельностного подхода лежит ряд дидактических принципов:

- принцип целостности, благодаря которому у детей формируется представление об окружающем мире как системе;

- принцип вариативности, предусматривающий систематическое предоставление детям возможности выбора собственной деятельности, в результате чего у них формируется умение осуществлять осознанный выбор;

- принцип деятельности, позволяющий исключить пассивное восприятие ребенком информации и обеспечивающий включение каждого ребенка в самостоятельную познавательную деятельность;

- принцип минимакса, при котором обеспечивается возможность развития ребенка в соответствии с его индивидуальным темпом и особенностями;

- принцип творчества, позволяющий развивать в самостоятельной деятельности творческие способности ребенка;

- принцип психологической комфортности, позволяющий выстраивать самостоятельную деятельность детей по интересам, что обеспечивает снятие всех стрессообразующих факторов при организации образовательного процесса;

- принцип непрерывности, обеспечивающий формирование и развитие у детей универсальных учебных действий на разных возрастных этапах, что в свою очередь будет способствовать дальнейшему саморазвитию личности в образовательной деятельности на всех ступенях образования.

   Сегодня образование призвано дать ребенку не готовые знания, а знания деятельные, которые могут быть приобретены только в ходе активного взаимодействия с окружающим миром. Любая деятельность дает бесценный опыт и формирует у ребенка важные умения: умение ставить перед собой цель, находить пути ее достижения, умение планировать свою деятельность и реализовывать план, достигать результата, адекватно его оценивать, справляться с возникающими трудностями. Знания, полученные в процессе деятельности, ребенок может  потом легко применять на практике, что обеспечит в дальнейшем успешность его обучения в школе.

Всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность.

Слайд№5  Правила системно-деятельностного подхода, которые актуальны и в проектной деятельности:

• Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;

• Веди ребенка от собственного опыта к общественному;

• Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;

• Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;

• Учи анализировать каждый этап работы;

• Критикуя, стимулируй активность ребенка.

    Проектная деятельность в дошкольном образовании не является абсолютно новым видом деятельности детей. Но чаще она используется как средство познавательного развития дошкольника, а системно - деятельностный подход в проектной деятельности предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.

Слайд№6   Отличительной чертой использования метода проектов в ДОУ является опора на ведущую деятельность дошкольников – игровую. Именно посредством игры вводится проблемная ситуация, а затем осуществляется

реализация самого детского проекта. Поэтому перед педагогами ДОУ стоят важные задачи:

 – подготовить дошкольников к осуществлению проектной деятельности;

 – обучить умениям и навыкам исследовательского поиска;

 – создать условия для развития коммуникативных навыков и рефлексии дошкольников;

 – способствовать практическому применению имеющихся у детей знаний и умений.

Особенностью проектной деятельности дошкольников является то, что в ходе ее реализации в образовательном процессе детского сада взрослыми создаются различные ситуации, побуждающие ребенка самостоятельно мыслить, находить и решать элементарные познавательные проблемы воплощать идеи на практике, стимулируют его активность и инициативность.

Реализация проектной деятельности дошкольников ведет к изменению позиции педагога. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих воспитанников, что влияет на изменение и психологического климата в группе, поощряется самостоятельность, творчество.

Слайд№7 Занимаясь проектной деятельностью, дети учатся сами добывать нужную информацию, через посещение библиотеки, используя интернет, ставят простые опыты, наблюдают, сравнивают, делают выводы. Задача педагога – помочь ребенку добиться намеченной цели, заинтересовать его конечным результатом, сформировать правильную самооценку. Принципиально важно то, что воспитанники получают не готовое знания, а добывают их сами в процессе собственной деятельности.

Слайд№8 Системно-деятельностный подход помогает детям самим открывать новые знания, выстраивать их в систему, применять на практике.

Согласно ФГОС ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, проектный метод в образовательной деятельности выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности.

Метод проектов позволяет формировать те личностные и психологические качества у детей, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально.

Слайд№9  Рассказать о реализации системно-деятельностного подхода в проектной деятельности в практике хочу на примере проектов, применяемых в  своей практике. Очень удобно строить проекты, опираясь на тематическое планирование. Основная цель проектного метода в ДОУ  - развитие свободной творческой личности ребенка.

Так возникли краткосрочные творческие проекты: «Осень в гости постучалась», «Путешествие в страну здоровья», «День матери»,  «В стране  правил дорожного  движения», «Скоро, скоро Новый год», «Дети и книги».

 Слайд№10 При проведении проекта «Скоро, скоро Новый год! дети занимались в «Творческой мастерской», где готовили новогодние поделки, рисунки, собрали вместе с родителями коллекцию мини-музея «Музей Деда Мороза», коллекцию новогодних открыток. Оформили альбомы «Где живёт Дед Мороз», «Новогодние традиции», «Новогодние истории», закончился проект праздником «Приключение бороды Деда Мороза».

Слайд№11  Долгосрочный  творческий проект «В стране правил дорожного движения» помог с помощью разнообразных методик и приёмов систематизировать работу для полноценного развития личности ребёнка и закрепления о правилах дорожного движения, проект основан на взаимодействии детей, воспитателей и инспектора ГИБДД.     Слайд№12  В гости в детский сад пришёл инспектор ГИБДД, где провёл  беседу с ребятами по правилам дорожного движения, а ребята показали знания, полученные  ходе проекта. Итогом проекта стал физкультурный праздник вместе с родителями  «Наш друг светофор»

Слайд№13 Познавательный проект «Наш зеленый огород на окне у нас растёт» развивает у дошкольников познавательный интерес к поисково-исследовательской деятельности через проектную деятельность,  собственный познавательный опыт. Слайд№14   Ребята сами готовили семена к посадке, ухаживали за растениями, наблюдали, как растут огурцы. Наградой стали выращенные огурцы, рассада цветов для украшения участка детского сада. Коллективный труд на огороде приучает к ответственности, развивает трудовые навыки, сплачивает детей, и уже к середине лета они могут увидеть плоды своего труда.

 Слайд№15 Проект «Дети и книга» способствовал приобщению детей к книге, мы ввели в практику разнообразные формы и методы работы с литературными произведениями, выявили знание детских сказок через различные виды деятельности. Слайд№16  Привлекли родителей к совместному творчеству. Проект закончился познавательной викториной «По дорогам сказок», где ребята вместе с родителями  путешествовали по сказкам.

    Слайд№17 Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. Слайд№18  В ходе опытной деятельности по проекту «Воздух-невидимка»  дети учились наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Обобщая опыт работы по проектной деятельности, хочется отметить, что проектирование изменяет роль воспитателей в управлении педагогическим процессом ДОУ, они выступают активными участниками, а не исполнителями воли определенных специалистов.

Слайд№19 Реализация системно-деятельностного подхода к воспитательно-образовательному процессу возможна только в тесном взаимодействии с родителями воспитанников и их включенности в деятельность учреждения. Необходимо сформировать у родителей целостное представление о единстве целей и задач дошкольного учреждения и семьи, постоянно повышать психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах деятельностного подхода к развитию ребенка. Для этого в детском саду проводятся беседы, консультации, тематические родительские собрания, родительские конференции, открытые занятия, детско-родительские проекты, творческие конкурсы.

Слайд№20  Проекты, вне зависимости от вида нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка

Слайд№21  Системно-деятельностный подход к организации воспитательно-образовательного процесса предполагает использование таких форм взаимодействия взрослого и ребенка в процессе воспитания и образования, которые должны обеспечивать всестороннее развитие ребенка в активной деятельности. Это игровые развивающие ситуации, проблемные ситуации, ситуации морального выбора,  игры-путешествия, игры-эксперименты, творческие игры, познавательно-исследовательская деятельность, проектная деятельность, сочинительская деятельность, коллекционирование, клубы знатоков, викторины, культурно-досуговая деятельность. В моделировании содержания образования в рамках системно-деятельностного подхода принимают участие все педагоги и специалисты дошкольного учреждения: воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог дополнительного образования. 

Слайд№22  Таким образом, на современном этапе развития Российского дошкольного образования особое внимание уделяется развитию личностных качеств дошкольника через системно-деятельностный подход. Проектная деятельность как средство реализации данного направления, обеспечивает включение каждого ребёнка в самостоятельную познавательную деятельность, создавая для каждого адекватную нагрузку, формирует познавательные умения: умение сравнивать, анализировать, делать выводы, находить причинно-следственные связи, отражать картину окружающего мира в творческой деятельности, что способствует успешному обучению в школе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проектная деятельность , как средство системно - деятельностного подхода в образовательном процессе"

Согласно ФГОС, основным подходом в современном образовании является системно - деятельностный подход....

Проектная деятельность как средство поддержки инициативы к дошкольников в процессе преодоления ОНР.

В работе обозначена роль технологии проектирования в поддержке коммуникативной, двигательной, творческой. познавательной инициатив и инициативы как волевое усилие у воспитанников группы ТНР....

Проектная деятельность в вопросах взаимодействия с семьёй в образовательном процессе ДОУ»

/Организация работы с семьей – это длительный процесс и очень кропотливый труд, не имеющий готовых технологий и  рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой, терпением педагога и...

Роль проектной деятельности в формировании субъектной позиции дошкольников в образовательном процессе

АКТУАЛЬНОСТЬ:Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как...

: Роль проектной деятельности в формировании субъектной позиции дошкольников в образовательном процессе.

Метод проектной деятельности является  одним из перспективных методов построения образовательной деятельности.Главным в проектной деятельности является самостоятельная деятельность дошкольни...